logo
Валютный контроль в неторговом обороте

3.3 Статистика валютного контроля

Начиная с 2010 года благодаря усилиям ФТС России во взаимодействии с Банком России отмечается постепенное снижение объемов незаконных валютных операций, в том числе невозвращаемой экспортной выручки в сфере внешнеторговой деятельности в среднем на 20% в год.

На диаграмме показана динамика объемов незаконно невозвращенных в Российскую Федерацию денежных средств от внешнеторговой деятельности в 2010-2012 гг. (млрд. руб.)

Позитивная динамика достигнута благодаря совместным усилиям ФТС России и Банка России по противодействию использованию подложных таможенных деклараций в качестве документов, обосновывающих перевод денежных средств в пользу иностранного лица. В настоящее время ФТС России в режиме, близком к реальному времени (не более 3-х дней), передает Банку России, а через систему территориальных учреждений Банка России и в уполномоченные банки информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары. Это обеспечивает надлежащий контроль достоверности представляемых в банки деклараций.

Следует подчеркнуть, что таможенные органы играют определенную роль в системе государственных органов, обеспечивающих противодействие незаконным финансовым операциям. Они действуют строго в рамках, установленных законодательством Российской Федерации.

ФТС России, как и ФНС России, является агентом валютного контроля. В соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком, в режиме, близком к реальному времени, агент валютного контроля передает информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства в Росфиннадзор - орган валютного контроля, который уполномочен применять соответствующие санкции.

Кроме того, в случаях выявления преступлений, таможенные органы передают сообщения об этом в органы внутренних дел в течение десяти суток. При выявлении фактов участия банков в схемах незаконного вывода капитала соответствующая информация направляется в Банк России для инспектирования их деятельности.

После вступления в силу в 2004 году действующего Закона о валютном регулировании и валютном контроле, ФТС России, ФНС России и Росфиннадзор неоднократно выступали с предложениями по внесению изменений в законодательство, направленными на повышение эффективности противодействия оттоку денежных средств из Российской Федерации, в том числе, и по противодействию созданию и деятельности фирм-однодневок.

Так, например, в результате более чем двухлетней кропотливой работы ФТС России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти были подготовлены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации. В частности - новая редакция статьи 193 и новая статья 193(1) «Совершение валютных операций по переводу иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов».

Эти предложения вошли в законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», который недавно был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации. [16]