logo search
Комментарии_ТК ТС

Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления

Статья 264. Содержание таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления

Комментарий к статье 264

Переработка для внутреннего потребления представляет собой особую разновидность таможенных процедур переработки, установленных главами 34-36ТК, под которую допускается помещать определенные категории товаров в строго установленных случаях. Важнейшим условием применения процедуры, невыполнение которого лишает ее всякого экономического смысла, является разница между размером ставок ввозных таможенных пошлин на выпускаемые для внутреннего потребления товары и материалы, используемые для производства данных товаров (дифференцированные ставки таможенного тарифа). По общему правилу реализуется принцип эскалации таможенного тарифа, при котором размер ставки увеличивается в зависимости от степени переработки товара. Однако в исключительных случаях величина сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию с целью выпуска для внутреннего потребления, может быть меньше величины сумм ввозных таможенных пошлин, начисляемых в отношении сырья, материалов или комплектующих, из которых данные иностранные товары были изготовлены. Для импортирующих государств такие ситуации создают угрозу снижения рационализации импорта и дестимуляции определенных видов перерабатывающей деятельности в пределах национальной территории. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления устраняет эти неблагоприятные последствия, позволяя осуществить с иностранными товарами операции по переработке внутри таможенной территории и только затем выпустить готовую продукцию для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки. Как видно, в отличие от процедуры переработки на таможенной территории (глава 34ТК), которая также предусматривает совершение операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза, образовавшиеся в результате переработки товары должны быть помещены под процедуру выпуска для внутреннего потребления, а не вывезены за пределы Таможенного союза.

Переработка для внутреннего потребления - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Содержание процедуры переработки для внутреннего потребления, определенное ст. 264 ТК, в значительной степени соответствует общепризнанной концепции данной процедуры, которая отражена в Международнойконвенцииоб упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (Киотской конвенции) <393>. Так, вглаве 4Специального приложения F Киотской конвенции установлено, что "переработка товаров для внутреннего потребления означает таможенную процедуру, под которой импортированные товары до их очистки для внутреннего потребления и под таможенным контролем могут изготовляться, перерабатываться или обрабатываться до такой степени, что сумма импортных пошлин и налогов, применимых к полученным таким образом продуктам, становится меньше той, которая была бы применена к импортированным товарам".

--------------------------------

<393> СЗ РФ. 2011. N 32. Ст. 4810 (опубликовано без Специальных приложений). Федеральным закономот 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" (Российская газета. 2010. N 253) Российская Федерация присоединилась к Киотскойконвенции. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 года (СЗ РФ. 2011. N 32). Отметим, что в соответствии сп. 1 ст. 12Киотской конвенции объем обязательств Российской Федерации при присоединении к ней ограничен рамками Генеральногоприложения, специальныеприложенияКонвенции могут приниматься Россией дополнительно. Членами Киотскойконвенциитакже являются Республика Беларусь (Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 10 апреля 2011 года) и Республика Казахстан, ратифицировавшая документ с оговорками еще в начале 2009 года (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года N 141-IV "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур").

Исходя из приведенного определения можно заключить, что существенное различие в правовой регламентации переработки для внутреннего потребления согласно Киотской конвенциииТКзаключается в объеме льгот по уплате таможенных платежей, предоставляемых в отношении товаров, помещенных под рассматриваемую процедуру. Киотская конвенция предусматривает освобождение иностранных товаров, подлежащих переработке для внутреннего потребления, как от ввозных таможенных пошлин, так и от налогов.

Согласно ТКпри помещении под процедуру переработки для внутреннего потребления ввозимые товары освобождаются только от уплаты ввозных таможенных пошлин, в то время как налоги (НДС и акцизы) подлежат уплате в полном объеме. В Российской Федерации данные положения отражены вподп. 7 п. 1 ст. 151,подп. 1 п. 1 ст. 185НК РФ.

