50. Нормативно-правовое регулирование международных перевозок товаров железнодорожным транспортом.
Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок осуществляется посредством следующих нормативно-правовых актов: - Международная конвенция по перевозке грузов по железным дорогам (МГК) - Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). В этих Бернских конвенциях участвует 33 страны, в том числе из Европы, Азии и Северной Африки. Единые правила, установленные МГК в своем действии распространяются лишь на перевозки в пределах железнодорожных линий, перечень которых озвучен в соглашении. Ставки провозных платежей при этом определяются в пределах национальных, а так же международных тарифов. Кроме того, правила КОТИФ устанавливают сроки доставки грузов: - большой скорости 40 километров в сутки; - малой скорости 300 километров в сутки. КОТИФ определяет и условия и размеры ответственности на случай повреждения, порчи или утери груза. Еще две многосторонние конвенции, регулирующие международные железнодорожные перевозки грузов, заключены в основном странами социалистической Европы и Азии: - Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС). СМГС распространяется только на международные перевозки, в которых отправитель груза устанавливает договорные отношения с перевозчиком, являющимся участником СМГС, и, кроме того, еще минимум одна железная дорога страны участницы СМГС участвует в такой перевозке. - Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС). Посредством СМГС образуется единый регламент по процедурам заключения договоров перевозки, установлением прав и обязанностей участников договора, а так же претензиям при невыполнении каких-либо условий договора.
51. Особенности таможенного контроля товаров при международных железнодорожных перевозках. Документы и сведения, представляемые таможенному органу при международной перевозке железнодорожным транспортом.
Таможенный контроль на железнодорожных путях сообщения осуществляется пограничными и внутренними таможенными органами в следующих местах:
• на пограничных железнодорожных станциях;
• на контрольных постах, расположенных непосредственно у границы;
• на перегонах между государственной границей и пограничной железнодорожной станцией;
• на перегонах между ближайшей к пограничной внутренней станцией и пограничной (в отдельных случаях, когда это предусмотрено разработанной технологической схемой контроля перемещаемых через границу лиц, товаров и транспортных средств, - на железнодорожных подъездных путях, имеющих статус таможенных складов и складов временного хранения товаров).
Внутренними таможнями таможенный контроль осуществляется на специально выделенных железнодорожных путях товарных дворов железнодорожных станций.
Таможенное оформление физических лиц осуществляется:
• непосредственно в вагонах пассажирского поезда;
• на вокзалах пограничных железнодорожных станций.
Технологический комплекс контроля включает линии контроля служб, принимающих участие в оформлении и контроле.
На линии таможенного контроля в процессе досмотра ручной клади и багажа в случае необходимости, при наличии продукции животного и растительного происхождения, приглашаются сотрудники органов ветеринарного и фитосанитарного контроля.
В каждом железнодорожном пункте пропуска через государственную границу руководство пограничной железнодорожной станции совместно с пограничными и таможенными органами с учетом местных условий определяют территории, пути, площадки и помещения, где непосредственно осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.
Товарные поезда и перевозимые на них грузы, а также и другие товары и транспортные средства, вывозимые за пределы страны и ввозимые на ее территорию из других государств, подлежат таможенному контролю. При этом локомотив и подвижной состав оформляются в таможенном отношении как транспортные средства только на пограничных железнодорожных станциях, а перевозимые товары могут оформляться как во внутренних таможнях, так и на границе.
Проводится визуальный осмотр, в необходимых случаях - досмотр провозимых товаров, а также организуется их сопровождение.
Проведение досмотровых мероприятий осуществляется в парках отправления и на контрольных постах (внутренних таможнях - на специально отведенных путях товарных железнодорожных станций), проверка железнодорожных документов - в технических конторах товарных пограничных станций.
По требованию таможни железная дорога обязана предъявить к досмотру товары и транспортные средства и обеспечить выполнение необходимых технологических операций (расцепка вагонов, снятие и вскрытие контейнеров, разгрузка товаров и т. п.).
При досмотре рефрижераторных секций, а также других вагонов, где предусмотрены помещения для проводников, стрелков военизированной охраны и других лиц, сопровождающих грузы, досмотровая группа производит досмотр непосредственно таких помещений и рабочих мест с целью выявления запрещенных к ввозу (вывозу) товаров; товаров, на ввоз(вывоз) которых имеются количественные ограничения; недекларированных товаров; незаконного провоза валюты проводниками. В процессе досмотра проверяется также наличие документов о праве ношения оружия и его соответствия указанному в разрешении.
После пересечения таможенной границы Таможенного союза товары и транспортные средства, ввезенные перевозчиком, должны быть доставлены на железнодорожную станцию, на территории которой находится железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (ЖДПП).
