Временное хранение, его назначение и использование в таможенных целях

дипломная работа

1.1 Общие положения о временном хранении товаров

В соответствии с главой 25 "Временное хранение товаров" Таможенного кодекса Таможенного союза как Приложением к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 и действующим с 6 июля 2010 года, «временным хранением товаров является хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов» Таможенный кодекс ТС - Приложение к Договору о Таможенном кодексе ТС, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 - ст. 167..

Временное хранение товаров не применяется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.

Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных Таможенным кодексом таможенного союза (далее по работе - ТК ТС).

Местами временного хранения товаров на основании ст. 168 ТК ТС являются склады временного хранения (далее - СВХ) и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (места временного хранения).

Так, в соответствии с главой 23 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» местами временного хранения являются:

1) склады временного хранения;

2) иные места временного хранения:

- склад таможенного органа;

- склад получателя товаров в следующих случаях (ст. 200 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»):

а) при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в достаточной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров;

б) если получателем товаров являются государственные органы или учреждения;

- помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора в соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 86 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ без включения его в реестр владельцев СВХ. Уполномоченным экономическим оператором в соответствии со ст. 38 ТК ТС признается юридическое лицо, отвечающее условиям ст. 39 ТК ТС, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными ст. 41 ТК ТС, в том числе временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; иные специальные упрощения;

- отдельные помещения в местах международного почтового обмена в соответствии с ч. 2 ст. 317 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ -места международного почтового обмена, являющиеся объектами почтовой связи, определяются совместным Приказом ФТС РФ № 1532 и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 108 от 17.08.2010 «Об определении перечня мест международного почтового обмена на территории РФ» (Приложение 1 к работе);

- место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;

- место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

- специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза таких товаров в РФ и место их вывоза из РФ совпадают;

- железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;

- места, определяемые другими федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации.

Места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств - членов таможенного союза.

Места временного хранения являются зоной таможенного контроля.

Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться в местах временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров.

Наиболее распространенными местами временного хранения являются склады временного хранения (СВХ). Склады временного хранения могут быть:

1) открытого типа (доступные для хранения любых товаров и использования любыми лицами);

2) закрытого типа (предназначенные для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения).

В соответствии со ст. 169 ТК ТС для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и/или таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения). Такие документы могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов.

Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 часа после подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу, указанному, подавшему документы, подтверждение о регистрации документов.

Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.

В соответствии со ст. 170 ТК ТС срок временного хранения товаров составляет 2 месяца. В то же время по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган может продлить указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 месяца, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, - 6 месяцев. Для отдельных же категорий товаров решением Комиссии таможенного союза может быть установлен ещё более ограниченный срок временного хранения.

Срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. По истечении срока временного хранения товаров товары, не помещенные под таможенную процедуру, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС.

Согласно ст. 171 ТК ТС лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения. Иные же операции, в том числе взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке, могут совершаться с разрешения таможенного органа. Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на проведение таких операций, если их осуществление повлечет за собой утрату товаров или изменение их состояния.

Как указывает ст. 172 ТК ТС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых на временное хранение товаров, возникает:

- у перевозчика или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров на момент регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, - с момента регистрации таможенным органом этих документов;

- у владельца СВХ - с момента размещения товаров на складе временного хранения;

- у лица, осуществляющего временное хранение товаров в местах, не являющихся СВХ, - с момента регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещенных на временное хранение, прекращается:

- у перевозчика или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров на момент регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, - при размещении товаров на СВХ либо принятии их иным лицом на временное хранение в месте, не являющемся СВХ;

- у владельца СВХ - при выдаче товаров со склада временного хранения в связи с помещением их под таможенную процедуру;

- у лица, осуществляющего временное хранение товаров в месте, не являющемся складом временного хранения, - при помещении товаров под таможенную процедуру;

- в момент задержания товаров в соответствии с главой 21 ТК ТС, а также в общих случаях прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС: а) полной уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов; б) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию или распоряжению этими товарами; в) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли; г) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, устанавливаемому на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; д) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства; е) обращения товаров в собственность государства - члена таможенного союза; ж) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза; з) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; и) при признании ее безнадежной к взысканию и списанию в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза; к) возникновения обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Глава 3 ТК ТС определяет виды деятельности в области таможенного дела (также глава 5 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ):

- таможенный представитель;

- таможенный перевозчик;

- владелец таможенного склада;

- владелец магазина беспошлинной торговли;

- уполномоченный экономический оператор;

- владелец склада временного хранения.

Согласно ст. 69 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ владельцем СВХ может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев СВХ.

Отношения владельца СВХ с лицами, помещающими товары на хранение, осуществляются на основе договора. Отказ владельца склада временного хранения от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается, за исключением случая, когда исполнение такого договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченную владельцем СВХ, либо когда имеются достаточные основания полагать, что действия лица, помещающего товары на хранение, являются противоправными.

Владелец склада временного хранения исполняет обязанности, предусмотренные статьей 26 ТК ТС:

- соблюдение условий и выполнение требований ТК ТС при временном хранении товаров;

- обеспечение сохранности товаров, находящихся на СВХ;

- ведение учета хранимых товаров и представление в таможенные органы отчетность о них в соответствии с законодательством;

- недопущение посторонних лиц, не являющихся работниками СВХ и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов;

- выполнение требований таможенных органов в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;

- в случае прекращения функционирования СВХ в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении, извещение лиц, поместивших товары на СВХ о таком решении;

- исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленных случаях;

- информирование таможенного органа, включивший юридическое лицо в Реестр владельцев СВХ, об изменении сведений, заявленных им при включении в Реестр, в течение 5 рабочих дней со дня изменения.

Владелец СВХ исключается из Реестра владельцев СВХ за несоблюдение указанных обязанностей. Подтверждением несоблюдения таких обязанностей является привлечение владельца СВХ к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, или неоднократное привлечение владельца СВХ к ответственности по ст.ст. 16.13, 16.14, 16.15, ч. 2 и 3 ст. 16.23 КоАП РФ, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, при условии, что сумма наложенных административных штрафов по указанным статьям, в том числе по совокупности, составила 500 000 рублей и более.

В соответствии со ст. 70 закона «О таможенном регулировании в РФ» условия включения юридического лица в Реестр владельцев СВХ установлены ст. 24 ТК ТС:

- нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве СВХ и отвечающих соответствующим требованиям;

- размер страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен (в соответствии с договором страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами), рассчитывается исходя из полезной площади, если в качестве СВХ используется открытая площадка, и (или) полезного объема, если в качестве склада временного хранения используется помещение, и определяется из расчета 3 500 рублей за каждый полный и неполный м2 полезной площади и (или) из расчета 1 000 рублей за каждый полный и неполный м3, но не может составлять менее 2 миллионов рублей. Данные требования не применяются к владельцам СВХ закрытого типа, предназначенных для хранения товаров владельца склада;

- отсутствие у предполагаемого владельца СВХ фактов неоднократного привлечения в течение 1 года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ч. 1 ст. 16.9, ст.ст.16.13, 16.14, 16.15, ч. 2 и 3 ст. 16.23 КоАП РФ;

- предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 74 закона «О таможенном регулировании в РФ», не менее: 1) 2,5 миллиона рублей и дополнительно 300 рублей за каждый полный и неполный м3 полезного объема помещения, если в качестве СВХ используется помещение, и (или) 1 000 рублей за каждый полный и неполный м2 полезной площади, если в качестве СВХ используется открытая площадка, для владельцев СВХ открытого типа; 2) 2,5 миллиона рублей для владельцев СВХ закрытого типа.

Свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ содержит:

- наименование владельца СВХ, указание его организационно-правовой формы и места нахождения, ИНН;

- тип СВХ;

- сведения о месте нахождения помещения и (или) открытой площадки СВХ;

- сведения о размерах полезного объема помещения и (или) полезной площади открытой площадки;

- наименование таможенного органа, выдавшего свидетельство;

- дату выдачи свидетельства и его номер.

Таким образом, на территории РФ, в соответствии с положениями ТК ТС и Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» деятельность юридических лиц в качестве владельцев СВХ допускается при условии их включения в Реестр владельцев складов временного хранения. В настоящее время порядок обращения лиц на включение в реестр складов временного хранения установлены Приказом ФТС РФ от 31.10.2007 № 1352 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения".

Исполнение государственных функций по ведению Реестров включает в себя следующие административные процедуры:

- включение в Реестры с выдачей свидетельства о включении юридического лица в Реестр;

- формирование Реестров;

- внесение изменений и дополнений в Свидетельство и в соответствующий Реестр;

- отзыв Свидетельства;

- исключение юридического лица из соответствующего Реестра;

- опубликование актуализированных Реестров;

- доведение актуализированных Реестров до таможенных органов.

ФТС России осуществляет: формирование Реестров; внесение изменений и дополнений в Реестры; доведение актуализированных Реестров до таможенных органов; опубликование Реестров в своих официальных изданиях: Бюллетень таможенной информации "Таможенные ведомости", информационно-аналитическое обозрение "Таможня" и иные печатные издания, обозначенные ФТС России в качестве изданий, опубликование в которых считается официальным, интернет-сайт ФТС www.customs.ru.

Таможни осуществляют: включение юридических лиц в Реестр СВХ с выдачей Свидетельства либо принятие мотивированного решения об отказе во включении в Реестр; внесение изменений и дополнений в Свидетельство и в Реестр; отзыв Свидетельства; представление в ФТС России копий Свидетельств, измененных и/или дополненных Свидетельств, а также копий решений об исключении из Реестра СВХ; контроль за исполнением обязанностей владельцами СВХ.

Совершение административных процедур ФТС России и таможнями осуществляется на безвозмездной основе.

Блок-схема последовательности действий при включении российского юридического лица в Реестр владельцев СВХ приведена в Приложении 2 к работе.

Юридическое лицо, претендующее на включение в Реестр СВХ, обращается с заявлением о включении в Реестр СВХ в таможню, в регионе деятельности которой фактически расположены складские помещения или открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада. Заявление о включении в Реестр СВХ составляется в произвольной письменной форме и должно содержать в себе следующие сведения:

- обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр;

- сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о местонахождении, об открытых банковских счетах, а также о размере полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

- сведения о типе СВХ (для склада закрытого типа также обоснование необходимости и целесообразности выбора склада такого типа);

- сведения о помещениях или об открытых площадках, находящихся во владении заявителя и предназначенных для использования в качестве СВХ;

- сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей;

- сведения о договоре страхования риска гражданской ответственности.

К заявлению должны прилагаться такие документы, как: учредительные документы, ЕГРЮЛ; свидетельство о государственной регистрации; свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе; документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками; планы и чертежи помещений и (или) открытых площадок; документы, подтверждающие уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя; документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей; подтверждения из банков об открытых в них счетах; страховой полис.

Заявление и прилагаемые к нему документы после их регистрации, ознакомления с ними начальника таможни (лица, его замещающего) не позднее следующего рабочего дня передаются в подразделение таможни, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов о включении юридических лиц в Реестр СВХ. Должностные лица вышеуказанного подразделения таможни в срок, не превышающий 10 рабочих дней, готовят заключение о выполнении юридическим лицом требований, предъявляемых к владельцам СВХ для принятия решения о включении (невозможности включения) юридического лица в Реестр СВХ.

После подготовки заключения руководитель подразделения таможни, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов о включении юридических лиц в Реестр СВХ, не позднее следующего рабочего дня представляет заключение начальнику таможни (лицу, его замещающему) для принятия решения о включении юридического лица в Реестр СВХ либо об отказе во включении. Решение о включении (отказе во включении) юридического лица в Реестр СВХ принимается в этот же день. О принятом решении юридическое лицо извещается в письменной форме незамедлительно. Решение о включении в Реестр СВХ оформляется приказом таможни, издаваемым не позднее следующего рабочего дня после принятия решения о включении юридического лица в Реестр СВХ, и выдачей в этот же день юридическому лицу свидетельства о включении в Реестр СВХ.

Юридическое лицо вправе осуществлять деятельность в качестве владельца СВХ со дня получения им свидетельства о включении в Реестр. Плата за включение в Реестр СВХ не взимается. Свидетельство действительно в течение 5 лет. По истечении срока действия свидетельства владелец СВХ может быть повторно включен в Реестр СВХ.

В случае изменения сведений, указанных в заявлении о включении в Реестр СВХ либо в прилагаемых к нему документах, владелец СВХ, обязан известить об этом таможню в письменной форме в 5-дневный срок со дня наступления соответствующих событий или со дня, когда владельцу стало известно об их наступлении. Таможня в течение 5 рабочих дней проверяет соответствие вновь указанных сведений условиям, установленных для включения в Реестр СВХ. В случае изменения сведений, указанных в свидетельстве о включении в Реестр СВХ, таможня рассматривает вопрос о выдаче нового свидетельства о включении в Реестр СВХ.

Должностные лица подразделения ФТС России, в компетенцию которого входит ведение Реестра СВХ, на основании приказов таможен о включении юридических лиц в Реестр СВХ либо об исключении юридических лиц из Реестра СВХ вносят в Реестр СВХ соответствующие изменения в срок, не превышающий 2 дней со дня получения соответствующих приказов таможен.

Региональные таможенные управления на основании поступающих из таможен документов, а также таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, формируют электронную версию Реестра СВХ, которую ежемесячно направляют в ФТС России.

Должностные лица подразделения ФТС России, в компетенцию которого входит ведение Реестра СВХ, не реже одного раза в три месяца направляют копию Реестра СВХ с внесенными в него изменениями в подразделение ФТС России, в компетенцию которого входит опубликование документов в официальных изданиях ФТС России и информационное наполнение WEB-сервера ФТС России (www.customs.ru).

Свидетельство о включении в Реестр СВХ может быть отозвано таможенным органом в случае:

- несоблюдения владельцем СВХ хотя бы одного из условий включения в Реестр СВХ;

- несоблюдения владельцем СВХ обязанностей;

- неоднократного привлечения владельца СВХ к административной ответственности по ст.ст. 16.1, 16.9, 16.11, 16.13, 16.14, 16.15 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ.

Заявление о включении в Реестр СВХ может быть подано после устранения причин, послуживших основанием для такого отзыва, а в случае отзыва свидетельства о включении в Реестр СВХ по причине неоднократного привлечения владельца СВХ к административной ответственности - по истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Юридическое лицо подлежит исключению из Реестра СВХ в случаях:

- по собственному желанию;

- по истечении срока действия свидетельства;

- при принятии решения об отзыве свидетельства;

- при ликвидации юридического лица;

- при прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации, за исключением его преобразования.

Исключение владельца СВХ из Реестра не освобождает его от обязанности завершить таможенные операции по хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершить иные действия, обязанность по совершению которых возникла до исключения владельца склада временного хранения из Реестра СВХ.

Делись добром ;)