logo
Анализ состояния современного российского экспорта

1.2 Правовое регулирование экспорта товаров

Экспорт является частью внешнеторговой деятельности, которая, в свою очередь, является частью международных экономических отношений.

Регулирование международных отношений, в том числе и в сфере экономики, и в частности в области международной торговли, является важной функции государства.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ, осуществляется в целях обеспечения благоприятных условий для этого вида деятельности, а так же для защиты экономических и политических интересов России.

Основными нормативными документами определяющие основы государственного регулирования экспортных операции являются:

· Таможенный Кодекс Таможенного Союза.

Таможенный Кодекс Таможенного Союза устанавливает понятие экспорта, условия, которые нужно выполнить чтобы товар был помещен под процедуру экспорта, устанавливает возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.

· ФЗ №311 "О таможенном регулировании.

Федеральный Закон №311 устанавливает понятие декларанта, устанавливает какие действия нужно совершить для оформления товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта.

· Постановление Правительства РФ от 30 августа 2013 г. №754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации.

В данном постановлении устанавливает какие ставки вывозных таможенных пошлин нужно применять при вывозе того или иного товара помещенного под таможенную процедуру экспорта.

Указ президента Российской Федерации от 28 ноября 2007 года №1593 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН № 1737 от 23 декабря 2006 года и №1747 от 24 марта 2007 года"

Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2008 года №682 "О мерах выполнения резолюции Совета Безопасности ООН №1803 от 3марта 2008 года"

Так же к числу нормативно правовых актов регулирующих деятельность процедуры экспорта можно отнести и ряд международных актов.

1.3 Особенности таможенной процедуры экспорта

Основной особенностью данной таможенной процедуры является то, что под неё могут быть помещены только товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Таможенного Союза.

При помещении товаров под таможенную процедуру экспорта подлежат уплате вывозные таможенные пошлины (если таковые установлены) и сборы за таможенное оформление.

В соответствии со статьей 77 "Применение ставок таможенных пошлин, налогов" ТК ТС для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Ставки вывозных таможенных пошлин приведены в Постановление Правительства РФ от 30 августа 2013 г. №754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, если иной срок не установлен Таможенным кодексом Таможенного союза.

Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (в соответствии со статьей 196 " Сроки выпуска товаров" ТК ТС).

В пункте 4 статьи 196 "Сроки выпуска товаров" ТК ТС допускается продление срока выпуска товаров для проведения или завершения таможенного контроля. Продление срока может осуществляться только с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

В пункте 1 статьи 195 "Основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров" ТК ТС праведен перечень условий, при соблюдении которых может быть осуществлен выпуск товара. К таким условиям относится:

· таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств-членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

· лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с:

пунктом 2 статьи 202 "Виды таможенных процедур" ТК ТС - международными договорами государств - членов таможенного союза;

пунктом 3 статьи 202 "Виды таможенных процедур" ТК ТС - законодательством государств - членов таможенного союза;

· в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС.[1]

Отказ в выпуске оформляется в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №262 "О порядке регистрации, отказе регистрации декларации на товары и оформление отказа в выпуске товаров "

Порядок отказа установлен в пункте 11 и 12 решения Комиссии Таможенного Союза от 20.05.2010 №262.

Условием для отказа в выпуске товара может послужить несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 " Основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров" ТК ТС.

Также положениями Таможенного Кодекса Таможенного союза предусмотрены упрощения процедур при экспорте:

1. Сокращение и установление исчерпывающего перечня документов, представляемых экспортерами для помещения товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины (ст. 183 "Представление документов при таможенном декларировании товаров" ТК ТС).

2. Сокращение предельных сроков выдачи разрешения на вывоз (выпуск товаров) до четырех часов в случае выпуска товаров, к которым не применяются вывозные пошлины (ст. 196 "Сроки выпуска товаров" ТК ТС).

3. Отказ от представления таможенным органам сведений о стоимости товаров (кроме статистической стоимости), если к товарам не применяются вывозные пошлины.

4. Установление специфической ставки сборов за совершение таможенных операций, не зависящей от стоимости товаров (ст. 72 "Таможенные сборы" ТК ТС).

5. Определение перечня товаров для применения упрощенных административных процедур при их экспорте как необлагаемые вывозными таможенными пошлинами товары групп 84-90 по ЕТН ВЭД ТС. Решение КТС от 20.05.2010 №254 "О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров".

