Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.
Таможенные органы и их должностные лица, выступая в качестве участников правоотношений, урегулированных нормами таможенного права, также, как и участники внешнеэкономической деятельности, несут ответственность за убытки и вред, причиненные вследствие их неправомерных решений, действий или бездействия. Основанием для этого служит, прежде всего, ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также основанные на ней нормы главы 64 ТК РФ «Ответственность таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц» и ст. 16 ГК РФ «Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления».
Понятие вреда охватывает всякое умаление личного или имущественного блага лица, которому он причиняется. Вред может быть моральным, физическим и материальным.
Лица, которым или имуществу которых причинены убытки вследствие решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работников, вправе согласно ч. 1 ст. 15 455 ТК РФ требовать полного возмещения причиненных им убытков. Ущерб (убытки и вред) возмещаются таможенными органами на общих основаниях в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом, согласно действующему законодательству, таможенные органы несут ответственность только за ущерб, причиненный противоправно, т. е. посредством решений, действий или бездействия, совершенных неправомерно. ГК РФ и ст.
Неправомерными признаются решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, противоречащие предписаниям норм действующего таможенного законодательства. Не существует правовой обязанности таможенного органа по возмещению ущерба (вреда или убытков), когда такой ущерб был причинен лицу правомерно (например, вследствие пресечения должностными лицами таможни правонарушения в сфере таможенного дела).
Материальная и иная ответственность государства в лице таможенных органов основывается на принципе объективной ответственности, т. е. при наличии причинной связи между противоправным решением, действием или бездействием таможенного органа или его должностного лица и наступлением ущерба. При этом наличие вины в действиях (бездействии) конкретного должностного лица вовсе не обязательно. Неправомерное действие или бездействие конкретного должностного лица таможенного органа может быть совершено и невинно (например, как следствие исполнения решения или прямого указания вышестоящего органа или должностного лица, которое оказалось незаконным и в результате исполнения которого был нанесен ущерб). В этом случае таможенный орган все равно несет ответственность, а вот конкретное должностное лицо - уже нет.
В соответствии с действующим законодательством ответственность таможенных органов наступает при наличии следующих условий:
а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работников;
б) наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;
в) причинной связи между неправомерным решением, действием или бездействием таможенного органа, его должностного лица или иного работника и наступившим вредом (убытками).
Должностные лица таможенных органов, а также иные работники таможенных органов (и это подчеркнуто в ст. 456 ТК РФ) за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную (например, материальную) ответственность в соответствии с действующим российским законодательством.
Так, к дисциплинарной ответственности привлекаются государственные таможенные служащие за нарушение служебной дисциплины, а иные работники таможенных органов — за нарушение трудовой дисциплины. За совершение административных правонарушений указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил дорожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих должностных обязанностей. Уголовную ответственность государственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285 УК РФ, получение взятки — ст. УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др.). На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так и иных работников, может быть возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам и их имуществу вследствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия). Причем обязательным условием привлечения должностных лиц и иных работников таможенных органов к любому виду ответственности является виновность этих лиц в совершении противоправного деяния или принятии незаконного решения. 290
Каждый из этих видов юридической ответственности должностных лиц и иных работников таможенных органов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыскания) и существует свой порядок их применения.
Правовую основу дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих составляют, прежде всего, Таможенный кодекс РФ, а также федеральные законы «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах Российской Федерации». А вот порядок ее реализации закреплен в утвержденном Указом Президента РФ Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации. Ведомственными нормативно-правовыми актами ГТК России определены права начальников таможенных органов по применению мер дисциплинарного воздействия, порядок организации и проведения служебных проверок и ряд других вопросов, касающихся практической реализации дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на таможенных служащих за нарушение служебной дисциплины могут быть наложены следующие виды взысканий, именуемых дисциплинарными: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии (по результатам аттестации), увольнение из таможенных органов.
Правом наложения дисциплинарного взыскания на государственного таможенного служащего обладает начальник таможенного органа или организации таможенной службы, в котором этот таможенный служащий проходит службу. Исключение составляют случаи увольнения из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания, правом наложения которого обладают лишь начальники таможенных органов, имеющие право назначения на эту должность. Так, например, уволить из таможенных органов начальника таможенного поста за нарушение им служебной дисциплины может только начальник регионального таможенного управления, поскольку именно его приказами назначаются на должность начальники таможенных постов. Начальник таможни, в структуру которого входит возглавляемый провинившимся начальником таможенный пост, таким правом не обладает.
- 1. Понятие «менеджмент». Виды менеджмента.
- 2. Специфика труда менеджера.
- 3. Основные этапы развития менеджмента.
- 4. Основные требования, предъявляемые к менеджерам.
- 5. Основные школы научного менеджмента.
- 6. Основные теории научного менеджмента.
- 7. Основы организации и управления.
- 8. Виды управления организацией.
- 9. Основные признаки предприятия.
- 10. Основные виды предприятий.
- 11. Индивидуальное предпринимательство.
- 12. Партнерские формы предпринимательства.
- 13. Корпоративные формы предпринимательства.
- 14. Государственное предпринимательство.
- 15.Частногосударственное предпринимательство.
- 16. Методы менеджмента.
- 17. Бизнес – миссия организации.
- 18.Планирование численности персонала.
- 19. Система управления персоналом. Факторы конкурентноспособности предприятия.
- Характеристика основных методов отбора кадров.
- Понятие управленческих решений.
- Менеджер и требования, предъявляемые к нему.
- Основные типы руководителей.
- 24.Понятие «конфликт», типы конфликтов.
- 25.Управление конфликтной ситуацией.
- Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела рф.
- Правовой статус и компетенция таможенных органов рф.
- Основные функции таможенных органов рф.
- Государственный таможенный комитет рф, его функции.
- Региональное таможенное управление, его права и функции.
- Таможня, таможенный пост.
- Функции таможен и таможенных постов.
- Участие рф в международно-правовом сотрудничестве со странами дальнего зарубежья.
- Таможенная политика, ее цели.
- Методы осуществления таможенной политики.
- Таможенное регулирование в рамках снг.
- Организации, подведомственные гтк рф.
- Организационные структуры управления в системе таможенных органов.
- Основные типы организационных структур в системе таможенных органов.
- Основные требования, предъявляемые к организационным структурам в системе таможенных органов.
- Процесс управления в системе таможенных органов.
- Организация процесса управления в системе таможенных органов.
- Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям в системе таможенных органов.
- Должности и специальные звания в таможенных органах.
- Общеслужебные права и обязанности должностных лиц таможенных органов.
- Правоограничения государственных таможенных служащих.
- Прохождение службы в таможенных органах.
- Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.
- Право на ввоз в рф и вывоз из рф товаров и транспортных средств.
- Запрещение ввоза в рф и вывоза из рф товаров и транспортных средств.