Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию российской федерации
Статья 18. Утратила силу с 1 июля 2006 года. - Федеральный закон от 08.11.2005 N 144-ФЗ.
Статья 19. Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами
Комментарий к статье 19
Статья 19 новой редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Названный метод является основным методом таможенной оценки товаров и подлежит применению во всех случаях, когда выполняются его условия, установленные Законом РФ "О таможенном тарифе".
Согласно п. 1 комментируемой статьи таможенной стоимостью товаров, оцениваемых по первому методу, признается стоимость сделки с ввозимыми товарами, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, с некоторыми обязательными дополнительными начислениями к ней, перечисленными в ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе". Цену сделки и указанные дополнительные начисления называют структурными компонентами таможенной стоимости.
Отметим, что приведенное определение раскрывает содержание понятия таможенной стоимости только при применении первого метода ее определения. Общее, универсальное определение понятия таможенной стоимости не закреплено ни в отечественном законодательстве, ни в международно-правовых актах (см. подробнее комментарий к ст. 12 настоящего Закона).
При проведении таможенной оценки по первому методу ключевым понятием и основным компонентом таможенной стоимости выступает стоимость сделки с ввозимыми товарами, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, дополненная в соответствии со ст. 19.1 новой редакции Закона РФ "О таможенном тарифе". Такой ценой является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме (п. 1 ст. 19 Закона). Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, относится к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ. Выплата дивидендов и иные подобные платежи, которые осуществляются покупателем товаров продавцу и которые не связаны с ввозимыми товарами, не являются частью таможенной стоимости товаров (п. 8 комментируемой статьи).
Исходя из изложенного, законодательное определение таможенной стоимости при ее расчете по первому методу можно выразить формулой:
Таможенная стоимость = Стоимость сделки с ввозимыми товарами = Цена сделки с ввозимыми товарами + Дополнительные начисления, обозначенные в ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Сведения о цене сделки содержатся прежде всего во внешнеторговом договоре, дополнениях к нему, спецификациях, заказах и иных документах, признаваемых неотъемлемой частью соответствующих договоров, инвойсах. Цена сделки, указанная в инвойсе, иначе называется фактурной стоимостью. Все документы, используемые в целях таможенной оценки товаров, должны содержать количественно определяемую и достоверную информацию (подробнее см. комментарий к п. 3 ст. 12 настоящего Закона).
Пункт 2 ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" содержит перечень условий применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами. При невыполнении хотя бы одного из таких условий первый метод не может быть применен. Это условия:
1. Не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами. Не исключают таможенную оценку товаров по первому методу только ограничения следующего характера:
- установленные федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Новая редакция Закона РФ "О таможенном тарифе" конкретизировала и расширила круг нормативных правовых актов, которыми могут быть определены ограничения, не влияющие на применение первого метода таможенной оценки, включив в него указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Данная редакция Закона в полной мере соответствует подп. "а" п. 1 ст. 1 Соглашения о применении статьи VII ГАТТ;
- ограничения географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияющие на стоимость товаров. В Пояснительных примечаниях ВТО к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ в качестве примера ограничений, существенно не влияющих на стоимость товаров, названы требования продавца автомобилей к их покупателю не продавать автомобили или не демонстрировать их до определенной даты, ознаменующей начало года выпуска модели.
2. Продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено. В прежней редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" данное условие было сформулировано менее конкретно ("продажа и цена сделки не зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено"), что допускало расширительное толкование соответствующих положений Закона. На практике это приводило к тому, что различные условия, характеризующие конкретную сделку и не типичные для подавляющего большинства внешнеторговых сделок, рассматривались таможенными органами как влияющие на продажу товаров или цену сделки (например, наличие между поставщиком товаров и их покупателем дилерского соглашения, в силу которого последний обязался не закупать аналогичный товар у третьих лиц; поступление товаров не непосредственно от продавца по внешнеторговому договору, а от иного лица - фактического отправителя товаров; сбор и переработка продавцом товаров под будущие поставки под контролем представителя покупателя и др.). Поскольку влияние подобных условий на продажу или цену товаров трудно определить (каким именно образом данное условие повлияло на продажу или цену товаров, в чем выразилось это влияние, какова его мера), делался вывод, что это и есть "условие, от которого зависят продажа и цена сделки и влияние которого не может быть учтено". Избранная законодателем новая редакция рассматриваемой нормы вносит определенность: первый метод таможенной оценки не применим, если таможенным органом точно установлены конкретные условия внешнеторговой сделки, установлено влияние этих условий на продажу товаров или их цену, однако рассчитать конкретный показатель такого влияния (в стоимостном выражении) не представляется возможным.
Вывод о влиянии определенных условий сделки на продажу или цену товаров может быть сделан, например, на основе анализа самих документов на оцениваемые товары, а также информации о ценах сделок с аналогичными товарами, совершенных при сопоставимых условиях.
В названных выше Пояснительных примечаниях к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ приведены некоторые примеры зависимости продажи или цены товаров:
- продавец устанавливает цену на импортируемые товары при условии, что покупатель приобретет также другие товары в определенных количествах;
- цена импортируемых товаров зависит от цены или цен, по которым покупатель импортируемых товаров продает другие товары продавцу импортируемых товаров;
- цена устанавливается на основе формы платежа, не связанной с импортируемыми товарами, например, когда импортируемые товары - полуфабрикаты предоставляются продавцом на условии, что он (продавец) получит определенное количество обработанных товаров.
Вместе с тем в Примечаниях указано, что наличие условий, относящихся к производству или маркетингу импортированных товаров, не должно влечь отказ от применения стоимости сделки. Например, то обстоятельство, что покупатель предоставляет продавцу проектную документацию и проекты, выполненные в стране импорта, не является основанием для отказа от использования первого метода таможенной оценки. Аналогично условие о том, что покупатель осуществляет за свой счет, пусть даже по договоренности с продавцом, деятельность, относящуюся к маркетингу импортированных товаров, расходы в связи с этой деятельностью не составляют часть таможенной стоимости и данное условие не влечет отказ от первого метода определения таможенной стоимости.
3. Любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе" могут быть произведены дополнительные начисления. Названные выше доходы продавца признаются структурными компонентами таможенной стоимости. Эти расходы должны быть выделены из цены сделки, количественно определены и подтверждены документально. При невыполнении этого требования первый метод таможенной оценки не может быть применен (п. 2 ст. 19.1).
4. Если покупатель и продавец по внешнеторговой сделке, совершенной с оцениваемыми товарами, взаимосвязаны и их взаимосвязь повлияла на цену сделки.
Понятие взаимосвязанных лиц раскрыто в подп. 2 п. 1 ст. 5 новой редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" следующим образом.
Взаимосвязанные лица - лица, отвечающие одному из следующих условий:
если каждое из этих лиц является сотрудником или руководителем организации, созданной с участием другого лица;
если они являются деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;
если они являются работодателем и работником;
если какое-либо лицо прямо или косвенно владеет пятью и более процентами выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц, контролирует пять и более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц или является номинальным держателем пяти и более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц;
если одно из них прямо или косвенно контролирует другое;
если оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;
если вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;
если лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
При этом тот факт, что лица связаны в осуществлении своей деятельности таким образом, что одно из них является независимо от использованного обозначения единственным агентом, единственным дистрибьютором другого лица или единственным пользователем по договору коммерческой концессии, не может служить основанием для признания указанных лиц взаимосвязанными, если данные лица не отвечают ни одному из перечисленных выше условий.
В прежней редакции Закона использовался термин "взаимозависимые лица", которыми признавались лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:
один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
участники сделки являются совладельцами предприятия;
участники сделки связаны трудовыми отношениями;
один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее пяти процентов уставного капитала;
оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;
один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
участники сделки или их должностные лица являются родственниками.
