Глава 50. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов
Статья 363. Сфера применения настоящей главы
Комментарий к статье 363
Статья 363 ТКраскрывает сферу примененияглавыТаможенного кодекса Таможенного союза, посвященную совершению таможенных операций в отношении такой категории товаров, как припасы.
Одной из задач образования таможенного союза и создания единой таможенной территории является обеспечение свободного перемещения товаров в рамках таможенной территории Таможенного союза, что вызывает необходимость создания унифицированных процедур перемещения товаров и закрепления данных процедур в правовых актах.
Таможенный кодексРоссийской Федерации закреплял перемещение припасов в качестве специального таможенного режима. Указанный режим был введенПостановлениемПравительства Российской Федерации от 9 июля 2001 года N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов" <502>, содержащим основные определения и положения, касающиеся перемещения припасов. В настоящее время в Таможенном кодексе Таможенного союза перемещение припасов является таможенной процедурой, которой посвященаглава 50"Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов".
--------------------------------
<502> Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 3031. Документ утратил силу в связи с принятием ПостановленияПравительства от 11 октября 2012 г. N 1038 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 43. Ст. 5874.
Анализируя правовое регулирование указанной таможенной процедуры, следует отметить значение Киотской конвенции. Данный документ устанавливает стандарты, являющиеся базовыми для государств, присоединившихся к Конвенции. Значительную роль в правовом регулировании перемещения припасов также играют международные соглашения. В них содержатся нормы, регулирующие вопросы уплаты налогов и таможенных пошлин при перемещении припасов на территорию договаривающихся государств.
Что касается национального законодательства стран - участниц Таможенного союза, то в Республике Казахстан операции с припасами регулируются главой 57 Кодекса Республики Казахстан о 30 июня 2010 года N 296-VI "О таможенном деле в Республике Казахстан" - текст статей во многом дублирует Таможенный кодекс Таможенного союза. В Республике Беларусь § 3 главы 17 Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З регулирует таможенную процедуру ввоза припасов, а § 4 главы 17 - таможенную процедуру вывоза припасов. В Российской Федерации регулирование операций, связанных с перемещением припасов, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексомТаможенного союза и положениями Федеральногозакона"О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Определение понятия "припасы" содержится в статье 4Таможенного кодекса Таможенного союза и подразумевает под собой товары, во-первых, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов <503>, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования. Во-вторых, это товары, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет. А также к припасам следует отнести товары, предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов. Таким образом, припасы можно разделить на две категории - припасы для потребления и припасы для реализации <504>.
--------------------------------
<503> В данном случае в понятие "водное судно" включаются морские (речные) суда, суда внутреннего плавания, суда плавания "река - море", суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке и маломерные суда, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи.
<504> Нормы, содержащиеся в главе 50ТК и регулирующие таможенные операции в отношении припасов, не распространяются на товары, находящиеся на транспортных средствах, эксплуатируемых физическими лицами для личного пользования.
При этом заметим, что в международной практике можно встретить уточнения приведенного определения. Так в разделе 1приложения к Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 9 апреля 1965 года устанавливается, что к судовым припасам не относятся предметы судового снаряжения и судовые запасные части <505>.
--------------------------------
<505> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Особенностью перемещения припасов является предоставление государствами льгот при уплате налогов и сборов в отношении товаров, отнесенных к данной категории, в частности освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Норма, содержащаяся в Киотской конвенции, закрепляет, что условием освобождения от уплаты импортных пошлин и налогов является тот факт, что припасы остаются на борту.
Подразумевается, что использование (потребление) припасов осуществляется во время нахождения транспортного средства на таможенной территории. Что касается припасов, загружаемых на морские (речные) и воздушные суда, в поезда для последующего вывоза с таможенной территории, то они обычно не облагаются вывозными таможенными пошлинами или аналогичными сборами, поскольку считаются экспортированными.
В части правового регулирования освобождения от уплаты таможенных пошлин при перемещении припасов следует отметить ряд положений, регулирующих данный вопрос, содержащихся в международных соглашениях. Так, например, нормы ст. 6Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики от 20 марта 2002 года "О судоходстве в бассейне Чудского, Теплого и Псковского озер" устанавливают, что "при заходе судна государства одной Договаривающейся Стороны в порт, расположенный на территории государства другой Договаривающейся Стороны, находящиеся на борту судна судовое снаряжение, судовые запасные части и судовые припасы освобождаются от таможенных платежей и прочих сборов, а равно освобождаются от получения разрешений на ввоз и вывоз" <506>. Также припасы, ввезенные на территорию (или полученные на территории) одной Стороны, освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами и иными подобными платежами и сборами в случае, если данные запасы остаются на борту судна до момента их обратного вывоза <507>.
--------------------------------
<506> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
<507> См., например: ст. 6Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия от 11 февраля 2007 г. "О воздушном сообщении" // Бюллетень международных договоров. 2008. N 6. С. 68 - 80;ст. 9Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки от 14 января 1994 года "О воздушном сообщении" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс";ст. 10Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Федеральным советом Швейцарии от 8 июня 1967 года "О воздушном сообщении" // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1972. Вып. XXV. С. 419 - 428; и др.
Таможенный кодекс Таможенного союза в п. 2 ст. 363закрепляет, что перемещение припасов через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. В данном случае следует отметить, что законодательство Российской Федерации содержит ряд норм, закрепляющих освобождение припасов от обложения налогами и таможенными сборами. Законодательство о налогах и сборах содержит положения об освобождении от уплаты внутренних налогов (НДС) - при таможенном декларировании ввоза припасов и вывоза припасов с территории Российской Федерации (подп. 3 п. 1 ст. 151НК РФ;подп. 3 п. 2 ст. 151НК РФ).Подпункт 8 п. 1 ст. 164НК РФ устанавливает обложение НДС припасов, вывезенных с территории Российской Федерации, с применением налоговой ставки 0% <508>. Освобождение от уплаты таможенных сборов при ввозе (вывозе) припасов содержат и положения Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"(п. 12 ч. 1 ст. 131).
--------------------------------
<508> При применении данного подпункта статьиНК РФ необходимо учитывать, что данная норма распространяется исключительно на топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания.
Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" закрепляет предоставление льгот по уплате таможенных сборов для "предметов материально-технического снабжения, снаряжения, топлива, продовольствия и другого имущества, необходимого для их эксплуатации во время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенных за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств" (подп. 1 п. 1 ст. 122).
Таможенный кодекс Республики Беларусь нормативно устанавливает, что помещение припасов под таможенную процедуру ввоза припасов и под таможенную процедуру вывоза припасов не влечет возникновения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов (п. 4 ст. 142, п. 4 ст. 145).
Количественные нормы припасов, попадающие под регулирование главы 50Таможенного кодекса Таможенного союза, могут определяться решением Комиссии Таможенного союза. Данная норма была введенаПротоколомМежгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 16 апреля 2010 года "О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года" <509>. Тем не менее, заметим, что в Таможенном кодексе Республики Беларусь содержится норма о том, что "Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, вправе устанавливать количественные нормы припасов, которые могут быть помещены под таможенную процедуру ввоза припасов" (п. 7 ст. 142 ТК). Установлено, что припасы, помещенные под таможенную процедуру ввоза припасов, сохраняют статус иностранных товаров (п. 3 ст. 142 ТК), в свою очередь, припасы, помещенные под таможенную процедуру вывоза припасов, сохраняют статус отечественных товаров (п. 3 ст. 145 ТК).
--------------------------------
<509> Доступ к тексту документа - ЭЮС Lexpro.
Следует отметить, что регулирование использования припасов осуществляется в соответствии с главой 50ТК, за исключением случаев помещения их под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта.
Статья 364. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов
Комментарий к статье 364
В статье 364 ТКуказывается, что проведение таможенных операций в отношении припасов при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах прибытия, а при вывозе с таможенной территории Таможенного союза - в местах начала международной перевозки либо местах убытия.
Национальное законодательство Казахстана (Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан") полностью дублирует положения данной статьиТаможенного кодекса Таможенного союза, Федеральныйзакон"О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержит отсылочную норму опять-таки к ТаможенномукодексуТаможенного союза. Что же касается Республики Беларусь, то ст. ст. 143 и 146 Таможенного кодекса Республики Беларусь, регулирующие порядок разрешения ввоза и вывоза припасов, закрепляют, что припасы признаются помещенными под таможенную процедуру ввоза (вывоза) с момента выдачи перевозчику таможенными органами соответствующего разрешения, форма и порядок выдачи которого устанавливаются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
При перемещении припасов они подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры. Следует отметить, что не допускается декларирование российских и иностранных товаров в одной таможенной декларации в соответствии с таможенной процедурой перемещения припасов (п. 3Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов, утвержденного Приказом ФТС России от 29 декабря 2007 года N 1665 <510>).
--------------------------------
<510> Российская газета. 2008. N 30.
При таможенном декларировании припасов в качестве таможенной декларации могут использоваться такие документы, как декларация на товары, транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы. В декларации должно содержаться количество припасов, выдача которых разрешена таможенной службой из припасов, находящихся на борту судна. Не требуется оформление и представление таможенной службе отдельной формы в отношении припасов, находящихся на борту судна. При предъявлении требования о представлении таможенной декларации в отношении припасов требуемая информация сводится к минимуму, который необходим для целей таможенного контроля.
Практика рассмотрения дел в арбитражных судах Российской Федерации зачастую исходит из того, что для классификации недекларирования бортовых припасов как административного правонарушения необходимо нормативное обоснование, предоставленное таможенным органом. В противном случае данные действия, при условии одновременной подачи и генеральной декларации, и заявления на припасы до убытия их и воздушного судна с территории Российской Федерации, не являются событием административного правонарушения <511>.
--------------------------------
<511> См.: ПостановлениеВосьмого арбитражного апелляционного суда РФ от 19 декабря 2011 года N А75-4955/2011.
Также не является основанием для привлечения к административной ответственности, когда припасы отражены в письменной декларации, но не соблюдена установленная форма декларации, так как "объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 16.2КоАП РФ, образует недекларирование товара в письменной форме, а не по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела" <512>.
--------------------------------
<512> См.: ПостановлениеТринадцатого арбитражного апелляционного суда РФ от 16 марта 2011 года N А42-6777/2010.
Разграничение при производстве таможенных операций в отношении припасов вне зависимости от страны регистрации или национальности водных судов, воздушных судов или поездов не проводится.
Статья 365. Использование припасов
Комментарий к статье 365
Использование припасов, как следует из содержания статей Таможенного кодексаТаможенного союза, посвященных регулированию таможенных процедур в отношении припасов, осуществляется на водных, воздушных судах, а также на поездах. При этомстатья 365 ТК, раскрывая вопросы использования припасов, уделяет внимание количественной составляющей припасов.
Количество потребляемых и использованных припасов во время нахождения водных, воздушных судов на таможенной территории Таможенного союза напрямую зависит от нескольких факторов. Прежде всего, это численность пассажиров и членов экипажей, а также продолжительность стоянки судов. Это касается как припасов, предназначенных для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судов, так и припасов, предназначенных для потребления членами экипажей и пассажирами. Аналогичная методика применяется при определении количества припасов, потребляемых пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также припасов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов, исходя из численности пассажиров, работников поездных бригад, продолжительности стоянки и времени нахождения в пути.
Что касается припасов, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов, то указанные припасы могут продаваться во время нахождения воздушных судов на таможенной территории Таможенного союза, но необходимо подчеркнуть, что продажа припасов должна осуществляться на борту этих судов.
Следует отметить роль таможенных органов, отраженную законодателем в данной статье. Во время нахождения водных, воздушных судов или поездов на таможенной территории Таможенного союза таможенные органы управомочены обязывать перевозчика принимать меры по соблюдению условий использования припасов, равно как принять решение об опечатывании места хранения припасов путем наложения таможенных пломб и печатей. Указанные меры могут применяться исходя из наличия возможности несанкционированного использования припасов. Действующий на территории Российской Федерациипорядоксовершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов, утвержденный Приказом ФТС России от 29 декабря 2007 года N 1665, предусматривает обязательное наложение печатей и опломбирование помещений, в которых хранятся продаваемые припасы. Также возможно (в случае, если таможенный орган примет соответствующее решение) наложение печатей и опломбирование помещений, в которых хранятся эксплуатационные или потребительские припасы.
Решение о наложении таможенных пломб и печатей оформляется путем проставления в таможенной декларации должностным лицом таможенного органа технологических отметок с указанием реквизитов пломб и печатей, а также их количества, с проставлением даты, подписи и заверяется оттиском личной номерной печати.
В отношении припасов, находящихся на борту воздушного судна, средства водного транспорта или в поездах, в соответствии с Киотской конвенциейразрешается очищать их для внутреннего потребления или помещать под другую таможенную процедуру. Также перевозчикам предоставляется право перегружать припасы на другие средства водного транспорта, воздушные суда или поезда, используемые в международных перевозках, с предварительного разрешения таможенной службы при наличии разрешения таможенной службы.
- Научно-практический комментарий к таможенному кодексу таможенного союза евразэс
- Под редакцией профессора а.Н. Козырина
- Таможенный кодекс таможенного союза
- I. Общая часть
- Раздел 1. Основные положения
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Информирование и консультирование
- Глава 3. Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела
- Глава 4. Информационные системы и информационные технологии
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров
- Глава 7. Страна происхождения товаров
- Глава 8. Таможенная стоимость товаров
- Раздел 2. Таможенные платежи
- Глава 9. Общие положения о таможенных платежах
- Глава 10. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 11. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 12. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 13. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)
- Глава 14. Взыскание таможенных пошлин, налогов
- Раздел 3. Таможенный контроль
- Глава 15. Общие положения о таможенном контроле
- Глава 16. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 17. Взаимная административная помощь таможенных органов
- Глава 18. Система управления рисками
- Глава 19. Порядок проведения таможенных проверок
- Глава 20. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля
- Глава 21. Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля
- II. Специальная часть
- Глава 23. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
- Глава 24. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза
- Глава 25. Временное хранение товаров
- Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 26. Общие положения о таможенных операциях, связанных
- С помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 27. Таможенное декларирование товаров
- Глава 28. Выпуск товаров
- Раздел 6. Таможенные процедуры
- Глава 29. Общие положения о таможенных процедурах
- Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- 2) Ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением ряда документов (лицензии, сертификаты, разрешения и т.Д.), после выпуска товаров.
- 3) Государством - членом Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.
- 1) Уплата ввозных таможенных пошлин и налогов.
- 2) Соблюдение установленных запретов и ограничений.
- 3) Представление документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
- Глава 31. Таможенная процедура экспорта
- Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 39. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу
- Глава 45. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 46. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- Глава 47. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
- Глава 48. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа
- Глава 49. Особенности перемещения товаров для личного пользования
- Глава 50. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов