logo
Взаимодействие таможенных органов с иными органами государственного управления Республики Беларусь

2.1 Взаимодействие таможенных органов с органами пограничной службы

Республика Беларусь как суверенное государство имеет свою государственную границу. Государственная граница - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь - суши, вод, недр, воздушного пространства [10, ст. 1].

Республика Беларусь при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании правоотношений на границе руководствуется принципами:

- обеспечение безопасности Республики Беларусь и международной безопасности;

-взаимовыгодного всестороннего сотрудничества и иностранными государствами;

- взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

- мирного разрешения пограничных вопросов;

- уважения прав и свобод человека и гражданина [10, ст. 2].

Охрана Государственной границы - это часть системы обеспечения безопасности Республики Беларусь, реализации пограничной политики. Охрана Государственной границы состоит в согласованной деятельности государственных органов, осуществляемой ими в пределах своей компетентности, путем принятия политических, организационно-правовых, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических мер. Охрана Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства и осуществляется органами пограничной службы Республики Беларусь в тесной взаимосвязи с другими органами государственного управления.

Органы пограничной службы Республики Беларусь возглавляет Государственный пограничный комитет [26, гл. 1 п. 6]. Государственный пограничный комитет - это республиканский орган государственного управления, а органы пограничной службы - воинские формирования.

Основными задачами Государственного пограничного комитета являются:

- проведение государственной пограничной политики и обеспечение пограничной безопасности;

- организация охраны Государственной границы Республики Беларусь;

- организация взаимодействия и координация деятельности государственных органов и иных организаций в области проведения государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности;

- организация пропуска через Государственную границу физических лиц, а также в пределах своей компетенции транспортных средств;

- предупреждение и пресечение правонарушений, создающих угрозу пограничной безопасности;

- всестороннее обеспечение оперативно-служебной и иной деятельности органов пограничной службы [26, гл. 2].

Государственный пограничный комитет в соответствии с возложенными на него задачами:

- осуществляет подготовку предложений по формированию государственной пограничной политики и обеспечению пограничной безопасности, в том числе по вопросам охраны Государственной границы и функционирования пунктов пропуска через Государственную границу, оперативно-служебной и иной деятельности органов пограничной службы;

- принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, осуществляет контроль за их исполнением;

- участвует в разработке проектов международных договоров, связанных с режимом Государственной границы и сотрудничеством по пограничным вопросам, заключает в установленном порядке международные договоры межведомственного характера;

- выявляет причины и условия, способствующие совершению правонарушений, создающих угрозу пограничной безопасности, принимает меры для их устранения;

- осуществляет в пределах своей компетенции комплекс мер по борьбе с незаконной миграцией, организованной преступностью, терроризмом, контрабандой и административными таможенными правонарушениями;

- организует и осуществляет оперативно-розыскную деятельность, а также руководство оперативно-розыскной деятельностью органов пограничной службы;

- осуществляет добывание, сбор и анализ информации об угрозах национальной безопасности Республики Беларусь на Государственной границе и в пограничном пространстве, в установленном порядке информирует о них Президента Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь, а также заинтересованные республиканские органы государственного управления;

- обеспечивает деятельность органов дознания и должностных лиц органов пограничной службы, ведущих административный процесс;

- в соответствии с законодательством принимает решения о разрешении: пропуска через Государственную границу физических лиц и транспортных средств в упрощенном порядке; пропуска через Государственную границу физических лиц и транспортных средств вне пунктов пропуска через Государственную границу; вылета и посадки воздушных судов в аэропортах (аэродромах), в которых не оборудованы пункты пропуска через Государственную границу;

- участвует в установлении Государственной границы в соответствии с международными договорами и иными актами законодательства;

- содействует выполнению законодательства, регулирующего общественные отношения в области охраны окружающей среды и природных ресурсов в пограничной полосе [26, гл. 3].

Органы пограничной службы и таможенные органы взаимодействуют между собой через свои комитеты - Государственный пограничный комитет и Государственный таможенный комитет.

Государственный пограничный комитет и Государственный таможенный комитет выполняя возложенные на них функции и поставленные пред ними задачи в тесном взаимодействии.

Можно выделить следующие пути взаимодействия Государственного таможенного комитета и Государственного пограничного комитета: