1.1 Эволюция управленческой деятельности в таможенном деле
Развитие управленческой мысли в виде теории научного управления
Развитие управленческой мысли в виде теории научного управления послужило толчком в решении назревших проблем в таможенном деле. К этому времени стало понятно, что в такой области, как таможенное дело, где весьма высок удельный вес организационно-управленческих проблем, постоянно требуются изучение и систематизация вопросов управления как самостоятельной сферы научного знания и практической специализации.
Еще древние греческие философы Платон, Аристотель и другие познавали мир посредством процессов умозаключения и создавали базу научного мышления. Именно на основе синтеза логики и интуиции возможны научные исследования развития управления человеческой деятельности. Если логика в управленческих решениях основана на формализованных символах и математическом логическом доказательстве, то интуиция основывается на образности и показательстве. Доказательство — это рационалистический прием расклада структуры по плоским матрицам, соответствующим номенклатуре предметного мира (например, ТН ВЭД), а показательство позволяет охватить объемную образную сущность, т.е. саму "душу" предмета или явления. Интуиция на основе этой информации имеет возможность оперативнее, глубже понять суть процесса или предмета.
Научное управление не случайно стало развиваться через такие направления, как школы человеческих отношений и поведенческих наук, школы системного и ситуационного подходов, школы синергетики и других синтезирующих наук. Галопирующий рост промышленного производства и объема различных видов товаров, увеличивающийся набор их информационных характеристик привел к появлению наличия неопределенности и риска в работе таможенных работников при определении идентичности товара, его стоимости и места происхождения, обнаружения скрытых нарушений таможенных правил и контрабанды. Все это создало условия для применения в больших масштабах регулирования, основанного на интуиции человека. Интеграции государств в области международной торговли и таможенного дела. Логико-интуитивное мышление человечества XX в. подсказало, что только на пути интеграции всех государств в области международной торговли и таможенного дела можно решать сложнейшие мировые задачи. В начале века появилась Лига Наций, в 20-е годы возник вопрос о создании Международных торговой и таможенной организаций, которые стали бы главными регуляторами товарообменных процессов с точки зрения их гармоничного развития, унификации правил и процедур. С 1920 по 1939 гг. была создана Таможенная номенклатура лиги наций. Однако обстановка в предвоенный период и вторая мировая война помешали этому интеграционному процессу. После второй мировой войны создается Организация Объединенных Наций (ООН), а в 1947г. в Женеве было заключено многостороннее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Соглашение о принципах таможенных тарифов по торговой политике стран-участниц устанавливало всего лишь временный режим, который должен был принять окончательную форму в рамках Хартии международной торговли. Но поскольку создание Всемирной торговой организации затянулось более чем на три десятка лет, то ГАТТ приобрело в глазах стран-участниц особое значение как своего рода кодекс международной торговли. В 1950 г. в Брюсселе рядом государств была подписана международная конвенция, в результате чего была создана Брюссельская таможенная номенклатура (БТН). Последняя была переработана в 1955г. и состояла из 1096 товарных позиций, каждая из которых обозначалась четырехзначным числом с приложением инструкций, которые должны обеспечить единообразное толкование числовых кодов.
В 1954 г. появляется таможенный союз сначала четырех, а затем более 20 стран Западной Европы, зарождается новое интеграционное образование — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), преобразовавшееся в 90-х гг. в Европейский Союз. Создается новая надгосударственная система и новая межгосударственная таможенная подсистема. Из обычаев, традиций и правил уже перед войной, в 1936 г., создаются международные перечни торговых терминов, которые в 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 годах изменяются, дополняются и становятся известны сегодня как "Инкотермс-90". С января 1988г. вступает в силу Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Приложением к этому документу является Номенклатура Гармонизированной системы (НГС), составляющая его неотъемлемую часть. На базе НГС сначала СССР, а затем Россия и страны СНГ построили товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД СНГ). В период с 1991 по 1997 гг. создается Государственный Таможенный Комитет РФ, утверждаются Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе" (1993г.), в 1995г. принимается Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в РФ" и наконец в 1997г. — Федеральный закон "О таможенной службе России". В этот же период Россия становится страной наблюдателем во Всемирной торговой организации (ВТО/ГАТТ) и членом Всемирной таможенной организации (ВТО/СТС). За всем этим просматривается огромная работа по созданию новых механизмов управления во внешнеторговой деятельности и в таможенном деле; гармоничному вхождению страны в мировое экономическое сообщество; подготовке таможенных кадров, отвечающих современным требованиям, и т.д. В 1994г. создается Российская таможенная академия, являющаяся источником появления таможенной науки как творческого мышления. Реализация мирового таможенно-законодательного опыта осуществляется в трех направлениях.
