logo
Административные правонарушения с учетом применения в практике контроля положений ТН ВЭД на примере Уссурийской таможни

1.3 Способы минимизации таможенных рисков при контроле кода товаров по ТН ВЭД России

Таможенные риски - это вероятность нарушения таможенного законодательства, связанная с уклонением от уплаты таможенных платежей.

В соответствии с приказом ФТС России от 17.03.2010 № 500 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности» должностные лица таможенных органов, осуществляющие классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ТС, контролируют правильность определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза при декларировании товаров и после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, а также порядок принятия решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС [8].

При контроле правильности определения классификационного кода ТН ВЭД ТС при декларировании товаров и после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом должностные лица таможенных органов осуществляют [8]:

а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в декларации на товары (ДТ) для целей идентификации товара, а также классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС;

б) проверку соответствия и полноты описания товара в ДТ установленным требованиям, в том числе описания его упаковки;

в) проверку соответствия сведений о товаре, заявленном в ДТ и представленном для таможенного контроля, сведениям о товаре, поименованном и описанном в решении о классификации товара.

Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в процессе таможенного контроля регламентирован рядом актов Комиссии Таможенного союза и Федеральной таможенной службы России из них, одним из основных, является - «Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками», а также письмами ФТС России о порядке отчетности и содержащих методические рекомендации по минимизации рисков.

Основная роль в организации деятельности должностных лиц таможенных органов по минимизации рисков отводится аналитической работе.

Механизмы минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля представляют:

- использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;

- применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;

- использование информационно-технических и программных средств при осуществлении таможенного контроля, позволяющих реализовывать систему управления рисками;

- использование системы обратной связи (функции контроля и организация отчетности).

Действующие в настоящее время механизмы минимизации рисков не в полной мере, по объективным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащенность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально - географическое положение [1, c. 123].

Выявление рисков, возникающих при таможенном контроле товаров, и формирование на их основе проектов профилей рисков осуществляется в соответствии с типовой схемой и должностными инструкциями должностные лица, в обязанности которых входит []:

- контроль классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и определение страны происхождения;

- контроль применения нетарифных мер и защита интеллектуальной собственности;

- валютный контроль;

- контроль таможенной стоимости;

- контроль начисления таможенных пошлин, налогов, а также обеспечения уплаты таможенных платежей;

- контроль таможенного транзита;

- контроль деятельности субъектов внешнеторговой деятельности!

- формирование таможенной статистики;

- правоохранительная деятельность.

Меры по минимизации рисков делятся на прямые и косвенные.

Прямые меры по минимизации рисков - комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров и применением мер по минимизации рисков посредством отдельных форм таможенного контроля, осуществляемых централизовано и установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками и иными правовыми актами ФТС России. В качестве прямых мер используются [1, c. 159]:

- формы таможенного контроля;

- использование средств идентификации товаров и транспортных средств;

- принятие мер по обеспечению законодательства в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита;

- сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность по перемещению товаров и транспортных средств или деятельность в области таможенного дела;

- иные меры (экспертиза товаров, транспортных средств и документов, требование о предъявлении товаров при их декларировании, проведение дополнительного таможенного досмотра до выпуска товаров, выгрузка на складе временного хранения и другие).

В качестве мер по минимизации рисков при контроле классификационного кода ТН ВЭД, относятся [1, c. 159]:

- проверка документов и сведений;

- таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

- экспертизу товаров, транспортных средств и документов;

- принятие структурными подразделениями таможни решения по отдельным видам документального контроля;

- требование о предъявлении при декларировании товаров групп риска;

- проведение дополнительного таможенного контроля, в том числе до выпуска товаров, должностными лицами таможенных постов;

- направление требования о представлении дополнительных документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и иных сведений о товарах, содержащихся в таможенной декларации.