3.Таможенное законодательство постсоветского периода.
Глубокий кризис и последующий крах партийно-советской системы управления экономикой и социальными процессами и стремительный переход России, в особенности после августовских событий 1991 года, к глубоким политическим и социально-экономическим преобразованиям повлекли за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, а, значит, и таможенного дела.
Началом создания таможенной службы и других таможенно-правовых институтов России можно считать распоряжение Президента РСФСР от 25 августа 1991 года «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР».
Затем Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 года был создан центральный таможенный орган России - Государственный таможенный комитет.
Важным шагом в определении правового статуса ГТК РСФСР был Указ Президента от 28 ноября 1991 года «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР», в соответствии с которым таможенное ведомство включалось в российскую структуру и, следовательно, отделялось от системы таможенных органов СССР.
По указу Президента России «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» от 30 сентября 1992 года ГТК вместе с другими российскими ведомствами образовал систему органов межотраслевого регулирования.
С подписанием в декабре 1991 года Минского соглашения, прекратил свое существование СССР. Все таможенные органы, действовавшие на таможенной территории, должны были перейти под полную юрисдикцию России. Появилась необходимость разработать статус центрального таможенного органа.
26 декабря 1991 года российское Правительство во исполнение Указа Президента от 25 октября 1991 года приняло постановление № 65 «Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР». Этим постановлением регламентировался комплекс вопросов по организации таможенного дела и таможенной службы. Было утверждено Положение о ГТК РСФСР. В положении были конкретизированы правовой статус ГТК, его задачи, функции и порядок деятельности.
Непременным условием существованием целостного государства является единство внутреннего рынка, свободное от всяких ограничений перемещение внутри страны товаров, капиталов.
Президент издал Указ «О едином экономическом пространстве РСФСР» от 12 декабря 1991 года, в котором органам власти и управления предписано обеспечить на территории России свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы.
Принцип свободного перемещения товаров на территории России был еще раз подтвержден Указом Президента «О свободе торговли» от 29 января 1992 года. Данным указом запрещено также произвольное задержание и изъятие перевозимых грузов по решению местных органов.
Тем самым пресечены попытки установления своеобразных таможенных границ внутри государства, раздробления единой таможенной территории России. У единого государства должна быть единая внешняя таможенная граница.
Указом Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 годя правительству было предложено в качестве первоочередных мер утвердить Положение о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров в 1992 году, а также представить предложения по порядку налогообложения экспортно-импортных операций и размерам ставок соответствующего налога и таможенных тарифов.
Почти одновременно с началом организации системы нетарифного регулирования внешнеэкономических связей появились первые документы, касающиеся таможенных пошлин на экспортные и импортные товары. Постановления Правительства России от 31 декабря 1991 года № 91 «О введении экспортного товара на отдельные товары, вывозимые с территории РФ», и от 15 января 1992 года «О таможенных пошлинах на импортные товары» носили временный характер и действовали до введения общего таможенного тарифа.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 года № 42 «Об изменении ставок экспортного тарифа РФ» были преобразованы ранее установленные ставки этого тарифа. В частности, предусмотрена более четкая и удобная для пользования редакция экспортного тарифа. Вторым из упомянутых постановлений Правительство России отменило действующий с 1981 года Таможенный тариф СССР.
Завершающей вехой этого периода и началом качественно нового этапа развития таможенного законодательства России явилось принятие Таможенного кодекса РФ и Закона «О таможенном тарифе» 1993 года, а также многочисленных иных правовых актов, развивающих, дополняющих и конкретизирующих указанные законы. Начался современный период развития таможенного дела и формирование таможенного права в РФ.
Принципиальное значение имеют два Указа Президента РФ от 6 марта 1995 года «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот» и «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ».
С этими указами тесно связан Федеральный закон от 13 марта 1995 года «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности», отменяющий все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за исключением предоставленных в соответствии с законом «О таможенном тарифе», законами РФ «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом.
Особый политико-экономический резонанс вызвал Указ президента РФ «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот».
В 1992-1993 годах многие предприятия, организации и регионы получили право беспошлинного вывоза за рубеж сырья и стратегических товаров, что привело к серьезным потерям доходов и к другим отрицательным последствиям. Этот Указ Президента призван упорядочить регулирование внешнеэкономической деятельности, создать равные экономические условия ее участникам.
В послереволюционной России и в дальнейшем в Союзе ССР статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизменными, они приспосабливались, видоизменялись в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и потребностями государства.
Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, скептически отнеслась к дореволюционной системе таможенных органов, так же как и к концепции таможенного дела. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно прелагалось закрыть таможенные учреждения.
Переход в начале 20-х годов к НЭПу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 годы формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом. Структура таможенных органов, сложившаяся во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 года, с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.
В период внешнеэкономической реформы (1986-1991 годы) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима. Логическое завершение данного этапа - принятие в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе». Несмотря на известный радикализм этих законодательных актов, создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.
Становилась все более очевидной необходимость разработки крупных законодательных актов, которые создали бы новую и стабильную нормативную базу для развития и совершенствования всего таможенного дела и правотворчества в этой жизненно важной и сложной сфере.
Характеризуя в целом данный, в значительной мере необходимый период, предшествовавший принятию в 1993 году двух основополагающих законов - Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе», необходимо подчеркнуть: во-первых, в период после принятия в 1991 году Таможенного кодекса СССР и Закона СССР «О таможенном тарифе» и вплоть до середины 1993 года в России таможенное дело во многом регулировалось названными выше союзными законами в части. Не противоречащей новому российскому таможенному законодательству. Во-вторых, в этот период многие аспекты таможенного дела в РФ регламентировались соответствующими нормативными указами Президента и постановлениями Правительства, приказами, положениями и инструкциями ГТК. Некоторые из актов подчас были недолговечными, непоследовательными и противоречивыми, но «вакуума» в правовом регулировании таможенного дела не было, шел постепенный и сложный, но в то же время целенаправленный процесс формирования основ российского таможенного права.
- 1.Возникновение и развитие таможенного права (период до 1917 г.).
- 2.Развитие таможенного законодательства в советский период.
- 3.Таможенное законодательство постсоветского периода.
- 4.Предмет, метод и принципы таможенного права.
- 5.Система таможенного права.
- 7.Взаимосвязь таможенного права с другими отраслями права.
- 8.Понятие, структура и особенности норм таможенного права.
- 9.Виды норм таможенного права.
- 10.Источники таможенного права.
- 11.Понятие, особенности и виды таможенных правоотношений.
- 12.Структура таможенных правоотношений.
- 13.Субъекты таможенных правоотношений (общая характеристика).
- 14.Таможенные органы как субъекты таможенных правоотношений.
- 15.Физические лица как субъекты таможенных правоотношений.
- 16.Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений.
- 17.Высшие органы таможенного союза как субъекты таможенных правоотношений (общая характеристика).
- 18.Межгоссовет глав государств ЕврАзЭс как высший орган таможенного союза.
- 19. Комиссия таможенного союза (состав, компетенция).
- 20. Секретариат Комиссии таможенного союза (структура, компетенция).
- 21.Объект таможенного правоотношения.
- 22.Содержание таможенного правоотношения.
- 23.Правоохранительная деятельность таможенных органов (общая характеристика).
- 24.Компетенция и общая характеристика деятельности дознавателей таможенных органов
- 25.Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
- 26.Юрисдикция таможенных органов по делам об административных правонарушениях.
- 27.Особенности производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого таможенными органами.
- 28.Понятие, сущность и принципы международного таможенного права.
- 29.Система и место международного таможенного права в системе отраслей права.
- 30.Направления сотрудничества России с международными организациями в таможенной сфере.
- 31.Таможенный союз как субъект международного таможенного права.
- 32. Общая характеристика ведомственного контроля в таможенных органах.
- 33.Виды обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
- 34.Право и порядок ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц согласно таможенному законодательству.
- 35.Рассмотрение поступившей жалобы в таможенный орган.
- 36.Рассмотрение жалобы должностным лицом таможенного органа в упрощенном порядке.
- 37.Общая характеристика таможенных платежей.
- 38.Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 39.Взыскание таможенных пошлин налогов
- 40.Общая характеристика правового обеспечения таможенного контроля.
- 41. Правовые аспекты создания, функционирования и ликвидации зон таможенного контроля.
- 42.Участие специалиста при проведении таможенного контроля
- 43.Участие понятых при проведении форм таможенного контроля.
- 45.Проверка документов и сведений как форма таможенного контроля.
- 46.Устный опрос и получение объяснений как формы таможенного контроля.
- 47.Таможенное наблюдение.
- 48.Таможенный осмотр и таможенный досмотр.
- 49.Личный таможенный досмотр.
- 50.Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
- 51.Таможенный осмотр помещений и территорий.
- 52.Учет товаров, находящихся под таможенным контролем.
- 53.Проверка системы учета товаров и отчетности.
- 54.Таможенная проверка.
- 55.Таможенная экспертиза (общая характеристика).
- 56.Понятие, особенности и виды юридической ответственности в таможенной сфере.
- 57.Административная ответственность в таможенной сфере (общая характеристика).
- 58.Уголовная ответственность в таможенной сфере (общая характеристика).
- 59.Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов (общая характеристика).
- 60.Понятие и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 61.Таможенное декларирование товаров (общая характеристика).
- 62.Таможенная декларация: понятие, виды, формы.
- 63. Электронное таможенное декларирование.
- 64.Права и обязанности декларанта.
- 65. Выпуск товаров.
- 66.Общая характеристика таможенных процедур.
- 67.Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- 68.Таможенная процедура экспорта.
- 69.Таможенная процедура таможенного транзита.
- 70.Таможенная процедура таможенного склада
- 71.Таможенная процедура переработки на таможенной территории.
- 72.Таможенная процедура переработки вне таможенной территории.
- 73.Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления.
- 74.Таможенная процедура временного ввоза (допуска).
- 75.Таможенная процедура временного вывоза.
- 76.Таможенная процедура реимпорта.
- 77.Таможенная процедура реэкспорта.
- 78.Таможенная процедура беспошлинной торговли.
- 79.Таможенная процедура уничтожения.
- 80.Таможенная процедура отказа в пользу государства.
- 81.Таможенная процедура свободной таможенной зоны.
- 82.Таможенная процедура свободного склада.
- 83.Специальная таможенная процедура.
- 84. Товары, запрещенные к пересылке в международных почтовых отправлениях.
- 85. Особенности таможенного контроля за товарами, перемещаемыми в международных почтовых отправлениях.
- 86. Порядок включения в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности.
- 87. Действия таможенных органов при обнаружении контрафактной продукции по отношению к объектам интеллектуальной собственности, включенных в таможенные реестры.
- 88. Действия таможенных органов при обнаружении контрафактной продукции по отношению к объектам интеллектуальной собственности, не включенных в таможенные реестры.
- 89.Особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом, по линиям электропередачи и особенности таможенного контроля за таким перемещением.
- 90. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.
- 91. Таможенное декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.
- 92. Система двойного коридора при таможенном декларировании товаров для личного пользования.
- 93. Правовое регулирование уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.
- 94. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.