1.2. Анализ новелл Таможенного Кодекса Таможенного союза
Первый взгляд на ТК ТС сразу выявляет новшества – впервые таможенной стоимости посвящена целая глава Таможенного кодекса (Глава № 8).
Общие положения о таможенной стоимости (п. 1 ст. 64 ТК ТС) ориентируют нас в правовом пространстве – таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, определяется в соответствии с международным соглашением государств-членов ТС, регулирующем вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Такое соглашение подписано странами ещё три года назад и применяется со вступления в силу Таможенного Кодекса ТС, – это Соглашение от 25.01.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза»3(далее - Соглашение).
Сразу можно сказать, что основы, базовые положения определения и контроля таможенной стоимости не претерпели каких-либо серьезных изменений.
Положения Соглашения корреспондируются с принципами Соглашения о применении ст. VII ГАТТ, а именно:
1) Установление исчерпывающего перечня методов определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой.
2) Закрепление в качестве первоосновы для таможенной стоимости товаров стоимости сделки.
Таким образом, таможенной стоимостью товара должна выступать стоимость, реально уплаченная за импортируемые товары, или, другими словами, цена товара, определенная внешнеторговым договором (сделки купли-продажи) с учетом дополнительных расходов (издержек), понесенных покупателем при подготовке и исполнении конкретной сделки купли-продажи.
3) Строгая последовательность использования методов определения таможенной стоимости.
Методы определения таможенной стоимости товаров применяются в строгой последовательности. Каждый последующий метод используется, если таможенная стоимость товаров не может быть рассчитана с использованием предыдущего метода. Методы определения таможенной стоимости товаров являются взаимозаменяемыми, то есть переход от одного метода к последующему имеет своей целью произвести объективный расчет экономически значимой величины (таможенной стоимости товаров) и не направлен на поиск метода для расчета заниженной или завышенной налогооблагаемой базы.
4) Объективность определения таможенной стоимости товаров.
В Соглашении о применении ст. VII ГАТТ в качестве общего правила указано, что таможенная стоимость товаров устанавливается на основании информации, доступной в стране импорта. Любая расчетная база требует создания определенного порядка исчисления таможенного налогообложения. Поэтому порядок установления таможенной стоимости, с одной стороны, должен быть общенациональным, увязанным с общей налоговой системой, порядком ведения бухгалтерского учета и другими отраслями национального законодательства, а с другой стороны, он должен соответствовать международным нормам.
Вместе с тем, существует перечень изменений, которые являются новыми.
Во-первых, Соглашение предусматривает включение в таможенную стоимость товаров расходов по их перевозке не до места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, а до места их прибытия на таможенную территорию Таможенного Союза. Указанное обстоятельство представляется положительным с точки зрения экономии затрат для участников ВЭД, так как территория Таможенного союза существенно шире территории России, соответственно, экономия может быть достаточно существенной.
Во-вторых, Соглашение устанавливает порядок производства дополнительных начислений в отношении товаров, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Подпункт «б» пункта 5 статьи 5 Соглашения предусматривает, что:
при осуществлении добавлений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате в отношении представленных покупателем и указанных в подпункте 2 "г" пункта 1 настоящей статьи Соглашения товаров и услуг (проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне единой таможенной территории таможенного союза, и необходимые для производства ввозимых товаров), которые были приобретены или арендованы покупателем, добавления производятся в части расходов на приобретение или аренду таких товаров и услуг, если покупателем представлены товары и услуги, находящиеся в общественном владении, то есть в государственной или муниципальной собственности, дополнительные начисления производятся в части стоимости (издержек) получения копии с них.
В-третьих, Соглашение также предполагает учёт помимо стоимости товаров и расходов, связанных с их доставкой продавцу.
При производстве дополнительных начислений в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Соглашения помимо стоимости непосредственно товаров (предметов), а именно, прямо или косвенно предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых (ввозимых) товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:
а) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и тому подобные предметы, из которых состоят ввозимые товары;
б) инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве ввозимых товаров;
в) материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;
г) проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне единой таможенной территории таможенного союза, и необходимые для производства ввозимых товаров учитываются все расходы, связанные с предоставлением (доставкой) их продавцу (включая их возврат, если таковой предусмотрен).
В-четвёртых, Соглашение вводит при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости идентичных и однородных товаров 90-дневное ограничение временного периода со дня ввоза оцениваемых товаров, в течение которого, информация об указанных товарах может быть использована для определения таможенной стоимости ввозимых товаров (пункт 1 статьи 6 и пункт 1 статьи 7 Соглашения).
В-пятых, положения Соглашения (пункт 1 статьи 2 и статья 11), затрагивающие вопросы по отсрочке принятия решения по таможенной стоимости товаров, а также по проведению консультаций между таможенным органом и декларантом по выбору стоимостной основы, также отчасти являются новыми. Однако случаи определения таможенной стоимости с использованием упомянутой процедуры, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
- Оглавление Введение
- 1. Правовые основы и анализ регулирования таможенной стоимости в таможенном законодательстве Таможенного союза
- 1.1. Правовые основы регулирования таможенной стоимости
- 1.2. Анализ новелл Таможенного Кодекса Таможенного союза
- 1.3. Регулирование таможенной стоимости международными соглашениями
- 2. Основные принципы и методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза
- 2.1.Основные принципы определения таможенной стоимости товаров
- 2.2. Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами
- 2.3. Метод по стоимости сделки с идентичными товарами
- 2.4. Метод по стоимости сделки с однородными товарами
- 2.5. Метод вычитания
- 2.6. Метод сложения
- 2.7.Резервный метод
- Заключение
- Список использованных источников