1.4 Возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта

В статье 214 "Возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта" ТК ТС говорится о возникновение или прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру экспорта. Так в соответствии с данной статьей обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Правила подачи декларации установлены в статье 190 "Подача и регистрация таможенной декларации" ТК ТС. Прекращение обязанностей по уплате вывозных таможенных пошлин установлена в пункте 2 статьи 214 "Возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта" ТК ТС. В данном пункте говорится, что Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, прекращается у декларанта в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 "Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов" ТК ТС.

В данном пункте перечислены условия, при которых прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов. К таким условиям можно отнести:

· платы взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ТС;

· помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

· уничтожение (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

· если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

· помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязательность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

· обращение товаров в собственность государств - членов таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза;

· обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;

· отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

· при признании ее безнадежной к взысканию и списанию в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза; [1]

1.5 Оформление товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта

В соответствии c Приказом ФТС РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке, предусмотренном Таможенным Кодексом Таможенного союза, Законом РФ от 27.11.2010 №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", нормативными актами ФТС РФ.

Все действия по таможенному оформлению осуществляются в строго определенном порядке, который регламентирован главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза и положениями главы 24 Федерального закона №311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ".

Таможенное оформление товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Согласно статье 210 "Декларант" Федерального закона №311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", декларантом товаров может быть:

· юридическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и постоянно проживающее в Российской Федерации,

· физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и постоянно проживающее в Российской Федерации

· физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в Российской Федерации,

-- заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

-- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами -- при отсутствии внешнеэкономической сделки. [5]

Таможенное оформление экспорта происходит поэтапно:

· предоставление документов, подтверждающих условия и основания вывоза товаров за пределы таможенной территории страны;

· уплата установленных налогов и сборов;

· соблюдение законодательных правил экспортером.

Документы, которые нужны для оформления груза и транспортного средства:

· квитанции об уплате таможенных платежей и услуг таможни;

· документы на груз (сертификаты качества, заключение ветэксперта, фитосанитарный сертификат, заключение СЭС, служб экологического и радиологического контроля и т.д.);

· допсоглашение, договор;

· инвойс;

· форма СТ-1 (где произведен товар);

· карта учета на таможне;

· документ о декларировании валюты и ценностей;

· МДП книжка;

· накладная коносамент;

· водительский паспорт и свидетельство, подтверждающее право на международные перевозки;

· техпаспорт и договор на декларирование груза, если занимаются оформлением документации брокеры.

После подачи вышеперечисленных документов осуществляется таможенное оформление, составляется декларация. Это документ, имеющий форму заявления, где указаны точные данные о грузе, перевозимом через границу, каким транспортом перевозится и непосредственно о самом транспортном средстве. После предоставления груза и транспорта таможенному органу, подается декларация, правила подачи предусматривают 15 дней для подачи декларации. Дни считаются с момента предоставления груза. Пока декларация не принята к таможенному оформлению, с разрешения таможенного органа в нее можно внести дополнения и исправления.

2. Анализ экспорта Российской Федерации, статистика поступлений таможенных платежей в бюджет от экспорта товаров

2.1 Анализ специфики экспорта из Российской Федерации

По данным таможенной статистики в январе-октябре 2014 года внешнеторговый оборот России составил 664,7 млрд. долларов США и по сравнению с январем- октябрем 2013 года снизился на 3,4%. Со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот составил 582,6 млрд. долларов США, со странами СНГ 82,1 млрд. долларов США.

Сальдо торговый баланс сложилось положительное и составило 180,8 млрд. долларов США, что на 8,9 млрд. долларов США больше чем за январь - октябрь 2013 года. При этом в январе - октябре сальдо со странами дальнего зарубежья равнялось 154,3 млрд. долларов США (увеличение на 10,5 млрд. долларов США), со странами СНГ сальдо равнялось 26.5 млрд. долларов США (уменьшение на 1,6 млрд. долларов США).

Экспорт России в январе - октябре 2014 года составил 422,7 млрд. долларов США и по сравнению с январем - октябрем 2013 года снизился на 1,7%. В целом же объем экспорт на страны дальнего зарубежья в январе - октябре 2014 года составил 87,2%, на страны СНГ 12,8%.

Основой российского экспорта в страны дальнего зарубежья в январе - октябре 2014 года являлись топливно-энергетические товары удельный вес которых составил, так же как и в январе - октябре 2013 года 76,4%.

