22. Организация таможенной службы в Российской империи в середине XVIII столетия. Таможенный устав 1755 г.
Вторая половина XVIII в. знаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта европейских государств и особенностей российской экономики. Устав таможенный 1755 г. положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системе России и имело экономическое, финансовое и политической значение. Принятые в нем постановления открыли возможности свободного перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению всероссийского рынка и развитию внутренней и внешней торговли. Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли и уплатой пошлин. В уставе рассматривается порядок внутренней торговли и обязанности таможни. В нем говорилось, что он издан в интересах народа и для облегчения его жизни. Согласно уставу, в России были ликвидированы все внутренние таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин. Для русских и иностранных купцов вводились разные правила торговли и перемещения товара. Иностранные купцы, торгующие в портах и в пограничных городах, были обязаны продавать свои товары русским купцам оптом и по специальным тарифам. Перед таможней ставилась задача осуществления контроля, чтобы иноземцы между собой не торговали и товаром не обменивались. Указом на ярмарках для разбора купеческих споров вводится суд, который должен был разбирать дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений. Суд состоял из двух выборных членов от купечества и двух представителей от магистратских и ратушских членов. Для охраны торговых людей на ярмарках из губернских или ближе стоящих полков выделялись команды.
Новым явилось введение паспортной системы для торговых людей. Для всех российских купцов, имеющих заграничные торги и перемещающих свои товары через сухопутные и морские границы, вводились паспорта, выдаваемые магистратами. Кроме того, на купцов, приказчиков и работников выдавались аттестаты об их добром нраве и о том, что они за границей не останутся, а возвратятся в свою страну. Иностранные купцы, записавшиеся в российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан России, если же они захотят возвратиться в свое подданство, то были обязаны внести в государственную казну из своего капитала десятую часть, подтверждая свое состояние конторскими книгами и присягой. Принятие Устава таможенного 1755 г. упорядочивало таможенную службу и таможенный контроль, а также создавало правовую основу для таможенного дела.
В рассматриваемый период в вопросах таможенного дела видны как общие черты, характерные для феодальной структуры хозяйства, так и новые, связанные с таможенно-тарифной политикой. Но самое главное — осуществлялся процесс дальнейшего совершенствования управления таможенным делом, произошло законодательное закрепление порядка таможенного оформления, были введены необходимые защитные меры для обеспечения конкурентоспособности российских товаров. Российский предприниматель появился на рынке как продавец и как покупатель, купечество начало оформляться в отдельное сословие, занимавшееся торговлей и финансами. До начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т. е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства. При подведении итогов реализации таможенной и торгово-финансовой политики России во второй половине XVIII в. Можно сделать вывод о том что Россия, оставаясь феодальным государством, не могла выйти из отсталости и решить задачи экономичес- кого развития, поставленные перед ней исто- рией. В то же время благодаря российскому правительству продолжалось дальнейшее приращение территории империи, развитие торговли и таможенного дела. Эти успехи были бы более весомы, если б Россия встала на промышленный путь развития.
- 1. Основные этапы развития таможенного дела в России и их характеристика.
- 2. Зарождение торговли и таможенного дела на Юго-востоке современной России (в раннем железном веке).
- 3. Зарождение таможенного дела в Древней Руси (IX — начало XII вв.).
- 4. Торгово-таможенные отношения в русских землях в период политической раздробленности (начало XII — середина XIII вв.).
- 5. Таможни региона в раннем «Русском Средневековье» (IX—XII вв.)
- 6. Таможенные пошлины на Руси после монгольского завоевания.
- 7. Таможенные сборы в русских княжествах в Ордынский период (XIV—XV вв.).
- 8. Таможни нашего региона в Ордынскую эпоху ( вторая половина XIII —конец XV вв.).
- 9. Организация таможенного дела в Московии в XVI в.
- 10. Торговля и таможенное дело в Московском государстве к середине XVII в.
- 11. Регламентация таможенных пошлин и способов их сбора в «Соборном Уложении» 1649 г.
- 12. Торговый (таможенный) устав 1653 г.
- 13. Таможенное регулирование внутренней торговли по Новоторговому уставу 1667 г.
- 15. Таможенные органы Московского государства во второй половине XVII в.
- 16. Таможенное дело на Юге России в XVI—XVII вв.
- 17. Реорганизация таможенной службы в эпоху Петра I.
- 18. Таможенно-тарифная политика России в конце XVII — первой четверти XVIII в. Тариф 1724 г.
- 19. Таможенное дело при преемниках Петра I во второй четверти XVIII в.
- 20. Организация таможенной службы в портах Российской империи по Морским регламентам и уставам 1724 и 1731 гг.
- 21. Таможенная реформа 1753 г. И таможенный тариф 1757 г.
- 22. Организация таможенной службы в Российской империи в середине XVIII столетия. Таможенный устав 1755 г.
- 23. Екатерина II о задачах государства в области торговли и таможенного дела («Большой Наказ» 1767 г.).
- 24. Регламентация торговых прав российских сословий в «Жалованных грамотах» 1785 г.
- 25. Таможенная политика Екатерины II. Тарифы 1766—1782 гг.
- 26. Таможенная служба Российской империи во второй половине XVIII в.
- 27. Создание регулярных таможенных органов Российской империи на Дону и в Приазовье в XVIII столетии.
- 28. Торговая и таможенная политика России в первой половине XIX в.
- 29. Эволюция тарифного курса Российского правительства в 50—70-е гг. XIX в.
- 30. Тариф 1891 г. И его значение.
- 31. Конвенционные тарифы 1894—1904 гг.
- 32. Правовая регламентация таможенной службы Российской империи в первой половине XIX в.
- 33. Таможенная служба России во второй половине XIX века. Таможенные уставы 1857 и 1892 гг.
- 34. Таможенная и пограничная служба Российской империи в начале XX столетия.
- 35. Борьба с контрабандой в России в XIX и начале XX в.
- 36. Таможенная служба Юга России в XIX — начале XX вв.
- 37. Становление советской таможни (1917—1922 гг.).
- 38. Таможенный устав ссср 1924 г. Таможенная система ссср во второй половине 20-х гг. XX в.
- 39. Таможенный кодекс рсфср 1928 г.
- 40. Таможенная организация ссср в конце 20-х — середине 50-х гг. XX в.
- 41. Таможенная политика Советского Союза во второй половине 50-х — начале 80-х гг. XX в.: отношения с капиталистическими и развивающимися странами.
- 42. Регулирование таможенно-тарифных отношений и внешнеэкономической деятельности в рамках сэв.
- 43. Развитие таможенной системы ссср во второй половине 50-х — начале 80-х гг. XX в.
- 44. Таможенные учреждения нашего региона в советский период (1917—1985 гг.).
- 45. Советская таможня в эпоху «перестройки» (1985—1991 гг.).
- 46. Реорганизация таможенных учреждений Юга России в эпоху перестройки (1985—1991 гг.).
- 47. Формирование самостоятельной таможенной службы Российской Федерации с 1991 г. Образование гтк.
- 48. Территориально-структурное деление таможенных органов Российской Федерации в 1990-е гг.
- 49. Закон рф «о таможенном тарифе» 1993 г.
- 50. Таможенный кодекс рф 1993 г.
- 58. Основные направления деятельности Федеральной таможенной службы рф.
- Раздел I. Цели, задачи и показатели деятельности фтс России
- 59. Таможня Южного региона в 1990-х гг. (можно на примере таможни своего края).
- 60. Таможенные органы Южного федерального округа с 2000 г. (можно на примере таможни своего края).