Уполномоченные должностные лица ТО осуществляют: проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций при прибытии товаров и транспортных средств на там терр ТС, в том числе с использованием предварительной информации, либо убытии товаров и транспортных средств с там терр ТС; проверку наличия документов и сведений, предусмотренных статьями 159, 163 ТК ТС; совершение таможенных операций, связанных с принятием, регистрацией транзитной декларации, выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ и завершением таможенной процедуры ТТ; контроль соблюдения таможенного законодательства ТС и (или) законодательства РФ, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз на там терр ТС и на вывоз с этой терр отдельных товаров; применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска, а также мер по минимизации рисков, которые могут применяться ТО без указания в профиле риска; проведение и контроль завершения иных видов гос контроля в случаях; контроль прибытия товаров и транспортных средств в ТО назначения; контроль помещения товаров и транспортных средств на временное хранение и (или) размещения их в зоне таможенного контроля (ЗТК).
Уполномоченное должностное лицо при сообщении перевозчиком, таможенным представителем или иным лицом, действующим по поручению перевозчика, сведений о прибытии товаров и транспортных средств на там терр ТС принимает следующие документы и сведения, установленные подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 2 статьи 159 ТК ТС: транспортные (перевозочные) документы; передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав (далее - передаточная ведомость); документ, содержащий сведения о припасах; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования; наименование и адрес отправителя товаров; наименование и адрес получателя товаров; наименование станции отправления и станции назначения товаров; сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах); идентификационные номера контейнеров; сведения о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен. Кроме указанных документов и сведений уполномоченное должностное лицо также принимает от перевозчика или лица, действующего по его поручению, сведения об уникальном идентификационном номере перевозки, если до фактического прибытия товаров и транспортных средств на там терр ТС перевозчиком, там представителем либо иным заинтересованным лицом в ТО была представлена предварительная информация.
При убытии товаров с там терр ТС в ЖДПП уполномоченное должностное лицо принимает от перевозчика документы, содержащие сведения, предусмотренные статьей 163 ТК ТС: транспортные (перевозочные) документы; передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, за исключением случаев, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.
52. Нормативно-правовое регулирование при международных морских и водных перевозках товаров. В соответствии с положениями таможенного законодательства товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с заявленным и разрешенным к применению таможенным режимом либо таможенной процедурой.
При ввозе моментом начала таможенного контроля является фактическое пересечение таможенной границы. Этому должно предшествовать уведомление о намерении ввоза на таможенную территорию товаров и транспортных средств. Таким образом, по прибытии отечественных или иностранных судов в территориальные воды страны они считаются находящимися под таможенным контролем. Соответственно, таможенный контроль начинается с момента пересечения судном и находящимися на нем лицами и товарами таможенной границы страны и заканчивается оформлением таможенных документов на выпуск товаров и транспортных средств.
При вывозе началом таможенного контроля считается принятие уведомления о намерении вывезти товары и транспортные средства, а его окончанием – вручение заявителю оформленных в таможенном отношении документов на выпуск товаров и транспортных средств за границу.
Таможни и таможенные посты организуют выполнение служебных задач в тесном взаимодействии с начальниками и капитанами портов и их службами, администрацией населенных пунктов, в которых расположены порты, с частями и подразделениями пограничной службы, с территориальными органами МВД, с органами медико-санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического контроля.
Таможенные, пограничные, фитосанитарные, ветеринарные и другие службы, дислоцирующиеся на границе, осуществляют свою деятельность в режиме работы международных речных портов.
Таможенному контролю подлежат все суда загранплавания, за исключением боевых судов речного флота и погранвойск.
Железнодорожный подвижной состав (вагоны) при въезде в порт и выезде из порта подлежит досмотру в соответствии со специальной инструкцией для защиты имущественных интересов порта.
Таможенные органы осуществляют таможенный контроль судов загранплавания и перевозимых на них товаров путем:
• проверки судовых документов;
• проверки документов, относящихся к перевозимым на судне товарам;
• досмотра жилых и нежилых помещений судна, товаров (грузов, багажа и ручной клади пассажиров);
• досмотра личных вещей, принадлежащих членам экипажей судна;
• досмотра судового имущества и припасов в целях предотвращения ввоза и вывоза запрещенных предметов, а также скрытого провоза товаров, валюты и валютных ценностей.
Досмотр вещей пассажиров и членов судовых команд производится в присутствии владельцев или их доверенных лиц непосредственно на судне либо, по усмотрению таможенного органа, - в специально оборудованных досмотровых залах пассажирского речного вокзала или в досмотровых комнатах на проходных порта.
Основной международной конвенцией, регулирующей перевозки грузов морем, является Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила), которая была принята 25 августа 1924 г.
Конвенция применяется к коносаментам или любым подобным документам и ко всем грузам, за исключением живых животных и груза, перевозимого на палубе судна. Морской перевозчик обязан перед рейсом проявить разумную заботливость, чтобы привести судно в мореходное состояние, укомплектовать экипажем, подготовить трюмы к приему груза.
- 1. Понятие таможенная территория, таможенная граница. Единая таможенная территория таможенного союза и таможенная граница.
- 2. Понятие «таможенный контроль».
- 3. Таможенное регулирование в Таможенном союзе.
- 4. Таможенные органы и их основные задачи. Структура таможенных органов.
- 5. Общие положения о таможенном контроле: принципы проведения таможенного контроля, объекты таможенного контроля. Статус товаров, находящихся под таможенным контролем.
- 6. Зоны таможенного контроля. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
- 7. Функции, обязанность, правомочия и ответственность таможенных органов при осуществлении таможенного контроля.
- 8. Участие специалиста при проведении таможенного контроля.
- 9. Проверка документов и сведений, устный опрос, получение объяснений, таможенное наблюдение: общая характеристика и порядок проведения.
- 10. Таможенный осмотр и таможенный досмотр: общая характеристика и порядок проведения.
- 11. Личный таможенный досмотр: общая характеристика и порядок проведения.
- 12. Таможенный осмотр помещений и территорий: общая характеристика и порядок проведения.
- 13. Система управления рисками: цели применения системы управления рисками; объекты анализа риска.
- 14. Основные положения Концепции применения системы управления рисками в таможенных органах России.
- 15. Порядок проведения камеральной и выездной таможенных проверок.
- 16. Виды таможенной экспертизы. Взятие проб и образцов товаров заинтересованными лицами. Порядок и срок проведения таможенной экспертизы. Заключение эксперта.
- 17. Основные положения о перемещении товаров. Места перемещения товаров через таможенную границу. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.
- Глава 23 "Прибытие товаров на таможенную территорию
- Представление документов при таможенном декларировании товаров
- Декларант: определение, права, обязанности и ответственность декларанта.
- Подача и регистрация таможенной декларации, изменение и дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации. Отзыв таможенной декларации.
- Предварительное таможенное декларирование товаров.
- Основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров, срок выпуска товаров.
- Выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
- Условно выпущенные товары и условия отказа в выпуске товаров.
- 32. Общий порядок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру.
- 33. Первоочередной порядок помещения отдельных категорий товаров под таможенную процедуру.
- 34. Общие положения о таможенных процедурах: виды таможенных процедур, выбор и изменение таможенных процедур, помещение и подтверждение соблюдения условий под таможенную процедуру.
- 35.Содержания и условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и под таможенную процедуру экспорта.
- 36. Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и под таможенную процедуру таможенного склада.
- 37. Содержание и условия помещения товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработка вне таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.
- 2. К операциям по переработке товаров не относятся:
- 38. Содержание и условия помещения товаров под таможенные процедуры временного вывоза и временного ввоза (допуска).
- 39. Содержание и условия помещения товаров под таможенные процедуры реэкспорта и реимпорта.
- 40. Содержание и условия помещения товаров под таможенные процедуры беспошлинной торговли, уничтожения, отказа в пользу государства.
- 41. Таможенный контроль международных почтовых отправлений.
- 42. Перемещение товаров дипломатическими представительствами иностранных государств, перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу.
- 43. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. (ст. 328-333)
- 44. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи. (ст. 334-339)
- 45. Таможенное декларирование товаров для личного пользования. Документы, используемые при таможенном оформлении и таможенном контроле физических лиц.
- 46. Применение системы двойного коридора при таможенном декларировании товаров для личного пользования.
- 47. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.
- Глава 50 "Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов"
- 48. Нормативно-правовое регулирование международных перевозок товаров автомобильным транспортом.
- 49. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых автомобильным транспортом, в том числе по процедуре мдп.
- 50. Нормативно-правовое регулирование международных перевозок товаров железнодорожным транспортом.
- 53. Общие правила таможенного контроля российских и иностранных торговых судов. Виды судовых документов, подлежащие таможенному оформлению и таможенному контролю.
- 54. Нормативно-правовое регулирование международных авиационных перевозок.
- 55. Общие правила таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушными судами, выполняющими международные полеты.
- 56. Таможенный представитель: условия включения в реестр таможенных представителей и основания для исключения из реестра. Права, обязанности и ответственность таможенного представителя.
- 57. Таможенный перевозчик: условия включения в реестр таможенных перевозчиков и основания для исключения из реестра. Права, обязанности и ответственность таможенного перевозчика
- 60. Уполномоченный экономический оператор: условия присвоения статуса уполномоченного экономического оператора, специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору.