Тема № 10. Валютный контроль в неторговом обороте
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» - основной законодательный акт, регулирующий проведение валютных операций в России, в том числе порядок перемещения наличной валюты и ценных бумаг в документарной форме.
В соответствии с п.5 ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок перемещения через таможенную границу РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами) устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
До установления Правительством РФ указанного порядка перемещение валюты РФ (кроме монет из драгоценных металлов) и внутренних ценных бумаг в документарной форме резидентами и нерезидентами (физическими и юридическими лицами) осуществляется без ограничений.
При этом валюта РФ и внутренние ценные бумаги в документарной форме, перемещаемые юридическими лицами, подлежат декларированию в общем порядке в соответствии era. 14 Таможенного кодекса РФ. В случае же перемещения валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме физическими лицами их письменное декларирование необязательно.
Перемещение через таможенную границу РФ памятных монет из драгоценных металлов, являющихся валютой РФ, регулируется Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2001г. №742.
Ввоз в Российскую Федерацию драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется организациями и физическими лицами без количественных ограничений и лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с письмом ГТК России от 28.03.2003 г. № 01-06/13397 «О вывозе монет из драгоценных металлов» физические лица могут вывозить из Российской Федерации монеты из драгоценных металлов, не являющиеся культурной ценностью, в пределах установленных стоимостных ограничений на вывоз товаров, предназначенных для личного пользования (не более 10 000 долл. США в эквиваленте).
В качестве документов, удостоверяющих стоимость вывозимых физическими лицами монет из драгоценных металлов, таможенными органами могут приниматься:
приходные кассовые документы (чеки, квитанции, кассовые ордера и т.п.), выдаваемые кредитными организациями, а также нумизматическими, антикварными и комиссионными магазинами при реализации ими монет из драгоценных металлов (при этом реквизиты плательщика, указанные в приходном кассовом документе, могут не соответствовать паспортным данным физического лица, осуществляющего вывоз монет);
заключения о стоимости монет, выданные организациями, производящими оценку монет из драгоценных металлов на основании лицензий Минимущества России. К указанному заключению должна прилагаться заверенная оригинальной печатью данной организации копия лицензии Минимущества России на оценочную деятельность;
иные документы, подтверждающие стоимость монет из драгоценных металлов.
При отсутствии документов, удостоверяющих стоимость вывозимых физическими лицами монет из драгоценных металлов, оценка их стоимости может быть произведена таможенными органами, исходя из цен покупки и продажи драгоценных металлов, ежедневно устанавливаемых Банком России и направляемых в таможенные органы по телекоммуникационным каналам связи.
При оценке стоимости вывозимых физическими лицами монет могут использоваться справочные материалы, содержащие информацию о стоимости указанных монет, в том числе предоставляемые Государственным таможенным комитетом (Федеральной таможенной службой) России.
Порядок вывоза монет из драгоценных металлов, являющихся культурной ценностью, регулируется Законом РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
В соответствии с данным Законом монеты из драгоценных металлов, созданные более 50 лет назад, могут быть вывезены физическими лицами из Российской Федерации при обязательном представлении свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, выданного Министерством культуры РФ или его территориальными органами по сохранению культурных ценностей в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 № 322 «Об утверждении положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей».
В случае отсутствия у физического лица на момент таможенного оформления документов, удостоверяющих стоимость вывозимых монет, при наличии достаточных оснований предполагать, что общая стоимость вывозимых физическими лицами товаров превышает установленные стоимостные ограничения (10000 долл. США), данные монеты могут быть приняты таможенными органами на временное хранение по квитанции ф. ТС-21.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2001 г. № 742 экспорт из Российской Федерации монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством платежа, осуществляют Центральный банк РФ и кредитные организации.
Перемещение физическими лицами наличной валюты РФ через внутренние таможенные границы между государствами - участниками Таможенного союза регулируется следующими нормативными актами:
- Соглашением об обеспечении свободного и равного пересечения физическими лицами границ государств - участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты от 24 ноября 1998 г.;
- приказом ГТК России от 18.05.1998 г. № 320 «Об особенностях таможенного оформления товаров и валюты, перемещаемых физическими лицами через внутренние таможенные границы между государствами - участниками Таможенного союза».
В соответствии со ст. 7 вышеупомянутого Соглашения перемещение иностранной и национальной валют государств - участников Таможенного союза через их внутренние таможенные границы осуществляется без ограничений. Однако ст. 8 Соглашения за каждым государством - участником Таможенного союза сохраняется право устанавливать в случае критического состояния платежного баланса иную норму максимального вывоза с таможенной территории государства одним физическим лицом валюты третьих государств и валюты, являющейся национальной для государства, устанавливающего такую норму.
Действующий порядок перемещения наличной иностранной валюты физическими лицами предполагает, с одной стороны, усиление контроля за перемещением крупных сумм иностранной валюты, а с другой - направлен на упрощение таможенного оформления иностранной валюты, ввозимой гражданами в личных целях.
Ввоз наличной иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами) без ограничений, но с соблюдением требований таможенного законодательства РФ.
Единовременно вывозимая из Российской Федерации юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранная валюта и внешние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
Порядок вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами (резидентами и нерезидентами) приведен в таблице 4.5.
Физические лица (резиденты и нерезиденты) в соответствии с пунктом 2 ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» имеют право вывозить из Российской Федерации внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные в Российскую Федерацию в пределах, указанных в пассажирской таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку в Российскую Федерацию. В этом случае внешние ценные бумаги в документарной форме не подлежат обязательному письменному декларированию. При декларировании в устной форме документы, подтверждающие ввоз, пересылку указанных ценных бумаг в Российскую Федерацию, должны быть представлены уполномоченному должностному лицу таможенного органа по его требованию. В пассажирской таможенной декларации, оформленной при ввозе указанных ценностей в Российскую Федерацию, делается запись: «Валютные ценности вывезены» и проставляется дата вывоза.
Таблица.1
Физические лица (резиденты и нерезиденты) вправе вывозить из Российской Федерации внешние ценные бумаги в документарной форме, если они приобретены на территории Российской Федерации. В этом случае обязательным условием является декларирование данных валютных ценностей в письменной форме.
При нарушении порядка перемещения физическими лицами иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме составляется протокол об административном правонарушении. При этом иностранная валюта и внешние ценные бумаги подлежат сдаче на хранение в таможенный орган по квитанции формы ТС-21 на срок до 2 месяцев. По мотивированному обращению физического лица в таможенный орган срок хранения может быть продлен до 4 месяцев. По истечении указанного срока невостребованная валюта может быть обращена в федеральную собственность.
Все установленные ограничения на вывоз иностранной валюты не распространяются на владельцев пластиковых карточек и дорожных чеков. Возможны, по крайней мере, два легальных способа вывоза иностранной валюты в сумме, превышающей 10 тыс. долл. США (или эквивалент):
1) посредством пластиковых карт и дорожных чеков;
2) банковский или телеграфный перевод через компании Western Union или Money Gram без предъявления каких-либо оправдательных документов.
Последнее направление валютного контроля в неторговом обороте - это валютный контроль за перемещением юридическими лицами (резидентами) драгоценных металлов и драгоценных камней, в отношении которых сохраняется жесткий государственный контроль.
Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом устанавливается Правительством РФ. Основными правовыми документами являются ФЗ РФ от 26.03.98 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Указ Президента РФ от 30.11.2002 г. № 1373 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов», Указ Президента РФ от 21.06.2001 г. № 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней».
Согласно ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установление особого порядка таможенного контроля за перемещением через таможенную границу драгоценных металлов и драгоценных камней отнесено к одной из форм государственного регулирования (таблица 4.6).
В России экспорт аффинированных платины и металлов платиновой группы осуществляется унитарным предприятием «Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт"». Контроль за операциями, проводимыми этим предприятием, осуществляет Министерство финансов РФ.
Экспорт аффинированных золота и серебра имеют право осуществлять:
а) Центральный банк Российской Федерации;
б) кредитные организации, имеющие лицензии ЦБ РФ на совершение операций с драгоценными металлами;
в) субъекты добычи драгоценных металлов;
г) субъекты производства и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками внешнеторговой деятельности.
Перемещение природных алмазов и бриллиантов осуществляется со следующими особенностями. Таблица.2
Ввоз в Российскую Федерацию природных алмазов и бриллиантов производится российскими и иностранными лицами без количественных ограничений и лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли РФ, при соблюдении законодательства РФ о таможенном деле и проведении государственного контроля за качеством сортировки и оценки природных алмазов и бриллиантов при их ввозе в Российскую Федерацию.
Экспорт необработанных и обработанных природных драгоценных камней имеют право осуществлять субъекты их добычи и производства.
Экспорт уникальных драгоценных камней осуществляется по отдельным решениям Правительства РФ.
Экспорт природных алмазов осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Такая лицензия не требуется при экспорте отходов от обработки алмазов, алмазного концентрата, алмазной крошки и алмазных порошков.
Экспорт бриллиантов осуществляется без количественных ограничений и лицензий.
Физические лица могут без количественных ограничений и лицензий вывозить из Российской Федерации:
-ранее ввезенные в Российскую Федерацию этими лицами бриллианты с представлением оформленных таможенными органами Российской Федерации документов, подтверждающих факт их ввоза, и бриллианты, находящиеся в их собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, временно вывозимые из Российской Федерации;
-не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности бриллианты в числе иных вывозимых товаров, порядок вывоза которых регулируется законодательством Российской Федерации. При этом общая стоимость вывозимых товаров не должна превышать сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США. В общую стоимость вывозимых бриллиантов не включается стоимость ранее ввезенных физическими лицами в Российскую Федерацию и временно вывозимых из Российской Федерации бриллиантов.
В России возможен ввоз и вывоз драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежащих переработке. При таком перемещении таможенные органы устанавливают в таможенных целях обязательное количество выхода продуктов переработки.
При таможенном оформлении необработанных природных алмазов, ввозимых на таможенную территорию РФ, обязательно следует представить таможенным органам РФ сертификат Кимберлийского процесса, а при таможенном оформлении вывозимых с таможенной территории РФ необработанных природных алмазов - сертификат вывоза необработанных природных алмазов, которые свидетельствуют, что перемещаемые партии необработанных природных алмазов не содержат алмазов, происходящих из зон конфликтов1.
Таможенное оформление ввозимых и вывозимых необработанных природных алмазов и бриллиантов, драгоценных металлов и драгоценных камней производится только на специализированных таможенных постах при обязательном участии государственных контролеров Минфина России.
Специализированные таможенные посты проверяют на соответствие сопроводительным документам все вывозимые с территории РФ и ввозимые в РФ партии драгоценных камней, производят их регистрацию. Таможенное оформление необработанных алмазов и бриллиантов осуществляется только после проведения соответствующей работы государственными контролерами Минфина России либо при получении согласия Минфина России на вывоз конкретных партий указанных драгоценных металлов и камней. Таможенное оформление ввозимых и вывозимых необработанных природных алмазов и бриллиантов, аффинированных драгоценных металлов производится на таможенных складах и складах временного хранения закрытого типа.
- Тема № 10 Осуществление контроля при бартерных и лизинговых операциях.
- 3. Основные этапы контроля при таможенном оформлении внешнеторговых бартерных сделок включают:
- Тема № 10. Валютный контроль в неторговом обороте
- 4.5. Административная
- Должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.