1.2 Концепция таможенной политики в Таможенном кодексе РФ
В Таможенном кодексе РФ даются основные понятия таможенного регулирования (таможенное дело и таможенная политика, таможенная территория и таможенная граница), определяется механизм государственного управления таможенным делом, а также закрепляется система источников права, регулирующих отношения, возникающие в таможенной сфере.Под таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и др.
Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов и закрепляет единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации. Одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств является отсутствие внутренних таможенных границ. Обложение пошлинами и сборами товаров при перемещении между различными территориями России активно использовалось субъектами вплоть до принятия ныне действующей Конституции РФ в целях защиты местного товарного рынка. Однако, Статья 74 Конституции сделала невозможным принятие подобных решений органов государственной власти субъектов РФ в будущем. Очевидная "внешняя" направленность таможенного дела, урегулированная в Конституции, допускает в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.
Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" относятся:
1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
3) единство политики экспортного контроля;
4) единство таможенной территории Российской Федерации;
5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.
В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России, цели которой определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с Таможенным Кодексом и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.
Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.
В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).
Реализация таможенной политики должна осуществляться в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Необходимость четкой правовой регламентации таможенной политики обусловлена тем, что инструменты ее осуществления прямо или косвенно вторгаются в сферу частного бизнеса, императивно регулируя те или иные направления предпринимательской деятельности. Таможенно-правовые нормы - это устанавливаемые государством правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно-правовых норм и составляет таможенное право как комплексную отрасль российского законодательства. Основными принципами построения системы источников таможенного права являются конституционность и законность. Конституционность в данном случае предполагает строгое соответствие всех источников права основным принципам таможенного регулирования, закрепленным в Конституции РФ. Законность означает обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитие которых принимались данные подзаконные акты.
К основным элементам системы источников таможенного права России относятся:а) внутреннее таможенное законодательство;б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов.
Основными видами подзаконных актов, регулирующих таможенные отношения, являются:
1. Указы Президента РФ.
2. Постановления Правительства РФ.
3.Подзаконные акты, принимаемые совместно несколькими государственными органами.
4. Нормативные акты ФТС.
Основными инструментами унификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендации специализированных международных организаций.
Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере развивается по трем основным направлениям:
1) взаимодействие со странами СНГ;
2) сотрудничество со странами "дальнего зарубежья";
3) сотрудничество в рамках международных организаций.
Действующее российское таможенное законодательство содержит понятие исключения из таможенной территории. Ими являются территории свободных таможенных зон и свободных складов, которые "рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу".
Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности. ТК различает понятия внешней и внутренней таможенной границы.
Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей (за исключением вышеописанных ситуаций).
Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории. Они возникают в связи с использованием отдельных таможенных режимов (свободной таможенной зоны, свободного таможенного склада). По правовому статусу внутренняя граница приравнена к внешней: территория свободной зоны рассматривается как пограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты.
- Введение
- 1. Сущность таможенной политики в Российской Федерации
- 1.1 Таможенная политика, цели и методы ее осуществления
- 1.2 Концепция таможенной политики в Таможенном кодексе РФ
- 1.3 Концепция таможенной политики в Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе»
- 2. Таможенно-тарифная политика в Российской Федерации
- 2.1 Итоги реализации таможенно-тарифной политики в 2008году и основные направления развития на 2009-2011 гг.
- 2.2 Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период и этапы ее реализации
- 2.3 Меры по совершенствованию таможенного администрирования
- 3. Информационные аспекты таможенной политики Российской Федерации
- 3.1 Информационная поддержка повышения эффективности таможенного оформления и контроля
- Тема 3.4 Современное состояние таможенного дела в России и перспективы его развития.
- 1. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации
- 12.Современное состояние и перспективы развития технических
- 7.1. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации
- Тема 2.1. Таможенная служба Российской Федерации в 1990-е гг. Современное состояние таможенного дела и перспективы его развития
- Глава 3. Стратегия развития таможенной политики рф
- 3.3 Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики
- Таможенно-тарифная политика Российской Федерации
- Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе
- 6. Таможенно-тарифное регулирование и современная таможенная политика.