1.1. Понятие, экономическая сущность и характеристика таможенных платежей
Первостепенным направлением финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации является фискальная деятельность, проявляющаяся в пополнении доходной части федерального бюджета за счет взимания таможенных платежей в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Таможенные платежи являются не только традиционными и активно применяемыми инструментам государственного регулирования внешней торговли, но и одной из главных составных частей доходов бюджета нашей страны.
В целом понятие "таможенные платежи" можно определить как обязательные платежи, которые относятся к налоговым и неналоговым доходам федерального бюджета, являющиеся инструментом обложения внешней торговли, взимаемым с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в доход бюджета при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу1.
Таможенные платежи, на постоянной основе взимаемые таможенными органами, полностью закреплены за федеральным бюджетом, являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели, что обусловливает публичное предназначение таможенных платежей. Наряду с другими обязательными платежами, таможенные платежи являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, составляя при этом порядка 50% доходов федерального бюджета Российской Федерации на современном этапе.
Таким образом, таможенные платежи выполняют самую важную функцию - фискальную, т.е. являются постоянным источником пополнения доходной части федерального бюджета. Это один из старейших видов косвенных налогов, взимаемых государством с товаров при ввозе и вывозе их по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Они возникли ещё в средневековье как сборы, собираемые при въезде и выезде из населенных пунктов и на границах феодальных владений. Затем, уже после образования единых национальных государств, таможенные платежи стали взиматься на границе специальными органами - таможнями, и употребляться государством как одно из основных средств внешнеторговой политики1.
Таможенными платежами выполняется важная роль в защите экономических интересов государства. Они уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и в случаях, установленных таможенным законодательством (например, ввозные таможенные пошлины взимаются с предметов личного потребления, поступающих в международных почтовых отправлениях в адрес лиц проживающих в РФ, а также с аналогичных товаров, ввозимых физическими лицами, прибывающими в нашу страну).
Таможенные платежи защищают отечественную промышленность и сельское хозяйство. Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, она влияет на цену товара. В таможенной практике товаром называется только движимое материальное имущество, в том числе тепловая, электрическая и другие виды энергии. С увеличением стоимости ввозимого товара, повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальными товаропроизводителями, а во внутренней торговле обеспечивается поэтапный переход на мировые цены на сырье и энергоносители. Чем выше уровень таможенных платежей, тем надёжнее они защищают национальные фирмы.
С другой стороны, с точки зрения внешнеторгового баланса страны (балансировочная функция таможенных платежей), за счёт взимания и гибкого управления ставками таможенной пошлины, оптимизируется соотношение между объемами экспорта и импорта. Установление различных ставок таможенных пошлин на различные товары создаёт предпосылки к более обоснованной структуре ввоза товаров или предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые по каким-либо причинам ниже мировых, позволяет выбирать приоритетные области импорта, экспорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.
Благодаря таможенным платежам, выполняющим контролирующую функцию, по их валовой сумме можно проследить объём и структуру экспорта и импорта товаров, оценить внешнеторговое сальдо, и на основе данных исследований простимулировать экспорт в определённой отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей1.
Высокие пошлины в некоторых областях экономики стимулируют деятельность иностранных инвесторов. При низкой ставке пошлины иностранному производителю выгодно ввозить готовую продукцию, а при высокой - выгоднее вкладывать средства в развитие производства в стране.
Фискальная функция таможенных платежей отличается от протекционистской (защитной) функции таможенных платежей тем, что она влечёт за собой доходы в бюджет и влияет на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Тем не менее, во многих случаях таможенные платежи, неся сначала характер чисто фискальный, становятся со временем протекционистскими, и нет четкого разделения между данными функциями.
Таможенные платежи обладают всеми основополагающими характеристиками, присущими налогам1:
уплата таможенных платежей носит обязательный характер и обеспечивается за счёт принуждения со стороны государства;
таможенные платежи взыскивается без встречного удовлетворения, не представляя собой плату за оказание услуги;
денежные средства от уплаченных таможенных платежей не предназначаются для финансирования конкретных государственных расходов.
Субъектами обложения таможенными платежами являются декларанты (налогоплательщики), как физические, так и юридические лица, в роли которых могут выступать как владелец товара, так его перевозчик или таможенный брокер или иное заинтересованное лицо, которое уплачивает таможенные платежи до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации в валюте РФ или в иностранных валютах, кроме случаев, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте. Курсы валют определяются Центральным банком РФ.
Объектами обложения таможенными платежами могут выступать: таможенная стоимость, количество перемещаемых через таможенную границу товаров, либо одновременно и то и другое.
В зависимости от того, какой товар ввозится различается и размер взимаемых таможенных платежей. Их ставки дифференцированы в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС), представляющим собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)1. Ставка пошлины установлена Товарной номенклатурой для большинства наименований товаров.
Сбор таможенных платежей обеспечивается таможенными органами за счет эффективно организованного администрирования внешнеэкономической деятельности.
- Оглавление
- Глава 1. Система таможенных платежей в Российской Федерации как элемент формирования бюджета страны..........................................6
- Глава 2. Анализ практики реализации фискальной функции таможенными органами Российской Федерации..........................24
- Глава 3. Актуальные вопросы повышения роли таможенных органов в решении фискальных задач...............................................................45
- Введение
- Глава 1. Система таможенных платежей в Российской Федерации как элемент формирования бюджета страны
- 1.1. Понятие, экономическая сущность и характеристика таможенных платежей
- 1.2. Классификация таможенных платежей
- 1.3. Правовые основы взимания и начисления таможенных платежей
- Глава 2. Анализ практики реализации фискальной функции таможенными органами Российской Федерации
- 2.1. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты и обеспечения таможенных платежей
- 2.2. Механизм администрирования таможенных платежей в Таможенном союзе
- 2.3. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета, обеспечиваемых таможенными органами Российской Федерации
- Наиболее крупные торговые партнёры России в 2013-2014 гг.
- Сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами
- Льготы по уплате таможенных платежей в 2014 году
- Глава 3. Актуальные вопросы повышения роли таможенных органов в решении фискальных задач
- 3.1. Анализ деятельности органов федеральной таможенной службы по обеспечению уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет
- 3.2. Проблемы осуществления таможенными органами фискальной функции
- 3.3. Перспективы развития системы администрирования уплаты таможенных платежей
- Заключение
- Список литературы
- Классификатор видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации
- Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых фтс России, в доход федерального бюджета в 2010 - 2014 годах
- Динамика перечислений таможенных пошлин, налогов при импорте в доход федерального бюджета в 2010 - 2014 годах
- Динамика перечислений вывозных таможенных пошлин в доход федерального бюджета в 2010 - 2014 годах
- Динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2010 - 2014 годах