4 Проблемы таможенной инфраструктуры
Несмотря на кажущуюся слаженность работы механизмов таможенной инфраструктуры в ее организации обеспечения таможенного дела еще не мало нерешенных проблем. Во многом они обусловлены состоянием инфраструктуры общего пользования в целом по стране. К примеру, многие таможенные посты, которые стали пограничными со странами СНГ, не оборудованы для надлежащего выполнения таможенного и пограничного контроля. Так например, железнодорожные станции, ставшие приграничными пунктами, в условиях отсутствия или недостатка технического оборудования для надлежащего выполнения процедур погранично-таможенного контроля служат серьезным сдерживающим фактором продвижения железнодорожных составов через вновь открытые пограничные переходы. Бесперебойность транспортного сообщения и эффективность таможенного контроля здесь возможны лишь при создании необходимого «путевого хозяйства» и соответствующей инфраструктуры
Не хватает помещений служебно-производственного назначения, многие из имеющихся нуждаются в реконструкции, оборудовании и техническом оснащении, более половины площадей служебных зданий и сооружений таможенные органы арендуют [13. с. 100].
Наличие этих проблем свидетельствует о том, что организация и состояние таможенной и околотаможенной инфраструктуры пока еще отстают от потребностей эффективного осуществления ВЭД. Крупной проблем для таможенных представителей и таможенных перевозчиков является слишком высокая сумма обеспечения уплаты таможенных платежей (для таможенного представителя на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, для перевозчика - на сумму не менее чем 200 тысячам евро) [1].
Таможенной службой созданы все условия для применения электронной формы декларирования, однако ее преимущества используются недостаточно эффективно. Это связано с тем, что в соответствии с таможенным законодательством участниками ВЭД при проведении оформления и контроля представляются документы иных федеральных органов исполнительной власти. Это является очень серьезным фактором, который сдерживает развитие электронного декларирования. Количество федеральных органов исполнительной власти, с которыми участники ВЭД взаимодействуют при осуществлении внешнеэкономической деятельности, приближается к 40. Каждый из них выдает определенные документы, и в основном на бумажном носителе. На сегодня не все органы исполнительной власти готовы к юридически значимому взаимодействию в электронном виде как с участниками ВЭД, так и между собой, и с таможенной службой [15].
Одной из основных проблем существования и развития таможенной инфраструктуры является низкое финансирование, а в некоторых случаях даже полное его отсутствие. В соответствии с Распоряжением Правительства от 11 сентября 2008 г. N 1309-р «О концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы РФ», основными проблемами в сфере обустройства государственной границы РФ являются:
несовершенство нормативного правового регулирования;
низкий уровень развития и эксплуатации инфраструктуры на государственной границе РФ, а также недостаточные темпы ее модернизации;
несоответствие существующей системы пунктов пропуска потребностям государства, обусловленным темпами социально-экономического развития РФ;
неурегулированность вопросов права собственности в отношении объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе РФ [8].
Создание таможенной и околотаможенной инфраструктуры должно быть одной из приоритетных задач таможенной службы и участников внешнеэкономических связей. Они призваны обеспечить сотрудничество и партнерство друг с другом для реализации их общих интересов – ускорения движения товаров. Для этого необходимо:
1. развитие объектов околотаможенной инфраструктуры на коммерческой основе (складов для таможенных грузов, магазинов беспошлинной торговли, стоянок для автотранспорта)
2. создание системы информационно-консультационного обслуживания участника ВЭД
3. оказание услуг по декларированию внешнеторговых грузов
4. обеспечение максимальной доступности информации о таможенных правилах
5. защита прав экспортеров и импортеров
6. упрощение процедуры обжалования действий таможенных органов [12].
Заключение
В процессе становления российской таможенной службы необходимо было добиться превращения ее в эффективно функционирующий инструмент содействия развитию сферы ВЭД и отечественного рынка. Однако недостаточный уровень оснащения таможенных организаций современными техническими средствами для таможенного контроля и информационными системами серьезно ослаблял качество работы таможенных органов. Задача по оптимизации процедур таможенного оформления и проведения полноценного таможенного контроля на всей протяженности таможенных границ также влечет за собой потребность материально-технического оснащения таможенных органов, прежде всего различными видами транспортных средств, включая не только автотранспорт, но и авиа- и вертолетную технику, морские и речные суда, развитие ведомственной системы специальной оперативной связи, приобретение оборудования для установки факсимильной, шифровой и радиоподвижной связи [13, с. 100].
Увеличение числа объектов таможенной инфраструктуры, строительство новых автопереходов через границы, сети таможенных складов обусловливает необходимость их оснащения системами сигнализации и телевизионного наблюдения, оборудованием для осуществления оперативного контроля.
Ускорению производства таможенных процедур и соответственно перемещения товаров и транспортных средств должно способствовать создание новых специализированных объектов околотаможенной инфраструктуры и в первую очередь центров таможенного оформления, а также развитие института таможенных брокеров.
Сегодня для реализации многих проектов по модернизации таможенной инфраструктуры используют взаимодействие между государством и бизнесом, причем активно на только на национальном уровне, но и на межгосударственном.
В XXI веке развитие таможенной службы главным образом будет включать максимальное внедрение новых таможенных технологий, использование автоматизированных систем и электронных средств передачи информации, овладение технологиями управления рисками, включая их оценку и выборочный контроль [13, с. 102].
Основополагающими направлениями развития таможенной службы в соответствии с концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к госгранице РФ, во II период ее реализации (2009 - 2010 годы) планируется: (2011 - 2020 годы)
- осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах РФ.
- предполагается за счет развития и совершенствования таможенно-логистической инфраструктуры и транспортной инфраструктуры в приграничных субъектах РФ оптимизировать таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным транспортом (до 2012 года) и железнодорожным транспортом (до 2020 года).
Реализация Концепции должна быть увязана с этапами формирования Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.
Реализация Концепции должна минимизировать угрозы экономической безопасности РФ в условиях ее дальнейшей интеграции в мировую экономику, а также не должна привести к ухудшению условий внешней торговли и снижению конкурентоспособности экономики страны, нарушению общепринятых норм международного права и международных обязательств РФ.
Финансовое обеспечение реализации Концепции планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством РФ.
Для реализации основных положений Концепции разрабатываются федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы ФТС России и межведомственный план мероприятий [5].
Список использованных источников
I Нормативные документы.
1 Таможенный Кодекс Таможенного Союза (по состоянию на 2010г.)
- Кафедра «Таможенное дело и коммерция»
- Дата защиты ___________________ Оценка ________________________ Курган - 2012
- 1 Организационная структура таможенных органов
- 2 Понятие и система таможенной инфраструктуры
- 3 Сущность элементов таможенной инфраструктуры
- 3.1 Таможенный склад и склад временного хранения
- 3.2 Таможенный представитель и таможенный перевозчик
- 3.3 Магазин беспошлинной торговли
- 3.4 Уполномоченный экономический оператор как часть околотаможенной инфраструктуры
- 3.5 Технические средства таможенного контроля (тстк)
- 3.6 Единая автоматизированная информационная система (еаис) и электронное декларирование
- 4 Проблемы таможенной инфраструктуры
- 2 О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 n 311-фз
- I. Технические средства таможенного контроля
- II. Технические средства таможенного контроля