3. Рекомендации по совершенствованию применения системы предварительного информирования
Технологии предварительного информирования относятся к инновационным таможенным технологиям, под которыми понимается использование новых или значительно улучшенных приёмов, способов и методов применения средств вычислительной техники при поиске, сборе, хранении, обработки и предоставления информации о товарах и транспортных средствах, направленных на повышение качества и эффективности таможенной деятельности, а также соблюдение таможенного и иного законодательства. Функционирование инновационных таможенных технологий является целенаправленной системой мероприятий по их разработке, внедрению и реализации.
Данная комплексность придает особую сложность методам и приемам управления инновационными таможенными технологиями. Они не только определяют новые формы и методы воздействия при организации таможенного контроля, но и наполняют новым содержанием сам процесс управления, придавая ему новое содержание и стратегическую направленность. Поэтому магистральным направлением повышения эффективности функционирования инновационных таможенных технологий, является совершенствование их информационного обеспечения, а также развитие методов оценки качества их функционирования.
П.Н.Афонин [7, с.29], В.В. Кашковский [11,с.47] в качестве структурирующих элементов информационного обеспечения и автоматизации управления таможенной деятельности выделяют модель целевых процессов таможенной деятельности, в составе которой выделяют три группы процессов:
1) стратегические процессы;
2) обеспечивающие процессы;
3) операционные процессы.
В группу стратегических процессов включены главные управленческие процессы, такие как управление стратегическим развитием и стратегия управления рисками, которые несут скорее косвенную ценность, проявляющуюся со временем, в среднесрочной перспективе.
В группу обеспечивающих процессов включены процессы, которые являются межфункциональными и поддерживают как стратегические, так и операционные процессы.
Группа операционных процессов представляет собой ключевые процессы, связанные с основной деятельностью таможенных органов.
Для принятия обоснованных решений при организации таможенного процесса необходим большой массив информации, адекватно описывающий состояние процессов внешнеэкономической деятельности и риски рыночной среды. Решающим фактором успешного осуществления таможенного контроля является информация и формирующиеся на ее основе знания, которые являются основой эффективно действующих инновационных таможенных технологий.
Информация является одним из первостепенных ресурсов таможенных органов и ее использование в значительной степени зависит от состояния и эффективности использования информационного ресурса. Эффективное ее использование при организации таможенного контроля -- основная цель информатизации таможенной деятельности. Достигнуть её возможно, решив две взаимосвязанные проблемы:
1) создать действенную систему сбора и обмена полной и актуальной информацией;
2) внедрить прогрессивные формы, методы и средства преобразования потребляемой в процессе таможенного контроля информации. Указанные проблемы в условиях информационной перенасыщенности можно решить, только активно применяя современные инновационные таможенные технологии, которые являются одним из прогрессивных элементов организации таможенного контроля.
Сбор и обмен информацией осуществляется посредством комплексов программных средств таможенных органов. Перечень необходимых для представления таможенным органам сведений о товарах определяется таможенным законодательством Таможенного союза (Таможенный кодексом Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии), законодательством государства - члена Таможенного союза (Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», приказами и распоряжениями ФТС России и т.д.), а также международным таможенным законодательством. Набор сведений о товарах определяется:
1) спецификой товара (например, подконтрольные товары, подлежащие досмотру (осмотру) должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, подакцизные товары (ст. 181 Налогового кодекса РФ, международные почтовые отправления, энергоносители, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи и др.);
2) видом транспорта, на котором осуществляется перемещение товара через таможенную границу (гл. 23 Таможенного кодекса Таможенного союза [108]);
3) этапом совершения в отношении товаров таможенных операций (прибытие товаров на таможенную территорию, убытие товаров с таможенной территории, таможенный транзит, временное хранение, декларирование товаров);
4) таможенной процедурой, под которую помещается товар.
На каждом этапе совершения в отношении товаров таможенных операций применяется свой комплекс программных средств.
Программное обеспечение таможенных органов разнообразно, оно включает программные средства контроля за совершением таможенных операций и таможенного контроля, такие как комплексная автоматизированная система таможенного оформления АИСТ-М (КАСТО АИСТ-М), различные базы данных, используемые для контроля. Основная задача данных программных комплексов заключается в сборе, хранении и обмене между подразделениями информацией о товарах, поступившей в информационную систему таможенных органов на различных этапах совершения в отношении товаров таможенных операций.
Таким образом, совершенствование технологий предварительного информирования основывается на следующих принципах:
- минимизация издержек, в том числе финансовых и временных, государственных органов и участников ВЭД при совершении таможенных операций и организации таможенного контроля;
- использование единых технологий, форматов и регламентов информационного взаимодействия органов государственной власти с участниками ВЭД в процессе осуществления таможенных операций;
- применение унифицированных программно-технических средств для обеспечения информационного взаимодействия между существующими и вновь создаваемыми информационными системами государственных органов, а также при обеспечении регламентированного доступа к данным системам в процессе совершения таможенных операций участников ВЭД посредством предоставления сведений через портал электронного представления данных.
- ВВЕДЕНИЕ
- - изучить теоретические аспекты системы предварительного информирования при перемещении товаров через таможенную территорию Таможенного союза
- 1. Теоретические аспекты системы предварительного информирования при перемещении товаров через таможенную территорию Таможенного союза
- 1.1 Понятие об инновациях в таможенной сфере
- - провести анализ практики применения системы предварительного информирования при перемещении товаров через таможенную территорию Таможенного союза
- 2. Анализ практики применения системы предварительного информирования при перемещении товаров через таможенную территорию Таможенного союза
- 2.1 Порядок информационной системы предварительного информирования
- - дать рекомендации по совершенствованию применения системы предварительного информирования.
- 3. Рекомендации по совершенствованию применения системы предварительного информирования
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 2.3. Предварительное информирование
- Глава 23. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
- 2.4.3. Система предварительного информирования
- Предварительное информирование в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу тс
- 88. Предварительное информирование таможенных органов о перемещении товаров и транспортных средств.
- Т.М. 88. Предварительное информирование таможенных органов о перемещении товаров и транспортных средств.
- 88. Предварительное информирование таможенных органов о перемещении товаров и транспортных средств.
- Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза
- 2. Предварительное информирование таможенных органов
- Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза