logo search
Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами

- процедуры привлечения к ответственности за административные правонарушения в области валютного законодательства.

Итоговая работа состоит из 3-х частей, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Общие положения проведения валютного контроля

В РФ контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции в целях обеспечения положений Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ о внешнеторговой деятельности, обеспечения защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов РФ, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц (ст. 52 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ). Данное положение распространяется на все направления внешнеторговой политики, в том числе на валютно-финансовое регулирование внешнеторговой деятельности.

Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов. Это важнейший участок общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере, инвестиционный потенциал экономики. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Компетенция таможенных органов при осуществлении валютного контроля определена в пункте 10 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: «таможенные органы осуществляют контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Нормативно-правовая база валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности - это федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры РФ.

К числу основных относятся:

- Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 07.02.2011);

- инструкции Банка России, посвященные валютному контролю за экспортируемыми и импортируемыми товарами;

- «Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации», утвержденное ГТК России 11.04.1997 г. № 01-23/6678, МВЭС России 09.04.1997 г. № 10-83/1335, ВЭК России от 02.04.1997 г. № 07-26/768;

- нормативные правовые акты ФТС России, касающиеся особенностей реализации технологии валютного контроля.

Субъектами правоотношений по валютному контролю являются:

- контролирующие субъекты (органы и агенты валютного контроля);

- лица, чья деятельность является объектом контроля.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля, права и обязанности которых определены в п.5 ст. 4, ст. 22 и ст. 23 Федерального закона РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 07.02.2011).

Основные документы, представляемые в банк для валютного контроля:

· паспорт сделки;

· документы, обосновывающие осуществление в/о;

· справка о валютных операциях;

· справка о подтверждающих документах; подтверждающие документы;

· справка о поступлении валюты РФ;

· справка о расчетах через счета за рубежом.

Одним из основных документов, применяемых в валютном контроле, выступает паспорт сделки, который используется в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами и содержат документально подтвержденные сведения об этих операциях.

Паспорт сделки оформляется в стандартизированном виде. Порядок оформления паспорта сделки определен Инструкцией ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Подтверждающие документы - это документы, связанные с проведением валютных операций по контракту и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

2. Полномочия таможенных органов по противодействию утечки капитала за рубеж

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов:

1. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, налоговым Кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

2. Должностные лица таможенных органов выполняют обязанности, предусмотренные статьей 33 налогового Кодекса РФ, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Основная санкция валютного права, которая носит общий характер, установлена в ст. 25 Закона, которая гласит, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем ст. 25 Закона носит полностью бланкетный характер, что предполагает обращение к другим нормативным правовым актам, прежде всего административного и уголовного законодательства.