Фактически возможность совершать переработку для внутреннего потребления в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, существовала до 1 января 2004 года. С введением в действие последнего Таможенного кодексаРоссийской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ (далее - ТК РФ) <394> переработка для внутреннего потребления стала допускаться исключительно в отношении товаров, включенных в соответствующий перечень Правительства Российской Федерации <395>. Однако вплоть до установления в государстве наднационального регулирования таможенных отношений данный список так и не был определен. В течение года после вступления в силуТКтаможенная процедура также продолжала не применяться ввиду неполноты нормативно-правовой базы.

--------------------------------

<394> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

<395> Согласно ТК РФ 1993 года (гл. 10"Таможенный режим переработки под таможенным контролем") для применения данного таможенного режима требовалось только наличие лицензии таможенного органа РФ. В связи с введением в действиеТКРФ 2004 года ГТК России вписьмеот 27 ноября 2003 года N 01-06/46651 "О выдаче разрешений на переработку товаров для внутреннего потребления" запретил с 1 января 2004 года выдавать разрешения на переработку для внутреннего потребления до определения указанного перечня Правительством РФ.

В настоящее время Переченьтоваров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 года N 565 <396>.

--------------------------------

<396> СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4488.

Статья 265. Условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления

Комментарий к статье 265

При подготовке ТКэксперты государств - членов Таможенного союза, работавшие над документом, очевидно, не сумели достичь единой позиции <397>. Согласноп. 1 ст. 265 ТКопределение перечня товаров, в отношении которых допускается процедура переработки для внутреннего потребления, отнесено на уровень национального законодательства.

--------------------------------

<397> Из интервью начальника отдела декларирования товаров Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Марины Искосковой // Таможенные новости. 2010. N 10.

Исходя из отсылочной нормы ст. 265Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"Переченьтоваров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления, определяется Правительством Российской Федерации. 20 августа 2011 году вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 года N 565 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 565), в котором утверждаетсяПереченьтоваров, разрешенных к помещению под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления.

Переченьтоваров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 565, включает в себя более сорока наименований товаров, в том числе некоторые виды красящих веществ, пластмасс, текстильных материалов, изделий из черных металлов, интегральных микросхем и т.д. Ставки таможенных пошлин в отношении таких товаров варьируются от 0% до 20%.

Несмотря на то что ПостановлениеПравительства Российской Федерации N 565 не устанавливает ограничений по отраслям промышленности, предприятия которых могут применять процедуру переработки для внутреннего потребления, как следует изписьмаФТС России от 1 августа 2011 года N 01-11/36528 <398>,переченьтоваров сформирован в целях стимулирования производства компонентов для сборки автомобилей на территории Российской Федерации. Представляется, что введение такой меры стимулирования связано с тем, что производители автомобилей, работающие в Российской Федерации в рамках соглашений с Министерством экономического развития Российской Федерации о промышленной сборке, должны локализовать часть компонентов, используемых при сборке автомобилей. В связи с этим необходимо стимулировать организацию производства автокомпонентов в Российской Федерации в количестве, достаточном для обеспечения такой локализации. Однако уровень ввозных таможенных пошлин на сырье и материалы для производства автокомпонентов достаточно высок (в среднем от 5% до 15%). Отсюда таможенная процедура переработки для внутреннего потребления может позволить производителям автокомпонентов сократить расходы на уплату таможенных пошлин в отношении ввозимых сырья и материалов.

--------------------------------

<398> ПисьмоФТС России от 1 августа 2011 года N 01-11/36528 "О Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.07.2011 N 565" // Таможенные ведомости. 2011. N 10.

Тем не менее, ПостановлениеПравительства Российской Федерации N 565 не устанавливает отраслевых ограничений для применения процедуры переработки для внутреннего потребления. Поэтому данную процедуру могут применять предприятия любых отраслей при условии, что ввозимые ими сырье и материалы входят вПеречень, утвержденный данным актом.

При этом стоит отметить, что для ряда товаров из приведенного Правительством Российской Федерации перечня(например, для некоторых видов красящих веществ, полимеров в первичных формах) существуют ограничения в отношении периода применения таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления. В частности, переработка для внутреннего потребления этих товаров допускается в течение трех лет после вступления в силуПостановленияПравительства Российской Федерации N 565.

В текущей редакции Таможенного кодекса Республики Беларусь переработка для внутреннего потребления в числе таможенных режимов переработки (§ 3 - 4 гл. 19) не предусмотрена. Однако в целях реализации положений ТК в п. 2.29 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" Правительству Республики Беларусь приказано определить перечень товаров, которые могут быть помещены под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, что тем самым фактически свидетельствует о дополнении таможенного законодательства Республики Беларусь о таможенном деле данной таможенной процедурой.

В п. 2 ст. 265 ТКприведены условия помещения товаров под процедуру переработки для внутреннего потребления. Часть из них являются общими для всех процедур переработки - это требования о представлении документа об условиях переработки, выданного уполномоченным органом, и возможность идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки таможенными органами. В то же время в отличие от требований, установленных для помещения товаров под процедуры переработки на таможенной территории (ст. 240ТК) и переработки вне таможенной территории (ст. 253ТК), вст. 265ТК отсутствует изъятие из условия о возможности идентификации товаров, если имела место замена продуктов переработки эквивалентными товарами. Также ввиду того, что целью помещения товаров под процедуру переработки для внутреннего потребления не может быть совершение операций по их ремонту,ст. 265ТК не устанавливает случаев, когда декларанту разрешается использовать в качестве документа об условиях переработки товаров для внутреннего потребления таможенную декларацию.

Остальные условия имеют специфический характер, будучи обусловлены экономическими факторами, составляющими содержание переработки для внутреннего потребления. В соответствии с данной таможенной процедурой импортированные товары, освобожденные от ввозных таможенных пошлин, перерабатываются до выпуска продуктов переработки для внутреннего потребления с уплатой всех таможенных платежей по ставкам, применяемым к продуктам переработки. В связи с этим суммы ввозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки должны быть меньше аналогичных сумм, исчисленных на день помещения иностранных товаров под процедуру переработки, как если бы при их декларировании была заявлена процедура выпуска для внутреннего потребления.

Также для недопущения применения процедуры в иных целях, кроме тех, которые предусмотрены ТК, переработка для внутреннего потребления допускается, если в результате операций по переработке продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Необходимо отметить, что под процедуру переработки для внутреннего потребления допускается помещать иностранные товары, как ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, так и находящиеся под иными таможенными процедурами (п. 4 ст. 265 ТК).

При этом согласно п. 3 ст. 265 ТКтовары, выпущенные в соответствии с процедурой переработки для внутреннего потребления, сохраняют статус иностранных товаров, а образовавшиеся продукты переработки, подлежащие помещению под процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус иностранных товаров.

Статья 266. Операции по переработке для внутреннего потребления

Комментарий к статье 266

Требуемая степень переработки товаров вне таможенной территории обеспечивается совершением с иностранными товарами операций, определенных в п. 1 ст. 266 ТК, т.е. собственно переработки (обработки) либо изготовления, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку. Для целей переработки для внутреннего потребления ремонт к операциям по переработке не относится, так же как не относятся иные операции с иностранными товарами, указанные вп. 2 ст. 266 ТК, а именно:

1) операции по обеспечению сохранности товаров при подготовке их к продаже и транспортировке;

2) получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, а также выращивание ракообразных и моллюсков;

3) выращивание деревьев и растений;

4) копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информации.

Статья 267. Идентификация иностранных товаров в продуктах переработки

Комментарий к статье 267

Возможность идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки является одним из обязательных условий помещения товаров под любую из таможенных процедур переработки. При этом нормы ТК, определяющие разрешенные к использованию способы идентификации, одинаковы для всех трех процедур переработки (ст. ст. 242,255,267 ТК):

1) проставление декларантом, лицом, осуществляющим переработку, или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, цифровой и другой маркировки на исходные иностранные товары;

2) подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе иностранных товаров;

3) сопоставление предварительно отобранных проб, образцов иностранных товаров и продуктов их переработки;

4) использование имеющейся маркировки товаров, в том числе в виде серийных номеров;

5) иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров, в том числе путем исследования представленных подробных сведений об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операции по переработке товаров, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.