Как видно из приведенных определений, изменилась не только терминология комментируемого Закона ("взаимосвязанные" вместо "взаимозависимые", что в большей степени соответствует англ. "related" - "связанные", используемому в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ), изменились критерии взаимоотношений участников внешнеторговой деятельности, оказывающих влияние на стоимость сделки. Поскольку не каждый такой критерий подразумевает взаимозависимость лиц, введенный термин "взаимосвязанные лица" в большей степени соответствует юридическому наполнению понятия, для обозначения которого он используется в Законе.
В настоящее время термин "взаимозависимые лица" используется в законодательстве РФ о налогах и сборах, однако его юридическое значение существенно отличается от термина "взаимосвязанные лица", употребляемого в таможенном праве. В соответствии со ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Приведенный перечень критериев взаимозависимых лиц не является исчерпывающим: суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Следует отметить, что согласно ст. 40 НК РФ совершение сделки между взаимозависимыми лицами - один из четырех случаев, когда налоговые органы в целях контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам.
Приемлемость или неприемлемость для таможенных целей так называемых "трансфертных цен", т.е. цен, которые образуются между предприятиями, входящими в одну транснациональную компанию, - одна из сложных проблем, которая была разрешена в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ. Использование в целях определения таможенной стоимости цены товара, образующейся в сделках между связанными лицами, в современных условиях приобретает растущее значение, поскольку более одной трети международной торговли является торговлей между связанными лицами (33 - 35%). Такие торговые сделки начинают совершаться и в России <*>.
--------------------------------
<*> Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004. С. 224 - 225.
По указанной проблеме в Соглашении была выработана следующая позиция, воспринятая в Законе РФ "О таможенном тарифе": факт взаимосвязи между продавцом и покупателем <*> сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену товара, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров.
--------------------------------
<*> Отметим, что при применении первого метода таможенной оценки ввозимых товаров выяснению подлежит наличие взаимосвязи непосредственно между участниками внешнеторговой сделки: иностранной стороной (продавцом) и российской стороной (покупателем), тогда как при применении четвертого метода определения таможенной стоимости - взаимосвязь между лицами, осуществляющими куплю-продажу товаров на территории Российской Федерации.
Таким образом, наличие взаимосвязи сторон сделки не влечет автоматически во всех случаях необходимость уточнения заявленной таможенной стоимости товаров, запрос дополнительных документов с целью ее подтверждения (т.е. не является основанием для принятия решения об уточнении таможенной стоимости). Решение об уточнении заявленной таможенной стоимости должно быть принято таможенными органами, если есть обоснованные сомнения в приемлемости цены сделки для целей таможенной оценки товаров. Если такие сомнения у таможенных органов отсутствуют, таможенная стоимость может быть принята по первому методу без проведения дополнительной проверки и запроса у декларанта дополнительных подтверждающих документов.
Если же на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде обязан сообщить об этих признаках декларанту и обеспечить тем самым реализацию последним права доказать правомерность заявленной таможенной стоимости и избранного метода таможенной оценки. Декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки.
Стоимость сделки при продаже товаров между связанными лицами должна быть принята таможенными органами и товары оценены с использованием первого метода, если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени одной из проверочных величин:
1) стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на экспорт в РФ покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
2) таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой по методу вычитания в соответствии со статьей 22 настоящего Закона;
3) таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой по методу сложения в соответствии со статьей 23 Закона.
