Глава 45. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
Статья 317. Сфера применения настоящей главы
Комментарий к статье 317
В соответствии со ст. 317ТК специальная таможенная процедура, предусмотреннаяглавой 45, распространяется на случаи трансграничного перемещения товаров:
- дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и иными официальными представительствами иностранных государств;
- международными организациями;
- персоналом перечисленных выше представительств, учреждений и организаций;
- отдельными категориями иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и иммунитетами в соответствии с международными договорами.
Специальная таможенная процедура в отношении отдельных категорий иностранных лиц устанавливается в ТК. Однако она может стать предметом правового регулирования и на двух других уровнях таможенного законодательства Таможенного союза.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 317ТК нормотворческими полномочиями в этой области наделяется Комиссия Таможенного союза (в настоящее время - Евразийская экономическая комиссия). Она реализовала их, приняврешениеот 18 июня 2010 года N 309 "Об особенностях таможенного декларирования товаров, нормах провоза отдельных категорий товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального пользования". Еще одним важным решением Комиссии, принятым в этой области, являетсярешениеот 20 мая 2010 года N 329 "О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру" <433>. Вп. 1приложения к этому решению Комиссии установлено, что товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов Таможенного союза за пределами таможенной территории Таможенного союза, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты вывозных таможенных пошлин, а также без применения мер нетарифного регулирования.
--------------------------------
<433> Таможенный вестник. 2010. N 16.
Условием помещения товаров является представление в таможенный орган письменного подтверждения уполномоченного государственного органа о том, что товары предназначаются для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов Таможенного союза за пределами таможенной территории Таможенного союза с приложением перечня товаров, содержащих наименование и количество таких товаров.
Отдельные нормы, регулирующие данную специальную таможенную процедуру, могут содержаться в международных договорах государств - членов Таможенного союза. В ч. 2 ст. 318Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлен принцип разрешения коллизии между ТК и международными договорами Российской Федерации: "В случаях, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации для иностранных лиц, указанных вчасти 1 настоящей статьи, предусмотрены более льготные правила ввоза товаров в Российскую Федерацию или их вывоза из Российской Федерации, чем установленныеглавой 45Таможенного кодекса Таможенного союза, применяются правила международных договоров Российской Федерации.
Статья 318. Перемещение товаров дипломатическими представительствами иностранных государств
Комментарий к статье 318
Статья 318ТК касается перемещения товаров дипломатическими представительствами иностранных государств. В Венской конвенции 1961 года <434> о дипломатических сношениях содержится классификация только глав дипломатических представительств(ст. 14). Сами же представительства в этойКонвенциине классифицируются. По своему назначению дипломатические представительства в качестве государственных органов внешних сношений можно подразделить на три категории: постоянные дипломатические представительства в других государствах, постоянные представительства при международных организациях и непостоянные представительства, так называемые специальные миссии (различного рода делегации, направляемые со специальной целью для участия в переговорах, конференциях, торжественных церемониях, а также лица, выполняющие особо важное поручение своего правительства, послы по особым поручениям и т.п.).
--------------------------------
<434> Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. N 18. Ст. 221.
В соответствии с установившейся практикой постоянные дипломатические представительства в других государствах подразделяются на посольства, дипломатические миссии и соответствующие им представительства Ватикана (нунциатуры и интернунциатуры) <435>. В настоящее время Россия обменивается с другими странами дипломатическими представительствами на уровне посольств.
--------------------------------
<435> Дипломатическое представительство, возглавляемое послом, именуется посольством, а возглавляемое посланником или постоянным поверенным в делах - миссией.
Для того чтобы обеспечить дипломатическим представительствам возможность эффективно осуществлять предусмотренные международным правом функции без контроля со стороны властей государства пребывания (что вытекает из принципа суверенного равенства государств), предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты.
Таможенные льготы для дипломатических представительств иностранных государств представляют собой разновидность дипломатических иммунитетов <436>.
--------------------------------
<436> Под иммунитетами понимаются отдельные виды изъятия представителей иностранных государств и имущества таких государств из сферы принудительного воздействия со стороны суда, финансовых, таможенных органов, служб безопасности страны, где такие иностранные лица и имущество находятся.
Статья 318ТК освобождает от уплаты таможенных пошлин и налогов и применения мер нетарифного регулирования товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств, которые ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза или вывозятся с нее. Такими товарами обычно являются автотранспортные средства, мебель, оргтехника, строительные материалы, канцелярские товары и т.д. Предназначение этих товаров для официальных нужд дипломатического представительства подтверждается соответствующими письмами, письменными обращениями и т.д., направляемыми руководителем дипломатического представительства в адрес таможенного органа, производящего таможенное оформление. Предназначение товаров может оговариваться в контракте или обозначаться иным способом. Количество автомашин, которые могут быть ввезены дипломатическими представительствами иностранных государств и международных организаций для официального (служебного) пользования, устанавливает МИД России.
Товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств, не освобождаются от таможенного досмотра.
Дипломатические представительства получают таможенные льготы при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.
В целях недопущения использования дипломатических льгот для извлечения дохода исходя из принципа несовместимости дипломатического представительства с коммерческой деятельностью (ст. 42Венской конвенции 1961 года) таможенное законодательство может устанавливать ограничения в отношении некоторых товаров, предназначенных для официального пользования дипломатического представительства. Определяется, например, срок обновления или замены автомашины. Сейчас он составляет три года. В случае нарушения этой нормы обновление автомобиля возможно только при уплате таможенных платежей в полном размере. При отчуждении автомобиля до истечения трехлетнего срока с момента его ввоза необходимо получить разрешение на совершение такой сделки от таможенного органа, где данный автомобиль состоит на учете.
Статья 319. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства
Комментарий к статье 319
Статья 319ТК определяет порядок перемещения товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства. Таможенные льготы, предусмотренные ст. 319 ТК, распространяются на главу дипломатического представительства, членов дипломатического персонала, а также на проживающих вместе с ними членов их семей.
В Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях под главой представительства понимается лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве (ст. 1). В соответствии сост. 14этой Конвенции главы представительств подразделяются на три класса:
1) класс послов и нунциев, аккредитованных при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;
2) класс посланников и интернунциев, аккредитованных при главах государств;
3) класс поверенных в делах, аккредитованных при министрах иностранных дел.
В п. 2 ст. 14Венской конвенции 1961 года установлено, что "иначе как в отношении старшинства и этикета, не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу". Это предписание распространяется и на предоставление таможенных льгот: их объем не зависит от класса главы дипломатического представительства.
Членами дипломатического персонала являются те члены персонала представительства, которые имеют дипломатический ранг: советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, первые, вторые и третьи секретари, атташе дипломатические и атташе - представители ведомств (по науке и технике, сельскому хозяйству и т.д.), секретари-архивисты. В состав дипломатического персонала представительства входят также заместители торговых представителей, помощники военных, военно-морских и военно-воздушных атташе.
В Венской конвенцииупотребляется термин "дипломатический агент". Под ним понимаются как глава дипломатического представительства, так и члены дипломатического персонала.
Статья 319ТК распространяет предусмотренные таможенные льготы на членов семьи главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала. Комментируемая норма соответствует правилам, закрепленным вп. 1 ст. 37Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях: "Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными встатьях 29-36" (таможенные льготы закреплены в ст. 36). В теории и на практике нет единого мнения по вопросу, на каких именно членов семьи дипломатов распространяются дипломатические иммунитеты. Бесспорным является только то, что в семью входит супруг, несовершеннолетние дети и обычно также лица, состоящие на иждивении дипломата <437>. Члены семьи, так же как и сами члены дипломатического персонала, получают дипломатическую карточку.
--------------------------------
<437> Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990. С. 88.
Суть таможенной льготы, устанавливаемой в ст. 319ТК, состоит:
а) в предоставлении дипломатическим агентам и проживающим вместе с ними членам их семей права перемещать через таможенную границу товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, с освобождением от таможенных пошлин и налогов;
б) в неприменении в отношении таких товаров мер нетарифного регулирования;
в) в освобождении личного багажа дипломатических агентов и проживающих вместе с ними членов их семей от таможенного досмотра.
В соответствии с принципом законности данные таможенные льготы предоставляются при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ.
С помощью ст. 319ТК в законодательство государств - членов Таможенного союза переносятся правила, закрепленные вст. 36Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях. Вп. 1 ст. 36Конвенции устанавливается, что "государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги... предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы для его обзаведения".
Таким образом, как и в случае с товарами, предназначенными для официального пользования дипломатических представительств, товары для личного пользования дипломатического агента и членов его семьи, включая товары для первоначального обзаведения, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, других косвенных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, сборов за таможенное оформление. Данная льгота не касается сборов за хранение, сборов за таможенное оформление вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов.
При анализе нормы, освобождающей от таможенного досмотра личный багаж дипломатического агента и членов его семьи, проживающих совместно с ним, прежде всего следует определить само понятие "личный багаж". Личным является багаж, который содержит вещи личного пользования дипломата и обычно перевозится при дипломатическом агенте. Когда дипломат перемещается самолетом, часть его личного багажа может отправляться морем или железной дорогой.
Освобождение личного багажа от таможенного досмотра не является абсолютным. В ст. 319ТК воспроизводится положениест. 36 (п. 2)Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях, в соответствии с которой личный багаж дипломата или членов его семьи может быть досмотрен на таможне, если есть "серьезные основания" предполагать, что в багаже находятся товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен российским законодательством, международными договорами либо регулируется карантинными и иными специальными правилами. Ни в текстеКонвенции, ни вТКне дается толкование понятия "серьезные основания". На практике неопределенность этого выражения, с одной стороны, сдерживает таможенные органы от необоснованных досмотров, а с другой - легко разрешается с помощью такого критерия, как конечный результат <438>. Если в ходе досмотра товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен, не обнаружены, то, значит, не было и "серьезных оснований" для досмотра личного багажа дипломата.
--------------------------------
<438> Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995. С. 117.
Сотрудник таможенного органа может не только опросить дипломата, но и предложить ему заполнить таможенную декларацию, а также произвести досмотр ручной клади и багажа. Таможенный досмотр личного багажа дипломата санкционируется начальником таможни либо лицом, его замещающим. В случае если в результате досмотра багажа товаров, не предназначенных для личного или официального пользования или запрещенных к ввозу и вывозу, не обнаружено, дипломат, скорее всего, направит в МИД ноту протеста в связи с нарушением ст. 36 (п. 2)Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.
Если же в результате досмотра выявляется нарушение таможенного законодательства, должностное лицо таможенного органа составляет специальный акт. Протокол о правонарушении в этом случае не составляется, поскольку дипломатический агент (член его семьи) обладает судебным иммунитетом и не может быть привлечен к юридической ответственности по закону страны пребывания. В таких ситуациях обычно МИД России направляет соответствующее представление в посольство, где работает дипломатический агент. В представлении указывается на факт злоупотребления дипломатическим статусом со стороны дипломатического агента, в отношении которого на таможне был составлен специальный акт. Обнаруженные при досмотре товары, не предназначенные для личного пользования или ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в товарном количестве, подлежат возврату за границу.
Следует заметить, что ни при каких обстоятельствах личный багаж дипломата не может быть досмотрен на таможне в отсутствие владельца или его уполномоченного представителя. Термин "уполномоченный представитель" не разъясняется ни в Венской конвенции1961 года, ни вТК. Кто бы ни был таким представителем, он должен быть специально уполномочен на присутствие при таможенном досмотре багажа.
Статья 320. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства
Комментарий к статье 320
Согласно ст. 320ТК члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие вместе с ними члены их семей, если указанные лица и члены их семей не проживают постоянно в государстве пребывания и не являются гражданами государства пребывания, могут ввозить на таможенную территорию Таможенного союза товары, предназначенные для их личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
В соответствии со ст. 1Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях "членами персонала представительства являются члены дипломатического персонала, административно-технического и обслуживающего персонала представительства". Административно-технический персонал составляют лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства. Обычно к ним относятся референты, заведующие канцелярией, бухгалтеры, переводчики, секретари, машинистки и т.д. На данную категорию сотрудников в соответствии сост. 37Венской конвенции распространяются льготы в отношении освобождения от таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов на предметы первоначального обзаведения. Помимо освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, к товарам, предназначенным для первоначального обзаведения, не могут быть применены меры нетарифного регулирования.
Правила, установленные в ст. 320ТК, не распространяются на сотрудников административно-технического персонала и членов их семей, проживающих постоянно в государствах - членах Таможенного союза и являющихся гражданами этих государств.
Льготы по освобождению от таможенного досмотра к лицам административно-технического персонала дипломатического представительства не применяются.
Статья 321. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала
Комментарий к статье 321
Статья 321предусматривает, что на основе международного договора государства - члена Таможенного союза с иностранным государством таможенные льготы, предоставляемые ТК членам дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства, могут быть распространены на членов административно-технического и обслуживающего персонала этого представительства, а также на членов их семей, не проживающих в государстве пребывания постоянно и не являющихся гражданами государства пребывания, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства.
С точки зрения международного права ничто не препятствует отдельным государствам на основе взаимности распространять таможенные льготы, предусмотренные Венской конвенцией1961 года о дипломатических сношениях и таможенным законодательством, на весь персонал дипломатического представительства, т.е. как на дипломатических агентов, так и на административно-технический и обслуживающий персонал, включая членов их семей. Понятия дипломатического агента и административно-технического персонала раскрывались нами выше. К обслуживающему персоналу относятся члены персонала дипломатического представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства, - шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники и т.д.
Распространение таможенных льгот на весь персонал дипломатического представительства обязательно оформляется соответствующим двусторонним соглашением, являющимся юридическим основанием для изменения таможенного режима для лиц, составляющих административно-технический и обслуживающий персонал представительства.
Таможенные льготы, предусмотренные ст. 321ТК, не могут быть предоставлены сотрудникам административно-технического и обслуживающего персонала и членам их семей, постоянно проживающим в государствах - членах Таможенного союза и являющимся гражданами этих государств.
Статья 322. Перемещение товаров консульскими учреждениями иностранных государств и их работниками
Комментарий к статье 322
Статья 322посвящена перемещению товаров консульскими учреждениями иностранных государств и их работниками. Основным источником международного права, регулирующим порядок предоставления таможенных льгот консульским представительствам и их персоналу, является Венскаяконвенция1963 года о консульских сношениях <439>. Предоставление таможенных льгот консульствам и их персоналу может быть урегулировано и через принятие двусторонних консульских конвенций.Статья 323ТК распространяет на консульские представительства и их сотрудников, а также на членов их семей те же таможенные льготы, что были предоставлены соответствующим категориям персонала дипломатического представительства. Таким образом, консульское представительство и его персонал подпадают под действие таможенного режима, закрепленного вст. ст. 318-321ТК.
--------------------------------
<439> Сборник международных договоров СССР. М., 1991. Вып. XLV. С. 124 - 147.
Статья 323. Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу
Комментарий к статье 323
Порядок перемещения дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу регулируется нормами ст. 323ТК.
Международное право и таможенное законодательство устанавливают особый режим перемещения дипломатической и консульской почты.
Дипломатическая и консульская почта неприкосновенна. Этот общепризнанный принцип современного международного публичного права гарантирует обеспечение свободы сношений дипломатических представительств с представляемым государством. При помощи дипломатической почты доставляются официальная корреспонденция, документы и предметы, предназначенные для служебного пользования. Они упаковываются в дипломатическую вализу <440>, "под которой понимается закрытое и опечатанное печатью или опломбированное в установленном порядке вместилище (сумка, мешок, пакет, конверт и т.п.), имеющее видимые внешние знаки, указывающие на его характер" <441>.
--------------------------------
<440> Valise (фр.) - чемодан.
<441> Дипломатический словарь. М., 1984. Т. I. С. 308.
В соответствии с принятыми в России правилами пропуска через границу дипломатической почты каждое место диппочты должно быть опечатано сургучными печатями или опломбировано свинцовыми пломбами отправителя и иметь наклейку с надписью: "Экспедисион офисиель". Отдельное место диппочты не ограничивается ни по размерам, ни по весу, однако вес пересылаемой дипломатической почты может быть ограничен на основе взаимности. Вес транзитной дипломатической почты не подлежит ограничению. ВТКособо оговаривается, что дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные для официального пользования.
Каждая дипломатическая вализа составляет отдельное место дипломатической почты и может доставляться как в сопровождении специально уполномоченных на то лиц (дипломатических курьеров), так и без сопровождения, через обычные каналы связи.
Если все места дипломатической почты имеют различимые внешние идентификационные знаки, позволяющие определить их отношение к дипломатической почте, то в этом случае дипломатическая почта не может ни вскрываться, ни задерживаться. Должностные лица таможенного органа производят только внешний осмотр дипломатической почты и контролируют соблюдение требований о маркировке и об описании почты в курьерском листе.
Определение консульской вализы содержится в ст. 35Венской конвенции 1963 года о консульских сношениях. При сношении с правительством, дипломатическими и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, консульские учреждения могут пользоваться всеми подходящими средствами, включая консульские вализы.
В п. 2 ст. 35Венской конвенции 1963 года устанавливается, что официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его функциям. Вп. 3 той же статьизакрепляется, что консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. В то же время, когда компетентные органы государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в консульской вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального использования, они могут потребовать, чтобы консульская вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченными лицами представляемого государства. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место отправления. Положенияп. 3 ст. 35Конвенции 1963 года практически дословно воспроизведены вст. 323ТК.
Такая норма дает возможность, по существу, в любое время государству пребывания прервать свободные сношения консульского учреждения со своим правительством или дипломатическим представительством. Угрозе подвергается беспрепятственное осуществление консульским учреждением его функций <442>.
--------------------------------
<442> Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990. С. 192; Бобылев Г.В., Зубков И.Г. Основы консульской службы. М., 1986. С. 143.
Получается, что государство пребывания может потребовать отдельной упаковки предметов, предназначенных для консульского отдела посольства, и предметов, предназначенных для дипломатического представительства. В отношении первых в соответствии со ст. 35 (п. 3)Венской конвенции 1963 года ист. 323ТК допускается возможность таможенного досмотра. На практике многие страны, полностью игнорируя положения п. 3 ст. 35 Венской конвенции 1963 года, предоставляют абсолютную неприкосновенность консульской вализы в двусторонних консульских конвенциях. Так, вст. 18Консульской конвенции между СССР и США 1964 года <443> предусматривается: "Служебная переписка консульского учреждения, независимо от того, какие средства связи им используются, и опечатанные дипломатические вализы, имеющие видимые внешние знаки, указывающие на их официальный характер, являются неприкосновенными и не подвергаются контролю или задержанию со стороны властей государства пребывания".
--------------------------------
<443> Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 29. Ст. 261.
Статья 324. Таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров
Комментарий к статье 324
Таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров закреплены в ст. 324ТК.
Дипломатический (консульский) курьер - это лицо, которому поручается доставка дипломатической (консульской) почты. Должность дипломатического курьера упоминается в ст. 27Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях, а консульского курьера - вст. 35Венской конвенции 1963 года о консульских сношениях. Различают постоянных дипломатических (консульских) курьеров и временных (курьеровad hoc), назначенных для перевозки только данной дипломатической почты. Последние пользуются таможенными льготами лишь на срок исполнения своих служебных обязанностей. Дипломатическая почта может быть вверена командиру экипажа гражданского самолета. В этом случае дипломатическое (консульское) представительство может направить одного из своих сотрудников принять дипломатическую почту (консульскую вализу) непосредственно и беспрепятственно от командира самолета. Следует заметить, что сам командир экипажа в подобных ситуациях не считается дипломатическим курьером <444>.