В январе - октябре 2014 года стоимостной объем топливно-энергетических товаров остался на прежнем уровне. Среди товаров топливно-энергетического уровня возросли объемы экспорта угля каменного на 11,5%, нефтепродуктов на 12,2%.

В январе - октябре возросла доля экспорта в страны дальнего зарубежья на металлы и изделия из них. Доля экспорта составила 7,7%, что по сравнению с январем - октябрем 2013 возросло на 0,4%. Стоимостные и физические объемы на данный товар и изделия из него возросли по сравнению c предыдущем годом на 5,1% и 7,7% соответственно.

Возросли физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них на 10%. Поставки алюминия необработанного сократились на 14,8%, а меди рафинированной и никель необработанного возросли на 23,2% и 4,0% соответственно.

Доля экспорта химической промышленности в январе - октябре 2014 года 4,9 (в 2013 5,2%) и соответственно упали на 0,3%. ПО сравнению с январем - октябрем 2013 года стоимостной экспорт данной продукции снизился на 4,9%, физический объем увеличился на 11,8%.

Физические объемы экспорта органических химических соединений возросли на 5,6%, метанола на 6,8%, азотных удобрений на 6,8%, калийных удобрений на 59,6%, пластмасс и изделий из них на 15,2%. Вместе с тем снизились физические объемы смешанных удобрений на 10,4%, каучука, резины и изделий из них на 6,2%.

Доля экспорта машин и оборудования в январе - октябре 2014 года составила 3,1% (в январе - октябре 2013 года 3,4%). Стоимостной объем экспорта данной группы товаров снизился на 7,5%, в числе: средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) на 60,7%, инструментов и аппаратов оптических на 14,0%. В то же время возросли стоимостные объемы поставок механического оборудования на 11,5%. Физические объемы поставок легковых и грузовых автомобилей возросли на 9,5% и 32,8% соответственно.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта составила 3,1% против 2,4% в январе - октябре 2013 года, древесины и целлюлозно-бумажных изделий 2,0% против 1,8%. По сравнению с январем - октябрем 2013 года стоимостные объемы экспорта продовольствия вырос на 27,5%, лесоматериалов на 10,5%.

Физический объем поставок пшеницы возрос на 74,9% ячменя на 29,7%, растительного масла на 45,9%,необработанных лесоматериалов на 11,2%, пиломатериалов на 7,5%, фанеры на 14,2%, целлюлозы на 2,4%, бумаги газетной на 14,6%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе - октябре 2014 года доля топливно-энергетических товаров составила 44,8% (в январе - октябре 2013 года 46,6%). Стоимостный объем топливно-энергетических товаров по сравнению с январем - октябрем 2013 года сократился на 13,3%. Поставки природного газа снизились на 15,7%, нефти сырой на 17,3%, бензина автомобильного на 2,4%, дизельного топлива на 17,6%.

Доля экспорта машин и оборудования в товарной структуре экспорта в январе-октябре 2014 года составила 15,5% (в январе - октябре 2013 года 15,9%). Стоимостный объем экспорта данной продукции снизился на 12%, в том числе: механического оборудования на 15,8%, электрооборудования на 13,9%. Вместе с тем возрос стоимостный объем экспорта средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) на 10,5%. Физические объемы поставок легковых и грузовых автомобилей снизились на 5,4% и 19,7% соответственно.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе - октябре 2014 года составил 11,0% (в январе - октябре 2013 10,8%). Стоимостный и физический объемы экспорта указанной группы товаров снизились по сравнению с январем - октябрем 2013 года на 7,7% и 2,4% соответственно. Экспорт продукции неорганической химии сократился на 2,2%, удобрений на 6,2%, парфюмер - но - косметических средств на 5,6%, моющих средств на 12,8%, каучука и резиновых изделий на 23,2%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта аммиака на 11,1%, лаков и красок на 8,1%, пластмасс и изделий из них на 6,7%.

Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в январе - октябре 2014 года составила 10,3% (в январе-октябре 2013 года 11,1%). Стоимостный объем экспорта данной товарной группы снизился на 16,3%, физический на 4,0%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизился на 3,9%, проката плоского из железа и нелегированной стали на 9,6%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе - октябре 2014 года составила 7,7% (в январе - октябре 2013 года 6,4%). По сравнению с январем - октябрем 2013 года стоимостные объемы поставок этих товаров увеличились на 8,2%.

Возросли физический объемы экспорта сыров и творога на 8,7%, пшеницы на 24,6%, растительного масла на 30,9%.

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз. На его долю приходилось в январе - октябре 2014 года 48,8% российского товарооборота (в январе-октябре 2013 года 49,6%).

На страны СНГ в январе-октябре 2014 года приходилось 12,4% российского товарооборота (в январе - октябре 2013 года 13,4%), на страны Таможенного Союза 6,7% (7,0%), на страны ЕврАзЭС 7,1% (7,3%).

Основными торговыми партнерами России в январе - октябре 2014 года среди стран дальнего зарубежья были Китай товарооборот, с которым составил 74,5 млрд. долларов США,Нидерланды 63,1 млрд. долларов США,

Германия 58,7 млрд. долларов США, Италия 41,9 млрд. долларов США, Турции 26,2 млрд. долларов США, Япония 25,9 млрд. долларов США, США 25 млрд. долларов США, Республика Корея 22,8 млрд. долларов США, Польша 20,1 млрд. долларов США, Соединенное Королевство 17,0 млрд. долларов США. [11]

2.2 Анализ динамики платежей

Планировалось, что в 2013 году таможенные органы соберут в федеральный бюджет таможенных платежей на общую сумму 6460 млрд. рублей. Таможенные органы план немного перевыполнили - сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям составила 6504,58 млрд. рублей (т.е. выше плана на 0,7%).

Для сравнения в 2012 году таможенные платежи превысили план примерно на 20% (5469 млрд. - по плану - против 6579 млрд. фактически).

Как правило, таможенные органы практически всегда превышают плановые показатели.

Тем не менее, наметилась небольшая тенденция к снижению превышения фактического значения платежей по сравнению с планом (после 2010 года).

Это связано с постоянным уточнением и корректировкой планов по перечислению средств в бюджет в течение года. Так, например, в 2013 году он был скорректирован в большую сторону изменениями в закон о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов от 2 декабря 2013 года.

Экспорт оказывает влияние на собираемость таможенных платежей.

В целом собираемость таможенных платежей по месяцам была высокой, несмотря на ряд довольно неблагоприятных для этого факторов, которые указаны выше. Так спад наблюдается в январе 2013 года. Это можно объяснить невысокими ставками пошлины на нефть и нефтепродукты. С другой стороны, в январе 2012 года сумма полученных платежей была довольно высокой в 2012 году (на неё повлияли объемы внешней торговли - цены на нефть на тот момент выросли на 17%).

Также отрицательную динамику показывают платежи в мае и июне 2013 года.

В мае снизился объем внешней торговли на 8%, а также, по мнению Минэкономразвития это связано с увеличившимися праздникам.

Снижение же в остальные месяцы выражено слабо, на это в большей степени повлияло уменьшение же объемов торговли по импорту.

Что касается положительной динамике в сборе таможенных платежей, то рост наблюдается в апреле и июле - это обусловлено ростом стоимостных объемов внешней торговли.

Рост собираемости платежей в сентябре был связан с небольшим скачком экспорта.

Средний за сентябрь 2013 года курс доллара по сравнению с тем же показателем декабря 2012 года возрос на 6,1%.

Увеличению экспорта способствовал также рост цен на нефть Urals. С июня по сентябрь стоимость одного барреля увеличилась с $102,8 до $110,9 и превысила уровень декабря 2012 года на 2,3%. Рост спроса внешнего рынка на природный газ также способствовал увеличению экспорта. А значит и росла собираемость таможенных платежей.

В октябре 2013 (как видно из графика) наоборот, экспорт снизился, но при этом увеличился объем импорта. Это связано с тем. что цена на нефть упала, и это стимулировало развитие внутреннего производства и возникла потребность в увеличении импорта.

Не смотря на то, что сумма платежей за декабрь немного ниже показателей предыдущего года, либерализация в торговле СПГ также сыграла положительную роль с точки зрения платежей - за два дня до конца 2013 года план был перевыполнен на 0,7%. [12]

2.3 Функции таможенных платежей экспорта

Таможенными платежами считаются обязательные к уплате различные виды платежей (пошлины, налоги, сборы), взимаемые в федеральный бюджет в размерах и порядке, установленных законодательством РФ, при осуществлении перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, в рамках реализации таможенной политики.

К основным таможенным платежам относятся:

• ввозная таможенная пошлина;

• вывозная таможенная пошлина;

• налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

• акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

• таможенные сборы.

Таможенные платежи уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза и в других случаях, установленных таможенным кодексом таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Все таможенные платежи подразделяют на основные (связанные с перемещением товаров через таможенную границу) и иные (не связанные с таким перемещением).

Таможенные платежи уплачивается в зависимости от таможенной процедуры, под которую помещается товар.

Таможенные пошлины взимаются по ставкам, предусмотренных в таможенном тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлины.

Таможенные платежи в зависимости от их вида могут уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации. Таможенным кодексом таможенного союза определено, что таможенные платежи уплачиваются до или в момент принятия к таможенному оформлению товара и документов на него.

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли. Таможенная пошлина отвечает основным налоговым характеристикам:

• уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивает государственно-властным принуждением;

• таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

• поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для покрытия конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).

С помощью тарифов можно воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, а также на развитие отдельных регионов страны. Функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.

Таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера. Следует отметить, что в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мега тарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

Таможенные пошлины выполняют ряд следующих функций. Самыми важными из них являются:

Регулирующая функция таможенных пошлин выполняет широкий спектр экономических мер от протекционистской защиты внутреннего производителя до либерализации внешнеторговых отношений с целью насыщения внутреннего рынка товарами, пользующимися спросом. содержит обширное количество экономических, политических и правовых мер, направленных на защиту внутреннего производителя от иностранных конкурентов, привлечение в страну товаров, пользующихся спросом, участие России в международных торговых, таможенных и иных организациях.

Фискальная функция: состоит в том, что выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины служат одним из основных источников наполнения доходной части бюджета, за счёт уплаты импортёрами и экспортёрами таможенных платежей за ввоз или вывоз товара.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ они относятся к доходам федерального бюджета и зачисляются в размере 100%.

Важность фискальной функции обусловлена тем, что таможенные платежи обеспечивают большую долю доходов федерального бюджета.

Регулирующая и фискальная функции таможенных пошлин тесно взаимосвязаны между собой. Они должны комплексно учитываться при формировании и изменении таможенного тарифа.

Защитная функция - позволяет ограничить допуск на отечественный рынок импортных товаров.

Стимулирующая функция - состоит в том, что ввозные пошлины могут быть ниже разницы между национальными и мировыми ценами.

Такие пошлины создают более широкие возможности для импорта товара.

Контролирующая функция - состоит в том, что бы благодаря таможенным пошлинам, платежам, по их общей сумме можно было судить по объемам экспорта и импорта товаров, оценить внешнеторговое сальдо, а так же структуру экспорта и импорта.

На основе этих данных реализуется регулирующая функция для стимуляции экспорта в определённой отрасли производства, или создаются благоприятные условия для развития отстающих отраслей.

3. Практика применения таможенной процедуры экспорта и ее совершенствование

3.1 Практика расчета таможенных платежей на примере таможенной процедуры экспорта

Пример процедуры экспорта

Фирма экспортер ЗАО "Семена" экспортирует семена рапса для посева в Хорватию. Код по ТН ВЭД 1205 10 100 0 - Семена рапса, или кользы, дробленые или недробленые, семена рапса, или кользы, с низким содержанием эруковой кислоты, для посева. Объем экспортируемой партии товара составляет 5000 кг. Таможенная стоимость партии товара составляет 200000$. Определить: Сумму таможенных платежей. При вывозе данного товара из России 18 декабря 2014 года была оформлена декларация в электронном виде в соответствии с процедурой экспорта. Курс доллара на 18.12.2014 1$ = 67,79 руб.; Курс евро на 18.12.2014 1 евро = 84,59 руб.

Решение:

1. Находим стоимость партии товара в рублях по формуле:

Тст(руб) = Тст(пар)*курс$,

где Тст(руб) - стоимость экспортируемой партии товара в рублях; Тст(пар) - стоимость экспортируемой партии товара в долларах США; курс $ - курс доллара США установленный ЦБ РФ на 18.12.2014 г.

Тст(руб) = 200000*67,79 =13558000 (рублей)

2. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 августа 2013 г. №754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашения о Таможенном Союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации" ставка вывозной таможенной пошлины на семена рапса для посева 11%, но не менее 19,26 евро за 1000 кг. Высчитаем таможенную пошлину семян рапса для объемом 5000 кг по формуле:

Тпош(евро) = Об(пар)*ставка(за 1000 кг),

где Тпош(евро) - таможенная пошлина партии товара в евро; Об(пар) - объем экспортируемой партии в кубометрах; ставку(за 1000 кг) - ставка взимания вывозной таможенной пошлины за 1000 кг семян рапса для посева.

Тпош(евро) = 5*19,26 = 96,3(евро);

Переведем полученное число в рубли по формуле:

Тпош(руб) = Тпош(евро)*курс(евро),

где Тпош(руб) - сумма таможенных пошлин подлежащих уплате в рублях;Тпош(евро) - таможенная пошлина партии товара в евро; курс (евро) - курс евро установленный ЦБ РФ на 18.12.2014 г.

Тпош(руб) = 96,3*84,59 = 8146,017 (рублей)

3. Находим сумму таможенной пошлины подлежащей уплате по ставке 11% от стоимости партии товара в рублях по формуле:

Тпош(адв) = Тст(руб)*ставка(проц),

где Тпош(адв) - сумма таможенной пошлины подлежащей уплате в рублях; Тст(руб) - стоимость экспортируемой партии товара в рублях; ставка(проц) - ставка таможенной пошлины в процентах установленная постановлением Правительства РФ от 30 августа 2013 г. №754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашения о Таможенном Союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации";

Тпош(адв) =13558000 *0.11 = 1491380(рублей)

Так как сумма таможенных пошлин взимаемых таможенным органом больше по адвалорной ставке и составляет 1491380 рублей, то фирма экспортер ЗАО "Семена " уплатит данную сумму в качестве вывозной таможенной пошлины.

4. Так как декларация на товар подана в электронном виде то в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 года №863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции таможенные сборы за таможенное оформление" составляет 75% и рассчитываются по формуле:

Тсб =сум(Тсб)*0,75,

где Тсб - сумма таможенных сборов за таможенное оформление, сумм(Тсб) - таможенный сборы за таможенное оформление

Тсб = 30000*0,75 = 22500 рублей

5. Посчитаем сумму таможенных платежей по формуле:

Тпл = Тпош(адв)+Тсб,

где Тпл - сумма таможенных платежей в рублях; Тпош(адв) - сумма таможенной пошлины подлежащей уплате в рублях; Тсб - сумма таможенных сборов за таможенное оформление;

Тпл =1491380+ 22500 = 1513880 (рублей).

Ответ: 1513880 (рублей)

Российская фирма экспортер ООО "Море" экспортирует товар пресноводные раки в Болгарию.

Код по ТН ВЭД 0306 19 100 0 - Ракообразные, в панцире или без панциря, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; ракообразные в панцире, сваренные на пару или в кипящей воде, охлажденные или неохлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; мука тонкого и грубого помола и гранулы из ракообразных, пригодные для употребления в пищу; прочие, включая муку тонкого и грубого помола и гранулы из ракообразных, пригодные для употребления в пищу; пресноводные раки.

Таможенная стоимость партии товара составляет 100000 $. Определить: Сумму таможенных платежей. При вывозе данного товара из России 18 декабря 2014 года была оформлена декларация в электронном виде в соответствии с процедурой экспорта.

Курс доллара на 18.12.2014 1$= 67,79 руб.; Курс евро на 18.12.2014 1евро=84,59 руб.

1. Находим стоимость партии товара в рублях по формуле:

Тст(руб) = Тст(пар)*курс$,

где Тст(руб) - стоимость экспортируемой партии товара в рублях; Тст(пар) - стоимость экспортируемой партии товара в долларах США; курс $ - курс доллара США установленный ЦБ РФ на 18.12.2014 г.

Тст(руб) = 100000*67,79 = 6779000 (рублей)

2. Находим сумму таможенной пошлины подлежащей уплате по ставке 5% от стоимости партии товара в рублях по формуле:

Тпош(адв) = Тст(руб)*ставка(проц),

где Тпош(адв) - сумма таможенной пошлины подлежащей уплате в рублях; Тст(руб) - стоимость экспортируемой партии товара в рублях; ставка (проц) - ставка таможенной пошлины в процентах установленная постановлением Правительства РФ от 30 августа 2013 г. №754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашения о Таможенном Союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации";

Тпош(адв) =6779000 *0.05 = 338950 (рублей)

3. Так как декларация на товар подана в электронном виде то в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 года №863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции таможенные сборы за таможенное оформление" составляет 75% и рассчитываются по формуле:

Тсб =сум(Тсб)*0,75,

где Тсб - сумма таможенных сборов за таможенное оформление, сумм(Тсб) - таможенный сборы за таможенное оформление