logo
инфраструктура

4 Проблемы таможенной инфраструктуры

Несмотря на кажущуюся слаженность работы механизмов таможенной инфраструктуры в ее организации обеспечения таможенного дела еще не мало нерешенных проблем. Во многом они обусловлены состоянием инфраструктуры общего пользования в целом по стране. К примеру, многие таможенные посты, которые стали пограничными со странами СНГ, не оборудованы для надлежащего выполнения таможенного и пограничного контроля. Так например, железнодорожные станции, ставшие приграничными пунктами, в условиях отсутствия или недостатка технического оборудова­ния для надлежащего выполнения процедур погранично-таможен­ного контроля служат серьезным сдерживающим фактором про­движения железнодорожных составов через вновь открытые пог­раничные переходы. Бесперебойность транспортного сообщения и эффективность таможенного контроля здесь возможны лишь при создании необходимого «путевого хозяйства» и соответству­ющей инфраструктуры

Не хватает помещений служебно-производственного назначения, многие из имеющихся нуждаются в реконструкции, оборудовании и техническом оснащении, более половины площадей служебных зданий и сооружений таможенные органы арендуют [13. с. 100].

Наличие этих проблем свидетельствует о том, что организация и состояние таможенной и околотаможенной инфраструктуры пока еще отстают от потребностей эффективного осуществления ВЭД. Крупной проблем для таможенных представителей и таможенных перевозчиков является слишком высокая сумма обеспечения уплаты таможенных платежей (для таможенного представителя на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, для перевозчика - на сумму не менее чем 200 тысячам евро) [1].

Таможенной службой созданы все условия для применения электронной формы декларирования, однако ее преимущества используются недостаточ­но эффективно. Это связано с тем, что в соответствии с таможенным законодательством участниками ВЭД при проведении оформления и контроля представля­ются документы иных федеральных органов исполни­тельной власти. Это является очень серьезным фак­тором, который сдерживает развитие электронного декларирования. Количество федеральных органов исполнительной власти, с которыми участники ВЭД взаимодействуют при осуществлении внешнеэконо­мической деятельности, приближается к 40. Каждый из них выдает определенные документы, и в основном на бумажном носителе. На сегодня не все органы ис­полнительной власти готовы к юридически значимому взаимодействию в электронном виде как с участника­ми ВЭД, так и между собой, и с таможенной службой [15].

Одной из основных проблем существования и развития таможенной инфраструктуры является низкое финансирование, а в некоторых случаях даже полное его отсутствие. В соответствии с Распоряжением Правительства от 11 сентября 2008 г. N 1309-р «О концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы РФ», основными проблемами в сфере обустройства государственной границы РФ являются:

несовершенство нормативного правового регулирования;

низкий уровень развития и эксплуатации инфраструктуры на государственной границе РФ, а также недостаточные темпы ее модернизации;

несоответствие существующей системы пунктов пропуска потребностям государства, обусловленным темпами социально-экономического развития РФ;

неурегулированность вопросов права собственности в отношении объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе РФ [8].

Создание таможенной и околотаможенной инфраструктуры должно быть одной из приоритетных задач таможенной службы и участников внешнеэкономических связей. Они призваны обеспечить сотрудничество и партнерство друг с другом для реализации их общих интересов – ускорения движения товаров. Для этого необходимо:

1.   развитие объектов околотаможенной инфраструктуры на коммерческой основе (складов для таможенных грузов, магазинов беспошлинной торговли, стоянок для автотранспорта)

2.   создание системы информационно-консультационного обслуживания участника ВЭД

3.   оказание услуг по декларированию внешнеторговых грузов

4.   обеспечение максимальной доступности информации о таможенных правилах

5.   защита прав экспортеров и импортеров

6.   упрощение процедуры обжалования действий таможенных органов [12].

Заключение

В процессе становления российской таможенной службы необходимо было добиться превращения ее в эффективно функционирующий инстру­мент содействия развитию сферы ВЭД и отечественного рынка. Однако недостаточный уровень оснащения таможенных орга­низаций современными техническими средствами для таможен­ного контроля и информационными системами серьезно ослаб­лял качество работы таможенных органов. Задача по оптимизации процедур таможенного оформления и проведения полноценного таможенного контроля на всей про­тяженности таможенных границ также влечет за собой потреб­ность материально-технического оснащения таможенных органов, прежде всего различными видами транспортных средств, включая не только автотранспорт, но и авиа- и вертолетную технику, мор­ские и речные суда, развитие ведомственной системы специальной оперативной связи, приобретение оборудования для установки факсимильной, шифровой и радиоподвижной связи [13, с. 100].

Увеличение числа объектов таможенной инфраструктуры, стро­ительство новых автопереходов через границы, сети таможенных складов обусловливает необходимость их оснащения системами сигнализации и телевизионного наблюдения, оборудованием для осуществления оперативного контроля.

Ускорению производства таможенных процедур и соот­ветственно перемещения товаров и транспортных средств должно способствовать создание новых специализированных объектов околотаможенной инфраструктуры и в первую очередь центров таможенного оформления, а также развитие института таможен­ных брокеров.

Сегодня для реализации многих проектов по модернизации таможенной инфраструктуры используют взаимодействие между государством и бизнесом, причем активно на только на национальном уровне, но и на межгосударственном.

В XXI веке развитие таможенной службы главным образом будет включать максимальное внедрение новых таможенных технологий, использование автоматизированных систем и электронных средств передачи информации, овладение технологиями управления рисками, включая их оценку и выборочный контроль [13, с. 102].

Основополагающими направлениями развития таможенной службы в соответствии с концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к госгранице РФ, во II период ее реализации (2009 - 2010 годы) планируется: (2011 - 2020 годы)

- осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах РФ.

- предполагается за счет развития и совершенствования таможенно-логистической инфраструктуры и транспортной инфраструктуры в приграничных субъектах РФ оптимизировать таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным транспортом (до 2012 года) и железнодорожным транспортом (до 2020 года).

Реализация Концепции должна быть увязана с этапами формирования Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Реализация Концепции должна минимизировать угрозы экономической безопасности РФ в условиях ее дальнейшей интеграции в мировую экономику, а также не должна привести к ухудшению условий внешней торговли и снижению конкурентоспособности экономики страны, нарушению общепринятых норм международного права и международных обязательств РФ.

Финансовое обеспечение реализации Концепции планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством РФ.

Для реализации основных положений Концепции разрабатываются федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы ФТС России и межведомственный план мероприятий [5].

Список использованных источников

I Нормативные документы.

1 Таможенный Кодекс Таможенного Союза (по состоянию на 2010г.)