Таможенные посты
Таможенные посты, как правило, несамостоятельны, не являются юридическими лицами, действуют под непосредственным руководством таможни или РТУ. Отдельные таможенные посты могут быть признаны юридическими лицами по решению Правительства РФ по предложению ФТС. Кроме того, существуют и специализированные таможенные посты. Все таможенные посты осуществляют функции, присущие администрации данного рода:
♦ взимают таможенные платежи,
♦ осуществляют таможенный контроль,
♦ пресекают правонарушения в т/сфере.
Т.о., четырехзвенная система таможенных органов является оправданной и отвечающей поставленным перед ней задачам
ФТС -> РТУ -> таможни -> таможенные посты
Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет Правительство РФ по предложению ФТС. Его начальник назначается на должность и освобождается от нее приказом ФТС.
Пост обычно действует на железнодорожных станциях, в аэропортах, речных портах вдоль государственной границы. Таможенные посты могут быть созданы и на крупных промышленных предприятиях: Их деятельность распространяется на 1-2 района области, объекты транспортной инфраструктуры (речные порты, аэропорты, железнодорожные станции).
Каковы же основные задачи таможенного поста? Это прежде всего:
♦ участие в реализации мер, направленных на обеспечение единства тамож. территории России, экономической безопасности страны в части, относящейся к тамож. делу, в обеспечении в подведомственном регионе защиты экономических интересов РФ; |
♦ применение в пределах своей компетенции в подведомственном регионе средств тамож. регулирования экономической деятельности; |
♦ соблюдение законодательства, правовых актов Президента РФ и Правительства РФ о тамож. деле и др. законодательных и иных правовых актов, контроль исполнения которых возложен на тамож. органы, а также нормативных и иных правовых актов ГТК; |
♦ осуществление тамож. оформления и контроля; |
♦ применение в пределах своей компетенции тамож.-тарифного и налогового механизма взимания налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через тамож. границу РФ; |
♦ борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере тамож. дела, НТП. |
По предложению ФТС Правительством могут быть созданы специализированные таможенные посты, деятельность которых имеет специфические особенности (в рамках утвержденной численности Службы). К таковым относится, напр., акцизный таможенный пост, главным направлением деятельности которого является обеспечение выполнения правил ввоза и реализации на российской территории подакцизных товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Помимо указанных в таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
В частности, Центральное экспертно-криминалистическое тамож. управление (ЦЭКТУ), радиоэлектронной безопасности объектов тамож. инфраструктуры (РЭБОТИ), РТУ организации специальных операций (РТУ ОСО), Региональное оперативно-поисковое управление (РОПУ), Специализированное государственное учреждение «Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России» (ГНИВЦ), Российская тамож. академия (РТА) с филиалами в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Центральная базовая таможня (ЦБТ), Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ), Внуковская таможня, Домодедовская таможня,Шереметьевская таможня, Центральная таможня (Кинологический центр ФТС РФ). |
Отличительной особенностью и ценностью сложившейся единой системы таможенных органов является то, что она распределяет общие полномочия и функции между таможенными органами сверху донизу, позволяет упорядочить построение и функционирование каждого таможенного органа, организовать эффективное управление системой в целом и отдельными ее подсистемами на всех уровнях. Благодаря этому есть все основания утверждать, что в России создана и действует современная многофункциональная таможенная служба, влияющая на регулирование рыночной экономики и в пределах своей компетенции способствующая сближению новой экономической системы России с мировой системой хозяйствования.
III.
Физические лица как субъекты таможенного права. Построение демократического общества невозможно без предоставления физическим лицам прав, установленных в международно-правовых нормах. Одним из них является право беспрепятственного выезда за границу и въезда в страну, гражданином которой человек является5. Часть 2 ст. 13 Всеобщей Декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Физические лица, перемещающие товары через таможенную границу - это граждане РФ (теперь граждане ТС), иностранные граждане и лица без гражданства. |
Они могут переезжать в другое государство на постоянное место жительства, путешествовать, следовать за границу в рамках учебы или работы. Индивидуальные субъекты становятся участником таможенных правоотношений лишь в случае пересечения государственной границы ТС и перемещения в настоящем или будущем через таможенную границу товаров и транспортных средств. Это обстоятельство является решающим в вопросе наделения лица специальной правосубъектностью.6
Прежде всего, физическое лицо как субъект таможенного права должно
обладать правоспособностью и
быть дееспособным
(вопросы правоспособности и дееспособности граждан урегулированы Гражданским кодексом РФ).
ГК РФ закрепил равную для всех граждан правоспособность.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Они имеют в таможенной сфере те же права, что и российские граждане. Они несут ответственность за НТП на общих основаниях с российскими гражданами.
Гражданство РФ определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей7. Проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства России. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства, а также выслан за пределы России или выдан иностранному государству. Лицо наряду с гражданством России может иметь гражданство другого государства (двойное гражданство), при этом статус его как гражданина России не сужается. |
Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они на территории РФ постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, специально оговоренных в законодательстве или международном договоре. |
Все физические лица на равных основаниях имеют право
на ввоз в Россию и
вывоз из нее товаров и транспортных средств.
При этом груз может перемещаться через таможенную границу как
♦ для личного потребления,
♦ для коммерческих и
♦ иных производственных целей.
Таможенные правила многих стран устанавливают упрощенный порядок таможенного оформления для лиц, въезжающих в страну, при условии, что они не имеют большого количества товара. Если физическое лицо перемещает товары не для производственной, предпринимательской или иной коммерческой деятельности, действует льготный порядок исполнения таможенных процедур. Такой порядок характеризуется полным или частичным освобождением от уплаты таможенных платежей, неприменением к товарам мер нетарифного регулирования (напр., сертификации), упрощенным таможенным оформлением.
На отдельные категории товаров могут быть установлены количественные ограничения по провозу (напр., лицо может перемещать через границу не более 2 литров алкогольных напитков и 200 штук сигарет8).
В случае перемещения физическим лицом товаров, предназначенных для коммерческой деятельности упрощенный порядок таможенного оформления заменяется наобщий, согласно действующему таможенному законодательству.
В качестве субъектов таможенного права могут выступать лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
БЕЖЕНЦЕМ признается лицо (не гражданин РФ), которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений. В качестве беженца выступает также лицо без гражданства, которое, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие аналогичных опасений9. |
ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие насилия или преследования в иных формах, совершенного в отношении него или членов его семьи. Такой статус могут получить также лица, если для них существует реальная опасность подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка10. Решение о придании таким лицам соответствующего статуса принимается территориальным органом миграционной службы. |
Беженцы и вынужденные переселенцы, равно как и лица, переселяющиеся в Россию на постоянное место жительства из иностранных государств, могут ввозить товары, бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию РФ, без ограничения общей стоимости и независимо от веса товара.
Все физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз на ТС и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Товар при этом может быть перемещен как для личного пользования, так и для коммерческих целей и иных производственных целей.
Если физическое лицо перемещает товары не для производственной, предпринимательской или иной коммерческой деятельности, оно исполняет таможенные процедуры в льготном порядке, который подразумевает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, неприменение к товарам мер нетарифного регулирования внешней торговли, упрощенное таможенное оформление. Данные положения закреплены в ТК ТС (глава 49 ТК ТС).
Физические лица перемещают товары, не предназначенные для производственной и коммерческой деятельности, и валюту в пределах стоимостных и количественных ограничений через внутренние таможенные границы государств-участников ТС в упрощенной форме (без письменного декларирования).
Законодательство ТС предусматривает случаи освобождения от таможенных платежей. Так, освобождаются от уплаты таможенных платежейпри перемещении товаров (за исключением транспортных средств), через границу ТС физические лица - беженцы, вынужденные переселенцы либо переселяющиеся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств-членов ТС. Подобные условия перемещения через таможенную границу ТС имеют товары для личного пользования, полученные физическим лицом государства-члена ТС в наследство за пределами таможенной территории ТС (признанные наследуемым имуществом), и т.д.11
Необходимо отметить, что ТК ТС закрепляет положения о временном ввозе и вывозе товаров и транспортных средств через границу ТС. Так, физические лица государств - членов ТС вправе временно вывозить с таможенной территории ТС товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (ч. 1 ст. 359 ТК ТС). Иностранные физические лица также полностью освобождаются от уплаты таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, временно ввозимых ими на территорию ТС и предназначенных исключительно для личного пользования (ст. 358 ТК ТС).
За нарушение таможенного законодательства лица - граждане государств-членов ТС несут ответственность, если к моменту правонарушения они достигли 16-летнего возраста. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами государств-членов ТС (за исключением лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом).
Физические лица - индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами РФ, в области таможенного права приравниваются к юридическим лицам.
- Тема 4. Субъекты таможенного права
- 1. Субъекты таможенного права: понятие и виды
- 2. Таможенные органы Российской Федерации: их место в системе государственных органов, структура, функции и полномочия.
- 3. Физические лица и юридические лица как субъекты таможенного права
- Структура таможенного союза
- Основные виды деятельности таможенных органов
- Структура таможенных органов Российской Федерации и организаций фтс
- Штатная численность кадрового состава таможенных органов
- Основные признаки присущи таможенным органам
- Принципы деятельности таможенных органов
- Основные задачи таможенных органов
- Основные функции (обязанности) таможенных органов россии
- Финансовая деятельность таможенных органов рф
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Особенности правоохранительной деятельности таможенных органов
- Основные направления правоохранительной деятельности таможенных органов
- Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
- Контроль и надзор за деятельностью таможенных органов
- Основные функции фтс россии
- Правовой статус рту, таможен и таможенных постов
- Задачи управления рту
- Региональные управления вправе
- Функции таможни
- Таможенные посты
- Юридические лица - субъекты таможенного права
- Дипломатические миссии и консульские представительства иностранных государств
- Таможенный представитель (ранее - таможенный брокер)
- Таможенный перевозчик
- Владелец свх
- Владелец таможенного склада
- Владелец магазина беспошлинной торговли
- Уполномоченный экономический оператор14