logo
Лекции по таможенному регулированию / таможенное оформление

Понятие и виды общих условий таможенного оформления.

Общие условия таможенного оформления это самостоятельная правовая категория, которая представляет общие правила организационно-правового характера, определяющие наиболее целесообразные время, место, силы и средства для успешного производства таможенного оформления.

Как самостоятельная правовая категория общие условия таможенного оформления обладают свойством нормативности: они предусмотрены Таможенным кодексом РФ и поэтому представляют правовые требования закона. Общие условия таможенного оформления являются общими правовыми нормами, так как адресованы всем таможенным органам, осуществляющим таможенное оформление всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России.

Общие условия таможенного оформления связаны с принципами таможенного права, но не сливаются с ними и представляют общие правила с меньшим уровнем общности, они подчинены принципам таможенного права. По уровню общности принципы таможенного права на порядок выше общих условий таможенного оформления. Общие правила таможенного оформления регулируют действия таможенных органов, но не действия конкурирующих норм.

В учебной юридической литературе нередко не учитывается самостоятельный характер общих условий таможенного оформления и необосновано допускается их отождествление с принципами таможенного права.

Общим условиям таможенного оформления посвящена глава 8 подраздела 1 раздела II «Таможенные процедуры» Таможенного кодекса РФ, включающая ст. 58—68. Перечень общих условий таможенного оформления достаточно обширен, поэтому в учебных целях представляется целесообразным классифицировать их по группам.

Общие условия таможенного оформления разделены на пять классификационных групп:

  1. временные границы таможенного оформления;

  2. место производства таможенного оформления;

  3. документы и сведения, необходимые для таможенного оформления;

  4. привлечение к таможенному оформлению заинтересованных лиц;

5) очередность таможенного оформления.

Общие условия первой группы — это правила о сроках начала и завершения таможенного оформления (статьи 60, 62 ТК РФ).

В соответствии со ст. 60 ТК РФ таможенное оформление начитается:

• при ввозе товаров — в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо иных документов, а также в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (конклюдентные действия);

• при вывозе товаров — в момент представления таможенной декларации, а также в момент устного заявления, либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (конклюдентные действия).

Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (п. 2 ст. 60 ТК РФ).

Общим условиям второй классификационной группы (место и время производства таможенного оформления) посвящена ст. 62 ТК РФ. Таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов. По мотивированному запросу заинтересованного лица (декларанта и др. лиц) и с письменного разрешения управомоченных должностных лиц таможенного органа таможенное оформление может производится и вне мест нахождения таможенных органов, вне времени работы таможенных органов (например, в местах нахождения товаров и транспортных средств и после 18 часов вечера каждого рабочего дня).

Третья группа общих условий таможенного оформления — документы и сведения для таможенного оформления, предусмотренные ст. 61, 63, 65 ТК РФ.

При производстве таможенного оформления управомоченные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. При этом таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливались Государственным таможенным комитетом РФ (ныне устанавливаются Федеральной таможенной службой). При этом Федеральная таможенная служба вправе сокращать перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, с учетом категории лиц, перемещающих товары и транспортные средства, видов товаров, целей использования товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу. Сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, устанавливались Государственным таможенным комитетом РФ (ныне устанавливаются Федеральной таможенной службой).

Перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета РФ (Федеральной таможенной службы), устанавливающие перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, вступают в юридическую силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования.

Формы таможенных документов определялись Государственным таможенным комитетом РФ (ныне определяются Федеральной таможенной службой).

В целях упрощения и ускорения производства таможенного оформления Федеральная таможенная служба заключает соглашения с таможенными органами иностранных государств о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей.

Таможенные органы не вправе отказать в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей, на принятие решений таможенных органов в отношении применения запретов и ограничений, установленных законодательством России о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. В случае отказа таможенного органа в принятии указанных документов этот орган уведомляет лицо, представившее документы, о причине отказа. Таможенный орган обязан представить уведомление в письменной форме в случае, если этого требуют заинтересованные лица.

Документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально. При представлении копий указанных документов, заверенных лицом, их представившим, или декларантом, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему.

Документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов.

Таможенные документы, как правило, заполняются на русском языке (ст. 65 ТК РФ).

Четвертая группа общих условий — правила о привлечении к таможенному оформлению заинтересованных лиц, предусмотренные ст. 64 ТК РФ. На заинтересованных лиц или их представителей возложена обязанность присутствовать при производстве таможенного оформления в случае, если этого требует таможенный орган.

Пятую группу общих условий образуют общие правила очередности таможенного оформления, закрепленные в ст. 66 и 67 ТК РФ.

При ввозе на таможенную территорию России и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенное оформление производится в упрощенном виде и в первоочередном порядке.

Федеральная таможенная служба в соответствии со ст. 68 ТК РФ (в ред. от 31 июля 2004 г.) устанавливает специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц:

• осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с письменным заявлением об этом. В нем указываются сведения о заявителе и о результатах его внешнеэкономической деятельности. Заявитель должен представить письменное обязательство о согласии вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета.

Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются для лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию России, и могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры.

Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления не могут содержать положения, освобождающие лиц от соблюдения требований и условий, установленных таможенным законодательством, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством России о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также от соблюдения таможенных режимов.