Согласно ч. 2 ст. 266Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" декларант самостоятельно определяет тот или иной способ идентификации товаров в продуктах переработки, а таможенный орган устанавливает приемлемость заявленного способа с учетом характерных признаков товаров и осуществляемых операций по переработке товаров.

Статья 268. Срок переработки товаров для внутреннего потребления

Комментарий к статье 268

В соответствии с п. 1 ст. 268 ТКсрок переработки товаров для внутреннего потребления составляет не более одного года со дня помещения товаров под таможенную процедуру (при декларировании товаров партиями - со дня помещения под процедуру первой партии товаров).

При этом согласно п. 2 ст. 268 ТКв него включается время, необходимое для совершения операций по переработке и помещения образовавшихся продуктов переработки под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Включение в срок переработки товаров для внутреннего потребления времени, требуемого для распоряжения продуктами переработки, является новацией для российского таможенного права. Ранее декларант по согласованию с таможенным органом, руководствуясьп. 2 ст. 191ТК РФ, мог определять срок переработки только исходя из продолжительности процесса переработки товаров.

Если переработка не может быть завершена в течение заявленного срока, то по мотивированному заявлению декларанта таможенный орган может принять решение о его продлении в пределах максимального срока, установленного ТКдля переработки для внутреннего потребления, т.е. одного года(п. 3 ст. 268 ТК).

Согласно п. 4 ст. 268 ТКнормы, определяющие порядок продления срока переработки, содержатся в актах национального законодательства государств - членов Таможенного союза. Для Российской Федерации - вст. 267Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", для Республики Казахстан - в ст. 372 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".

В ч. 3 ст. 267Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указано единственное основание, дающее право таможенному органу отказать в продлении срока переработки, - если декларант не соблюдает требования и условия применения процедуры переработки для внутреннего потребления, установленныеглавой 36ТК и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Статья 269. Документ об условиях переработки товаров для внутреннего потребления

Комментарий к статье 269

Общим для процедур переработки, предусмотренных ТК, в частности п. 1 ст. 269 ТК, является то, что все существенные сведения об условиях переработки товаров указаны в соответствующем документе об условиях переработки товаров, который выдается уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза по заявлению любого заинтересованного лица данного государства, в т.ч. непосредственно не осуществляющего операции по переработке. При этом выпуск товаров, помещенных под процедуру переработки осуществляется таможенным органом того государства - члена Таможенного союза, уполномоченным органом которого выдан документ об условиях переработки товаров(п. 5 ст. 269 ТК).

Сведения, которые должны содержаться в документе об условиях переработки товаров для внутреннего потребления, перечислены в п. 2 ст. 269 ТК, за исключением тех сведений, которые согласноп. 3 ст. 269 ТКмогут устанавливаться законодательством государств - членов Таможенного союза. Таким образом, документ об условиях переработки товаров для внутреннего потребления должен содержать сведения о:

1) лице, которому выдан документ;

2) лице, которое будет непосредственно осуществлять операции по переработке;

3) наименовании, классификации иностранных товаров и продуктов их переработки в соответствии с ТН ВЭД, их количестве и стоимости;

4) документах, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки, либо иных документах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки;

5) нормах выхода продуктов переработки;

6) операциях по переработке товаров, способах их совершения;

7) способах идентификации товаров;

8) наименовании, классификации остатков и отходов в соответствии с ТН ВЭД, их количестве и стоимости;

9) сроке переработки товаров для внутреннего потребления;

10) возможности дальнейшего коммерческого использования отходов;

11) таможенном органе, в котором предполагается помещение товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления и завершение этой таможенной процедуры;

12) иные сведения, если это установлено законодательством государств - членов Таможенного союза.

Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 269Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в случае отсутствия информации о стоимости иностранных товаров, продуктов их переработки, остатков и отходов в разрешении на переработку товаров для внутреннего потребления указываются соответствующие стоимостные диапазоны.

Ввиду рамочного характера рассматриваемой нормы ТК правовое регулирование вопросов, связанных с порядком выдачи документа об условиях переработки, внесения в него изменений, его отзыва (аннулирования) осуществляется на уровне национального законодательства государств - членов Таможенного союза (п. 4 ст. 269 ТК). В Российской Федерации -ст. ст. 269-271Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" иПриказФТС России от 15 июня 2011 года N 1243 "Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления, а также порядка отзыва и аннулирования разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления" <399>. Так, согласноч. 1 ст. 269Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" документом об условиях переработки товаров для внутреннего потребления является разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления. В случае если товары помещаются под процедуру переработки для внутреннего потребления уполномоченным экономическим оператором, в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории может использоваться соглашение между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом.

--------------------------------

<399> Российская газета. 2011. N 177.

Для получения разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления заинтересованное лицо обращается с письменным заявлением и комплектом документов, подтверждающих заявленные сведения, в таможенный орган, в регионе деятельности которого он зарегистрирован как налогоплательщик в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В заявлении на переработку товаров указываются следующие сведения:

1) о заявителе (декларанте);

2) о лице, непосредственно совершающем операции по переработке товаров;

3) о товарах, предназначенных для переработки, и продуктах такой переработки, а также об отходах и остатках (наименование, классификационный код по ТН ВЭД, количество в основных или дополнительных единицах измерения в соответствии с ТН ВЭД, стоимость или ее диапазон);

4) об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;

5) о месте нахождения производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров;

6) о норме выхода продуктов переработки;

7) о способах идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки;

8) о сроке переработки товаров;

9) о возможности дальнейшего использования отходов.

Таможенный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы в течение пятнадцати дней со дня их принятия. Таможенный орган вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие сведения, представленные в заявлении. Указанные лица обязаны в течение десяти дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы. При этом таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до тридцати дней со дня его принятия.

Только лицо, получившее разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления, вправе декларировать иностранные товары в соответствии с данной таможенной процедурой (ч. 2 ст. 264Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Выданное разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления передаче иному лицу не подлежит.

Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления только в случае, если при подаче заявления декларантом не соблюдены требования и условия применения таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также в случае принятия таможенным органом решения об отказе в согласовании норм выхода продуктов переработки и срока переработки.

Отказ таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления должен быть обоснованным и мотивированным. Таможенный орган уведомляет декларанта об указанном отказе в письменной форме.

Выданное таможенным органом разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления может быть отозвано им по основаниям и в порядке, указанным в ст. 271Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Напомним, чтоТКРФ не предусматривал право таможенного органа отозвать разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления.

В связи с отзывом разрешения на переработку для внутреннего потребления у декларанта возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру и не переработанных на день отзыва данного разрешения, за исключением случаев вывоза таких товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза в соответствии с процедурой реэкспорта.

Основания и последствия принятия таможенным органом решения об аннулировании разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления определены ч. ч. 6-10 ст. 271Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Статья 270. Нормы выхода продуктов переработки для внутреннего потребления

Комментарий к статье 270

В результате переработки иностранных товаров, помещенных под процедуру переработки для внутреннего потребления, образуется определенное количество (процентное содержание) продуктов переработки, называемое нормой выхода продуктов переработки для внутреннего потребления (п. 1 ст. 270 ТК). Нормы выхода продуктов переработки устанавливаются декларантом по согласованию с таможенным органом при рассмотрении заявления на получение разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления, кроме случая, предусмотренногоп. 2 ст. 270 ТК, когда компетентными органами государств - членов Таможенного союза определяются стандартные нормы выхода продуктов переработки.

Статья 271. Отходы, образовавшиеся в результате переработки товаров для внутреннего потребления, и производственные потери

Комментарий к статье 271

Как правило, процесс переработки товаров приводит к образованию не только продуктов переработки, что является основной целью совершения операций по переработке, но и побочных продуктов - отходов и производственных потерь. Кроме того, по окончании переработки часть иностранных товаров может оказаться не подвергнутой операциям по переработке в зависимости от установленных норм выхода продуктов переработки для внутреннего потребления.