В используемой в Законе формулировке о том, что заявленная таможенная стоимость должна быть близка к проверочной величине, имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени, заложен оценочный критерий, определяемый в каждом случае в зависимости от конкретных условий. В Пояснительных примечаниях ВТО к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ разъяснено, что при определении действительно ли одна стоимость близка ("вплотную приближается") к другой стоимости должен быть учтен ряд факторов, включая природу импортированных товаров, характер отрасли, сезон, в котором импортируются товары, а также является ли различие в стоимости существенным в коммерческом отношении. Поскольку эти факторы могут различаться в каждом конкретном случае (например, для одного типа товаров небольшое различие в стоимости может быть неприемлемым, тогда как для товаров другого типа приемлемым может быть и большое различие в стоимости), невозможно применить единообразный стандарт, такой как фиксированный процент, ко всем случаям. Отметим, что законодательством РФ о налогах и сборах установлен 20%-ный критерий существенного колебания цен товаров (работ, услуг) по сравнению с рыночными ценами идентичных (однородных) товаров, используемый в целях контроля за полнотой исчисления налогов (п. 3 ст. 40 НК РФ).
При сравнении заявленной таможенной стоимости с использованием указанных выше проверочных величин учитываются представленные декларантом сведения о различиях в коммерческих уровнях продажи (оптовом, розничном и ином), в количестве товаров, в дополнительных начислениях, признаваемых структурными компонентами таможенной стоимости в соответствии со ст. 19.1 комментируемого Закона, а также в расходах, которые обычно несет продавец при продажах, если продавец и покупатель не являются взаимосвязанными лицами, по сравнению с расходами, которые не несет продавец при продажах, если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами.
Важное положение закреплено в п. 6 комментируемой статьи о том, что проверочные величины используются по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве таможенной стоимости товаров.
Рассмотренные четыре условия являются специальными условиями применения первого метода таможенной оценки, несоблюдение которых влечет неприемлемость цены сделки для целей определения таможенной стоимости товаров. Однако ошибочным было бы предположение, что первый метод не применим только в указанных четырех случаях.
Прежде всего таможенная стоимость не может быть определена по первому методу, если не выполняется общее требование о том, что таможенная оценка должна проводиться с использованием количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (п. 3 ст. 12 Закона). Данное требование распространяется на все методы таможенной оценки, и при использовании первого метода должно выполняться в отношении как цены сделки, так и всех дополнительных начислений, подлежащих включению в таможенную стоимость. В п. 2 ст. 19.1 Закона прямо предусмотрено, что при отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений к цене сделки метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применим.
Спорным в юридической литературе является вопрос относительно возможности применения первого метода при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых по договорам купли-продажи с отсрочкой или рассрочкой оплаты, а также по внешнеторговым договорам иного, чем купля-продажа, вида. Разные исследователи приводят различные перечни условий ввоза товаров и видов договоров, использование которых исключает таможенную оценку товаров по первому методу. В такие перечни, в частности, включены: бесплатная поставка товаров (подарки, образцы, реклама); ввоз товаров на условиях консигнации; ввоз товаров материнской компанией для дочерних фирм, не являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности; поставка товаров через посредника без продажи ему товаров; ввоз товаров на условиях аренды (лизинг), поставки товаров в счет гарантий; вывоз отходов производства в другую страну; наличие в договоре купли-продажи условия о том, что покупатель покупает товары лишь у этого продавца (ограничение в отношении прав покупателя на оцениваемый товар); бартерный контракт; покупка с условием о том, что в дело включается эксперт (продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено); ввоз товаров в уставной фонд; ввоз выставочных или иных образцов изделий (бесплатная поставка) <*>.
--------------------------------
<*> Чуракова А.В. Таможенная стоимость. Внешнеторговые контракты. Таможенное оформление автомобилей. М.: Экспертное бюро-М, 1997. С. 8; Богданова Е.Л., Гамидуллаев С.Н., Никитина Е.В. Таможенная стоимость. Учебное пособие. СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2002. С. 12; Таможенное право России / Под общей ред. С.И. Истомина, В.А. Максимцева. М.: Софтиздат, 2005. С. 283.
С приведенными перечнями в полной мере нельзя согласиться. Так, если товары ввозятся в РФ на основании договора консигнации, применение первого метода исключено, поскольку на момент пересечения товарами таможенной границы цена сделки (как она определена для целей таможенной оценки товаров) попросту отсутствует. Вместе с тем в случаях ввоза товаров по условно-стоимостным сделкам (по которым нет реального движения денежных средств, например, товарообменные операции, в том числе бартерные и компенсационные поставки, поставки в счет гарантии, безвозмездные поставки в форме дара), если в документах, сопровождающих перемещение товаров через таможенную границу (контракт, счет-проформа, таможенная декларация страны вывоза), имеется стоимостная оценка каждого из товаров и выполняются иные установленные законодательством РФ условия, товары могут быть оценены по первому методу.
Данная позиция поддерживается таможенными органами. Так, в письме ГТК России от 18.06.2004 N 01-06/22236 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов" разъяснено, что товары, ввозимые во исполнение внешнеторговых договоров купли-продажи, предусматривающих отсрочку или рассрочку платежа, а также договоров международного финансового лизинга, предусматривающих переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга, могут быть оценены с использованием первого метода.
При этом указано, что, учитывая положения пункта 2 статьи 323 ТК РФ о том, что заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации, суммы процентов за отсрочку или рассрочку оплаты не включаются в таможенную стоимость товаров, при соответствующем подтверждении таможенному органу заявленных сведений о цене сделки и сумме процентов за отсрочку или рассрочку оплаты. Для обеспечения надлежащего документального подтверждения заявленной таможенной стоимости в рассматриваемом случае рекомендовано в соответствии с мировой практикой принимать во внимание одновременное соблюдение следующих условий:
- наличие во внешнеторговом договоре раздельного указания цены сделки, подлежащей уплате за ввозимый товар, и суммы процентов за отсрочку или рассрочку оплаты;
- определение во внешнеторговом договоре условий в соответствии с общими правилами о договоре купли-продажи (количество, ассортимент, качество, комплектность, тара и (или) упаковка и другие необходимые сведения о товарах, подлежащих продаже с отсрочкой или рассрочкой оплаты; условия поставки; цена сделки, подлежащая уплате; валюта цены; валюта платежа и т.д.), а также условий оплаты товара, связанных с предоставлением отсрочки или рассрочки оплаты (размер процента, взимаемого с заемщика; сроки оплаты цены сделки и процентов; документы, на основании которых будет производиться оплата, и т.д.);
- документальное подтверждение цены сделки, подлежащей уплате за ввозимый товар, которая может быть принято в основу определения таможенной стоимости в соответствии с установленным Законом порядком;
- размер процента за отсрочку или рассрочку оплаты не превышает среднего уровня процентов, начисляемых по аналогичным долговым обязательствам в связи с отсрочкой или рассрочкой оплаты за товары, ввезенные одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров. При отсутствии данных о таких обязательствах и (или) если есть основания полагать, что такие данные не являются достоверными, для целей контроля таможенной стоимости предельную величину процентов рекомендовано считать равной 15%, как установлено статьей 269 НК РФ в отношении долговых обязательств в иностранной валюте при рассмотрении вопроса об отнесении процентов по долговым обязательствам к расходам.
Статья 19.1. Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате
Комментарий к статье 19.1
Согласно новой редакции ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью товаров, оцениваемых с использованием первого метода, является стоимость сделки с ввозимыми товарами, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ, дополненная в соответствии с настоящей статьей.
Цена сделки - основной компонент таможенной стоимости. Под ценой сделки понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ. При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем продавцу за ввозимые товары. Указанные платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца.
В целях таможенной оценки товаров к цене сделки должны быть добавлены дополнительные начисления, образующие таможенную стоимость товаров и называемые ее структурными компонентами (элементами). Общими условиями включения дополнительных начислений в цену сделки являются:
- соответствующие расходы фактически понес покупатель в связи с покупкой и ввозом оцениваемых товаров;
- расходы не были включены в цену сделки.
Перечень дополнительных начислений не претерпел кардинальных изменений по сравнению с закрепленным в п. 1 ст. 19 прежней редакции Закона РФ "О таможенном тарифе", в этот перечень включены:
1. Расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:
на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;
на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;
на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
2. