8.3.2. Определение корректирующих поправок и расчёт рыночной стоимости объекта оценки
Согласно анализу рынка, показателем цены является неразукомплектовнное автотранспортное средство. Таким образом, для дальнейших расчётов единицей сравнения и базой для внесения корректировок является цена неразукомплектованного автотранспортного средства (цена предложения объекта-аналога). В качестве основных элементов сравнения выбраны:
факт сделки (возможность уторгования);
дата предложения (приведение к моменту оценки);
возраст автотранспортного средства;
техническое состояние (физический износ).
В расчёт стоимости объекта оценки сравнительным подходом не принимались элементы (факторы) сравнения, которые, по мнению Оценщика, не являются существенными, либо информация о которых не предоставлена Заказчиком или отсутствует возможность количественного расчёта корректировки. Информация по отобранным для оценки объекта аналогам позволяет предположить, что корректировки на права, мощность двигателя и пробег вносить нет необходимости.
Расчёт рыночной стоимости автомобиля марки ГАЗ 330210 приведён в таблице 3. Для расчётов было отобрано 5 аналогов, наиболее похожих на оцениваемый объект по основным характеристикам. В расчёты внесены следующие корректировки.
Корректировка на снижение цены в процессе торга (уторгование) отражает процент снижения объявленной цены (цены предложения) в процессе переговоров между продавцом и покупателем и определяется на основании рыночных условий. По сведениям российских компаний, имеющих опыт реализации подержанных автотранспортных средств на рынке, скидка цены предложения в процессе торга в среднем на дату оценки составляет 15% 15 для всех объектов – аналогов.
Корректировка на дату предложения (приведение к моменту оценки). Корректировка на дату представления объекта-аналога на открытый рынок вносится в объекты-аналоги, т.к. предложения по всем отобранным аналогам действуют с декабря 2013 года до даты оценки. Величина корректировки рассчитывается по формуле19:
(1)
где n –период от момента продажи до даты оценки, месяц.
Предложения по продаже аналогов №№ 1-4 представлены в январе 2014 года, являющиеся наиболее актуальными датами, приближенными к дате оценки. Следовательно, корректировка на дату продажи представлены в виде коэффициента и составляет 1,00 (или 0%).
Аналог №5 представлен к продаже в декабре 2013 года, т.е. 1 месяца до даты оценки. Данный срок не является критичным для того, чтобы не брать в расчеты рыночной стоимости оцениваемого автомобиля. Корректировка составила 1,01 (или 1% со знаком плюс).
Корректировка на пробег автомобиля. Пробег автомобиля является одним из основных показателей интенсивности эксплуатации автомобиля в период срока службы. Для анализа рыночной стоимости были исследованы цены предложения на аналогичные автомобили с разным показателем пробега. Когда количество близких аналогов является недостаточным, но есть определенный объем информации о ценах однотипных объектов, применяется метод статистического моделирования цены. По данным о ценах и параметрах однотипных объектов с использованием прикладных компьютерных программ разрабатывается модель расчета стоимости объектов. Регрессионный анализ представляет собой процесс подбора математического выражения для функции нескольких независимых факторов. В качестве математических выражений используют линейные и степенные многочлены. Основной задачей регрессионного анализа является поиск коэффициентов функции (параметров модели), которые определяют значимость (вес) фактора при расчете значения переменной. В целях оценки может применяться либо многофакторный, либо однофакторный регрессионный анализ.
Для оцениваемого автомобиля использовался однофакторный регрессионный анализ, при котором рассматривается зависимость переменной (стоимости) от независимой переменной (пробега). При этом нужно учитывать, что полученные данные достаточно условны, так как состояние объектов зависит не только от величины пробега но и от условий эксплуатации и прочих факторов, информация же о вышеперечисленных факторах на вторичном рынке часто отсутствует.
Таким образом, корректировка на величину пробега, определялась исходя из отклонения цены объекта-аналога от выбранной регрессионной модели по формуле:
Стоимость = 157 180 пробег -0,19
Величина корректировки на пробег для каждого из объектов-аналогов указана в таблице 3.
Общая чистая коррекция — величина, на которую изменена стоимость объекта-аналога после проведенных корректировок.
Общая валовая коррекция — сумма всех проведенных корректировок в денежном и процентном выражении.
Учитывая, что максимальное влияние на стоимость за единицу сравнения должна оказывать стоимость аналога с минимальным размером общей валовой корректировки, рассчитаем средневзвешенный весовой коэффициент стоимости единицы сравнения.
Согласование результатов, полученных по каждому из аналогов, с учетом коэффициентов значимости производится по формуле:
1
Сес = ∑ (CCан × ВКан)
n
где: Сес— стоимость единицы сравнения;
ССан— скорректированная стоимость единицы сравнения аналога;
ВКан— весовой коэффициент аналога.
Рассчитанная средневзвешенная величина стоимости единицы сравнения позволяет сделать выводы о стоимости оцениваемого объекта в целом.
Таблица 3
№ п/п | Объект оценки | Аналог №1 | Аналог №2 | Аналог №3 | Аналог №4 | Аналог №5 |
Наименование | Автофургон ГАЗ 330210 | Автофургон ГАЗ 330210 | Автофургон ГАЗ 330210 | Автофургон ГАЗ 3302 | Автофургон ГАЗ 330210 | Автофургон ГАЗ 330210 |
Пробег, тыс. км. | 120,35 | 110 | 55 | 74 | 182 | 36 |
Тип двигателя | Бензиновый | Бензиновый | Бензиновый | Бензиновый | Бензиновый | Бензиновый |
КПП | Механическая | Механическая | Механическая | Механическая | Механическая | Механическая |
Комплектация | Стандартная | Стандартная | Стандартная | Стандартная | Стандартная | Стандартная |
Год выпуска | 2002 | 2001 | 2000 | 2002 | 2001 | 2002 |
Цена предложения, руб. |
| 70 000 | 85 000 | 80 000 | 71 000 | 95 000 |
Источник информации |
| http://trucks.auto.ru/ light_trucks/ used/sale/3881089-7e7f43.html | http://trucks.auto.ru/ light_trucks/ used/sale/3803869-1a0670.html | http://trucks.auto.ru/ light_trucks/ used/sale/3853946-50ad19.html | http://trucks.auto.ru/ light_trucks/ used/sale/3851244-8cfea.html | http://autochel.ru/car/ commercial/ trucks/details/1200612.php |
Состояние рынка | 03.02.2014 | 31.01.2014 | 21.01.2014 | 17.01.2014 | 30.01.2014 | 14.12.2013 |
Состояние | рабочее | рабочее | рабочее | рабочее | рабочее | рабочее |
Предложение/сделка |
| предложение | предложение | предложение | предложение | предложение |
Корректировка на цену предложения, % |
| -15% | -15% | -15% | -15% | -15% |
Скорректированная стоимость, руб. |
| 59 500,0 | 72 250,0 | 68 000,0 | 60 350,0 | 80 750,0 |
Условия финансирования |
| рыночные | рыночные | рыночные | рыночные | рыночные |
Корректировка, % |
| 0% | 0% | 0% | 0% | 0% |
Скорректированная стоимость, руб. |
| 59 500,0 | 72 250,0 | 68 000,0 | 60 350,0 | 80 750,0 |
Условия продажи |
| рыночные | рыночные | рыночные | рыночные | рыночные |
Корректировка, % |
| 0% | 0% | 0% | 0% | 0% |
Скорректированная стоимость, руб. |
| 59 500,0 | 72 250,0 | 68 000,0 | 60 350,0 | 80 750,0 |
Состояние рынка |
| 31.01.2014 | 21.01.2014 | 17.01.2014 | 30.01.2014 | 14.12.2013 |
Длительность прошедшего периода, месяцев |
| 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 1,00 |
Корректировка, % |
| 0% | 0% | 0% | 0% | 1% |
Скорректированная стоимость, руб. |
| 59 500,0 | 72 250,0 | 68 000,0 | 60 350,0 | 81 557,5 |
Пробег, тыс. км. | 120,35 | 110,00 | 55,00 | 74,00 | 182,00 | 36,00 |
коэффициент мат. модели | 157 180 | 157 180 | 157 180 | 157 180 | 157 180 | 157 180 |
показатель степени мат. модели | -0,19 | -0,19 | -0,19 | -0,19 | -0,19 | -0,19 |
расчетное значение по модели | 63 258 | 64 348 | 73 405 | 69 381 | 58 477 | 79 561 |
разница между фактическим значением и расчетным |
| 4 847,65 | 1 155,46 | 1 381,43 | -1 873,18 | -1 996,58 |
разница в %% от расчетного значения |
| 7,5% | 1,6% | 2,0% | -3,2% | -2,5% |
корректировка |
| 7,5% | 1,6% | 2,0% | -3,2% | -2,5% |
Скорректированная стоимость, руб. |
| 68 023,1 | 64 253,3 | 64 517,1 | 61 231,2 | 61 670,1 |
Первоначальная цена, тыс. руб./кв. м |
| 70 000,0 | 85 000,0 | 80 000,0 | 71 000,0 | 95 000,0 |
Общая чистая коррекция |
| -1 976,9 | -20 746,7 | -15 482,9 | -9 768,8 | -33 329,9 |
в %% от начальной цены |
| -2,82% | -24,41% | -19,35% | -13,76% | -35,08% |
Общая валовая коррекция |
| 19 023,1 | 20 746,7 | 15 482,9 | 11 531,2 | 34 944,9 |
в %% от начальной цены |
| 27,18% | 24,41% | 19,35% | 16,24% | 36,78% |
Количество корректировок |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Весовой коэффициент |
| 2 | 3 | 4 | 5 | 1 |
Итого сравнительным подходом стоимость автомобиля ГАЗ-330210, руб. | 63 647 | 9 070 | 12 851 | 17 205 | 20 410 | 4 111 |
Рыночная стоимость ¼ доли в праве общей собственности на автомобиль ГАЗ-330210, руб. | 15 912 |
|
|
|
|
|
Рыночная стоимость объекта оценки - доли в праве общей долевой собственности (1/4 доля) автомобиля ГАЗ-330210, 2002 г.в., (гос. № Е 118 ХТ 55, VIN ХТН 33021858302, кузов 0162658, двиг. 421500-20705522, грузовой) на 03.02.2014 г. равна округленно:
- 15 912 (Пятнадцать тысяч девятьсот двенадцать) рублей
- Основные факты и выводы
- 1.1. Общая информация, идентифицирующая объект оценки
- 1.2.Результаты оценки, полученные в рамках различных подходов
- 2. Задание на оценку
- 3. Сведения о Заказчике оценки и об Оценщике
- 3.1. Сведения о Заказчике
- 3.2. Сведения об Оценщике
- 4. Допущения и ограничительные условия, использованные Оценщиком при проведении оценки
- 4.1. Особые допущения и ограничительные условия
- 5. Применяемые стандарты оценочной деятельности
- 5.1.Федеральные стандарты оценки, обязательные к применению на территории рф
- 5.2. Основные термины, определения, принципы оценки, используемые в отчете об оценке
- 5.2.1. Установленные федеральными стандартами оценки
- 5.2.2. Принятые в рамках проведения настоящей оценки
- 6. Описание объекта оценки
- 6.1. Общие положения по объекту оценки
- 6.2. Информация о текущем использовании объекта оценки
- 6.3. Другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость
- 6.3.1. Анализ наиболее эффективного использования
- Анализ рынка
- 7.1. Анализ рынка легковых автомобилей в России
- Описание процесса оценки
- 8.1. Определение понятия рыночной стоимости
- Общие понятия оценки
- Раздел III. «Подходы к оценке» Федеральных Стандартов Оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (фсо №1)» определяет три подхода, из которых:
- 8.3. Расчёт рыночной стоимости движимого имущества (автотранспортного средства) в рамках сравнительного подхода
- 8.3.1. Общие положения
- 8.3.2. Определение корректирующих поправок и расчёт рыночной стоимости объекта оценки
- 15 912 (Пятнадцать тысяч девятьсот двенадцать) рублей
- 9. Согласование результатов оценки
- 15 912 (Пятнадцать тысяч девятьсот двенадцать) рублей
- 10. Перечень источников информации, используемых в отчете
- 10.1. Перечень документов и прочей информации, определяющих качественные и количественные характеристики объекта оценки
- 10.2. Список правовых актов и методических материалов
- Приложение №1
- Приложение №2
- Приложение №3
- Приложение №4
- Приложение №5
- Приложение №6
- Приложение №7