logo search
Общий и таможенный менеджмент

Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.

Таможенные органы и их должностные лица, высту­пая в качестве участников правоотношений, урегулиро­ванных нормами таможенного права, также, как и участ­ники внешнеэкономической деятельности, несут ответ­ственность за убытки и вред, причиненные вследствие их неправомерных решений, действий или бездействия. Ос­нованием для этого служит, прежде всего, ст. 53 Консти­туции РФ, согласно которой каждый имеет право на воз­мещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также основанные на ней нормы главы 64 ТК РФ «Ответственность таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц» и ст. 16 ГК РФ «Возмещение убытков, причиненных государствен­ными органами и органами местного самоуправления».

Понятие вреда охватывает всякое умаление личного или имущественного блага лица, которому он причиняется. Вред может быть моральным, физическим и материальным.

Лица, которым или имуществу которых причинены убытки вследствие решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работ­ников, вправе согласно ч. 1 ст. 15 455 ТК РФ требовать полного возмещения причиненных им убытков. Ущерб (убытки и вред) возмещаются таможенными орга­нами на общих основаниях в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом, согласно дей­ствующему законодательству, таможенные органы несут ответственность только за ущерб, причиненный противо­правно, т. е. посредством решений, действий или бездей­ствия, совершенных неправомерно. ГК РФ и ст.

Неправомерными признаются решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, противоречащие предписаниям норм действующего тамо­женного законодательства. Не существует правовой обя­занности таможенного органа по возмещению ущерба (вре­да или убытков), когда такой ущерб был причинен лицу правомерно (например, вследствие пресечения должност­ными лицами таможни правонарушения в сфере таможен­ного дела).

Материальная и иная ответственность государства в лице таможенных органов основывается на принципе объективной ответственности, т. е. при наличии причин­ной связи между противоправным решением, действием или бездействием таможенного органа или его должност­ного лица и наступлением ущерба. При этом наличие вины в действиях (бездействии) конкретного должностного лица вовсе не обязательно. Неправомерное действие или без­действие конкретного должностного лица таможенного органа может быть совершено и невинно (например, как следствие исполнения решения или прямого указания вы­шестоящего органа или должностного лица, которое ока­залось незаконным и в результате исполнения которого был нанесен ущерб). В этом случае таможенный орган все равно несет ответственность, а вот конкретное должност­ное лицо - уже нет.

В соответствии с действующим законо­дательством ответственность таможенных органов насту­пает при наличии следующих условий:

а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работ­ников;

б) наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;

в) причинной связи между неправомерным решением, действием или бездействием таможенного органа, его дол­жностного лица или иного работника и наступившим вре­дом (убытками).

Должностные лица таможенных органов, а также иные работники таможенных органов (и это подчеркнуто в ст. 456 ТК РФ) за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административ­ную, уголовную и иную (например, материальную) ответ­ственность в соответствии с действующим российским за­конодательством.

Так, к дисциплинарной ответственности привлекают­ся государственные таможенные служащие за нарушение служебной дисциплины, а иные работники таможенных органов — за нарушение трудовой дисциплины. За совер­шение административных правонарушений указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил до­рожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих долж­ностных обязанностей. Уголовную ответственность госу­дарственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностны­ми полномочиями - ст. 285 УК РФ, получение взятки — ст. УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др.). На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так и иных работников, может быть возложена мате­риальная ответственность за ущерб, причиненный физи­ческим или юридическим лицам и их имуществу вслед­ствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия). Причем обя­зательным условием привлечения должностных лиц и иных работников таможенных органов к любому виду ответствен­ности является виновность этих лиц в совершении проти­воправного деяния или принятии незаконного решения. 290

Каждый из этих видов юридической ответственности должностных лиц и иных работников таможенных орга­нов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыска­ния) и существует свой порядок их применения.

Правовую основу дисциплинарной ответственности го­сударственных таможенных служащих составляют, прежде всего, Таможенный кодекс РФ, а также федеральные за­коны «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах Россий­ской Федерации». А вот порядок ее реализации закреп­лен в утвержденном Указом Президента РФ Дисципли­нарном уставе таможенной службы Российской Федера­ции. Ведомственными нормативно-правовыми актами ГТК России определены права начальников таможенных орга­нов по применению мер дисциплинарного воздействия, порядок организации и проведения служебных проверок и ряд других вопросов, касающихся практической реали­зации дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на таможенных служащих за нарушение служебной дис­циплины могут быть наложены следующие виды взыска­ний, именуемых дисциплинарными: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии (по результатам аттестации), увольнение из таможенных органов.

Правом наложения дисциплинарного взыскания на го­сударственного таможенного служащего обладает началь­ник таможенного органа или организации таможенной службы, в котором этот таможенный служащий проходит службу. Исключение составляют случаи увольнения из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания, правом наложения которого обладают лишь началь­ники таможенных органов, имеющие право назначения на эту должность. Так, например, уволить из таможен­ных органов начальника таможенного поста за наруше­ние им служебной дисциплины может только начальник регионального таможенного управления, поскольку именно его приказами назначаются на должность начальники таможенных постов. Начальник таможни, в структуру которого входит возглавляемый провинившимся началь­ником таможенный пост, таким правом не обладает.