Первое направление связано с таможенно-правовым сотрудничеством России со странами СНГ и ближнего зарубежья. Примером такого подхода является подписание 13 марта 1992г. большинством стран СНГ Соглашения о принципах таможенной политики и о постепенном формировании таможенного союза этих государств. Подписание 15 апреля 1994г. государствами-участниками СНГ Соглашения о создании зоны свободной торговли и создание Таможенного союза четырех стран (России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана) говорит о конкретных практических результатах данного направления. Второе направление — это участие России в международных торгово-таможенных организациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация (ВТО/СТС) и т. д. С января 1992 г. Россия является и наблюдателем во Всемирной торговой организации, членом ВТО/СТС, принимая участие в разработке проектов международных таможенных конвенций и рекомендательных документов по таможенно-правовым вопросам. И, наконец, третье направление связано со сближением таможенного дела Российской Федерации с общепринятыми нормами и практикой. Если раньше режим и процедура пропуска товаров определялись исходя из того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главный критерий — объект такой сделки, то есть конкретный товар. Поэтому не случайно с каждым днем повышается важность и роль Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭДСНГ).
Таким образом, организационно-управленческие основы управления в таможенном деле представляют собой сложный развивающийся механизм, осмысление деятельности которого требует применения системно-целостного подхода. Именно системность дает "целостность видения" и возможность понять основные взаимосвязи между отдельными элементами таможенного дела. Взаимосвязи этапов развития внешней торговли, эволюции управленческой мысли и таможенного дела
В таблице 1 даны взаимосвязи этапов развития внешней торговли, эволюции управленческой мысли и таможенного дела.
Таблица 1 Эволюция управленческой деятельности в таможенном деле
Этапы | Формы развития | Таможенное дело | |||
развития управленческой мысли | внешней торговли | психология | организация | право | экономика |
1. Этап эпохи практицизма 10000г. до н.э. – 3000г. до н.э. | - Немая пограничная торговля - Натуральный обмен - Появление символических денег (пища, скот, меха и т.д.) | - Психология прошлого опыта, основанная на инстинктивном регулировании поведения и религиозном фетишизме | - Ритуалы, обряды - Знаки, символы - Печать, клеймо - Появление профессий жрецов и сборщиков налогов | - Табу-запрет - Устное право - Письмо, число - Зарождение законодательных актов | - Регистрация фактов - Учет - Сборы налогов |
2. Этап классичес кой эпохи 3000г. до н.э. – 500г. н.э. | - Рыночная торговля, купля-продажа - Речная, сухопутная караванная торговля - Складочные места, портовые склады, гавани - Деньги-драгметаллы | -Появление психологии как отрасли знания, основанной на пространственной логике | - Разделение и специализация международного труда - Создание первых религиозных и государственных структур по регулированию внешней торговли - Появление внутренних и внешних таможенных стражей, постов | - Появление первых законов, кодексов, регулирующих обмен товаров - Отсутствие охранительных функций | - Появление первых таможенных тарифов - Разделение на внутренние и пограничные сборы налогов - Монетарный и меркантильный подходы - Зарождение протекционизма |
3. Этап эпохи от раннего до позднего капитализма 500г. н.э. – 1880г. н.э. | - Колониальная торговля - Торговые союзы - Вольные гавани и порты - Биржи, аукционы - Появление бумажных денег и ценных бумаг | - Появление логико-интуитивного мышления, основанного на пространственно-информационном накоплении знаний | - Появление таможенных учреждений как органов исполнительной власти - Региональные таможенные союзы - Номенклатура товаров - Рост информационного наполнения товаров - нетарифное регулирование | - Появление таможенной политики - Таможенное право - Внешнеторговое законодательство - Появление охранительных функций | Появление раздельных пошлин для внутренних и внешних товаров - Появление специфических ценовых и скользящих (комбинированных) пошлин - Усложнение тарифа по информационным признакам товара |
4. Этап эпохи управления как науки, искусства и вида деятельности 1880г. по с.д. | - Появление торговли услугами и интеллектуальной собственностью - Международные торговые организации - Зоны и регионы свободной торговли - Электронная торговля - Появление электронных денег | - Появление психологии будущей деятельности, основанной на информационной интуиции и творческом мышлении | - Появление национальных таможенных систем - Всемирная торговая и таможенная организации, ЮНКТАД - Гармонизация и унификация в регулировании обмена товарами, услугами и интеллектуальной собственностью - Углубление специализации таможенных органов - Усложнение кодирования товаров по их информационным признакам - Появление информационно-электронной таможни | - Международные торговые и таможенные соглашения и договоры. Общая система преференций. - Доминирование международного права - Появление космического права - Появление таможенной науки (академии, лаборатории, центры) - Тенденции к усилению правоохранительной функции | - Появление антидемпинговых, автономных, комбинированных, специфических договорных и др. пошлин - Сближение национальных тарифов и методик по таможенно-тарифному регулированию - Международная статистика - Международный валютный контроль - Тенденция к ослаблению фискальной функции |
Таможенная деятельность неразделимо связана с возникновением, развитием и регулированием торговли. Внешняя торговля с первых своих шагов способствовала просвещению различных народов, распространению всех важнейших открытий в науке, искусстве и производстве, т.е. была своеобразной школой всего человечества.
Первый этап развития управленческой мысли характеризуют появившиеся ритуалы, символы, письменность и числа, которые послужили основными элементами государственной системы регулирования внешней торговли. Базовыми описательно-познавательными и регулирующими компонентами последней стали экономика, право, организация и психология. Вместе с тем государственная система начинает ставить перед таможенной структурой разные задачи и тем самым заставляет время от времени вносить существенные изменения в свои функции и акцентировать внимание на доминировании той или иной цели. Таможенная деятельность того времени уже опирается на новые принципы мышления. Регулирование, основанное на инстинкте, все еще проявляется в перечне основных видов товаров обмена или как особые деньги (из этих же товаров), однако развивающаяся логика мышления быстро завоевывает ведущие позиции в регулировании товарообменных процессов. Именно стремление к упорядочению обмена, унификации денежных знаков, созданию логической символики и математического инструментария и позволило человеку придумать первые таможенные тарифы, организовать внутреннее и внешнее таможенное пространство, наполнить товары логической информацией и экономической (энергетической) оценкой.
На втором этапе с 3000 г. до н.э. по 500 г. н.э. происходит становление правовых основ государств того времени и связывается это с деятельностью издания законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения, в том числе и в сфере торговли. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за выполнение работ. В законах просматривались элементы таможенного дела: психологический - через протекционистские меры по защите интересов экономики государства; организационный — через контроль и оформление товаров и процесса их обмена, составляющие нормативно-правовой и экономический механизмы государственного регулирования внешней торговли.
Таможенное дело как объективно существующий механизм регулирования экономики, финансов, внешней торговли начал работать на рубеже новой эры, когда появился прибавочный продукт и начали складываться рыночные отношения. К 500 г. н.э. происходит переход от немой торговли к рыночной. В связи с появлением денег зарождается денежная торговля. Средством перемещения товара является не только человек, но вначале "живой" транспорт, а затем и технический — так появляется речная, караванная сухопутная и морская торговля. Продолжает развиваться пограничная торговля. Вместе с этим совершенствуется фискальная функция регулирования торговли. Наряду с первой формой сборов с торговли на месте и получения права на торговлю появляются пограничные сборы.
Таможенный тариф, являясь одним из важнейших элементов таможенного дела, начал постепенно превращаться в регулятор экономики в странах, где началась индустриализация, стали складываться товарно-денежные отношения, а тариф стал выполнять протекционистскую роль, т. е. стал инструментом торговой и таможенной политики в экономической защите государства.
В течение всего следующего этапа — от эпохи раннего капитализма вплоть до промышленного капитализма шел процесс по дифференциации всех основных элементов, составляющих таможенное дело. В этот период происходит разделение между психологией прошлого опыта и психологией новых идей по регулированию товарообменных процессов, что наглядно обнаруживается в анализе борьбы интересов между сторонниками протекционизма и свободной торговли.
В течение многих столетий рассматриваемого этапа происходит обустройство внешних и внутренних таможенных пространств всех государств мира. От простого к сложному идет процесс нарастания регулирования количественных, а затем качественных признаков товара. Появляется не только штучное, но и объемное, мерное, весовое, логическое измерение, увеличивается перечень качественных признаков регулирования товара. Все это требует изменения соотношения информационного содержания товара и процесса его международного обмена. Уходит ритуально-символическое обозначение товара, все большее значение приобретает письменно-числовая установка, приходят бумажные носители, появляются технологические процессы таможенного оформления и таможенного контроля. Все это давало определенные временные успехи, однако коренных изменений в области управления в таможенном деле не происходило. Появление следующего этапа (с 80-х г. XIX в. по сегодняшний день) в развитии управленческой мысли в виде теории научного управления послужило толчком в решении назревших проблем в таможенном деле. К этому времени стало понятно, что в такой важной области, как таможенное дело, где весьма высок удельный вес организационно-управленческих проблем, постоянно требуются изучение и систематизация вопросов управления как самостоятельной сферы научного знания и практической специализации. Мировое сообщество на стыке тысячелетий особо остро ощущает наступление новой эпохи — информационной, которая требует применения нового типа управления — информационного управления. Мир переходит к системе обработки информационных данных на основе открытой сети, информационно-электронной таможни с использованием электронных документов, компьютерной техники и космической информациологии.
- 1. Организация системы управления в таможенных органах
- 1.1 Эволюция управленческой деятельности в таможенном деле
- 1.2 Системный подход в таможенном деле
- 1.3 Особенности управления в таможенных органах
- 1.4 Организационная структура таможенных органов. Органы управления в таможенной системе рф
- 1.5 Актуальные проблемы совершенствования управления в таможенных органах
- 1. Развитие партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности и повышение эффективности таможенного контроля.
- 2. Обеспечение надлежащей правовой деятельности таможенной службы Российской Федерации, единообразного применения таможенного законодательства.
- 3. Кардинальная модернизация информационной системы фтс России и техническое переоснащение таможенных органов Российской Федерации.
- 4. Обеспечение эффективного противодействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в таможенной сфере, проникновению коррупции в таможенную службу России.
- 5. Укрепление и стабилизация кадрового потенциала таможенных органов рф и повышение уровня социальной защищенности должностных лиц.
- 6. Оптимизация системы таможенных органов Российской Федерации и дальнейшее развитие таможенной инфраструктуры.
- 7. Развитие международного таможенного сотрудничества.