7.Развитие таможенно-тарифного регулирования в зарубежных государствах, основные тенденции.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Тарифная эскалация как характерная особенность современной тарифной политики ведущих стран мира. Общая характеристика таможенно-тарифного регулирования ВЭД развитых и развивающихся стран. В развитых странах мира используется глубоко дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа (аналог ТН ВЭД). В подавляющем большинстве государств в этих целях используется Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС).
Особенно высок во многих странах уровень таможенного обложения сельскохозяйственных продуктов. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО установило, что все нетарифные барьеры, действовавшие в сельскохозяйственной торговле в так называемый базовый период (1986-1988гг.), должны были быть преобразованы в эквивалентные тарифные ставки (так называемая тарификация). Полученные тарифные ставки были добавлены к действующим таможенным пошлинам. Характерная особенность современной тарифной политики – это так называемая «тарифная эскалация» — повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров. Средний уровень таможенного обложения в развитых странах и в части развивающихся государств заметно понизился в последние три десятилетия. Дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа позволяет, при сравнительно невысоком среднем уровне обложения, устанавливать высокие тарифные ставки (тарифные пики) на многие отдельные товары международной торговли.
8. Формирование таможенно-тарифного регулирования в России. Исторический аспект. В истории России, как, впрочем, и в истории других государств, таможенно - тарифное регулирование развивалось на фоне постоянной борьбы между протекционистским и фритредерским подходами к регулированию внешнеэкономической деятельности. Первый направлен на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Его основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары, в то время как второй предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлен на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
По мере становления национальных государств и возникновения колониальных политик у монархов возникла насущная необходимость организации собственных экономик, причем в, прежде всего, сохранения важнейших государственных атрибутов «без которых нельзя»: государственного строя, международного суверенитета и территориальной целостности. Поскольку главным инструментом внешней политики были армия и флот, способные защищать, прежде всего, экономические возможности – то ли частного капитала, как в Европе, то ли государственного, как в России – важнейшим инструментом государственного регулирования становилась государственная граница. Тот предел, за которым утверждение собственного приоритета чаще всего осуществлялось военной силой.
Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном тарифе 1891 года, предоставленном Министерством финансов. Этот тариф соединял, систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие изменения предшествующих лет и был нацелен на поддержание тех отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии. Так, пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины были снижены до минимальных, - и через два года Россия стала самым крупным импортером немецких косилок и паровых молотилок.
К 90-м годам относится радикальное изменение российской тарифной политики, выразившееся в принятии двойного конвекционного тарифа. До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию, облагались одинаковыми пошлинами, независимо от страны-производителя. В то же время таможенная борьба западноевропейских государств привела к системе двойного конвекционного тарифа: договаривающиеся стороны делали взаимные уступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они были заинтересованы. Такие договоры были заключены между Германией, Австро-Венгрией, Италией, Швейцарией и Бельгией и вступили в действие с февраля 1892 года. В среднем пошлины были повышены на 30% и с 20 июля 1893 года был установлен двойной таможенный тариф: общий для стран, благоприятствующих нам, и повышенный – для прочих. Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен с Францией.
Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита и прочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены на произведения договаривающейся стороны. На основании этого договора Франция понизила пошлины на керосин на 50%, открыв тем самым французский рынок для русских нефтепродуктов. Впоследствии такие же договора были заключены с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Данией, Португалией, Сербией, Японией, Тунисом. Но! Не с США, Англией и Турцией.
Первым русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее Председателем Совета Министров Российской империи. Именно он написал в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков.
Сама по себе история тарифа – это история государственного управления экономической системой во всей ее полноте: и в отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении транснациональных корпораций, первыми из которых были крупнейшие торговые компании – как, например, английская Ост-Индская. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства, в некоторой степени – даже до изощренности. Но вместе с тем его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов
В 1948–1994 образовалось генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) – международная экономическая организация, регулировавшая правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.
- 1.Понятие о таможенно-тарифном регулировании.
- 2.Сущность, цели, методы таможенно–тарифного регулирования вэд.
- 3.Теоретические и организационно–правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- 4. Торговая политика: основные методы и регулирование внешней торговли в тс
- 5. Тарифные и нетарифные инструменты современной внешнеторговой политики, их взаимосвязь и взаимодействие.
- 7.Развитие таможенно-тарифного регулирования в зарубежных государствах, основные тенденции.
- 9.Унификация торговых режимов государств – членов тс.
- 10.Роль и значение международных институтов в регулировании внешней торговли.
- 12. Правовая база Всемирной торговой организации.
- 13.История развития, функции и структура Всемирной таможенной организации.
- 14.Правовая база Всемирной таможенной организации.
- 15. Международные институты регулирования интеллектуальной собственности.
- 16. Направления переговорных конференций Всемирной торговой организации по таможенно-тарифным вопросам.
- 17. Основные положения Генерального соглашения по тарифам и торговле.
- 18. Основные положения Генерального Соглашения по торговле услугами
- 19.Основные положения Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности
- 23.Система нормативных документов, регулирующих таможенно-тарифную деятельность в Российской Федерации.
- 26. Таможенный Кодекс Таможенного союза - основные принципы действия его положений
- 27. Единый таможенный тариф Таможенного союза – основные принципы его применения.
- 29. Фз «о таможенном регулировании». Цели, сфера применения.
- 30. Фз «Об основах гос регулирования втд», цели и сфера применения.
- 31. Федеральный закон рф «о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Содержание закона и его практическое применение.
- 32. Федеральный закон рф «о валютном регулировании и валютном контроле». Содержание закона и его практическое применение.
- 33. Федеральный закон рф «Об экспортном контроле». Содержание закона и его практическое применение.
- 34.Правовая база по определению таможенной стоимости
- 35. Правовые основы уплаты таможенных пошлин.
- 36.Таможенная стоимость товара: методы определения.
- 38.Порядок установления и взимания таможенных пошлин.
- 39.Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин в тс.
- 40.Назначение и распределение экспортных пошлин в тс.
- 41.Тарифные льготы, квоты, преференции.
- 42.Регулирование косвенного налогообложения в тс.
- 44. Основные положения о нетарифном регулировании в тс, нормативно-правовая база, меры нетарифного регулирования
- 45.Процедура принятия решения о введении мер нетарифного регулирования.
- 47.Условия и порядок выдачи лицензий и разрешений.
- 48.Сертификация: основные положения, виды сертификатов.
- 49. Применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в тс.
- 50.Запреты ограничения при перемещении товаров через таможенную границу тс.