logo
valreg-010

Тема № 10. Валютный контроль в неторговом обороте

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» - основной законодательный акт, регулирующий прове­дение валютных операций в России, в том числе порядок переме­щения наличной валюты и ценных бумаг в документарной форме.

В соответствии с п.5 ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок перемещения через таможенную гра­ницу РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме резидентами и нерезидентами (юридическими и физичес­кими лицами) устанавливается Правительством РФ по согласова­нию с Центральным банком Российской Федерации.

До установления Правительством РФ указанного порядка пе­ремещение валюты РФ (кроме монет из драгоценных металлов) и внутренних ценных бумаг в документарной форме резидентами и нерезидентами (физическими и юридическими лицами) осуществ­ляется без ограничений.

При этом валюта РФ и внутренние ценные бумаги в докумен­тарной форме, перемещаемые юридическими лицами, подлежат декларированию в общем порядке в соответствии era. 14 Тамо­женного кодекса РФ. В случае же перемещения валюты РФ и внут­ренних ценных бумаг в документарной форме физическими лица­ми их письменное декларирование необязательно.

Перемещение через таможенную границу РФ памятных мо­нет из драгоценных металлов, являющихся валютой РФ, регули­руется Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных кам­ней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ут­вержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2001г. №742.

Ввоз в Российскую Федерацию драгоценных металлов и дра­гоценных камней осуществляется организациями и физическими лицами без количественных ограничений и лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В соответствии с письмом ГТК России от 28.03.2003 г. № 01-06/13397 «О вывозе монет из драгоценных металлов» физические лица могут вывозить из Российской Федерации монеты из драго­ценных металлов, не являющиеся культурной ценностью, в преде­лах установленных стоимостных ограничений на вывоз товаров, предназначенных для личного пользования (не более 10 000 долл. США в эквиваленте).

В качестве документов, удостоверяющих стоимость вывозимых физическими лицами монет из драгоценных металлов, таможен­ными органами могут приниматься:

При отсутствии документов, удостоверяющих стоимость вы­возимых физическими лицами монет из драгоценных металлов, оценка их стоимости может быть произведена таможенными орга­нами, исходя из цен покупки и продажи драгоценных металлов, ежедневно устанавливаемых Банком России и направляемых в та­моженные органы по телекоммуникационным каналам связи.

При оценке стоимости вывозимых физическими лицами монет могут использоваться справочные материалы, содержащие информацию о стоимости указанных монет, в том числе предоставляе­мые Государственным таможенным комитетом (Федеральной та­моженной службой) России.

Порядок вывоза монет из драгоценных металлов, являющихся культурной ценностью, регулируется Законом РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

В соответствии с данным Законом монеты из драгоценных ме­таллов, созданные более 50 лет назад, могут быть вывезены физи­ческими лицами из Российской Федерации при обязательном пред­ставлении свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, выданного Министерством культуры РФ или его территориальными органами по сохранению культурных ценностей в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 № 322 «Об утверждении положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей».

В случае отсутствия у физического лица на момент таможен­ного оформления документов, удостоверяющих стоимость выво­зимых монет, при наличии достаточных оснований предполагать, что общая стоимость вывозимых физическими лицами товаров превышает установленные стоимостные ограничения (10000 долл. США), данные монеты могут быть приняты таможенными органа­ми на временное хранение по квитанции ф. ТС-21.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2001 г. № 742 экспорт из Российской Федерации монет из дра­гоценных металлов, являющихся законным средством платежа, осу­ществляют Центральный банк РФ и кредитные организации.

Перемещение физическими лицами наличной валюты РФ че­рез внутренние таможенные границы между государствами - уча­стниками Таможенного союза регулируется следующими норма­тивными актами:

- Соглашением об обеспечении свободного и равного пересе­чения физическими лицами границ государств - участников Тамо­женного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты от 24 ноября 1998 г.;

- приказом ГТК России от 18.05.1998 г. № 320 «Об особеннос­тях таможенного оформления товаров и валюты, перемещаемых физическими лицами через внутренние таможенные границы меж­ду государствами - участниками Таможенного союза».

В соответствии со ст. 7 вышеупомянутого Соглашения переме­щение иностранной и национальной валют государств - участни­ков Таможенного союза через их внутренние таможенные грани­цы осуществляется без ограничений. Однако ст. 8 Соглашения за каждым государством - участником Таможенного союза сохраня­ется право устанавливать в случае критического состояния платеж­ного баланса иную норму максимального вывоза с таможенной территории государства одним физическим лицом валюты треть­их государств и валюты, являющейся национальной для государ­ства, устанавливающего такую норму.

Действующий порядок перемещения наличной иностранной ва­люты физическими лицами предполагает, с одной стороны, усиле­ние контроля за перемещением крупных сумм иностранной валю­ты, а с другой - направлен на упрощение таможенного оформле­ния иностранной валюты, ввозимой гражданами в личных целях.

Ввоз наличной иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и не­резидентами (юридическими и физическими лицами) без ограни­чений, но с соблюдением требований таможенного законодатель­ства РФ.

Единовременно вывозимая из Российской Федерации юриди­ческими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранная ва­люта и внешние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

Порядок вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами (резидентами и нерезидентами) приведен в таблице 4.5.

Физические лица (резиденты и нерезиденты) в соответствии с пунктом 2 ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном кон­троле» имеют право вывозить из Российской Федерации внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные в Российскую Федерацию в пределах, указанных в пассажир­ской таможенной декларации или ином документе, подтверждаю­щем их ввоз, пересылку в Российскую Федерацию. В этом случае внешние ценные бумаги в документарной форме не подлежат обя­зательному письменному декларированию. При декларировании в устной форме документы, подтверждающие ввоз, пересылку ука­занных ценных бумаг в Российскую Федерацию, должны быть пред­ставлены уполномоченному должностному лицу таможенного орга­на по его требованию. В пассажирской таможенной декларации, оформленной при ввозе указанных ценностей в Российскую Феде­рацию, делается запись: «Валютные ценности вывезены» и про­ставляется дата вывоза.