--------------------------------
<444> Дипломатический словарь. М., 1985. Т. II. С. 126.
Основанием для признания за соответствующим лицом статуса дипломатического курьера является выдаваемый ему курьерский лист. В курьерском листе определяется статус дипломатического курьера и сообщается о предоставлении ему права на беспрепятственный провоз через границу указанного в этом документе количества мест дипломатической почты. При вывозе дипломатической почты из страны курьерский лист подписывается лицом, уполномоченным министром иностранных дел данного государства, а при ввозе - главой дипломатического, консульского или другого представительства данного государства за границей или лицом, его замещающим. В необходимых случаях курьерский лист визируется в министерстве иностранных дел или в дипломатическом (консульском) представительстве иностранного государства. Россия имеет соглашения со многими странами о взаимном отказе от визирования курьерских листов. Список стран, для которых отменено визирование курьерских листов, сообщается таможенным органам.
Иностранные дипломатические и консульские курьеры ввозят на таможенную территорию Таможенного союза и вывозят с этой территории товары, предназначенные для личного и семейного пользования, с освобождением от таможенного досмотра, уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.
Таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров предоставляются на основе взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства.
Личный багаж дипломатического (консульского) курьера освобождается от таможенного досмотра. Однако при наличии серьезных оснований полагать, что в багаже содержатся товары, не предназначенные для личного пользования курьера, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен, ограничен либо регулируется специальными правилами, личный багаж курьера может быть досмотрен на таможне в присутствии самого дипкурьера или его полномочного представителя.
Статья 325. Таможенные льготы для представителей и членов делегаций иностранных государств
Комментарий к статье 325
В статье 325ТК речь идет о предоставлении таможенных льгот специальным миссиям, под которыми в международном праве понимается разновидность временных зарубежных органов внешних сношений, состоящих из представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения характерных задач, определяемых по соглашению, между данными государствами <445>. Международно-правовые нормы, регулирующие дипломатию ad hoc, объединены вКонвенциио специальных миссиях 1969 года <446> (вступила в силу в 1985 году).
--------------------------------
<445> Курс международного права. М., 1990. Т. 4. С. 133.
<446> Работа комиссии международного права. Изд. IV. Нью-Йорк: ООН, 1988. С. 267 - 287.
Особую роль в современных условиях играет такой вид дипломатии специальных миссий, как дипломатия на высшем уровне, упоминающаяся в ст. 21Конвенции о специальных миссиях 1969 года.
В соответствии со ст. 325ТК таможенные льготы распространяются на представителей иностранных государств, членов парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности на сотрудников делегаций иностранных государств, прибывающих в государства - члены Таможенного союза для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях или с другими официальными поручениями. Льготы распространяются и на членов семей, сопровождающих указанных лиц.
Для участников специальных миссий и сопровождающих их членов семей таможенным законодательством устанавливается режим, аналогичный тому, что действует в отношении дипломатических агентов представительства иностранного государства.
Статья 326. Перемещение товаров членами дипломатического персонала, консульскими должностными лицами, представителями и членами делегаций иностранных государств, следующими транзитом через таможенную территорию Таможенного союза
Комментарий к статье 326
Статья 326ТК регулирует перемещение товаров членами дипломатического персонала, консульскими должностными лицами, представителями и членами делегаций иностранных государств, следующими транзитом через таможенную территорию Таможенного союза. Данная статья ТК соотносится сост. 40Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях, в соответствии с которой дипломатический агент, проезжающий через территорию третьего государства или находящийся на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост либо в свою страну, получает от этого третьего государства все иммунитеты (в том числе и таможенные), какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения. Действие этой нормы распространяется и на членов семьи дипломатического агента, сопровождающих его или следующих отдельно, чтобы присоединиться к нему или возвратиться в свою страну.
Правом беспрепятственного транзита наделяются дипломатические курьеры и дипломатическая почта.
Статья 327. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств
Комментарий к статье 327
В статье 327ТК рассмотрены таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств.
В учреждающем международную организацию договоре (уставе, статуте и т.д.) обычно содержится общее положение о том, что данная международная организация обладает привилегиями и иммунитетами. На основе такого положения государства - участники этой организации заключают многосторонний договор, в котором подробно регламентируются вопросы, связанные с привилегиями и иммунитетами. Так, например, в Уставе ООН (ст. ст. 104,105) определено, что ООН пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая "может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей". Положения этих статейУставаООН были развиты и конкретизированы вКонвенциио привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года <447> и вКонвенциио привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 года <448>.
--------------------------------
<447> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1957. Вып. XV. С. 32 - 40.
<448> Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996. Т. 1. С. 279 - 300.
В 1975 году была принята Венская конвенцияо представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Конвенция регулирует деятельность органов внешних сношений, осуществляющих представительство государств в отношениях с международными организациями или в рамках международных конференций. Это постоянные представительства государств при международных организациях, делегации государств в органах международных организаций и на международных конференциях, делегации наблюдателей в органах международных организаций и на международных конференциях.
По многосторонним или двусторонним договорам о привилегиях и иммунитетах международных организаций их сотрудники пользуются функциональными привилегиями и иммунитетами, т.е. действующими на время исполнения служебных обязанностей <449>.
--------------------------------
<449> Дипломатический словарь. М., 1985. Т. II. С. 420.
Руководящие должностные лица международных организаций пользуются, как правило, значительным объемом привилегий и иммунитетов, близким или равным объему дипломатических привилегий и иммунитетов.
Двусторонними и многосторонними международными договорами определены таможенные льготы для следующих международных организаций, их представительств на территории России, персонала этих организаций и представительств, а также членов их семей. В целях систематизации норм, предусматривающих предоставление таможенных льгот, было принято указаниеГТК России от 3 августа 1995 года N 01-12/964 "О таможенных льготах для международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации" <450>.
--------------------------------
<450> Таможенные ведомости. 1995. N 10.
- Научно-практический комментарий к таможенному кодексу таможенного союза евразэс
- Под редакцией профессора а.Н. Козырина
- Таможенный кодекс таможенного союза
- I. Общая часть
- Раздел 1. Основные положения
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Информирование и консультирование
- Глава 3. Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела
- Глава 4. Информационные системы и информационные технологии
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров
- Глава 7. Страна происхождения товаров
- Глава 8. Таможенная стоимость товаров
- Раздел 2. Таможенные платежи
- Глава 9. Общие положения о таможенных платежах
- Глава 10. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 11. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 12. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 13. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)
- Глава 14. Взыскание таможенных пошлин, налогов
- Раздел 3. Таможенный контроль
- Глава 15. Общие положения о таможенном контроле
- Глава 16. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 17. Взаимная административная помощь таможенных органов
- Глава 18. Система управления рисками
- Глава 19. Порядок проведения таможенных проверок
- Глава 20. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля
- Глава 21. Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля
- II. Специальная часть
- Глава 23. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
- Глава 24. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза
- Глава 25. Временное хранение товаров
- Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 26. Общие положения о таможенных операциях, связанных
- С помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 27. Таможенное декларирование товаров
- Глава 28. Выпуск товаров
- Раздел 6. Таможенные процедуры
- Глава 29. Общие положения о таможенных процедурах
- Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- 2) Ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением ряда документов (лицензии, сертификаты, разрешения и т.Д.), после выпуска товаров.
- 3) Государством - членом Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.
- 1) Уплата ввозных таможенных пошлин и налогов.
- 2) Соблюдение установленных запретов и ограничений.
- 3) Представление документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
- Глава 31. Таможенная процедура экспорта
- Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 39. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу
- Глава 45. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 46. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- Глава 47. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
- Глава 48. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа
- Глава 49. Особенности перемещения товаров для личного пользования
- Глава 50. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов