logo
Внедрение системы предварительного информирования как средство оптимизации перемещения товаров через таможенную территорию Таможенного союза

- провести анализ практики применения системы предварительного информирования при перемещении товаров через таможенную территорию Таможенного союза

- дать рекомендации по совершенствованию применения системы предварительного информирования.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили методические документы, определяющие основные положения применения инновационных таможенных технологий, аналитические отчеты по деятельности таможенных органов; статистическая и аналитическая информация, опубликованная в различных изданиях и статистических сборниках

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты системы предварительного информирования при перемещении товаров через таможенную территорию Таможенного союза

1.1 Понятие об инновациях в таможенной сфере

Использование таможенных инноваций при таможенном регулировании ВЭД является одной из ключевых признаков современной организации государственного управления. Данная позиция отражена в публикациях таких международных организаций, как Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирной таможенной организации (ВТаО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирного банка. Основные принципы осуществления таможенного администрирования в современных условиях нашли свое отражение в концепции «Таможня в 21-м веке», разработанной ВТаО в 2008 году. Концепция включает в себя 10 блоков - разделов (рисунок 1.1.1.).

Основой реализации блоков 1-3, 5 концепции ВТаО «Таможня в 21-м веке» (C21) являются таможенные инновации. Их использование при таможенном администрировании также отражено в Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли (параграф 6.2.Рекомендации в отношении ИКТ, содержащиеся в Киотской конвенции): стандарты 7.1, 6.9, 3.21 и 3.18 Генерального приложения к пересмотренной Киотской конвенции обязывают таможенные администрации применять при организации своей работы информационные и коммуникационные технологии, включая использование технологий Интернет-торговли [21, с.37].

Рисунок 1.1. Основные принципы осуществления таможенного администрирования согласно концепции ВТаО «Таможня в 21-м веке»

Система рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (SAFE) была принята в 2003 году, в 2005 году данные стандарты были приняты ФТС России [16]. Данный юридически необязательный документ содержит стандарты по обеспечению безопасности цепи поставок и упрощению процедур международной торговли, позволяет осуществлять интегрированное управление цепью поставок для всех видов транспорта, способствует развитию связей между таможенными службами с целью обнаружения рисковых грузов, а также сотрудничеству между таможенными органами и деловым сообществом.

Четыре основных элемента Рамочных стандартов ВТаО представлены на рисунке 1.1.2.

Согласно стандарту 6 п. 3.2 Рамочного стандарта по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле, таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках. Своевременность дает возможность адекватно оценить имеющий место риск. В целях реализации данного положения Стандарта была разработана Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, утвержденная Приказом ФТС России от 10.03.2006 № 192 [3].

Рисунок 1.1.2. Основные элементы Рамочных стандартов ВТаО [22, с.48]

В рамках данной концепции предполагается создание единообразного подхода к формированию, передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы (предварительная информация) и ее использованию таможенными органами при осуществлении таможенных операций. Технология предварительного информирования заключается в представлении таможенным органам до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию сведений об этих товарах и транспортных средствах в электронной форме, необходимых для их помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

С 1 января 2009 года в рамках реализации Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации начато полномасштабное использование предварительной информации о товарах и транспортных средствах, предоставляемой не только заинтересованными участниками ВЭД, но также и таможенными службами стран КЭС (Комиссией Европейских сообществ) [10].

Для распространения применения при совершении таможенных операций технологии предварительного информирования в начале 2010 года ФТС России был введен в эксплуатацию портал электронного представления сведений, который обеспечивает участнику ВЭД возможность представления в электронной форме предварительной информации о товарах и транспортных средствах международной перевозки до их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза на основе WEB-технологий с использованием международной ассоциации сетей Интернет (адрес: http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx). Данная услуга является бесплатной. На портале по представлению предварительной информации реализована возможность как интерактивного заполнения форм документов, так и возможность передачи этих документов в виде файлов определенного формата соответствующих форм электронных документов, которые опубликованы на сайте ФТС России.

Возможность предоставления предварительной информации может быть обеспечена не только российским организациям, но и любому другому заинтересованному лицу. Условия пользования порталом стандартны и не предъявляют никаких дополнительных требований к защите информации и наличию электронной цифровой подписи. Все полученные данные передаются в информационную систему таможенных органов, и защита полученных сведений обеспечивается ее внутренними средствами.

1.2 Сущность информационной системы предварительного информирования

Вопросы применения технологий предварительного информирования рассмотрены в работах ряда ученых. В научной литературе существует несколько подходов к рассмотрению таможенных технологий. В работе А.В. Миретина таможенные технологии [13, с.45] рассматриваются как способ обеспечения надежности таможенного контроля и содействия ускорению товарооборота через таможенную границу России посредством использования таможенных технологических средств в ходе технологических процессов таможенной деятельности. В работе Д.Л.Александрова [5, с.115] инновационные таможенные технологии рассматриваются в качестве инструментов системы информационно-государственного управления в деятельности таможенной службы России. Несмотря на разные представления о роли инновационных таможенных технологий в таможенном администрировании, ряд ученых отмечают их сложный и комплексный характер.

В своей работе Д.Л. Александров, рассматривая инновационные таможенные технологии в качестве инструментов системы информационно-государственного управления, подчёркивает их комплексный характер и связывает их функционирование с одновременным и согласованным использованием информационных, технических, организационных, правовых, социально-психологических и других методов и инструментов управления. Из всей системы компонентов, определяющих функционирование инновационных таможенных технологий, ключевую роль играют процессы получения, накопления, распространения новых знаний в целях их применения при организации таможенного контроля. Особенности и характеристики таможенной информации, а также необходимость получения результатной информации в целях поддержки принятия решений в процессе таможенного контроля представлены в работах Сабанин С.Н., Коврижных А.Ю. [17,с.167], Е.В.Зыбиной [9, с.49], Л.В. Сорокиной [20, с.108].

С.Н. Сабанин отмечает, что таможенная информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, преобразованием, большим числом логических операций и математических расчетов для получения многих видов результатной информации. Поэтому важную роль в таможенной службе играет информационная система управления и информационная технология. Информационная система управления представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенной для обработки информации и принятия управленческих решений. Информационная же технология -- это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации, способствующая снижению трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности. Алгоритм и методология проведения анализа информации при применении инновационных таможенных технологий определяются особенностями объекта таможенного контроля.

Так, Е.В.Зыбиной [9, с.49] рассмотрено применение таможенных технологий при осуществлении валютного контроля товаров. В основе аналитической программы предусматривается комплексное внедрение методик валютного контроля таких, как методика моделирования вывоза капиталов при осуществлении экспортно-импортных операций; методика сопоставления сведений об экспорте и импорте различных видов товаров и валютных операций за эти товары в разрезе стран и участников ВЭД; методика статистической оценки процессов идентификации на основе сопоставления данных о предполагаемых нарушениях и реальных сведений о проведении целевых проверок.

Сложный и комплексный характер организации функционирования инновационных таможенных технологий определяет разнохарактерность проблем их функционирования. Однако в качестве главной проблемы в деятельности таможенных органов считаем отсутствие единого информационного пространства между таможенными органами, иными государственными органами и участниками ВЭД.

Основными направлениями повышения эффективности осуществления таможенного контроля с помощью инновационных таможенных технологий является:

1) Согласно Е.В.Зыбиной - обеспечение электронного документооборота между таможенными органами разных уровней, интеграция автоматизированной системы с аналитическими программными средствами, используемыми в таможенных органах и включающими современные математические методы анализа и поддержки принятия решений, методы анализа структурных сдвигов и моделирования ситуаций.

2) Согласно Д.Л.Александрова - модернизации единой автоматизированной информационной системы таможенных органов применительно к технологиям интернет-декларирования и удаленного выпуска.

На основании аналитического обзора литературы по имеющимся в настоящее время подходам к исследованию применения технологий предварительного информирования и электронного декларирования можно сформулировать следующие выводы:

1) основная функция данных технологий заключается в сборе, хранении, обработке, выводе и распространении информации, способствующих принятию решения при организации таможенного контроля;

2) большая часть работ посвящена исследованию технологии электронного декларирования товаров, вопросы применения технологий предварительного информирования и удаленного выпуска не исследованы в должном объеме;

3) в качестве основного направления повышения эффективности применения технологий предварительного информирования и электронного декларирования выступает создание интегрированной межведомственной информационной системы, при этом вопросы развития автоматизированной аналитической системы обработки информации рассмотрены недостаточно, что не позволяет в условиях неуклонного роста объемов первичной информации ожидать резкого прироста результативной информации, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения;

Итак, методы повышения качества таможенных услуг представлены в работах ряда ученых, но несмотря на значительный интерес ученых к этим проблемам, не нашли достаточно четкого и полного отражения вопросы оценки эффективности применения технологий предварительного информирования и электронного декларирования, что не позволяет адекватно воспринимать результаты их применения и определять наиболее слабые места, чтобы провести мероприятия по их устранению.