Таблица.1

Физические лица (резиденты и нерезиденты) вправе вывозить из Российской Федерации внешние ценные бумаги в документар­ной форме, если они приобретены на территории Российской Фе­дерации. В этом случае обязательным условием является деклари­рование данных валютных ценностей в письменной форме.

При нарушении порядка перемещения физическими лицами иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме составляется протокол об административном правонаруше­нии. При этом иностранная валюта и внешние ценные бумаги под­лежат сдаче на хранение в таможенный орган по квитанции фор­мы ТС-21 на срок до 2 месяцев. По мотивированному обращению физического лица в таможенный орган срок хранения может быть продлен до 4 месяцев. По истечении указанного срока невостребо­ванная валюта может быть обращена в федеральную собственность.

Все установленные ограничения на вывоз иностранной валю­ты не распространяются на владельцев пластиковых карточек и до­рожных чеков. Возможны, по крайней мере, два легальных спосо­ба вывоза иностранной валюты в сумме, превышающей 10 тыс. долл. США (или эквивалент):

1) посредством пластиковых карт и дорожных чеков;

2) банковский или телеграфный перевод через компании Western Union или Money Gram без предъявления каких-либо оправдательных документов.

Последнее направление валютного контроля в неторговом обо­роте - это валютный контроль за перемещением юридическими лицами (резидентами) драгоценных металлов и драгоценных кам­ней, в отношении которых сохраняется жесткий государственный контроль.

Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, при­родными драгоценными камнями, а также жемчугом устанавлива­ется Правительством РФ. Основными правовыми документами являются ФЗ РФ от 26.03.98 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Указ Президента РФ от 30.11.2002 г. № 1373 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и брилли­антов», Указ Президента РФ от 21.06.2001 г. № 742 «О порядке вво­за в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации дра­гоценных металлов и драгоценных камней».

Согласно ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установление особого порядка таможенного контроля за переме­щением через таможенную границу драгоценных металлов и дра­гоценных камней отнесено к одной из форм государственного ре­гулирования (таблица 4.6).

В России экспорт аффинированных платины и металлов пла­тиновой группы осуществляется унитарным предприятием «Внеш­неэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт"». Контроль за операциями, проводимыми этим предприятием, осуществляет Министерство финансов РФ.

Экспорт аффинированных золота и серебра имеют право осу­ществлять:

а) Центральный банк Российской Федерации;

б) кредитные организации, имеющие лицензии ЦБ РФ на со­вершение операций с драгоценными металлами;

в) субъекты добычи драгоценных металлов;

г) субъекты производства и индивидуальные предпринимате­ли, являющиеся участниками внешнеторговой деятельности.

Перемещение природных алмазов и бриллиантов осуществля­ется со следующими особенностями. Таблица.2

Ввоз в Российскую Федерацию природных алмазов и брил­лиантов производится российскими и иностранными лицами без количественных ограничений и лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли РФ, при соблю­дении законодательства РФ о таможенном деле и проведении государственного контроля за качеством сортировки и оценки при­родных алмазов и бриллиантов при их ввозе в Российскую Федерацию.

-ранее ввезенные в Российскую Федерацию этими лицами брил­лианты с представлением оформленных таможенными органами Российской Федерации документов, подтверждающих факт их вво­за, и бриллианты, находящиеся в их собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, временно вывозимые из Российской Федерации;

-не предназначенные для производственной или иной коммер­ческой деятельности бриллианты в числе иных вывозимых това­ров, порядок вывоза которых регулируется законодательством Рос­сийской Федерации. При этом общая стоимость вывозимых това­ров не должна превышать сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США. В общую стоимость вывозимых бриллиантов не включает­ся стоимость ранее ввезенных физическими лицами в Российскую Федерацию и временно вывозимых из Российской Федерации брил­лиантов.

В России возможен ввоз и вывоз драгоценных металлов и дра­гоценных камней, подлежащих переработке. При таком перемеще­нии таможенные органы устанавливают в таможенных целях обя­зательное количество выхода продуктов переработки.

При таможенном оформлении необработанных природных алмазов, ввозимых на таможенную территорию РФ, обязательно следует представить таможенным органам РФ сертификат Кимберлийского процесса, а при таможенном оформлении вывози­мых с таможенной территории РФ необработанных природных алмазов - сертификат вывоза необработанных природных алма­зов, которые свидетельствуют, что перемещаемые партии необра­ботанных природных алмазов не содержат алмазов, происходящих из зон конфликтов1.

Таможенное оформление ввозимых и вывозимых необработан­ных природных алмазов и бриллиантов, драгоценных металлов и драгоценных камней производится только на специализированных таможенных постах при обязательном участии государственных контролеров Минфина России.

Специализированные таможенные посты проверяют на соот­ветствие сопроводительным документам все вывозимые с терри­тории РФ и ввозимые в РФ партии драгоценных камней, произво­дят их регистрацию. Таможенное оформление необработанных алмазов и бриллиантов осуществляется только после проведения соответствующей работы государственными контролерами Мин­фина России либо при получении согласия Минфина России на вывоз конкретных партий указанных драгоценных металлов и кам­ней. Таможенное оформление ввозимых и вывозимых необрабо­танных природных алмазов и бриллиантов, аффинированных дра­гоценных металлов производится на таможенных складах и скла­дах временного хранения закрытого типа.