logo
итд итп Р

22. Организация таможенной службы в Российской империи в середине XVIII столетия. Таможенный устав 1755 г.

Вторая половина XVIII в. знаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на ос­нове опыта европейских государств и особенностей российской экономики. Устав таможенный 1755 г. положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной полити­ки. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодатель­ной системе России и имело экономическое, финансовое и политической значение. Принятые в нем постановления открыли возможности свобод­ного перемещения товаров по территории Российской империи, способст­вовали укреплению всероссийского рынка и развитию внутренней и внеш­ней торговли. Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных доку­ментов, связанных с правилами торговли и уплатой пошлин. В уставе рассматривается порядок внутренней торговли и обязанности таможни. В нем говорилось, что он издан в интересах народа и для облегчения его жизни. Согласно уставу, в России были ликвидированы все внутренние таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин. Для русских и иностранных купцов вводились разные правила торгов­ли и перемещения товара. Иностранные купцы, торгующие в портах и в пограничных городах, были обязаны продавать свои товары русским куп­цам оптом и по специальным тарифам. Перед таможней ставилась задача осуществления контроля, чтобы иноземцы между собой не торговали и то­варом не обменивались. Указом на ярмарках для разбора купеческих споров вводится суд, который должен был разбирать дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений. Суд состоял из двух выборных членов от купечества и двух представителей от магистратских и ратушских членов. Для охраны торговых людей на ярмарках из губернских или ближе сто­ящих полков выделялись команды.

Новым явилось введение паспортной системы для торговых людей. Для всех российских купцов, имеющих заграничные торги и перемещаю­щих свои товары через сухопутные и морские границы, вводились пас­порта, выдаваемые магистратами. Кроме того, на купцов, приказчиков и работников выдавались аттестаты об их добром нраве и о том, что они за границей не останутся, а возвратятся в свою страну. Иностранные купцы, записавшиеся в российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан России, если же они захотят возвратиться в свое подданство, то были обязаны внести в го­сударственную казну из своего капитала десятую часть, подтверждая свое состояние конторскими книгами и присягой. Принятие Устава таможенного 1755 г. упорядочивало таможенную службу и таможенный контроль, а также создавало правовую основу для таможенного дела.

В рассматриваемый период в вопросах таможенного дела видны как общие черты, характерные для феодальной структуры хозяйства, так и новые, связанные с таможенно-тарифной политикой. Но самое главное — осуществлялся процесс дальнейшего совершенствования управления таможенным делом, произошло законодательное закрепление порядка таможенного оформления, были введены необходимые защитные меры для обеспечения конкурентоспособности российских товаров. Россий­ский предприниматель появился на рынке как продавец и как покупатель, купечество начало оформляться в отдельное сословие, занимавшееся тор­говлей и финансами. До начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы бы­ли рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т. е. проводилась полити­ка свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства. При подведении итогов реализации тамо­женной и торгово-финансовой политики России во второй половине XVIII в. Можно сделать вывод о том что Россия, оставаясь феодальным государством, не могла выйти из отсталости и решить задачи экономичес- кого развития, поставленные перед ней исто- рией. В то же время благодаря российскому правительству продолжалось дальнейшее приращение территории импе­рии, развитие торговли и таможенного дела. Эти успехи были бы более весомы, если б Россия встала на промышленный путь развития.