Глава 2. Информирование и консультирование
Статья 10. Информирование о таможенном законодательстве Таможенного союза
Комментарий к статье 10
В ст. 10ТК установлен порядок информирования о таможенном законодательстве Таможенного союза, то есть о ТК, международных договорах государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные отношения в Таможенном союзе, а также о решениях Комиссии.
Законодательство государств - членов Таможенного союза устанавливает порядок информирования об актах как таможенного законодательства Таможенного союза, так и национального законодательства о таможенном регулировании (таможенном деле) и иных правовых актах, регулирующих таможенные отношения.
Соответствующие нормы содержатся:
в Российской Федерации - в ст. 51Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации";
в Республике Беларусь - в ст. 9 Таможенного кодекса Республики Беларусь;
в Республике Казахстан - в ст. 23 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".
Порядок информирования таможенными органами о таможенном законодательстве может уточняться и конкретизироваться административными регламентами органов исполнительной власти, уполномоченных в области таможенного дела (в Российской Федерации - Административным регламентомФедеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (утв. Приказом ФТС России от 9 июня 2012 года N 1128 <39>)), и иными нормативными правовыми актами.
--------------------------------
<39> РГ. N 174. 01.08.2012.
Обеспечение в установленном порядке государственных органов, организаций и граждан информацией по таможенным вопросам является одной из функций таможенных органов государств - членов Таможенного союза. Это соответствует стандартам Киотской конвенции. В главе 9 Генерального приложения к Конвенции закреплено (стандартное правило 9.1): "Таможенная служба обеспечивает беспрепятственный доступ любого заинтересованного лица ко всей необходимой информации общего характера по применению таможенного законодательства".
Информирование о таможенном законодательстве Таможенного союза может осуществляться различными способами:
- путем опубликования актов таможенного законодательства Таможенного союза в официальных изданиях государств - участников Таможенного союза и иных печатных изданиях;
- путем доведения информации о них с использованием информационных технологий (размещение на официальных и иных интернет-сайтах, в справочно-правовых системах и т.д.);
- путем доведения информации до всеобщего сведения по телевидению и радио;
- посредством иных способов распространения информации (информационные стенды, табло, буклеты и иные печатные материалы, устные разъяснения и объявления и т.д.), в том числе для общедоступного и бесплатного ознакомления в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза; в аэропортах, морских (водных) портах, на железнодорожных и автомобильных станциях) на транспортных средствах, выполняющих международные перевозки; в зонах таможенного контроля, а также в иных местах, определяемых таможенными органами.
При любом из перечисленных способов информирование таможенными органами о таможенном законодательстве Таможенного союза осуществляется бесплатно.
Публикация актов таможенного законодательства Таможенного союза может осуществляться в источниках официального опубликования законов и международных договоров государств - членов Таможенного союза (в Российской Федерации - в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", "Парламентской газете", "Бюллетене международных договоров" и т.д.), а также в официальных изданиях национальных таможенных служб (в России - в Бюллетене таможенной информации "Таможенные ведомости", информационно-аналитическом обозрении "Таможня" и иных печатных изданиях, обозначенных ФТС России в качестве изданий, опубликование в которых считается официальным).
Комиссия и таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ лицам к информации о таможенном законодательстве Таможенного союза, размещенной на их официальных веб-сайтах в сети Интернет.
Официальным сайтом Евразийской экономической комиссии является: www.eurasiancommission.org (решениеКоллегии Евразийской экономической комиссии от 16 апреля 2013 года N 83 "Об официальном сайте Евразийской экономической комиссии в сети Интернет"). ФТС России может публиковать акты таможенного законодательства Таможенного союза на своем интернет-сайте: www.customs.ru.
Исполнение таможенными органами обязанности по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза помогает им справиться с потоком многочисленных запросов о причинах принятого таможенными органами решения, совершенного ими действия или бездействия. Если основанием принятого решения, совершенного действия (бездействия) является опубликованный правовой акт, то ответ на запрос может сводиться к ссылке на этот акт (указывается название акта, его предмет и издание, в котором акт опубликован).
Статья 11. Консультирование таможенными органами
Комментарий к статье 11
В ст. 11определены правовые основы консультирования таможенными органами. НормыТКо консультировании таможенными органами соответствует стандартам Киотскойконвенции. В главе 9 Генерального приложения к Конвенции закреплено:
"По запросу заинтересованного лица таможенная служба в возможно короткие сроки предоставляет возможно более точную информацию по конкретным вопросам в области таможенного законодательства, поставленным заинтересованным лицом" (стандартное правило 9.4);
"Таможенная служба предоставляет не только запрошенную информацию, но и любую другую относящуюся к делу информацию, которую она сочтет целесообразным довести до сведения заинтересованного лица" (стандартное правило 9.5).
В соответствии с ТКправом на получение консультации наделяется любое заинтересованное лицо. Соответствующая этому праву обязанность таможенных органов предоставить консультацию реализуется через определение руководителем таможенного органа должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций.
Основанием для осуществления консультирования является запрос заинтересованного лица.
Предмет консультирования составляют вопросы, касающиеся таможенного законодательства Таможенного союза (ТК, международных договоров государств - членов Таможенного союза, решений Евразийской экономической комиссии), а также иные вопросы, входящие в компетенцию таможенных органов, к которым относятся вопросы порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, вопросы регулирования отношений, возникающих в процессе совершения таможенных операций и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей и др.
Должностным лицам таможенных органов запрещено консультировать по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов (подп. 1 п. 4 ст. 11ТК).
Консультирование может осуществляться в устной и письменной формах. По письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в возможно короткие сроки, но не позднее срока, установленного законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации этот срок составляет один месяц со дня получения запроса (ч. 2 ст. 52Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Форма письменной консультации может также определяться подзаконными актами, принимаемыми органами исполнительной власти государств - членов Таможенного союза, осуществляющими управление в области таможенного дела. В Российской Федерации, например, формаписьменной консультации содержится в Приложении N 4 к Административному регламенту Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (утв. Приказом ФТС России от 9 июня 2012 года N 1128 <40>).
--------------------------------
<40> РГ. 01.08.2012. N 174.
В государствах - членах Таможенного союза консультирование таможенными органами осуществляется бесплатно. Так, например, в Республике Казахстан осуществление безвозмездного консультирования является одной из обязанностей таможенных органов (ст. 10 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). Принцип предоставления консультаций по таможенному делу и иным вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов, на безвозмездной основе нашел свое закрепление в ст. 52Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 10 Таможенного кодекса Республики Беларусь, ст. 24 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". Заметим, что ранее за консультирование взималась плата, являвшаяся разновидностью таможенных платежей (в Российской Федерации, например, такая плата взималась в 1993 - 2003 годах).
Консультируя заинтересованные органы, таможенные органы выполняют одну из своих основных задач, сформулированных в подп. 6 п. 1 ст. 6ТК, - обеспечить в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создать условия для ускорения товарооборота через таможенную границу. Консультирование не должно быть связано с выполнением другой основной задачи таможенных органов - совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля (подп. 3 п. 1 ст. 6ТК). Поэтому особо оговаривается, что информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров (п. 5 ст. 11ТК).
В этой связи дополнительно устанавливается запрет должностным лицам таможенного органа при консультировании вносить изменения и дополнения в представленные заинтересованными лицами документы, а также совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы (подп. 3-4 п. 4 ст. 11ТК).
К другим ограничениям, налагаемым ТК на таможенные органы при проведении консультирования, относятся запреты:
сообщать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством (подп. 4 п. 4 ст. 11ТК);
проверять от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению таможенным органам (п. 2 ст. 11ТК);
составлять таможенные декларации и документы, представляемые таможенным органам (п. 2 ст. 11ТК).
При этом таможенным органам не запрещено консультировать по вопросам, связанным с заполнением таможенной декларации и документов, представляемых таможенным органам. Однако такие консультации могут проводиться только в устной форме и без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом (п. 3 ст. 11ТК).
Порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с ч. 6 ст. 52Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" порядок организации информирования и консультирования таможенными органами определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Реализуя соответствующие полномочия, ФТС России Приказом от 9 июня 2012 года N 1128 утвердила Административныйрегламентпо предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Законодательство государств - членов Таможенного союза устанавливает ответственность таможенных органов за своевременность и достоверность информации, предоставляемой в порядке консультирования по таможенным вопросам. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 52Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", если запрашиваемая информация была предоставлена таможенным органом несвоевременно или в недостоверном виде, что привело к убыткам лица, обратившегося за консультацией, возмещение убытков осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Убытки возмещаются за счет казны Российской Федерации в соответствии сост. ст. 16и1069ГК РФ.
Таможенные органы не несут ответственности в двух случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 52Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации":
а) за убытки, причиненные вследствие искажения текстов актов таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, правовых актов ФТС России и иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела, опубликованных без их ведома и контроля;
б) за убытки, причиненные вследствие неквалифицированных консультаций, оказанных лицами, не уполномоченными на их проведение.
Ответственность таможенных органов за недостоверную информацию при консультировании предусмотрена также в ст. 11 Таможенного кодекса Республики Беларусь.
- Научно-практический комментарий к таможенному кодексу таможенного союза евразэс
- Под редакцией профессора а.Н. Козырина
- Таможенный кодекс таможенного союза
- I. Общая часть
- Раздел 1. Основные положения
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Информирование и консультирование
- Глава 3. Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела
- Глава 4. Информационные системы и информационные технологии
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров
- Глава 7. Страна происхождения товаров
- Глава 8. Таможенная стоимость товаров
- Раздел 2. Таможенные платежи
- Глава 9. Общие положения о таможенных платежах
- Глава 10. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 11. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 12. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 13. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)
- Глава 14. Взыскание таможенных пошлин, налогов
- Раздел 3. Таможенный контроль
- Глава 15. Общие положения о таможенном контроле
- Глава 16. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 17. Взаимная административная помощь таможенных органов
- Глава 18. Система управления рисками
- Глава 19. Порядок проведения таможенных проверок
- Глава 20. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля
- Глава 21. Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля
- II. Специальная часть
- Глава 23. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
- Глава 24. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза
- Глава 25. Временное хранение товаров
- Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 26. Общие положения о таможенных операциях, связанных
- С помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 27. Таможенное декларирование товаров
- Глава 28. Выпуск товаров
- Раздел 6. Таможенные процедуры
- Глава 29. Общие положения о таможенных процедурах
- Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- 2) Ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением ряда документов (лицензии, сертификаты, разрешения и т.Д.), после выпуска товаров.
- 3) Государством - членом Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.
- 1) Уплата ввозных таможенных пошлин и налогов.
- 2) Соблюдение установленных запретов и ограничений.
- 3) Представление документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
- Глава 31. Таможенная процедура экспорта
- Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 39. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу
- Глава 45. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 46. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- Глава 47. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
- Глава 48. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа
- Глава 49. Особенности перемещения товаров для личного пользования
- Глава 50. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов