3.3 Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики
Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифной политики, обеспечения транспарентности работы таможенных органов, как в кризисный период, так и в среднесрочной перспективе, в том числе в условиях формирования и, в дальнейшем, функционирования Таможенного союза, а также недопущения нарушений таможенного законодательства в целях минимизации размера таможенных платежей необходима реализация следующих мер таможенного администрирования.
1. Улучшение качества таможенного администрирования за счет:
– осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками (при разработке профилей рисков необходимо учитывать конъюнктуру мировых цен с целью актуализации ценовой информации во избежание необоснованного взимания повышенных таможенных пошлин и платежей);
– внедрения обязательного предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах;
– осуществления полного или максимально возможного перехода на электронное декларирование и на электронный документооборот при таможенном оформлении.
2. Упрощение технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, а также для экспортеров готовой продукции с целью сокращения издержек на логистику и хранение товаров.
3. Упрощение системы учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском или налоговом учете предприятий.
4. Стимулирование применения экономических таможенных режимов: продление сроков переработки товаров свыше двух лет в производствах с длительным циклом, а также определение перечня товаров, в отношении которых допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления.
5. Совершенствование процедуры определения и контроля таможенной стоимости (в том числе и на этапе после выпуска товаров), а также принципов установления размера сборов за таможенное оформление товаров исходя из реальных затрат.
6. Разработка нормативной правовой базы в области таможенного дела в условиях функционирования таможенного союза, на основе норм международного права.
Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению тактических и стратегических задач социально-экономической политики государства в активной фазе кризиса и в посткризисный период, способствовать переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.
Заключение
Государственная таможенная политика представляет собой совокупность стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера, систематически и целенаправленно осуществляемых специально уполномоченными органами и направленных на выявление, согласование и реализацию различных внутри- и внешнеполитических интересов общества и государства посредством таможенного дела.
Сущностными характеристиками государственной таможенной политики являются:
- внутренняя системность, т.е. наличие органично взаимосвязанных, находящихся в структурной соподчиненности и осуществляемых в соответствии с общими целями и задачами стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера;
- внешняя системность, т.е. связанность с другими направлениями деятельности государства, вписанность в контекст его текущего внутри- и внешнеполитического курса;
- целенаправленность, т.е. ориентированность на достижение конкретных результатов в целом ряде сфер жизни общества и государства – экономической, социальной, политической и т.п.;
- ориентированность на административно-управленческие механизмы, т.е. использование в ходе ее осуществления таких приемов управления, как принятие решений, организация, регулирование, контроль, надзор, учет и т.п.;
- обусловленность интересами общества и государства.
Факторами, определяющими сущностные черты государственной таможенной политики в современных условиях, выступают:
- экономическая система государства (производство, распределение, налоги, занятость и т.д.);
- социальная система (социально-демографические характеристики, социальная стратификация и т.п.);
- политико-правовая система (политические институты, политическая культура населения, особенности политического режима и др.);
- система международных отношений (положение основных игроков на международной арене, их ресурсы, характер внешнеторгового законодательства и т.д.);
- технологическая система (наличие высокотехнологических и инновационных производств, характерных для информационногообщества и т.п.).
В условиях глобализации формирование и реализация государственной таможенной политики предполагают, наряду с опорой на общемировые тенденции и закономерности, учет специфических внутри- и внешнеполитических условий конкретного национального сообщества.
Государственная таможенная политика должна быть неразрывно связана с основными параметрами его политического, экономического, социального, научно-технического и т.д. развития, а также соответствовать внутренним и внешним реалиям, в которых это сообщество находится, т.е. органично вписываться в контекст ситуации различного уровня. Государственная таможенная политика призвана защищать национальные интересы, определяемые в том числе исходя из особенностей социально- экономической структуры страны. Она является инструментом сохранения и укрепления единого политического, экономического, правового и социокультурного пространства государства.
Государственная таможенная политика как одно из направлений внутренней и внешней политики на современном этапе предполагает:
- превращение таможенного администрирования в реально действующий инструмент государственного регулирования внешнеторгового оборота;
- разработку и унификацию процедур таможенного оформления и контроляиностранных товаров;
- максимальное приближение функций таможенного администрирования к потребностям субъектов внешнеэкономических отношений; расширение и укрепление системы таможенных органов, усиление их технической оснащенности и обеспечение высококвалифицированными кадрами, создание и развитие объектов таможенной инфраструктуры;
- обеспечение защиты экономического суверенитета и безопасности государства.
Контуры концептуальной модели государственной таможенной политики включают в себя такие основные направления, как:
- создание механизма формирования и реализации таможенной политики;
- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны; взаимодействие с другими государствами в части наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории страны;
- реализация торгово-политических задач по защите национального рынка;
- содействие в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики государства.
В заключение можно сказать, что в современной России особенности формирования и реализации таможенной политики, являющейся составной частью политического курса страны, обусловлены, наряду с внутренними и внешними факторами, спецификой организации российского политического и экономического пространства, а также действующим федеральным законодательством в таможенной сфере. При формировании и реализации государственной таможенной политики необходимо ориентироваться на такую систему приоритетов, как:
- открытое обсуждение основных направлений таможенной политики РФ;
- учет законных интересов всех участников таможенной сферы деятельности; осуществление полноценной административной, правовой, организационной, материально-технической и т.п. поддержки государством мероприятий в таможенной сфере.
Для обеспечения эффективной таможенной политики на современном этапе следует учитывать, что:
- особенности таможенной политики требуют отношения к ней как к определенной сфере деятельности политических институтов общества, его граждан;
- таможенная политика должна быть сферой прежде всего государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- таможенная политика должна вырабатываться с учетом интересов субъектов Федерации и быть направлена на оптимизацию отношений между ними.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Список использованных источников и литературы
- Курсовая работа
- «Анализ специфики таможенной политики рф как предмета исследований политической науки»
- Глава 1. Основы таможенной политики в рф
- Глава 2. Реализация таможенной политики в рф
- Глава 3. Стратегия развития таможенной политики рф
- Глава 1. Основы таможенной политики в рф
- 1.1 Таможенная политика: цели, методы ее осуществления, этапы формирования
- 1.2 Субъекты таможенной политики
- 1.3 Структура таможенной политики
- Глава 2. Реализация таможенной политики в рф
- 2.1 Внешнеторговый оборот
- 2.2 Анализ динамики экспортных показателей
- 2.3 Анализ динамики импортных показателей
- Глава 3. Стратегия развития таможенной политики рф
- 3.1 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год
- 3.2 Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2011-2012 годов
- 3.3 Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики
- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-фз "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями от 2 февраля 2006 г.)
- Даштамиров о.Ш. Предпосылки становления и основные направления таможенной политики в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 6.