59. Таможня Южного региона в 1990-х гг. (можно на примере таможни своего края).
19 ноября 1986 года приказом ГУ ГТК СССР создаются Казанская и Ростовская таможни. Возрастает поток иностранных туристов, и с целью улучшения их обслуживания организуется таможенное оформление непосредственно в этих городах. В 1989 году начинает работу Минераловодская, а в 1990 году создаются Волгоградская и Краснодарская таможни.
Переход России к новым экономическим отношениям кардинальным образом изменил роль и назначение таможенной службы, превратил ее в один из ведущих государственных институтов.
20 апреля 1992 года образовано Северо-Кавказское (с 2000 года - Южное) таможенное управление «в целях повышения эффективности государственного таможенного контроля, его роли в управлении народным хозяйством и пресечения правонарушений в области внешнеэкономической деятельности на территории Северо-Кавказского региона России». К этому моменту на юге страны действовало уже 8 таможен – Новороссийская, Сочинская, Туапсинская, Минераловодская, Ростовская, Нижневолжская, Краснодарская и Дагестанская.
Сегодня регион ответственности Южного таможенного управления охватывает территорию Южного федерального округа площадью 416тыс. 840 кв.км., на которой проживает порядка 14 млн. человек. Регион включает в себя 6 административно-территориальных единиц - субъектов Российской Федерации (2 республики, 3 области и 1 край).
ЮФО занимает в России особое положение. С трех сторон его окружают внешние границы Российской Федерации: с Украиной - на западе, с Республикой Казахстан - на востоке и Республикой Абхазия - на юге. Общая протяженность сухопутного участка государственной границы Российской Федерации в регионе деятельности ЮТУ составляет 1 606,2 км, в том числе: с Украиной – 600,2 км, с Абхазией – 256 км; с Казахстаном – 750 км. Протяженность государственной границы Российской Федерации по береговой линии составляет 1527,1 км, из них: в Азовском море – 182 км, в Черном море – 970,1 км, в Каспийском море – 375 км.
Южный регион страны обладает уникальным сочетанием факторов – подготовленные кадры, сильная наука, значительный промышленный и ресурсный потенциал, мощная транспортная инфраструктура, крупный бизнес, развитая экономика, привлекательные инвестиционные программы, удачное географическое и геополитическое положение. Все это дает широкие возможности для укрепления экономических связей с зарубежьем и развития предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере – а ею в регионе занимается более 7,5 тысяч участников ВЭД. Для динамичного развития внешней торговли необходима дееспособная таможенная система с развитой инфраструктурой и цивилизованное ведение бизнесом работы на рынке таможенных услуг.
Южное таможенное управление по основным параметрам деятельности относится к управлениям 1-й категории, по многим показателям занимает лидирующие позиции в системе таможенных органов России.
Сегодня в структуру Южного таможенного управления входят 9 таможен, в том числе специализированная Южная оперативная таможня, 56 таможенных постов, в регионе деятельности которых расположены 50 пунктов пропуска (из них 8 пока не функционируют). Вузовскую подготовку квалифицированных кадров уже более 10 лет ведет Ростовский филиал Российской таможенной академии.
В регионе эффективно работает околотаможенная инфраструктура, включающая 8 таможенных складов, 51 склад временного хранения. Функционирует разветвленная сеть Федерального государственного унитарного предприятия «РОСТЭК», а также хозяйствующих субъектов Фонда С.В.Т.С., оказывающих услуги в сфере таможенного дела.
Таким образом, в южном округе сформировалась мощная система таможенных органов и структур околотаможенной сферы. Эта система способна успешно решать задачи обеспечения динамично возрастающего внешнеторгового оборота, расширяющихся инвестиций, содействовать главному стабилизирующему фактору – укреплению экономики региона.
Со времени своего основания ЮТУ устойчиво и поступательно наращивает объемные и качественные характеристики своей работы, стремится быть на острие решения совершенно новых для таможенной службы задач, создавать и осваивать современные технологии.
Таганрогская таможня одна из старейших таможен на Юге России, была основана по Указу Императрицы Екатерины II в 1776 году как "…Главная таможня на Азовском море". Второе рождение Таганрогской таможни связано с изменениями в экономической и политической жизни современного российского общества. Современную историю Таганрогская таможня ведет с 12 июля 1993 года, когда она была образована по Приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Регионом деятельности таможни определены: город Таганрог, Куйбышевский, Матвеево-Курганский и Неклиновский районы Ростовской области. В настоящий момент Таганрогскую таможню организационно составляют 6 таможенных постов, 38 отделов и отделений. Таможенные посты осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих таможенную границу России. В их числе посты международного сообщения – "Морской порт Таганрог" (морской пункт пропуска), "Успенская" (железнодорожный пункт пропуска), "Весело-Вознесенка", "Матвеев Курган", "Куйбышевский" (автомобильные пункты пропуска) и Таганрогский таможенный пост, подразделения которого размещены на территории основных участников ВЭД г.Таганрога, производит таможенное оформление товаров промышленных предприятий города таких как ОАО "Тагмет", ООО "Таганрогский автомобильный завод", ОАО "Красный котельщик" и других.
В Таганрогской таможне работает около 900 человек. Общая протяженность таможенной границы составляет более 350 км. Таможенные посты удалены от города на расстоянии от 50 до 120 км. Ежесуточно через посты таможни в среднем следует 1050 автотранспортных средств, 1530 железнодорожных вагонов, 5 морских и речных судов. Ежедневный пассажирооборот составляет около 9 тысяч человек.
- 1. Основные этапы развития таможенного дела в России и их характеристика.
- 2. Зарождение торговли и таможенного дела на Юго-востоке современной России (в раннем железном веке).
- 3. Зарождение таможенного дела в Древней Руси (IX — начало XII вв.).
- 4. Торгово-таможенные отношения в русских землях в период политической раздробленности (начало XII — середина XIII вв.).
- 5. Таможни региона в раннем «Русском Средневековье» (IX—XII вв.)
- 6. Таможенные пошлины на Руси после монгольского завоевания.
- 7. Таможенные сборы в русских княжествах в Ордынский период (XIV—XV вв.).
- 8. Таможни нашего региона в Ордынскую эпоху ( вторая половина XIII —конец XV вв.).
- 9. Организация таможенного дела в Московии в XVI в.
- 10. Торговля и таможенное дело в Московском государстве к середине XVII в.
- 11. Регламентация таможенных пошлин и способов их сбора в «Соборном Уложении» 1649 г.
- 12. Торговый (таможенный) устав 1653 г.
- 13. Таможенное регулирование внутренней торговли по Новоторговому уставу 1667 г.
- 15. Таможенные органы Московского государства во второй половине XVII в.
- 16. Таможенное дело на Юге России в XVI—XVII вв.
- 17. Реорганизация таможенной службы в эпоху Петра I.
- 18. Таможенно-тарифная политика России в конце XVII — первой четверти XVIII в. Тариф 1724 г.
- 19. Таможенное дело при преемниках Петра I во второй четверти XVIII в.
- 20. Организация таможенной службы в портах Российской империи по Морским регламентам и уставам 1724 и 1731 гг.
- 21. Таможенная реформа 1753 г. И таможенный тариф 1757 г.
- 22. Организация таможенной службы в Российской империи в середине XVIII столетия. Таможенный устав 1755 г.
- 23. Екатерина II о задачах государства в области торговли и таможенного дела («Большой Наказ» 1767 г.).
- 24. Регламентация торговых прав российских сословий в «Жалованных грамотах» 1785 г.
- 25. Таможенная политика Екатерины II. Тарифы 1766—1782 гг.
- 26. Таможенная служба Российской империи во второй половине XVIII в.
- 27. Создание регулярных таможенных органов Российской империи на Дону и в Приазовье в XVIII столетии.
- 28. Торговая и таможенная политика России в первой половине XIX в.
- 29. Эволюция тарифного курса Российского правительства в 50—70-е гг. XIX в.
- 30. Тариф 1891 г. И его значение.
- 31. Конвенционные тарифы 1894—1904 гг.
- 32. Правовая регламентация таможенной службы Российской империи в первой половине XIX в.
- 33. Таможенная служба России во второй половине XIX века. Таможенные уставы 1857 и 1892 гг.
- 34. Таможенная и пограничная служба Российской империи в начале XX столетия.
- 35. Борьба с контрабандой в России в XIX и начале XX в.
- 36. Таможенная служба Юга России в XIX — начале XX вв.
- 37. Становление советской таможни (1917—1922 гг.).
- 38. Таможенный устав ссср 1924 г. Таможенная система ссср во второй половине 20-х гг. XX в.
- 39. Таможенный кодекс рсфср 1928 г.
- 40. Таможенная организация ссср в конце 20-х — середине 50-х гг. XX в.
- 41. Таможенная политика Советского Союза во второй половине 50-х — начале 80-х гг. XX в.: отношения с капиталистическими и развивающимися странами.
- 42. Регулирование таможенно-тарифных отношений и внешнеэкономической деятельности в рамках сэв.
- 43. Развитие таможенной системы ссср во второй половине 50-х — начале 80-х гг. XX в.
- 44. Таможенные учреждения нашего региона в советский период (1917—1985 гг.).
- 45. Советская таможня в эпоху «перестройки» (1985—1991 гг.).
- 46. Реорганизация таможенных учреждений Юга России в эпоху перестройки (1985—1991 гг.).
- 47. Формирование самостоятельной таможенной службы Российской Федерации с 1991 г. Образование гтк.
- 48. Территориально-структурное деление таможенных органов Российской Федерации в 1990-е гг.
- 49. Закон рф «о таможенном тарифе» 1993 г.
- 50. Таможенный кодекс рф 1993 г.
- 58. Основные направления деятельности Федеральной таможенной службы рф.
- Раздел I. Цели, задачи и показатели деятельности фтс России
- 59. Таможня Южного региона в 1990-х гг. (можно на примере таможни своего края).
- 60. Таможенные органы Южного федерального округа с 2000 г. (можно на примере таможни своего края).