logo
инфраструктура

2 Понятие и система таможенной инфраструктуры

Термин «инфраструктура» произошел от лат. – «infra» - ниже, под; «structure» - строение, расположение. В настоящее время в отечественной научной литературе под термином «инфраструктура» понимается совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельность людей. В общем виде инфраструктура в любой социально-экономической системе – это, прежде всего, совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов данной системы. Под инфраструктурой внешней торговли предполагается понимать совокупность институтов, систем и предприятий, материально-технических объектов и технологий, обеспечивающих организацию и оформление внешнеторговых сделок, движение и распределение международных товарных потоков, а также нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность всех элементов инфраструктуры [9, с. 68]. В Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации дается следующее определение таможенной инфраструктуры: Таможенная инфраструктура  - это стационарные технические средства таможенного контроля, таможенные лаборатории, склады временного хранения и таможенные склады, учрежденные таможенными органами, а также административные здания, информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, сети связи, вычислительные центры таможенных органов [5]. Среди организационных и управленческих проблем функционирования таможенных органов одной из ключевых является организация и развитие сложной таможенной инфраструктуры. Все элементы инфраструктурного обеспечения деятельности таможенной службы можно разделить на три большие группы. К первой группе относятся те таможенные объекты, которые создают условия для функционирования таможенных органов, помещения товаров под таможенные режимы, а также обслуживания пассажиров. Это материально техническая база таможенных органов:

- Административные здания;

- Пункты пропуска и перехода;

- Таможенные склады;

- Склад временного хранения;

- Таможенный представитель;

- Таможенный перевозчик;

- Магазины беспошлинной торговли;

- Транспортные средства;

- Зоны таможенного контроля на вокзалах, в аэропортах и т.д.

Ко второй группе относятся системы, средства и виды деятельности, обеспечивающие осуществление таможенных процедур, передачу информации о ходе этого процесса и полученных результатах:

- Технические средства таможенного контроля;

- Технические средства таможенной экспертизы;

- Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС РФ;

- Системы контроля за нарушением таможенных режимов и т.д.

Третью группу составляет социальная инфраструктура, которая предназначена для специальных условий воспроизводства жизнедеятельности кадров таможенных органов и организаций. Именно эта сфера должна удовлетворять потребности в различных услугах непроизводственного характера в целях повышения профессиональной подготовки, уровня жизни работников таможни. Эти функции выполняют: - Учебные заведения и центры; - Службы жилищно-бытового обслуживания; - Службы здравоохранения и т.д.

Организация и развитие таможенной инфраструктуры подвержены воздействию целого комплекса политических, экономических, социальных условий, осложняющих или облегчающих решение этих вопросов. Одним из основных условий является договорно-правовое определение государственной границы. От признания или непризнания государственной границы зависит, является ли граница таможенной. Ибо только государственная граница определяет предел таможенной территории, а следовательно, и таможенную границу страны, которую таможня вправе оборудовать, чтобы осуществлять свои функции. В соответствии с решением вопроса о таможенной границе устанавливается порядок размещения таможенных объектов, перемещения товаров через границу, обложения их пошлинами и налогами, применения мер экономической политики, осуществляется квалификация правонарушения и т.д. Осуществление разработанного комплекса мер по созданию полноценной таможенной границы обеспечило значительный размах работ по организации и развитию пограничной и внутренней сети таможенной инфраструктуры. Создание и оснащение новых таможенных объектов, обеспечивающих функционирование таможен, таможенных постов, пунктов пропуска позволило в целом сформировать таможенную инфраструктуру на границе с государствами – бывшими республиками СССР. Создаются двухсторонние с определенными государствами пункты пропуска и перехода, т.е. появились международные объекты таможенной инфраструктуры [12].