Вопрос 17. Методы определения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров.
Методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров
Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров
Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров установлен Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и производится путем применения одного из шести методов определения таможенной стоимости товаров:
- по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
- по стоимости сделки с идентичными товарами;
- по стоимости сделки с однородными товарами;
- методом вычитания стоимости;
- методом сложения стоимости;
- резервным методом.
В качестве основного метода определения таможенной стоимости широко используется метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В случаях, когда основной метод применить нельзя, последовательно применяется каждый из перечисленных методов.
Перечень документов, необходимых для определения таможенной стоимости ввозимых товаров указан в приказе ФТС РФ от 25.04.2007 N 536.
Метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (Метод 1)
Основным методом определения таможенной стоимости товаров является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, где под таможенной стоимостью ввозимого товара понимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны
При определении таможенной стоимости товара, в цену сделки включаются следующие расходы, при условии, если они не были ранее в нее включены:
- Расходы по доставке товара на единую таможенную территорию таможенного союза (стоимость транспортировки, погрузки или разгрузки, страховая сумма);
- Расходы, понесенные покупателем (брокерские и комиссионные вознаграждения, стоимость многооборотной тары, стоимость упаковки);
- Часть стоимости товаров или услуг, которые были представлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для производства и продажи конечных товаров (сырье, материалы, детали, инструменты, штампы, формы, дизайн, эскизы, чертежи);
- Лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;
- Часть дохода продавца от любой последующей перепродажи, передачи или использования оцениваемых товаров.
При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:
а) платежи за право воспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на единой таможенной территории таможенного союза;
б) платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Следует отметить, что включение понесенных расходов или платежей в цену сделки осуществляется только при условии, когда:
- есть документальное подтверждение этих расходов или платежей;
- они не включены в цену товара; они оплачиваются покупателем.
Дополнительно декларант может предоставить документы, подтверждающие расходы, понесенные декларантом за операции по доставке товара после ввоза на единую таможенную территорию таможенного союза, которые подлежат исключению из цены сделки. Также исключению подлежат расходы на строительство, сборку, монтаж и обслуживание, производимые после ввоза товаров; пошлины, налоги и сборы, взимаемые в ТС.
Метод определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть использован, когда:
- Существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением ограничений установленных законодательством ТС; географического региона, где товары могут быть перепроданы ограничений существенно не влияющих на цену товара;
- Продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;
- Сведения о таможенной стоимости, предоставленные декларантом, не подтверждены документально или не являются количественно определенными и достоверными;
- Установлена взаимозависимость участников сделки, за исключением случаев, когда эта взаимозависимость не повлияла на цену сделки.
Другими словами, сделки, не предусматривающие собой передачу права собственности на товары от продавца к покупателю за определенное вознаграждение не будут расцениваться как продажа (подарки, бесплатные образцы; товары, ввезенные филиалом, не являющимся самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности; товары, ввезенные на условиях консигнации или в целях проката, аренды, займу). В этих случаях, определение таможенной стоимости по методу 1 невозможно.
Метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами (Метод 2)
При невозможности определения стоимости сделки с ввозимыми товарами, либо невыполнения условий применения основного метода, используется метод определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с идентичными товарами. Суть данного метода изложена в статье 6 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, по которому, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования стоимости сделки идентичных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу 1.
В качестве обязательного критерия определения таможенной стоимости товаров по методу 2 используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и в том же количестве, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров. В случае, если эти критерии серьезно разнятся, то цена сделки с идентичными товарами подвергается соответствующей корректировке для компенсации разницы и приведения сравниваемых условий к сопоставимому виду.
При этом под идентичными товарами понимаются товары, одинаковые с оцениваемыми товарами по физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, стране происхождения и производителю.
Незначительные различия во внешнем виде не являются основанием для отказа к применению метода 2. Незначительными различиями признаются: размер, этикетка, цвет. Сравниваемые товары должны быть обязательно произведены в той же стране, что и товары, подлежащие оценке.
Товары, произведенные в одной стране разными производителями, могут рассматриваться как идентичные только в случае, если у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, выпущенных производителем оцениваемых товаров.
При определении таможенной стоимости оцениваемых товаров по методу 2, при необходимости может производиться корректировка таможенной стоимости идентичных товаров, в случаях нахождения различий в расстоянии перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта.
В случае если определено наличие нескольких стоимостей сделки с идентичными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
Метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами (Метод 3)
В случаях, когда условия применения метода 1 и метода 2 не выполняются, применяется метод по стоимости сделки с однородными товарами. При использовании данного метода, таможенная стоимость ввозимых товаров будет определяться как стоимость сделки с однородными товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами.
В качестве дополнительного критерия использования этого метода установлено, что товары, выбранные для сравнения, должны быть ввезены в одинаковых количествах и на одном коммерческом уровне с ввозимыми товарами, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров. В случае различия этой информации, цена сделки с однородными товарами подвергается соответствующей корректировке.
Однородными товарами могут являться товары со схожими характеристиками и состоящие из схожих компонентов, которые позволяют им выполнять те же самые функции, что и оцениваемым товарам.
Учитываются следующие признаки однородности товаров: качество товара, наличие товарного знака и его репутация на рынке, страна происхождения товара, а также производитель товара.
В случае применения метода 3 определения таможенной стоимости, необходимо помнить, что:
- Товары не будут считаться однородными с оцениваемыми, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
- Товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, принимаются во внимание только если не имеется однородных товаров, произведенных производителем оцениваемых товаров;
- Товары не будут считаться однородными, если их проектирование, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на территории Таможенного союза.
При определении таможенной стоимости оцениваемых товаров по методу 3, может производиться корректировка таможенной стоимости однородных товаров, в случаях нахождения различий в расстоянии перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта.
В случае если определено наличие нескольких стоимостей сделки с однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
Метод вычитания стоимости (Метод 4)
В случаях, когда методы 1-3 не могут быть применены для определения таможенной стоимости, используется метод вычитания стоимости. Данный метод применяется в том случае, если оцениваемые товары либо идентичные или однородные им товары продаются на территории таможенного союза в том же состоянии, в котором они были ввезены.
Под этим термином понимаются операции не связанные с производством (сборка) и дальнейшей обработкой товаров. Стоит отметить, что товар будет считаться в неизмененном состоянии в случае осуществления операций по переупаковке товаров для внутреннего рынка. Естественные изменения с товаром (усушка, испарение) также будут считаться товаром неизмененного состояния.
В качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых, идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу на единой таможенной территории таможенного союза, в тот же или в соответствующий ему период времени, в который оцениваемые (ввозимые) товары пересекали таможенную границу Таможенного союза.
За основу метода 4 берется цена, по которой товары продаются в ТС. Для правильного определения наибольшего совокупного количества производится суммирование всех продаж товара по одной цене.
Для исчисления таможенной стоимости на основании внутренней цены, производятся следующие вычеты сумм:
- Расходы на выплату вознаграждений агенту (надбавка на прибыль, общие расходы связанные с продажей ввозимых товаров того же класса и вида на территории ТС;
- Расходы, понесенные за транспортировку, страхование, а так же организацию погрузочных, разгрузочных работ на территории ТС;
- Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов, а также иных платежей, подлежащих уплате на территории ТС в связи с ввозом или продажей товаров;
Для данного метода существует своя особенность определения взаимозависимости сторон. В отличие от статьи 19 Закона «О таможенном тарифе», под взаимозависимостью сторон, при использовании метода 4, понимается взаимозависимость между импортером и покупателем на территории ТС. Однако, критерии взаимозависимости, остаются прежними.
В рамках данного метода рассматриваются только продажи, предназначенные только для внутреннего потребления, осуществленные на территории ТС. При этом законом установлены временные ограничения применения данного метода - не позднее 90 дней с даты фактического ввоза.
Метод сложения стоимости (Метод 5)
В качестве еще одного метода определения таможенной стоимости используется метод сложения стоимости, где за основу принимается расчетная стоимость товаров. Расчетная стоимость товаров определяется путем сложения расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых товаров, с учетом:
- расходов по упаковке, включая стоимость тары, контейнеров, прокладочных материалов и стоимость работ по упаковке;
- стоимости товаров и услуг, предоставленных бесплатно или по сниженной цене покупателем продавцу;
- инженерно-конструкторской проработки и других видов работ, произведенных вне территории ТС;
- расходов, связанных с транспортировкой товаров, погрузкой, выгрузкой или перегрузкой товаров, их страхованием, до момента прибытия товаров на таможенную территорию ТС;
- суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов получаемой экспортером, эквивалентной той величине, которая учитывается при продажах товаров того же класса или вида (товары одной группы или диапазона изделий, изготовленных одним сектором промышленности или отраслью), что и оцениваемые товары, произведенные в стране экспорта для вывоза в ТС.
Другими словами, при использовании метода 5, таможенная стоимость оцениваемых товаров будет определяться на основе издержек производства этих товаров, к которым добавляются суммы прибыли и расходов, характерных для продажи оцениваемых товаров в ТС.
Для этих целей необходимы сведения об издержках производства оцениваемых товаров, которые можно получить только за пределами страны ввоза. В большинстве случаев, производитель товаров находится на территории другого государства, в связи с чем, использование метода сложения стоимости будет ограничено случаями, в которых покупатель и продавец являются взаимозависимыми лицами, и производитель готов представить властям страны ввоза необходимые сведения об издержках производства. Данные об издержках должны быть определены на основании сведений, относящихся к производству оцениваемых товаров и предоставляемых производителем или доверенным лицом. При этом информация принимается в форме коммерческих отчетов производителя, в случаях если такие отчеты соответствуют общепринятым принципам учета в стране производства.
В случаях, когда данные изготовителя по прибыли и общим расходам не соотносятся с показателями торговли, для расчетов берутся данные, соответствующие торговым показателям. Тем самым, могут возникнуть ситуации, когда решение в отношении таможенной стоимости принимается на основании информации, полученной из других источников.
В соответствии с установленными международными нормами, ни одна из сторон не может потребовать от нерезидента предоставить доступ к его учетной документации или счетам с целью определения таможенной стоимости.
Резервный метод (Метод 6)
Иногда возникают ситуации, когда ни один из вариантов определения таможенной стоимости не может быть использован. Чаще всего это случаи, когда товары ввозятся временно или не перепродаются в стране-импортере, либо в случаях, когда изготовитель неизвестен или отказывается предоставить данные об издержках производства, либо предоставленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом.
Именно в этих исключительных случаях применяется резервный метод, предусматривающий определение таможенной стоимости оцениваемых товаров с учетом мировой практики.
В соответствии с статьей 7 Соглашения ГАТТ/ВТО по таможенной оценке, в рамках метода 6, таможенная стоимость определяется с использованием разумных способов, совместимых с принципами и общими условиями Соглашения и на базе данных, имеющихся в стране-импортере. Другими словами, резервный метод не дает специального способа оценки товаров, однако, при осуществлении оценки требует учитывать ряд принципов. Таможенная стоимость определяется в соответствии с установленными методами, допуская определенную гибкость в случае их применения, для достижения общих целей и условий принятой системы оценки товаров в таможенных целях.
В рамках проведения резервного метода соблюдается та же последовательность применения методов оценки.
Среди общих принципов, установленных Соглашением ГАТТ/ВТО, при использовании метода 6, можно выделить:
- Базирование оценки на стоимости сделки ввезенных товаров;
- Обеспечение единообразного осуществления оценки товаров;
- Честность осуществления оценки товаров;
- Простота критериев оценки и их беспристрастность;
- Совместимость методов оценки с коммерческой практикой;
- Использование ближайших зафиксированных стоимостей, в случае невозможности определения таможенной стоимости по методу 1;
- Неприменение стоимости товаров отечественного происхождения в качестве основы оценки стоимости товаров.
Сущность данного метода заключается в гибкости подхода к использованию методов определения таможенной стоимости. В частности, допускается следующее:
- Может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем оцениваемые товары;
- Может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная методом вычитания или сложения;
- При определении таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделок с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных временных ограничений;
- При определении таможенной стоимости товаров на основе метода вычитания допускается отклонение от установленных временных ограничений.
При использовании метода 6 допускается осуществление расчетов таможенной стоимости на основе реальных, обоснованных ценовых данных. При определении таможенной стоимости по методу 6 можно использовать: прейскуранты цен; каталоги, содержащие подробное описание товара; предложения цен по поставкам товаров на территорию ТС; биржевые котировки; статистические данные об общепринятых уровнях комиссионных, скидок, прибыли, тарифах на транспорт; результаты товарно-стоимостной экспертизы и др.
Общим требованием к данным по другим сделкам или разрешенной ценовой информации при использовании метода 6, будет необходимость учета базовых, исходных условий конкретных сделок, а также соответствующей идентификации цены и товара.
Дополнительно, таможенным законодательством установлены случаи, когда метод 6 не может быть использован в качестве основы определения таможенной стоимости. Так, например, по резервному методу не могут быть использованы:
- Цена товара на внутреннем рынке таможенного союза, произведенные на единой таможенной территории Таможенного союза;
- Цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
- Цена на внутреннем рынке;
- Цена на товары на внутреннем рынке страны вывоза
- Иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров методом сложения;
- Цена, которая предусматривает принятие наивысшей из двух альтернативных стоимостей;
- Произвольно установленная или фиктивная цена.
- Минимальные таможенные стоимости.
Применяя резервный метод, декларант имеет право запросить в таможенном органе имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию по интересующим товарам и использовать ее в расчетах при определении таможенной стоимости.
В случае если данный метод применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВЫВОЗИМЫХ ТОВАРОВ
Общая методология
Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь, установлен Указом Президента РБ от 31.07.2006 № 474 (далее - Указ). Согласно этому порядку методы определения таможенной стоимости отсутствуют. Именно поэтому п.3 постановления ГТК РБ от 30.12.2006 № 132 отменено заполнение графы 43 экспортной таможенной декларации. Однако по сути способы оценки вывозимых товаров, предложенные Указом, аналогичны методам оценки, определенным Законом РБ от 03.02.1993 № 2151-XII «О Таможенном тарифе» (далее - Закон) для ввозимых товаров.
В то же время методика определения таможенной стоимости вывозимых товаров несколько проще. Значительно проще и процедура заявления и подтверждения таможенной стоимости вывозимых товаров. Достаточно сказать, что для вывозимых товаров ГТК не счел необходимым устанавливать значительные перечни обязательных документов, без представления в таможню которых заявляемая таможенная стоимость будет считаться документально не подтвержденной. Не применяются для вывозимых товаров и декларации таможенной стоимости, в которых подробно указывается структура заявленной таможенной стоимости, а также дополнительно декларируются условия применения соответствующих методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Указ устанавливает следующую последовательность применения способов таможенной оценки вывозимых товаров:
1) на основе цены сделки с вывозимым товаром (п.1);
2) на основе сложения стоимости вывозимого товара (п.2);
3) на основе цены сделки с идентичным или однородным товаром (п.3);
4) на основе сложения стоимости идентичных или однородных товаров (п.3).
Если же таможенная стоимость не может быть определена путем применения вышеуказанных способов, то необходимо воспользоваться Инструкцией о порядке применения системы определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь, порядке и условиях заявления их таможенной стоимости, утвержденной постановлением ГТК РБ от 12.10.2006 № 96 (далее - Инструкция № 96), в которой оговорены возможности определения таможней таможенной стоимости на основании имеющихся у нее данных.
Таким образом, из действующих нормативных правовых актов можно логически выделить (с учетом последнего описанного способа, аналогичного по содержанию резервному методу для ввозимых товаров) 5 способов определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Беларусь.
Содержание способа определения таможенной стоимости на основе цены сделки с вывозимым товаром
Основным для целей определения таможенной стоимости вывозимых товаров является способ, при котором за основу для расчетов принимается сумма, фактически уплаченная или подлежащая уплате по внешнеэкономической сделке за вывозимый товар. Такое определение, данное в Указе, позволяет утверждать, что перечень сделок, при заключении которых может быть применен рассматриваемый способ определения таможенной стоимости, достаточно широк. Но в первую очередь, конечно, речь идет о сделке купли-продажи, которая всегда предусматривает наличие суммы, подлежащей уплате за товар. Однако отдельные формы договора комиссии, а также договора аренды, предусматривающего по завершении срока действия договора переход права собственности к арендополучателю, и ряд иных сделок могут содержать достаточные данные для применения «базового» способа определения таможенной стоимости вывозимых товаров.
Пример
Резидент РБ «Э» поручает резиденту Украины «И» от своего имени, но за счет «Э» продать в стране импорта (Украине) 10 000 единиц белорусского товара по цене 50 гривен за единицу. При этом с каждой проданной единицы «И» получает комиссионное вознаграждение в размере 5 гривен, а 45 гривен перечисляет на счет «Э».
В данном случае цена сделки с вывозимыми 10 000 единицами товара, т.е. общая сумма, подлежащая уплате комиссионером «И» комитенту «Э», может быть четко определена на основании сведений, содержащихся во внешнеэкономическом контракте, а именно составляет 450 000 гривен. Указанная сумма может выступать в качестве основы для определения таможенной стоимости вывозимых товаров. Для подтверждения заявляемых при экспорте сведений о таможенной стоимости товаров должны быть представлены как минимум внешнеэкономический контракт, выставленный «Э» в адрес «И» счет, а в случае если оплата за товар уже произведена, то и банковские документы, подтверждающие поступление денежных средств на счет «Э».
Однако, соответственно, существуют и сделки, содержание которых изначально не предусматривает возможность применения «базового» способа определения таможенной стоимости. К классическим примерам таких сделок можно отнести дарение и бартер, иначе говоря, те сделки, которые не предусматривают реального движения денежных средств.
Расходы покупателя, включаемые в таможенную стоимость
Для того чтобы привести разнообразные сделки, на основе которых может быть определена таможенная стоимость экспортируемых товаров, к единому базису, п.1 Указа предусматривает обязательное включение в таможенную стоимость в качестве компонентов (добавление к цене сделки, если они уже не входят в нее на основании контракта) следующих расходов, понесенных покупателем:
а) комиссионных и брокерских вознаграждений.
При рассмотрении вопроса о добавлении названного компонента (равно как и иных) к цене сделки важно помнить о том, что речь идет о расходах покупателя, а не продавца-экспортера (резидента РБ). То есть в вышеописанном примере комиссионное вознаграждение в размере 5 гривен, уплачиваемое «Э» резиденту Украины «И» за каждую проданную в последующем единицу товара, не должно добавляться к цене сделки, так как является расходами продавца, а не покупателя;
б) стоимости контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с ТН ВЭД РБ они рассматриваются как единое целое с вывозимыми товарами (классифицируются в соответствии с ТН ВЭД в той же товарной подсубпозиции, что и сам товар).
Для того чтобы читателю легче было разобраться, о чем идет речь, напомним, что согласно Правилу 5 Основных правил интерпретации ТН ВЭД РБ чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара, имеющая специальную форму или приспособленная для размещения соответствующего изделия или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должна классифицироваться совместно с упакованными в них изделиями, если такого вида тара обычно поступает в продажу вместе с данными изделиями. Однако данное правило не применяется к таре, которая, образуя с упакованным изделием единое целое, придает последнему основное свойство (например, чехол из крокодиловой кожи для скрипки, изготовленной на китайском заводе детских игрушек). Согласно положениям вышеприведенного Правила упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования;
в) стоимости упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
Пример 1
Минский подшипниковый завод заключил контракт с резидентом Германии на поставку подшипников для колесных тягачей. В соответствии с контрактом продаваемые подшипники должны упаковываться не в стандартную упаковку, а в специально изготовленную по эскизам покупателя. Стоимость специальной упаковки в 4 раза превышает стоимость стандартной. Несмотря на то что обычно такие подшипники продаются на экспорт по цене 30-50 долл. США за 1 штуку, а в специальной упаковке цена каждого из них возрастает на 2 долл. США, при расчете таможенной стоимости к стоимости самих подшипников должна добавляться именно цена специальных упаковочных материалов, а также стоимость работ по упаковке ручным способом;
г) соответствующей части стоимости прямо или косвенно, бесплатно либо по сниженной цене предоставленных продавцу покупателем для использования в связи с производством и продажей товаров на экспорт следующих товаров и услуг:
сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью вывозимых товаров;
инструментов, штампов, форм и иных подобных предметов, использованных при производстве вывозимых товаров;
инженерной проработки, опытно-конструкторских работ, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей.
Пример 2
Резидент Финляндии приобрел в белорусском лесхозе лесоматериалы на сумму 30 000 долл. США и передал их белорусской мебельной фабрике для производства мебели. При экспорте произведенной мебели белорусская мебельная фабрика выставляет покупателю счет на сумму 80 000 долл. США за произведенную мебель. В данном случае к цене сделки должна быть добавлена стоимость лесоматериалов, т.е. таможенная стоимость вывозимой мебели будет составлять: 80 000 + 30 000 = 110 000 долл. США;
д) лицензионных и иных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;
е) поступающую продавцу прямо или косвенно часть дохода от перепродаж, передачи либо использования покупателем товаров после их вывоза с территории Республики Беларусь.
Пример 3
Белорусское предприятие разрабатывает и производит станок для выполнения операции по специфической обработке металла. Оно заключает с металлургическим заводом (нерезидент РБ) договор на продажу изобретенного станка. При этом завод при условии, что предприятием ни один аналогичный станок в течение 1-го года не будет продан какому-либо другому предприятию, обязуется отчислять в адрес предприятия - резидента РБ 50 долл. США за 1 тонну с первых 5000 тонн металла, обработанного с использованием проданного станка. В данном случае к контрактной стоимости станка должно быть добавлено при расчете таможенной стоимости 250 000 долл. США;
ж) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении), взимаемые на территории Республики Беларусь, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Республики Беларусь они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с территории Республики Беларусь (например, сумма уплаченного экспортером НДС в таможенную стоимость вывозимого товара не включается).
Ограничения, при которых таможенная стоимость не определяется
Ограничения на использование цены сделки в качестве основы для расчета таможенной стоимости введены п.3 Инструкции № 96 и состоят из:
- ограничений в отношении прав покупателя на распоряжение вывозимым товаром или на его использование, за исключением ограничений, существенно не влияющих на цену товара.
Обычным примером таких ограничений является определенная в договоре обязанность нерезидента продать после вывоза товар какому-либо конкретному лицу. Такая обязанность, как правило, говорит о наличии взаимоотношений между резидентом, который продает товар, и тем лицом, которому покупатель-нерезидент должен этот товар перепродать;
- условий, от которых зависит продажа товара или цена сделки, если влияние таких условий невозможно исчислить;
- взаимосвязи между сторонами внешнеэкономической сделки при условии, что такая взаимосвязь повлияла на цену сделки.
При этом взаимосвязанными признаются лица, соответствующие одному из следующих признаков (ст.14 Закона):
один из участников сделки является работником или руководителем другого участника сделки;
участники сделки совместно осуществляют предпринимательскую деятельность и, соответственно, распределяют прибыли и убытки;
какое-либо третье лицо полностью или частично контролирует каждого из участников сделки либо наоборот;
один из участников сделки прямо или косвенно контролирует другого участника сделки либо они (или их должностные лица) являются близкими родственниками или членами одной семьи.
При этом факт влияния взаимосвязи на цену сделки может считаться доказанным, если, к примеру, белорусское предприятие продает один и тот же товар трем нерезидентам, при этом взаимосвязанному - по цене на 20% ниже, чем остальным.
«Базовый» способ также неприменим, если внешнеторговый договор содержит любые иные ограничения или условия, оказавшие влияние на цену сделки, и влияние этих факторов невозможно исчислить, а также если представленные декларантом сведения не подтверждены документально (достаточно редкий случай для вывозимых товаров), не являются достоверными или количественно определяемыми.
Содержание иных способов определения таможенной стоимости
1. На основе сложения стоимости вывозимого товара таможенная стоимость определяется исходя из данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой им, а если экспортер не является производителем - на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.
2. На основе цены сделки с идентичным или однородным товаром таможенная стоимость определяется исходя из таможенной стоимости, ранее заявленной с применением «базового» способа и принятой таможенными органами при экспорте такого товара.
При этом под идентичными товарами понимают товары, одинаковые с оцениваемыми товарами, в т.ч. по физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, а также произведенные только в той же стране (примечание) (ст.15 Закона); под однородными товарами - товары, которые не являются одинаковыми, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемый товар, и быть коммерчески взаимозаменяемыми (ст.16 Закона).
При определении однородности товара учитываются наличие товарного знака, качество и репутация на рынке.
3. На основе сложения стоимости идентичных или однородных товаров таможенная стоимость определяется исходя из калькуляции стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров, основанной на данных бухгалтерского учета экспортера.
Важно помнить, что при применении способов, описанных в пп.1 и 3 настоящего раздела, к рассчитанной стоимости также должны добавляться компоненты, предусмотренные в качестве обязательных для «базового» способа таможенной оценки вывозимых товаров.
4. «Резервный» способ оценки позволяет использовать дополнительные источники информации, такие, как:
биржевые котировки цен на идентичные или однородные товары;
заключения экспертизы БелТПП или других экспертных организаций;
информацию о ценах на вывозимые идентичные или однородные товары на соответствующих региональных рынках.
- Вопрос 1. Понятие таможенного регулирования и таможенного дела в рф. Цели содержания и структура современного таможенного дела.
- Вопрос 2. Таможенная политика России. Цели и методы его осуществления.
- Вопрос 3. Законодательная основа осуществления таможенного дела в России.
- Вопрос 4. Понятие таможенной тарритории рф и таможенной территории.
- Вопрос 5. Современная таможенная терминология (основные понятия)
- Вопрос 6. Структура таможенных органов рф и их основные функции.
- Вопрос 7. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- Вопрос 8. Объекты около таможенной инфраструктуры и их взаимодействие с различными уровнями таможенных органов.
- Вопрос 9. Роль таможенного перевозчика. Перевозка товаров таможенным перевозчиком.
- Вопрос 10. Права и лбязанности таможенного брокера.
- Вопрос 11. Таможенные с клады в составе таможенной инфраструкткры.
- Вопрос 12. Временное хранение товаров.
- Вопрос 13. Склады временного хранения : порядок учреждения.
- Вопрос 14. Таможенно-тарифное регулирование в составе таможенного дела. Таможенный тариф : понятие, цели, элементы.
- Вопрос 15. Таможенные пошлины.
- Вопрос 16. Система таможенных преференций.
- Вопрос 17. Методы определения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров.
- Вопрос 18. Тн вэд и Гармонизационная система кодирования и описания товаров в таможенном деле. Предварительное решение таможенных органов о классификации товаров.
- Вопрос 19. Страна происхождения товаров и ее подтверждение.
- Вопрос 20.Заявление и контроль таможенной стоимости. Дтс и порядок ее оформления. Корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей.
- Глава 8 статья 64
- Вопрос 21. Понятие, виды таможенных платежей и их характеристика. Общие условия исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
- Вопрос 22. Обеспечение уплаты таможенных платежей.
- Вопрос 23.Взыскание таможенных платежей. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Взыскание таможенных платежей
- Вопрос 24. Принципы проведения таможенного контроля. Зоны таможенного контроля.
- Вопрос 25. Таможенный контроль: понятие формы и порядок проведения.
- Вопрос 26. Таможенно-банковский валютный контроль.
- Вопрос 27. Понятие и виды таможенных режимов. Выбор и изменение таможенного режима. Помещение товара под таможенный режим.
- Вопрос 28. Характкристика основных таможенных режимов.
- Вопрос 29. Характкристика экономических таможенных режимов.
- Вопрос 30. Характеристика завершающих таможенных режимов.
- Вопрос 31. Характеристика специальных таможенных режимов. Иные специальные режимы.
- Вопрос 32. Понятие, порядок производства, начало и завершение, место и время производства таможенного оформления.
- Вопрос 33. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Первоочередной порядок таможенного оформления. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц.
- Вопрос 34. Прибытие и убытие товоров.
- Вопрос 35. Внутренний таможенный транзит.
- Вопрос 36. Декларирование товаров. Место декларирования товаров. Права и обязанности декларанта. Срок подачи таможенной декларации.
- Таможенный декларант. Права и обязанности декларанта
- Сроки подачи таможенной декларации
- Вопрос 37. Предварительное декларирование товаров. Представление документов при декларировании товаров. Принятие таможенной деклорации .
- Вопрос 38. Виды таможенных деклораций.
- Вопрос 39. Порядок выпуска товара.
- Вопрос 40 . Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля.