Глава 21. Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля
Статья 145. Товары и документы, подлежащие задержанию при проведении таможенного контроля
Комментарий к статье 145
В соответствии со ст. 145ТК должностные лица таможенных органов при проведении таможенного контроля уполномочены задерживать товары и документы на них, не являющиеся предметами административных правонарушений или преступлений.
Нормами ТК предусмотрены конкретные случаи, при наступлении которых могут быть задержаны следующие виды товаров и документов на них:
- товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, ограниченные к ввозу или вывозу, в отношении которых не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений (ст. 152ТК);
- товары, не помещенные под таможенную процедуру по истечении срока временного хранения (ст. 170ТК);
- товары, являвшиеся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и на которые в установленный срок не подана таможенная декларация с целью их помещения под таможенную процедуру (ст. 185ТК);
- товары, в отношении которых после отзыва таможенной декларации новая таможенная декларация не подана в пределах срока временного хранения товаров (ст. 192ТК);
- товары, в отношении которых действие таможенной процедуры не завершено в течение пятнадцати календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу соответствующего решения по привлечению лица к ответственности, в связи с несоблюдением им таможенной процедуры, повлекшей невозможность дальнейшего применения данной таможенной процедуры (ст. 208ТК);
- товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, не перемещены на другой таможенный склад либо не помещены под иную таможенную процедуру в установленный срок, в случае прекращения функционирования таможенного склада, оборудованного в соответствии с условиями хранения таких товаров (ст. 234ТК);
- товары, не помещенные под иную таможенную процедуру в установленный срок, в случае прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли (ст. 305ТК);
- товары для личного пользования, не оформленные в установленном порядке (ст. 354ТК).
В п. 2 ст. 145ТК закреплена обязанность таможенного органа в случае задержания товаров и документов на них составить протокол поформе, установленной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260 "О формах таможенных документов" <277>.
--------------------------------
<277> Текст решенияразмещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS16/Pages/R_260.aspx.
Следует отметить, что задержанные товары и документы на них изымаются, размещаются на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом, где и хранятся в течение сроков, установленных ТК.
Так, например, в ч. 4 ст. 189Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" задержанные товары могут быть переданы на хранение организации, осуществляющей складские услуги в регионе деятельности таможенного органа. Товары, требующие особых условий хранения, передаются в соответствующие специализированные организации (учреждения) или государственные органы. При передаче указанных товаров на хранение составляется акт приема-передачи, один экземпляр которого остается у таможенного органа, второй - у организации (учреждения), осуществляющей хранение товаров. Копия такого акта направляется законному владельцу товаров, если это лицо установлено таможенным органом.
В Таможенном кодексе Республики Беларусь установлено, что для хранения задержанные товары помещаются на территориях, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении таможенных органов (ст. 307).
По общему правилу, расходы по хранению задержанных товаров возмещаются лицами, которым фактически возвращаются товары. Порядок возмещения таких расходов, в соответствии с п. 4 ст. 145ТК, определяется законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары.
Статья 146. Сроки хранения задержанных товаров и документов на них
Комментарий к статье 146
В ст. 146ТК установлены сроки хранения задержанных товаров и документов на них. Необходимо отметить, что эти сроки различаются в зависимости от вида задержанного товара.
Так, скоропортящиеся продукты таможенные органы хранят в течение 24 часов. В свою очередь, товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу за ее пределы, и документы на них хранятся трое суток. Остальные товары и документы на них - в течение одного месяца.
Установленные ТКсроки хранения задержанных товаров исчисляются со дня их задержания.
Статья 147. Возврат задержанных товаров и документов на них
Комментарий к статье 147
Статья 147ТК регламентирует порядок возврата задержанных товаров и документов на них по истечении сроков задержания.
По общему правилу, возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам. Однако если декларирование товаров не производилось, такой возврат производится собственникам товаров. В случаях же если собственником является иностранное лицо либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания.
Необходимо отметить, что ст. 147ТК установлены особенности возврата запрещенных и (или) ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров и документов на них, задержанных при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза или вывозе за пределы этой территории.
Так, любому из указанных выше лиц возвращаются запрещенные к перемещению через таможенную границу товары и документы на них, задержанные при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза, при условии обращения данного лица первым в таможенный орган за возвратом таких товаров для обратного вывоза за пределы этой территории.
В случае если законодательство государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого при вывозе с таможенной территории Таможенного союза задержаны товары и документы на них, запрещенные и (или) ограниченные к перемещению через таможенную границу, допускает владение такими товарами, то в соответствии с п. 3 ст. 147ТК эти товары возвращаются декларанту или иным лицам для использования на таможенной территории Таможенного союза.
Этим же лицам могут быть возвращены ограниченные к перемещению через таможенную границу товары и документы на них, задержанные при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза, для использования на таможенной территории Таможенного союза либо для обратного вывоза за пределы этой территории. В данном случае такой возврат возможен только при условии представления таможенному органу документального подтверждения соблюдения установленного ограничения и помещения товаров под таможенную процедуру в соответствии с ТК (п. 4 ст. 147).
Во всех иных случаях, за исключением рассмотренных выше, задержанные товары возвращаются после их помещения под одну из таможенных процедур лицам, поместившим их под эту таможенную процедуру, либо их представителям.
При необходимости помещения товаров под таможенную процедуру по запросу лица, которое правомочно совершать таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, документы, задержанные вместе с товаром, возвращаются таможенным органом такому лицу до выпуска товаров.
Статья 148. Действия с задержанными товарами, сроки хранения которых истекли
Комментарий к статье 148
Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные в установленные сроки, согласно ст. 148ТК подлежат реализации, а в некоторых случаях - уничтожению или иному использованию в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого задержаны эти товары.
Так, например, в соответствии со ст. 190Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" распоряжение товарами, сроки хранения которых истекли, осуществляется путем их реализации, уничтожения или утилизации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства (далее - уполномоченный орган).
Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, заблаговременно, но не позднее чем за 15 дней до истечения срока хранения задержанных товаров, в письменной форме уведомляет декларанта, а если декларирование товаров не производилось - собственника товаров, а в случаях, если собственником является иностранное лицо либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют - лицо, во владении которого товары находились на момент задержания, о дате наступления события, позволяющего распоряжаться задержанными товарами и предстоящей передаче их уполномоченному органу. Такое письменное уведомление может быть вручено указанным лицам лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого уведомления. В случае задержания скоропортящегося товара уведомление осуществляется в день задержания такого товара возможными средствами оперативной связи, включая передачу информации в электронном виде.
Согласно ч. 3 ст. 190Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный орган, осуществивший задержание товаров, не позднее дня, следующего за днем истечения срока хранения задержанных товаров, составляет акт об истечении сроков хранения, который является основанием для распоряжения задержанными товарами.
Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, осуществляет расчет сумм таможенных пошлин, налогов в отношении задержанных товаров. Расчет осуществляется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленных на день их задержания.
В соответствии с ч. 7 ст. 190Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный орган, осуществивший задержание товаров, не позднее трех рабочих дней со дня истечении срока хранения задержанных товаров уведомляет уполномоченный орган об истечении сроков их хранения, о месте нахождения товаров, об их количестве и о других характеристиках, необходимых уполномоченному органу для организации принятия и вывоза товаров, с приложением копии протокола задержания, а также произведенного расчета причитающихся к уплате сумм таможенных пошлин, налогов. В случае если задержанные или изъятые товары являются скоропортящимися, уведомление направляется в день задержания товаров, в том числе возможными средствами оперативной связи, включая передачу информации в электронном виде, с указанием, что данные товары являются скоропортящимися. Об истечении сроков хранения задержанных товаров таможенный орган также уведомляет, соответственно, декларанта товаров или их собственника либо иного законного владельца, если эти лица установлены.
Далее таможенный орган передает такие товары по акту приема-передачи уполномоченному органу. Уполномоченный орган либо его представитель принимает от таможенного органа и вывозит задержанные товары для учета, оценки и распоряжения не позднее десяти рабочих дней после дня получения уведомления таможенного органа. Таможенный орган, задержавший товары, вправе продлить срок принятия и вывоза товаров по мотивированному обращению уполномоченного органа, но не более чем на один месяц. Скоропортящиеся товары должны быть приняты уполномоченным органом для распоряжения в срок не позднее трех рабочих дней после дня получения уведомления таможенного органа.
В соответствии с ч. 10 ст. 190Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" реализация задержанных или изъятых товаров осуществляется уполномоченным органом по рыночным ценам. В целях обеспечения перечисления в федеральный бюджет полной суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате и рассчитанных таможенным органом, распоряжение такими товарами осуществляется уполномоченным органом в возможно короткие сроки, но не позднее трех месяцев с даты акта приема-передачи. Если в течение указанного срока задержанные товары не будут реализованы, уполномоченный орган согласовывает с таможенным органом продление срока реализации, но не более чем еще на два месяца.
В случае если расходы на хранение и реализацию задержанных изъятых товаров превышают их стоимость, такие товары подлежат уничтожению либо переработке (утилизации) уполномоченным органом.
В ч. 14 ст. 190Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что уничтожение или переработка (утилизация) задержанных товаров, а также возмещение расходов, связанных с хранением и транспортировкой таких товаров, осуществляются за счет декларанта или иного лица, а при отсутствии таких лиц - за счет средств федерального бюджета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в отношении отдельных категорий товаров. В рассмотренной норме воспроизведены положенияп. 3 ст. 148ТК, которые являются общими для государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с п. 2 ст. 310 Таможенного кодекса Республики Беларусь реализация или иное использование товаров, сроки хранения которых истекли, осуществляется в порядке, установленном законодательством для имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, с учетом особенностей, определенных указанным Кодексом.
Для учета, оценки, реализации или иного использования указанные товары передаются таможенными органами в соответствующие комиссии по работе с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства в порядке, установленном законодательством для имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства.
Товары, оборот которых запрещен в Республике Беларусь либо расходы по хранению и реализации которых превышают их стоимость, а также в других предусмотренных законодательством случаях, подлежат уничтожению или утилизации, если иное не установлено законодательством.
Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" указывает на осуществление реализации, уничтожения или иного использования товаров, срок хранения которых истек, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Статья 149. Распоряжение суммами, вырученными от реализации задержанных товаров, сроки хранения которых истекли
Комментарий к статье 149
Механизм задержания и последующей реализации невостребованных задержанных товаров направлен на удержание из денежных средств, полученных от реализации таких товаров, сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленных на день задержания этих товаров, а также расходов по транспортировке, хранению товаров и иных расходов, связанные с реализацией этих товаров.
Суммы, полученные от реализации товаров, исчисленные с учетом вышеуказанных удержаний, возвращаются декларантам. В случае если декларирование товаров не производилось, указанные суммы возвращаются собственникам товаров, при наличии сведений о них у таможенного органа и при условии, что эти лица обратятся в таможенные органы в течение трех месяцев со дня, следующего за днем поступления денежных средств от их реализации, в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары.
В соответствии с п. 2 ст. 149ТК таможенные органы уведомляют указанных лиц о наличии подлежащих возврату сумм, полученных от реализации товаров.
В целях реализации положений ст. 149ТК в Российской Федерации был принятПриказФТС России от 30 декабря 2010 года N 2710 "Об утверждении формы уведомления о наличии подлежащего возврату остатка денежных средств, вырученных от реализации задержанных или изъятых товаров" <278>.
--------------------------------
<278> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 9.
- Научно-практический комментарий к таможенному кодексу таможенного союза евразэс
- Под редакцией профессора а.Н. Козырина
- Таможенный кодекс таможенного союза
- I. Общая часть
- Раздел 1. Основные положения
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Информирование и консультирование
- Глава 3. Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела
- Глава 4. Информационные системы и информационные технологии
- Глава 5. Таможенная статистика
- Глава 6. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров
- Глава 7. Страна происхождения товаров
- Глава 8. Таможенная стоимость товаров
- Раздел 2. Таможенные платежи
- Глава 9. Общие положения о таможенных платежах
- Глава 10. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- Глава 11. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 12. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов
- Глава 13. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)
- Глава 14. Взыскание таможенных пошлин, налогов
- Раздел 3. Таможенный контроль
- Глава 15. Общие положения о таможенном контроле
- Глава 16. Формы и порядок проведения таможенного контроля
- Глава 17. Взаимная административная помощь таможенных органов
- Глава 18. Система управления рисками
- Глава 19. Порядок проведения таможенных проверок
- Глава 20. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля
- Глава 21. Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля
- II. Специальная часть
- Глава 23. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
- Глава 24. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза
- Глава 25. Временное хранение товаров
- Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 26. Общие положения о таможенных операциях, связанных
- С помещением товаров под таможенную процедуру
- Глава 27. Таможенное декларирование товаров
- Глава 28. Выпуск товаров
- Раздел 6. Таможенные процедуры
- Глава 29. Общие положения о таможенных процедурах
- Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- 2) Ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением ряда документов (лицензии, сертификаты, разрешения и т.Д.), после выпуска товаров.
- 3) Государством - членом Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.
- 1) Уплата ввозных таможенных пошлин и налогов.
- 2) Соблюдение установленных запретов и ограничений.
- 3) Представление документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
- Глава 31. Таможенная процедура экспорта
- Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 39. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу
- Глава 45. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Глава 46. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- Глава 47. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
- Глава 48. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа
- Глава 49. Особенности перемещения товаров для личного пользования
- Глава 50. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов