7.1. Анализ рынка легковых автомобилей в России
Объектом оценки является автомобиль ГАЗ 330210 с государственным номером Е 118 ХТ 55 2002 года выпуска, который эксплуатировался на территории Омской области.
Анализ рынка проводился по всей России и в Сибирском регионе в частности, так как купля-продажа подержанных легковых автомобилей осуществляется для транспортных целей и не ограничивается только региональным рынком.
Уровень цен на автотранспортные средства обычно складывается под влиянием основных и дополнительных факторов, приведённых далее по степени влияния на стоимость транспортных средств. К основным ценообразующим факторам относятся:
марка транспортного средства;
модель транспортного средства;
комплектация.
К дополнительным ценообразующим факторам относятся:
общее техническое состояние;
физический износ транспортного средства (учитывающий пробег и возраст транспортного средства);
фактор морального износа.
Анализ рынка подержанных легковых автомобилей по России и в Сибирском регионе в частности на дату оценки в разрезе ценообразующих факторов позволил сделать следующие выводы4.
Марка транспортного средства оказывает наиболее существенное влияние на стоимость, это обусловлено соотношением спроса и предложения, ценообразованием завода изготовителя, а также престижностью марки и надёжностью эксплуатации транспортного средства. Соответственно, чем популярнее марка и надёжнее эксплуатация ТС, тем выше её стоимость по сравнению с менее престижными марками. Стоимость транспортного средства непосредственно зависит от модели ТС, так как модели одной марки имеют большую стоимость в зависимости от типа и класса транспортного средства, предлагаемого производителем.
Комплектация автомобиля также влияет на его стоимость. Анализ предложений по продаже новых автомобилей у официальных дилеров одной марки и модели, но разной комплектации показал, что модели, имеющие более полную или дополнительную комплектацию, имеют большую стоимость, в зависимости от стоимости дополнительного оборудования, установленного на транспортном средстве. Оценщиком был проведён анализ дополнительных ценообразующих факторов применительно к рынку подержанных автомобилей ГАЗ 330210 2002 года выпуска5.
Общее техническое состояние также оказывает существенное влияние на стоимость транспортного средства, чем лучше общее техническое состояние, тем выше его стоимость. Влияние физического износа технического средства на его стоимость обусловлено в основном двумя факторами: пробегом и возрастом автомобиля. Зависимость цены технического средства от его физического износа значительна,6 чем больше износ, тем ниже стоимость. Влияние пробега и возраста технического средства на физический износ и соответственно на его стоимость определяется согласно расчётом, проведённым согласно специальным нормативным методикам7.
Фактор морального износа учитывает следующее: снятие транспортного средства с производства, прекращение выпуска запасных частей к транспортному средству, попадание транспортного средства в ДТП и условия эксплуатации, количество владельцев.
Импорт легковых автомобилей в Россию в январе-ноябре 2013 года снизился на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - до 827,4 тысячи единиц, в денежном выражении импорт составил 15,76 миллиарда долларов, следует из материалов Федеральной таможенной службы (ФТС).
Экспорт легковых автомобилей из РФ за январь-ноябрь вырос на 20% - до 124,5 тысячи единиц на 1,331 миллиарда долларов.8
АЕБ ожидает в 2014 году сохранения объемов продаж автомобилей на уровне 2013 года. В 2014 году продажи пассажирских и легковых автомобилей в России будут находиться на уровне от 2,64 млн. до 2,85 млн. Об этом сообщил Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, на пресс-конференции в Москве9.
Продажи новых автомобилей в России падают все быстрее — в мае 2013 г. они снизились на рекордные 12%. Падение затрагивает почти все популярные марки, причем по некоторым оно превышает 30%. Из-за резкого замедления спроса многие дилеры до сих пор не могут распродать стоки 2012 года, а автоконцерны жду мер господдержки. На этом фоне эксперты уже прогнозируют общее падение рынка как минимум на 5% по итогам года.
Лидером рынка, как обычно, стал АвтоВАЗ, но его продажи упали на 18%, до 38 тыс. машин. Доля завода на рынке упала до 16,6%, сократившись на 1,1%. Среди иномарок больше всего машин удалось продать Renault (18,5 тыс.), но продажи автоконцерна остались на уровне прошлого года. При этом Nissan сократил продажи на 12%, до 10,5 тыс. машин.
Рисунок 1 – Популярные модели легковых автомобилей в России на 1 января 2014 года.10
По данным интернет сайтов выпуск моделей автомобилей ГАЗ 330210 не прекращён, но новые модели по своим техническим характеристикам отличаются от объекта оценки.
Динамика изменения цен и количество предложений о продаже ГАЗ 330210 по годам в России представлена рисунке 2 данного отчета11. Рисунок №2 показывает, как менялась средняя цена в разных городах России за последние месяцы 2013 года.
Рисунок 2 – Динамика изменения цен на ГАЗ 330210 по России.11
- 15 912 (Пятнадцать тысяч девятьсот двенадцать) рублей
- Основные факты и выводы
- 1.1. Общая информация, идентифицирующая объект оценки
- 1.2.Результаты оценки, полученные в рамках различных подходов
- 2. Задание на оценку
- 3. Сведения о Заказчике оценки и об Оценщике
- 3.1. Сведения о Заказчике
- 3.2. Сведения об Оценщике
- 4. Допущения и ограничительные условия, использованные Оценщиком при проведении оценки
- 4.1. Особые допущения и ограничительные условия
- 5. Применяемые стандарты оценочной деятельности
- 5.1.Федеральные стандарты оценки, обязательные к применению на территории рф
- 5.2. Основные термины, определения, принципы оценки, используемые в отчете об оценке
- 5.2.1. Установленные федеральными стандартами оценки
- 5.2.2. Принятые в рамках проведения настоящей оценки
- 6. Описание объекта оценки
- 6.1. Общие положения по объекту оценки
- 6.2. Информация о текущем использовании объекта оценки
- 6.3. Другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость
- 6.3.1. Анализ наиболее эффективного использования
- Анализ рынка
- 7.1. Анализ рынка легковых автомобилей в России
- Описание процесса оценки
- 8.1. Определение понятия рыночной стоимости
- Общие понятия оценки
- Раздел III. «Подходы к оценке» Федеральных Стандартов Оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (фсо №1)» определяет три подхода, из которых:
- 8.3. Расчёт рыночной стоимости движимого имущества (автотранспортного средства) в рамках сравнительного подхода
- 8.3.1. Общие положения
- 8.3.2. Определение корректирующих поправок и расчёт рыночной стоимости объекта оценки
- 15 912 (Пятнадцать тысяч девятьсот двенадцать) рублей
- 9. Согласование результатов оценки
- 15 912 (Пятнадцать тысяч девятьсот двенадцать) рублей
- 10. Перечень источников информации, используемых в отчете
- 10.1. Перечень документов и прочей информации, определяющих качественные и количественные характеристики объекта оценки
- 10.2. Список правовых актов и методических материалов
- Приложение №1
- Приложение №2
- Приложение №3
- Приложение №4
- Приложение №5
- Приложение №6
- Приложение №7