logo search
инфраструктура

1 Организационная структура таможенных органов

Выбор оптимальной структуры построения таможенных органов и принципы их размещения на таможенной территории государства во многом служат определяющим фактором эффективности организации таможенного дела. Структурность системы обеспечивается своеобразием форм и размещения таможенных органов, их связей и отношений в рамках единого технологического процесса осуществления таможенного дела.

На территории России таможенные органы функционируют в рамках единой централизованной государственной системы. Характерные признаки любой организационной системы - целенаправленность и целесообразность, которые при­дают ей самостоятельность. Применительно к системе таможен­ных органов самостоятельность обеспечивается таможенным законодательством. В то же время взаимозависимость системы с окружающей социально-экономической средой воплощена в про­цессах постоянного взаимодействия таможенной службы с феде­ральными и региональными органами государственной исполни­тельной власти, различными хозяйствующими структурами, пре­жде всего из числа участников ВЭД [13, с. 106].

Исходя из функциональной деятельности, организационная структура таможенных органов представляет собой четырехуровневую систему построения:

  1. ФТС России

  2. РТУ

  3. Таможни

  4. Таможенные посты [14, с. 455].

Российская таможенная служба — одна из крупнейших в мире, она насчитывает около 70 тыс. человек и включает в себя 8 региональных таможенных управлений, 4 специа­лизированных региональных таможенных управления, 100 таможен, в том числе 9 оперативных и 7 таможен цент­рального подчинения, и 506 таможенных поста. В ее струк­туре также действует Российская таможенная академия (далее РТА), признанная Всемирной таможенной организацией одним из своих региональных учебных центров. РТА располагает сетью своих филиалов и представительств на тер­ритории различных регионов. В частности, три ее филиала рас­положены во Владивостоке, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и несколько представительств,— в Новосибирске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, где в рамках программ высшего образова­ния; обучается более 5,5 тыс. человек, помимо самой Академии. Она также обеспечивает переподготовку и повышение квалифи­кации сотрудников и должностных лиц таможенных органов раз­ного уровня управления, численность которых ежегодно превы­шает 7 тыс. человек. Кроме того, в Академии ведутся научно-исследовательские работы по актуальным проблемам .таможенной деятельности как попаданию самой ФТС России, так и по запросам РТУ и тамо­жен [13, с. 109]

Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, транс­портных организации, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей участников ВЭД [10, с. 27].

Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и из других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» Имущество таможенных органов, учреждений и государственных унитарных предприятий находится в федеральной собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации [2].

Таможенная служба вправе создавать специализирован­ные таможенные органы, компетенция которых ограничи­вается отдельными правомочиями для выполнения некото­рых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении опре­деленных видов товаров.

В систему таможенных органов также входят не являю­щиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются ФТС России для обеспечения деятель­ности таможенных органов.

Помимо региональных таможенных управлений в сис­теме таможенных органов функционируют специализированные региональные таможенные управления. Они решают задачи всех таможенных органов, но не входят в структуру центрального аппарата ФТС России. К ним относятся сле­дующие управления: оперативно-поисковое, радиоэлек­тронной безопасности, специальных операций и централь­ное экспертно-криминалистическое. Таможенная система включает в себя также учрежде­ния, подведомственные непосредственно ФТС России (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычисли­тельные центры и др.) [10, с. 27] . В соответствии с Постановлением Правительства от 26.06.06 « О Федеральной таможенной службе» № 459 ФТС осуществляет функции государственного заказчика по строительству таможен и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры, метрологическое обеспечение деятельности таможенных органов, организует охрану объектов таможенной инфраструктуры [6].

В ведении ФТС России могут нахо­диться государственные унитарные предприятия, деятель­ность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы [10, с. 27].

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01.02.2005 № 103-р «О перечне федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении ФТС России» выделяют следующие Федеральные государственные унитарные предприятия (далее ФГУП) и федеральные государственные учреждения:

- ФГУП "РОСТЭК", г. Москва

- ФГУП "Санаторий "Электроника", г. Кисловодск, Ставропольский край

- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская таможенная академия", г. Люберцы, Московская обл.

- Специализированное государственное учреждение "Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России", г. Москва

- Государственное учреждение "Центральная поликлиника ФТС России", г. Москва

- Государственное учреждение "Центральный клинический госпиталь ФТС России", г. Москва

- Государственное учреждение "Пансионат "Белое солнце" ФТС России", г. Зеленогорск, г. Санкт-Петербург

- Государственное учреждение "Санаторий "Победа" ФТС России", г. Сочи, Краснодарский край [7].

С момента создания   ФГУП «РОСТЭК» по настоящее время оказание услуг в области эксплуатации и технического обслуживания объектов таможенной и приграничной инфраструктуры является одним из направлений уставной деятельности Предприятия.

В течение 20 лет эксплуатационные подразделения предприятий системы ФГУП «РОСТЭК» обеспечивают бесперебойное функционирование таможенных и пограничных объектов, создают комфортные условия для работы находящимся на них сотрудникам. География оказания услуг представлена достаточно широко, практически на всей территории Российской Федерации. Объекты обслуживаются как в крупных городах, так и в труднодоступных местах. Диапазон сложности объектов чрезвычайно широк, от вагончиков типа «Домик лесника» до сложных производственных комплексов. Для обслуживания сложных многофункциональных объектов таможенной и пограничной инфраструктуры работает обслуживающий персонал общей численностью 3100 человек, профессионально подготовленный по 40 специальностям.

Основными видами оказываемых услуг являются:

В области эксплуатации и технического обслуживания таможенных объектов и пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации в 2011 году по результатам проведенных конкурсных торгов предприятиями системы ФГУП «РОСТЭК» был заключен 201 контракт на общую сумму 752,96 млн. руб.

Структурное подразделение «РОСТЭК» в г. Кургане было зарегистрировано в 1995 г. Основным видом деятельности первоначально было оказание эксплуатационных услуг Курганской таможне. В настоящее время ЗАО «РОСТЭК - Курган» расширило сферу своей деятельности. В  2011г. были оказаны услуги по содержанию и обслуживанию объектов Курганской таможни, а также объектов ФГКУ «Росгранстрой» в Курганской, Тюменской и Челябинской областях, в том числе такие крупные пункты пропуска как МАПП «Петухово», МАПП «Бугристое».

     Так,   ЗАО «РОСТЭК-Курган» оказывает следующие услуги:

- выполнение работ с использованием материалов и трудовых ресурсов Исполнителя по содержанию в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества (в том числе уборка и вывоз снега, мусора, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, газация складов, санитарно-гигиеническое обслуживание);

- пуско-наладочные работы, техническое обслуживание зданий, сооружений, помещений, наружных и внутренних инженерных сетей;

- прочие услуги, необходимые для нормальной эксплуатации объектов;

- осуществление текущего и капитального ремонта зданий и сооружений, выполнение отделочных работ [17].