logo
итд итп Р

60. Таможенные органы Южного федерального округа с 2000 г. (можно на примере таможни своего края).

Таможенные обычаи возникли в низовьях Дона, на побережье Азовского и Черного морей задолго до появления Российского государства.

Еще народы древнего мира, оценив все выгоды географического положения низовьев Дона, начали основывать здесь свои торговые поселения. Уже в VI веке на берегах Азовского и Черного морей появилось множество греческих поселений, из которых особенно примечательными были Танаис и Пантикопея, столица Босфора Киммерийского, нынешняя Керчь.

Танаис, удачно расположенный на торговых путях из Европы в Азию, был «лакомым кусочком» для всех завоевателей, которые стремились установить над ним контроль. Можно утверждать, что первые таможенные сборы появились именно в Танаисе.

Одним из первых стационарных таможенных постов на юге России стала крепость Азов, начало которой положили венецианские купцы, основавшие здесь колонию Тана. В конце XII века она становится торговой преемницей древнего Танаиса. С течением времени господство над венецианской Таной переходит к генуэзцам. В этот период Тана становится воротами торговых сношений Азии с Европой и как таможенный город начинает господствовать над всем Приазовьем.

В XV веке турки устанавливают свое господство на побережье Азовского и Черного морей. Они переименовывают Тану в Азов и устраивают здесь крепость, которая начинает выполнять и функции таможни.

В XIII веке юго-восточные земли России подвергаются нашествию татар. Получая с колонистов известную долю с их торговых оборотов (тамгу), они предоставили им право устраивать здесь свои фактории, склады товаров и т. п. С этого времени входят в оборот слова «таможня» и «таможенный сбор».

Усиленная колонизация юго-восточных степей приазовского края начинается русским правительством с XIV века. Ему необходим был выход к Азовскому и Черному морям для торговли с Европой и Азией. С этой целью на южных границах были организованы сторожевая пограничная и таможенная службы и основано несколько военных поселений с функциями таможен.

В начале XVII столетия Черкасск, столица казачества, славился своими ярмарками, на которые съезжались купцы из далекой Кафы, Керчи, Тамани, «окраинных городков» - Воронежа, Белгорода и др. На Дону появляются «торговые казаки», получившие еще в 1614 году от царя Михаила Федоровича грамоту на право беспошлинной торговли.

Только с приходом к власти Петра I началась успешная борьба за возвращение России морских побережий. И уже в 1698 году в Таганроге были введены таможенные и конские пошлины, установлена монопольная продажа «питий», а затем табака и соли.

Именно при Петре I в низовьях Дона получает свое развитие государственная таможенная служба. Для успеха таможенных мероприятий его правительство стремилось укрепить государственные границы, в том числе и южную, построив на ней цепи крепостей, форпостов, в которых устанавливались таможенные заставы.

В дальнейшем в связи с потерей Азова и Таганрога, для укрепления оборонительной линии на «Васильевских буграх» в 1732 году сооружается крепость св. Анны. Так как указами Верховного Тайного Совета 1727 и 1728 годов казакам дозволялось торговать в Черкасске беспошлинно, то таможня учреждается в этой крепости. До этого таможенный дом и контора существовали в Черкасске и брали пошлины с приезжих греков, турков и армян. Вокруг города Черкасска по всем проезжим дорогам ставились таможенные заставы. Сбор таможенных пошлин был отдан тогда на откуп царским чиновникам. Однако их контроль не распространялся на внешнюю торговлю.

Дальнейший рост торговли не только с турками и приезжавшими с ними греками, но и с ногайцами, крымскими татарами и запорожскими казаками показал, что таможня в крепости Св. Анны не в состоянии контролировать в должной мере привоз и вывоз товаров. Таможню легко и безнаказанно обходили «глухими» дорогами купцы, уклоняясь от уплаты государственных пошлин. Донские атаманы, оберегавшие вклады зажиточного казачества, постоянно жаловались на стеснения в торговле со стороны таможни и ее чиновников.

По этим и ряду других причин назревала необходимость учредить в низовьях Дона специальную пограничную таможню.

15 декабря 1749 года императрица Елизавета Петровна издает указ, в котором предлагается «оную (пограничную таможню) Коммерцъ-коллегии учредить вверх по реке Дону, оставляя донским казакам все прежние льготы».

В 1751 году комендант крепости Св. Анны обратился в Сенат с просьбой о переводе купцов, живущих в крепости, в Темерницкую таможню «для наилучшего развития торговли с иностранцами». И действительно, с постройкой Темерницкой таможни почти вся внешняя торговля перешла сюда из Черкасска. Таким образом было положено начало городу Ростову-на-Дону.

Для защиты этого важного торгового поселения и всего Нижнего Дона от набегов турецких захватчиков и крымско-татарских орд, а также для того, «чтобы держать в страхе донских казаков», по условиям Белградского мира было начато строительство мощной крепости (1761-1763 гг.), названной крепостью Св. Дмитрия Ростовского.

В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов крепости Азов и Таганрог были восстановлены русскими войсками, а по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 года окончательно закреплены за Россией. В 1775 году центром торговли хлебом на юге России стал Таганрог, куда в 1776 году и переместилась таможня с Темерника.

В начале XIX века Таганрогская таможня становится главной таможней на Азовском море, где складировались товары и проходил транзит грузов. По объему грузооборота Таганрогский порт занимал второе место после Одессы.

В 1805 году организуется Таганрогский таможенный округ, в состав которого входили Керченская и Бердянская таможни, Ростовская и Мариупольская таможенные заставы и Азовская береговая стража.

Отсутствие таможни в Ростове отрицательно сказывалось на развитии торговли, и 20 сентября 1835 года был издан правительственный указ о перенесении портовой таможни из Таганрога в Ростов, а с 12 марта 1836 года в Ростове вновь стала действовать самостоятельная таможня.

Торгово-экономические интересы России постоянно были прикованы не только к Дону, Азовскому и Черному морям, но и к Волге и Каспийскому морю.

В 1556 году Астрахань окончательно вошла в состав Московского государства. С тех пор сюда стали назначаться воеводы. Как управители порубежного (пограничного) края, они, согласно существующим уложениям, помимо военных функций, ведали посольскими делами и внешней торговлей: назначали сборщиков таможенных пошлин, осуществляли контроль за взиманием всех пошлинных сборов, боролись с контрабандой.

В 1558 году на левом берегу Волги (на Заячьем, или Долгом, бугре) была сооружена крепость, положившая начало современной Астрахани. С XVI века Астрахань - одна из основных южных крепостей Российского государства, главный пункт торговли с Азией.

Именно в те годы, на основании общегосударственных положений о финансовом приказе 1533-1534 годов в Астрахани возникла таможенная служба, осуществляющая операции под контролем местных воевод. К тому времени таможенная служба в крае формируется окончательно. Об этом свидетельствуют, в частности, грамоты Казанского приказа с напоминаниями Астраханскому воеводе А. И. Трубецкому о своевременном взимании пошлин с постоянных купцов (1625 г.), ряд указов царя Михаила Федоровича Астраханскому таможенному голове Федору Маркову (1632 г.) и ряд других документов.

Количество застав увеличилось.

Астраханская таможня непосредственно подчинялась центральному ведомству - Приказу Большого прихода.

Таможенные книги позволяют заключить, что уже в XVII веке были хорошо развиты русско-кавказские экономические связи. Нередко в них упоминаются крупные торговые центры. Поэтому не удивительно, что после колонизации Северного Кавказа Россией на их базе, а также военных крепостей и казацких поселений были созданы таможни, таможенные посты и таможенные пункты. В определенном смысле можно сказать, что экономическое процветание, а в ряде случаев и возникновение многих городов Северного Кавказа обязано развитию в России таможенного дела.

О значении местной торговли говорит тот факт, что основная масса высочайших указов XVIII века о проезде купцов относилась именно к Астраханской таможне. А в первой четверти XIX века в ведение начальника астраханского таможенного округа были переданы Бакинская, Дербентская, Кизлярская и ряд других таможен.

С 1831 по 1847 годы принимался ряд мер по устройству таможенной части на Кавказе и Закавказье, причем таможенное управление было поставлено в непосредственное подчинение царскому наместнику, который одновременно был главнокомандующим войсками на Кавказе.

30 июня 1845 года императорским указом учреждается Новороссийская таможенная застава. Согласно этому же указу был создан Сухум-Кальский карантинно-таможенный округ, в который вошли ранее действовавшие заставы.

В том же году Новороссийская карантинно-таможенная застава переходит в категорию карантинно-таможенного управления. Через 3-4 года оно было влиятельным в городе учреждением со значительными денежными доходами, пятая часть из которых отчислялась на содержание местного городского управления, развитие промышленности, обустройство города.

Небезынтересно отметить, что по росту таможенного дохода по границам и отдельным внутренним таможням Кавказ и Астраханская таможня занимали с 1864 по 1893 годы второе место после Иркутской таможни среди всех таможен России. Она входила в состав Бакинского карантинно-таможенного округа.

В 80-х годах, когда деятельность контрабандистов в связи с увеличением ввозных пошлин активизировалась, по всем участкам кавказской границы началось строительство специальных помещений для кордонов.

Уже в 1896 году увеличилась численность пограничной стражи на Кавказе. Через кавказскую границу шло неизмеримо меньше контрабанды, поскольку она охранялась казачьими частями отрядов местной милиции и таможенными чиновниками.После Октябрьской революции были образованы новые таможенные округа. В состав Южного округа вошло 5 таможен. Астраханская таможня находилась в непосредственном подчинении Главного таможенного управления.

В 1925 году в составе Главного таможенного управления остаются 11 инспекторских управлений, в том числе Северо-Кавказское. Северо-Кавказский таможенный округ включал в себя территорию Юго-Восточного края РСФСР. Юго-восточный железнодорожный узел обслуживала Ростовская таможня.

В дальнейшем на развитие таможенного дела оказывала влияние сложившаяся административно-командная система, жесткая государственная монополия на внешнюю торговлю. Таможня утратила свое значение, занимаясь в основном проверкой багажа. Прекратили свое существование многие таможни, в том числе Астраханская, Таганрогская, Ростовская.

После Великой Отечественной войны при Главном таможенном управлении таможни подразделяются на 3 класса. Из нашего региона ко второму классу относилась Новороссийская таможня, к третьему классу - Туапсинская и Майкопская.

Только экономическая реформа, начатая в 1986 году, открыла новый этап в развитии отечественной таможенной системы.

19 ноября 1986 года приказом ГУ ГТК СССР создаются Казанская и Ростовская таможни. Возрастает поток иностранных туристов, и с целью улучшения их обслуживания организуется таможенное оформление непосредственно в этих городах. В 1989 году начинает работу Минераловодская, а в 1990 году создаются Волгоградская и Краснодарская таможни.

Переход России к новым экономическим отношениям кардинальным образом изменил роль и назначение таможенной службы, превратил ее в один из ведущих государственных институтов.

20 апреля 1992 года образовано Северо-Кавказское (с 2000 года - Южное) таможенное управление «в целях повышения эффективности государственного таможенного контроля, его роли в управлении народным хозяйством и пресечения правонарушений в области внешнеэкономической деятельности на территории Северо-Кавказского региона России». К этому моменту на юге страны действовало уже 8 таможен – Новороссийская, Сочинская, Туапсинская, Минераловодская, Ростовская, Нижневолжская, Краснодарская и Дагестанская.

Сегодня регион ответственности Южного таможенного управления охватывает территорию Южного федерального округа площадью 416тыс. 840 кв.км., на которой проживает порядка 14 млн. человек. Регион включает в себя 6 административно-территориальных единиц - субъектов Российской Федерации (2 республики, 3 области и 1 край).

ЮФО занимает в России особое положение. С трех сторон его окружают внешние границы Российской Федерации: с Украиной - на западе, с Республикой Казахстан - на востоке и Республикой Абхазия - на юге. Общая протяженность сухопутного участка государственной границы Российской Федерации в регионе деятельности ЮТУ составляет 1 606,2 км, в том числе: с Украиной – 600,2 км, с Абхазией – 256 км; с Казахстаном – 750 км. Протяженность государственной границы Российской Федерации по береговой линии составляет 1527,1 км, из них: в Азовском море – 182 км, в Черном море – 970,1 км, в Каспийском море – 375 км.

Южный регион страны обладает уникальным сочетанием факторов – подготовленные кадры, сильная наука, значительный промышленный и ресурсный потенциал, мощная транспортная инфраструктура, крупный бизнес, развитая экономика, привлекательные инвестиционные программы, удачное географическое и геополитическое положение. Все это дает широкие возможности для укрепления экономических связей с зарубежьем и развития предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере – а ею в регионе занимается более 7,5 тысяч участников ВЭД. Для динамичного развития внешней торговли необходима дееспособная таможенная система с развитой инфраструктурой и цивилизованное ведение бизнесом работы на рынке таможенных услуг.

Южное таможенное управление по основным параметрам деятельности относится к управлениям 1-й категории, по многим показателям занимает лидирующие позиции в системе таможенных органов России.

Сегодня в структуру Южного таможенного управления входят 9 таможен, в том числе специализированная Южная оперативная таможня, 56 таможенных постов, в регионе деятельности которых расположены 50 пунктов пропуска (из них 8 пока не функционируют). Вузовскую подготовку квалифицированных кадров уже более 10 лет ведет Ростовский филиал Российской таможенной академии.

В регионе эффективно работает околотаможенная инфраструктура, включающая 8 таможенных складов, 51 склад временного хранения. Функционирует разветвленная сеть Федерального государственного унитарного предприятия «РОСТЭК», а также хозяйствующих субъектов Фонда С.В.Т.С., оказывающих услуги в сфере таможенного дела.

Таким образом, в южном округе сформировалась мощная система таможенных органов и структур околотаможенной сферы. Эта система способна успешно решать задачи обеспечения динамично возрастающего внешнеторгового оборота, расширяющихся инвестиций, содействовать главному стабилизирующему фактору – укреплению экономики региона.

Со времени своего основания ЮТУ устойчиво и поступательно наращивает объемные и качественные характеристики своей работы, стремится быть на острие решения совершенно новых для таможенной службы задач, создавать и осваивать современные технологии.

47