logo search
GOS

69. Качество потребительских товаров и факторы формирующие и сохр.Их качество

Показ. Кач-ва товара - это колич. хар-ка 1 или нескольких свойств товара, пред-их собой его кач-во. Показ. кач-ва товара колич-но харак-ет степень пригодности товара удовлетворить опред-ные потребности. Номенклатура показат. кач-ва конкретного товара зависит от его назначения. У тов., выполняющих несколько функций разного рода, номен-ра показ-ей м.б. широкой, у товара одноцелевого назначения она будет гораздо уже.

В зависимости от хар-ра свойств качества, показатели разделяют на такие группы: показатели назначения (функциональные); надежности,; эстетические, технологические, транспортабельности; стандартизации и унификации; эколог. показатели; показатели безопасности; экономические.

Фак-ры, влияющие на кач. тов-в, можно разделить на факторы, формирующие кач. товара, и факторы, влияющие на сохранение кач. товаров. Кач. товаров формируется на стадиях их разработки и изготовления. На стадиях тов-го оборота и потребления, в частности при транспортировке, сохранении, реализации и потреблении, обеспечивающих сохранение сформированного качества.

К фак-ам, формирования кач. товаров, относ. исходные материалы и сырье, конструкцияция изделия и техноло-кая обработка. Материалы разделяют на основные, вспомогательные и комплектующие. Главную роль играют основные материалы, качество кот. определяет кач. изделия. Они по происхождению м.б. природными и хим-ми (исскуственные и синтетические). По хим. составу различают органические и неорганические материалы.

Сформированное качество необ. сохранить на стадиях распределения и потребления. К факторам, способствующим сохр. кач., относят факторы, влияющих на товар при трансп-ке, хранении и потреблении товаров.

К упаковке принадлежат тара и упако-ые материалы.

Различают внутреннюю упаковку, или потребительскую тару, и внешнюю транспортную тару. Потреб. тара: коробки, бутылки, флаконы, банки, тубусы, пакеты. Она д.б. художественной, потому что формирует товарный вид изделий. Внешнюю тару разделяют на жесткую (ящики, бочки, бидоны); полужесткую (корзины, коробы, картонные ящики) и мягкую (мешки, пакеты, кипы).

Маркировка товара - это обязательная инфо., нанесенная на товар или упаковку в виде символов, знаков, меток, рисунков, клейма.

Транс-ку товаров осущ. с помощью авто-, ж/д, авиа-, водного и гужевого транспорта. На сохранение качества во время транс-ки товара влияют такие фак-ры: выбор соответствующего вида транспорта, техн. состояние тр. ср-тв ,способ и условия погрузочно-разгрузочных работ, способ укладки на тр. сре-во, условия транс-ки, продо-сть перевозки. При выборе транспортного средства стоит учитывать его специф. хар-ки: вместимость, возможную скорость движения, механическое и климатическое влияние на товаров

70. Безопасность продовольственных товаров и сырья. Потребительские товары вкл. продовольственные и непродовольственные товары. Современный ассортимент потребительских тов-в раз-нообразен и различается происхождением, назначением, условиями хранения различных видов товаров.

Безопасность - состояние, при кот. риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем. Это отсутствие риска для жизни, здоровья, при эксплуатации товаров». Безопасность товаров относиться к обязательным требованиям и должна регламентироваться техническими регламентами. Этим кач-м должны обладать все потребительские товары.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» различают следующие виды безопасности: 1) химическая безопасность - отсутствие риска, кот. м.б. нанесен токсичными веществами. 2) рациональная безопасность - отсутствие вреда, кот. могут нанести радиоактивные элементы (строительные материалы: шифр, цемент); 3) механическая безопасность - отсутствие вреда, кот. м.б. нанесен вследствие ударов, трения, проколов (одежда, обувь); 4) электрическая, магнитная, э/магнитная безопасность - отсутствие риска, кот. м.б. нанесен воздействием электрических, магнитных, э/магнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров (электротовары); 5) термическая безопасность (температура увеличивается) - ею должны обладать нагревательные приборы; 6) санитарно-гигиеническая безопасность (биоповреждения);7) противопожарная безопасность - отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья при хранении и эксплуатации товаров в рез-те возгорания или самовозгорания.

Все товары должны соответствовать определенным требованиям, под кот. понимают особенности товара, обусловливающие, его использование по назначению при определенных условиях и в теч. заданного времени. Требования к тов. различны ввиду разнообразия выполняемых ими функций и условий использования.  Требования к товарам подразделяют общие и специфические.

Общие — это требования к одному или преобладающему боль­шинству товаров. К ним относятся требования, как наиболее полное соответствие товара назначению и степень выполнения ос­новной функции, а также удобство пользования, безвредность для человека, прочность и надежность в эксплуатации, возможность ремонта.

Специфические требования к товарам определяются преиму­щественно условиями их эксплуатации (например, водоотталкива­ющие свойства плащевых тканей, устойчивость фарфоро-фаянсовых изделий к резким перепадам температуры). Все требования к товарам подразделяют на требования социального назначения, функциональные, надежности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности, технологические, эко­номические, стандартизации и унификации.