В соответствии с п. 1 ст. 271 ТКполученные в результате переработки иностранных товаров для внутреннего потребления отходы до истечения срока переработки должны быть помещены под иную таможенную процедуру, как если бы данные отходы являлись товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза в этом состоянии. Согласноп. 2 ст. 271 ТКособенности определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров, установлены в соответствующемПоложении, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 года N 512 <400>.

--------------------------------

<400> Решениеопубликовано на официальном сайте Комиссии Таможенного союза 18.01.2011 // http://www.tsouz.ru.

Не подлежат помещению под иную таможенную процедуру отходы, переработанные в состояние, делающее их непригодными для дальнейшего коммерческого использования, а также производственные потери, образующиеся и (или) безвозвратно теряющиеся при переработке товаров (п. 3 ст. 271 ТК).

Статья 272. Остатки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления

Комментарий к статье 272

Согласно статье 272 ТКостатки товаров до истечения срока переработки также подлежат таможенному оформлению в соответствии с иной таможенной процедурой.

Статья 273. Завершение действия таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления

Комментарий к статье 273

В статье 273 ТКопределен единственный способ завершения действия процедуры переработки для внутреннего потребления до истечения срока переработки товаров - выпуск продуктов переработки для внутреннего потребления. Продукты переработки подлежат помещению под процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке и на условиях, предусмотренныхгл. 30ТК, за исключением условия о применении в отношении продуктов переработки мер нетарифного регулирования.

Рассматриваемая норма соответствует стандартному правилу 7 гл. 4Специального приложения F Киотской конвенции, согласно которому переработка товаров для внутреннего потребления завершается, когда продукты, полученные в результате данной переработки, проходят очистку для внутреннего потребления (т.е. в отношении продуктов переработки совершаются таможенные формальности, необходимые для введения их во внутреннее потребление). Однако в отличие отТККиотская конвенция предусматривает более гибкий подход: в исключительных случаях - по запросу заинтересованного лица и при наличии оправданных обстоятельств - таможенная служба должна разрешить прекращение процедуры переработки для внутреннего потребления помещением продуктов переработки под другую таможенную процедуру при соблюдении необходимых условий и формальностей (стандартноеправило 8 гл. 4Специального приложения F Киотской конвенции).

Статья 274. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления

Комментарий к статье 274

При таможенной процедуре переработки для внутреннего потребления иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, используются на ней для совершения операций по переработке с последующим выпуском продуктов переработки для внутреннего потребления. Согласно п. 1 ст. 274 ТКс момента регистрации таможенным органом таможенной декларации для оформления иностранных товаров в соответствии с процедурой переработки для внутреннего потребления у декларанта возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов. Ранее указывалось, что в отношении товаров, помещенных под процедуру переработки для внутреннего потребления, декларанту предоставляется полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин. Условное освобождение предполагает, что декларант вправе применить льготу под условием завершения процедуры переработки помещением продуктов переработки под процедуру выпуска для внутреннего потребления до истечения срока переработки.

При исполнении данного условия, а также в случаях, указанных в п. 2 ст. 80ТК, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин с иностранных товаров для переработки у декларанта прекращается(п. 3 ст. 274 ТК).

Что касается налогов (НДС и акцизов), подлежащих уплате в полном объеме при помещении товаров под процедуру переработки для внутреннего потребления, то согласно п. 2 ст. 274 ТКобязанность декларанта по их уплате считается исполненной в случаях, указанных вп. 2 ст. 80ТК:

2.1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов;

2.2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

2.3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

2.4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную пяти евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

2.5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

2.6) обращения товаров в собственность государства - члена Таможенного союза;

2.7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров;

2.8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

2.9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании;

2.10) возникновения обстоятельств, с которыми ТКсвязывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

При этом согласно п. 4 ст. 274 ТКсуммы налогов должны быть внесены до выпуска товаров в соответствии с данной таможенной процедурой.

В соответствии с п. 5 ст. 274 ТКсроком уплаты ввозных таможенных пошлин признается:

1) при передаче иностранных товаров лицу, не являющемуся лицом, которому выдан документ об условиях переработки товаров на таможенной территории, и (или) лицом, которое непосредственно осуществляет операции по переработке без разрешения таможенных органов, - день передачи товаров, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;

2) при утрате иностранных товаров до истечения срока переработки товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, - день утраты товаров, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;

3) при незавершении таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления до истечения срока переработки товаров, установленного в соответствии с п. 1 ст. 268ТК, - день истечения срока переработки товаров.

Если срок уплаты ввозных таможенных пошлин, которым считается день, определенный в соответствии с п. 5 ст. 274 ТК, наступает во время действия процедуры переработки для внутреннего потребления, декларант лишается льготы по уплате ввозных таможенных пошлин. В этом случае данные суммы должны быть возмещены в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, которые были бы исчислены в отношении товаров, выпускаемых для внутреннего потребления, на день регистрации таможенным органом таможенной декларации для помещения товаров под процедуру переработки для внутреннего потребления.

Статья 275. Особенности помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления

Комментарий к статье 275

Исходя из содержания процедуры переработки для внутреннего потребления, установленного в ст. 264ТК, суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате при выпуске продуктов переработки для внутреннего потребления, рассчитываются на основе ставок, применяемых к продуктам переработки. Однако в соответствии сп. 1 ст. 275 ТКдля достижения целей развития экономик государств - членов Таможенного союза и стимулирования импортозамещения товаров, относящихся в данных государствах к категории инвестиционных, Евразийская экономическая комиссия наделена правом определять отдельные виды товаров и (или) продуктов их переработки, в отношении которых общепринятый подход не действует. Для таких товаров суммы ввозных таможенных пошлин исчисляются на основе таможенной стоимости и (или) физических характеристик (в зависимости от вида применяемой ставки - адвалорной, специфической или комбинированной), определенных на день регистрации таможенным органом таможенной декларации для их помещения под процедуру переработки для внутреннего потребления.

Применяемые ставки ввозных таможенных пошлин зависят от страны происхождения товара <401>. Если иностранные товары, используемые в процессе переработки, происходят из разных стран, то ставки ввозных таможенных пошлин определяются по правилам, указанным в п. 2 ст. 275 ТК:

--------------------------------

<401> Подробнее о стране происхождения товаров см. главу 7ТК, а такжеСоглашениеправительства государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС от 25 января 2008 года "О единых правилах определения страны происхождения товаров" иСоглашениеправительства государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС от 12 декабря 2008 года "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся стран".

1) если в результате переработки произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, к продуктам переработки применяются ставки таможенных пошлин как к товарам, ввозимым из стран, которым предоставляется в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ);

2) в иных случаях применяются ставки таможенных пошлин по стране происхождения этих иностранных товаров, таможенная стоимость которых является наибольшей.

Статья 276. Особенности помещения иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления

Комментарий к статье 276

Согласно п. 1 ст. 276 ТКв отношении товаров, не подвергшихся операциям по переработке, которые помещаются под процедуру выпуска для внутреннего потребления до истечения срока переработки в соответствии сост. 272ТК, применяются ставки ввозных таможенных пошлин и курсы валют, определяемые на день регистрации таможенной декларации для таможенного оформления товаров в соответствии с процедурой переработки для внутреннего потребления.

При этом на суммы ввозных таможенных пошлин, уплаченных с таких остатков товаров при их выпуске для внутреннего потребления, начисляются проценты, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты, рассчитанные с учетом п. 2 ст. 276 ТК<402>, т.е. на основанииподп. 2 ч. 2 ст. 120Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации": проценты начисляются на сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в установленный период.

--------------------------------

<402> Подробнее об изменениях сроков уплаты таможенных пошлин в форме отсрочки и рассрочки см. Соглашениеправительств государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС от 21 мая 2010 года "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин".