87. Действия таможенных органов при обнаружении контрафактной продукции по отношению к объектам интеллектуальной собственности, включенных в таможенные реестры.
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ таможенные органы наделены полномочиями составлять протоколы, т.е. возбуждать дела по ст.14.10, ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ.
Незаконное использование товарного знака
Статья 14.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания и наименования мест происхождения товара в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц, юридических лиц с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования мест происхождения товаров.
Правонарушение, предусмотренное ст. 14.10 КоАП РФ, может быть выявлено таможенным органом:
1. На стадии осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров.
2. В ходе таможенного контроля после выпуска товаров (например, при проведении таможенной ревизии в соответствии со ст. 376 ТК РФ).
3. В ходе оперативно-розыскных мероприятий (в том числе по результатам совместных рейдов с сотрудниками УВД на рынках, в торговых центрах и иных местах продажи товаров).
4. При расследовании дел об административных правонарушениях (далее - дела об АП), возбужденных по другим составам (например, по ст. ст. 16.1, 16.2, 16.3 КоАП РФ).
5. По результатам рассмотрения полученных в соответствии с п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (в том числе заявлений правообладателя или организаций, представляющих интересы правообладателя на территории Российской Федерации по защите исключительных прав на товарные знаки, о привлечении к административной ответственности конкретного лица, незаконно использующего соответствующий товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товаров в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации).
Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение вышеуказанных сведений должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, материалы, поступившие из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации.
Как правило, возбуждение дела по ст. 14.10 КоАП РФ осуществляется, на основании заявления правообладателя, поскольку именно правообладатель обладает всей полнотой информации о выпускаемых им товарах, сведениями об уполномоченных им лицах, официальных импортерах, дистрибьюторах, а также сможет отличить контрафактный товар от оригинального.
Исходя из содержания изложенных норм КоАП РФ, защита исключительного права на товарный знак может быть реализована без применения мер по приостановлению выпуска товара. При наличии информации о конкретной поставке контрафактного товара, таможенный орган будет руководствоваться информацией, полученной из заявления правообладателя, а не из таможенного реестра.
Заявление о привлечении к административной ответственности должно включать:
- сведения о правообладателе;
- наименования (указания или изображения) товарных знаков (знаков обслуживания);
- описание товарных знаков (знаков обслуживания);- перечень товаров и услуг с указанием их классов в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), в отношении которых зарегистрирован товарный знак или знак обслуживания;
- сведения о документах, подтверждающих регистрацию товарных знаков (знаков обслуживания) в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
- сведения о договорах уступки в случае, если исключительные права приобретены по договору об уступке товарного знака, лицензионных (сублицензионных) договорах и лицензиатах (сублицензиатах);
- сведения о документах, подтверждающих введение товаров, обозначенных товарными знаками, в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия;
- подробная информация о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, контрафактными.
Следует отметить, что таможенные органы правомочны возбуждать дела об АП по ст. 14.10 КоАП РФ (в том числе по фактам реализации незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации контрафактных товаров на внутреннем рынке) только в случае установления факта ввоза контрафактных товаров на таможенную территорию Российской Федерации (то есть места, времени и способа такого ввоза), вследствие чего такими действиями правонарушителем было нарушено исключительное право правообладателя товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.
При неподтверждении места, времени и способа перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, то есть неустановление ранее его ввоза, таможенные органы должны направить материалы, содержащие информацию об административных правонарушениях, для принятия решения в порядке ст. 28.1 КоАП РФ в органы внутренних дел (милиции) либо в органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях на основании п. 1 ч. 2 ст. 28.3 и п. 63 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ соответственно.
Не могут рассматриваться в качестве достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ, такие обстоятельства, как:
- присутствие на обнаруженных на внутреннем рынке Российской Федерации товарах надписей на иностранном языке, свидетельствующих об их производстве за границей;
- низкое качество товаров, отсутствие сведений о месте изготовления продукции, присутствие на товарах товарных знаков иностранных компаний-правообладателей;
- наличие товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товаров в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности либо в Государственном реестре товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров Роспатента без установления факта непредоставления правообладателем права на использование указанных обозначений конкретному правонарушителю.
К характерным признакам контрафактной продукции, в частности, относятся:
1) несоответствие наименования страны происхождения, указанного на товаре (упаковке), со страной вывоза товара;
2) инструкция по применению товара является фото- или электронной копией;
3) текстильные товары без указания состава ткани, инструкции по уходу;
4) товар перевозится навалом или в разукомплектованном виде (духи, часы, одежда и др.);
5) существенно занижена стоимость товара или сумма страховки по сравнению с товарами (страховкой) подобного типа;
6) товары представляют собой этикетки, наклейки, бирки, ярлыки, вкладыши, обложки, футляры, маркированные коробки или штампы;
7) отсутствие импортера или получателя товаров в списках лицензиатов;
8) ввоз (вывоз) осуществляется через пограничные пункты пропуска, которые не использует импортер (экспортер) подлинных товаров;
9) ввоз осуществляется из страны, которая не является местом изготовления подлинных товаров;
10) товары маркированы товарными знаками, сходными до степени смешения (т.е. ассоциирующимися в целом) с товарными знаками, указанными в Государственном реестре товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров, таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности;
11) низкое качество упаковки (в том числе полиграфии, отсутствие защитных идентификационных марок и знаков) и самой продукции.
В случае выявления данных, свидетельствующих о незаконном использовании права на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товаров, до возбуждения дела об административном правонарушении необходимо установить:
- охраняются ли обнаруженные объекты интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации; если охраняются, то кому принадлежит исключительное право на товарный знак, знак обслуживания и на наименование места происхождения товара;
- предоставлялось (передавалось) ли правообладателем право (заключался ли договор, соглашение или получалось ли согласие владельца) на использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товаров конкретному лицу для соответствующих однородных товаров;
- признаки контрафактности товаров, позволяющие их отличить от оригинальных товаров (по возможности с представлением образцов оригинальных товаров с нанесенными на них обозначениями (объектами интеллектуальной собственности) либо подробного описания конкретного обозначения, на основании которого выдано свидетельство на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара (при условии их предоставления правообладателем);
- а также получить заявление (информацию) правообладателя (его представителя) о нарушении его прав в соответствии с Законом.
В случае отсутствия в действиях физического лица признаков преступления и достаточности доказательств уполномоченное должностное лицо таможенного органа составляет протокол об административном правонарушении без проведения административного расследования.
После составления протокола об административном правонарушении в соответствии со ст. ст. 23.1, 23.8 и 28.8 КоАП РФ протокол и материалы дела об АП, возбужденного в отношении граждан и должностных лиц, в течение суток направляются для рассмотрения в суды общей юрисдикции, а по делу, возбужденному в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в арбитражный суд.
Порядок направления (передачи) судьям дел об АП для рассмотрения установлен Приказом ФТС России от 28 апреля 2007 г. N 552 "Об утверждении порядка направления (передачи) судьям дел об административных правонарушениях для рассмотрения".
Лица, нарушающие исключительные права владельцев товарных знаков, могут быть подвергнуты и уголовной ответственности. В случае, когда незаконное использование чужого товарного знака для однородных товаров совершается неоднократно или причинило крупный ущерб (то есть, если сумма ущерба превышает 250 тыс. руб.), правонарушение влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 180 УК РФ.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака" неоднократность по смыслу части 1 статьи 180 УК РФ предполагает совершение лицом двух и более деяний, состоящих в незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. (При этом может иметь место как неоднократное использование одного и того же средства индивидуализации товара (услуги), так и одновременное использование двух или более чужих товарных знаков или других средств индивидуализации на одной единице товара).
Применительно к ч. 2 ст. 180 УК РФ неоднократным признается совершение два и более раза незаконного использования предупредительной маркировки в отношении товарного знака или наименования места происхождения товара, не зарегистрированных в Российской Федерации.
- 1.Возникновение и развитие таможенного права (период до 1917 г.).
- 2.Развитие таможенного законодательства в советский период.
- 3.Таможенное законодательство постсоветского периода.
- 4.Предмет, метод и принципы таможенного права.
- 5.Система таможенного права.
- 7.Взаимосвязь таможенного права с другими отраслями права.
- 8.Понятие, структура и особенности норм таможенного права.
- 9.Виды норм таможенного права.
- 10.Источники таможенного права.
- 11.Понятие, особенности и виды таможенных правоотношений.
- 12.Структура таможенных правоотношений.
- 13.Субъекты таможенных правоотношений (общая характеристика).
- 14.Таможенные органы как субъекты таможенных правоотношений.
- 15.Физические лица как субъекты таможенных правоотношений.
- 16.Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений.
- 17.Высшие органы таможенного союза как субъекты таможенных правоотношений (общая характеристика).
- 18.Межгоссовет глав государств ЕврАзЭс как высший орган таможенного союза.
- 19. Комиссия таможенного союза (состав, компетенция).
- 20. Секретариат Комиссии таможенного союза (структура, компетенция).
- 21.Объект таможенного правоотношения.
- 22.Содержание таможенного правоотношения.
- 23.Правоохранительная деятельность таможенных органов (общая характеристика).
- 24.Компетенция и общая характеристика деятельности дознавателей таможенных органов
- 25.Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
- 26.Юрисдикция таможенных органов по делам об административных правонарушениях.
- 27.Особенности производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого таможенными органами.
- 28.Понятие, сущность и принципы международного таможенного права.
- 29.Система и место международного таможенного права в системе отраслей права.
- 30.Направления сотрудничества России с международными организациями в таможенной сфере.
- 31.Таможенный союз как субъект международного таможенного права.
- 32. Общая характеристика ведомственного контроля в таможенных органах.
- 33.Виды обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
- 34.Право и порядок ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц согласно таможенному законодательству.
- 35.Рассмотрение поступившей жалобы в таможенный орган.
- 36.Рассмотрение жалобы должностным лицом таможенного органа в упрощенном порядке.
- 37.Общая характеристика таможенных платежей.
- 38.Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 39.Взыскание таможенных пошлин налогов
- 40.Общая характеристика правового обеспечения таможенного контроля.
- 41. Правовые аспекты создания, функционирования и ликвидации зон таможенного контроля.
- 42.Участие специалиста при проведении таможенного контроля
- 43.Участие понятых при проведении форм таможенного контроля.
- 45.Проверка документов и сведений как форма таможенного контроля.
- 46.Устный опрос и получение объяснений как формы таможенного контроля.
- 47.Таможенное наблюдение.
- 48.Таможенный осмотр и таможенный досмотр.
- 49.Личный таможенный досмотр.
- 50.Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
- 51.Таможенный осмотр помещений и территорий.
- 52.Учет товаров, находящихся под таможенным контролем.
- 53.Проверка системы учета товаров и отчетности.
- 54.Таможенная проверка.
- 55.Таможенная экспертиза (общая характеристика).
- 56.Понятие, особенности и виды юридической ответственности в таможенной сфере.
- 57.Административная ответственность в таможенной сфере (общая характеристика).
- 58.Уголовная ответственность в таможенной сфере (общая характеристика).
- 59.Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов (общая характеристика).
- 60.Понятие и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 61.Таможенное декларирование товаров (общая характеристика).
- 62.Таможенная декларация: понятие, виды, формы.
- 63. Электронное таможенное декларирование.
- 64.Права и обязанности декларанта.
- 65. Выпуск товаров.
- 66.Общая характеристика таможенных процедур.
- 67.Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- 68.Таможенная процедура экспорта.
- 69.Таможенная процедура таможенного транзита.
- 70.Таможенная процедура таможенного склада
- 71.Таможенная процедура переработки на таможенной территории.
- 72.Таможенная процедура переработки вне таможенной территории.
- 73.Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления.
- 74.Таможенная процедура временного ввоза (допуска).
- 75.Таможенная процедура временного вывоза.
- 76.Таможенная процедура реимпорта.
- 77.Таможенная процедура реэкспорта.
- 78.Таможенная процедура беспошлинной торговли.
- 79.Таможенная процедура уничтожения.
- 80.Таможенная процедура отказа в пользу государства.
- 81.Таможенная процедура свободной таможенной зоны.
- 82.Таможенная процедура свободного склада.
- 83.Специальная таможенная процедура.
- 84. Товары, запрещенные к пересылке в международных почтовых отправлениях.
- 85. Особенности таможенного контроля за товарами, перемещаемыми в международных почтовых отправлениях.
- 86. Порядок включения в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности.
- 87. Действия таможенных органов при обнаружении контрафактной продукции по отношению к объектам интеллектуальной собственности, включенных в таможенные реестры.
- 88. Действия таможенных органов при обнаружении контрафактной продукции по отношению к объектам интеллектуальной собственности, не включенных в таможенные реестры.
- 89.Особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом, по линиям электропередачи и особенности таможенного контроля за таким перемещением.
- 90. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.
- 91. Таможенное декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.
- 92. Система двойного коридора при таможенном декларировании товаров для личного пользования.
- 93. Правовое регулирование уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.
- 94. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.