logo search
GOS

81. Источники таможенного права

Под источниками таможенного права России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов раз¬личных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем поскольку таможен¬ное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то и источниками таможенного права могут быть только нормативные акты федерального уровня.

Основным критерием классификацию источников пра¬ва является их юридическая сила. В этой связи источни¬ки таможенного права можно расположить в следующей последовательности:

1. Международно-правовые договоры и иные соглаше¬ния по таможенному делу, участниками которых являет¬ся Российская Федерация.

2. Конституция РФ, нормы которой являются норма¬ми прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Фе¬дерации.

3. Федеральные законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на дли¬тельный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела.

4. Подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-право¬вые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, ФТС РФ, а также совместные акты ФТС РФ с другими министерствами и ведомствами.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены Конституцией РФ, то применя¬ются правила международного договора.

Конституция РФ пре¬допределяет характер таможенного дела в целом и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государ¬ственных органов субъектов Российской Федерации и ор¬ганов местного самоуправления в число источников тамо-женного права не входят.

В систему источников таможенного права входят зако¬ны Российской Федерации, регулирующие правоотноше¬ния в сфере таможенного дела. К таким законам относят¬ся законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц — субъектов таможенно¬го права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение: уголовного, уголовно-процессуального, гражданс¬кого и др.

Немаловажное место в системе источников таможенно¬го права занимает Федеральный закон РФ "О государствен¬ном регулировании внешнеторговой деятельности", кото¬рый определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязаннос¬ти и ответственность органов государственной власти Рос¬сийской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторго¬вой деятельности. В нем раскрываются также основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым от¬носятся единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приори¬тет экономических методов государственного регулирова¬ния внешнеторговой деятельности, равенство ее участни¬ков и их недискриминация, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторго¬вую деятельность и др.

Анализ законодательства позволяет отнести к числу ис¬точников таможенного права также ряд федеральных за¬конов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить следующие.

1. Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценнос¬тей",

2. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле",

3. Федеральный закон РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах",

4. Федеральный закон РФ "Об оружии",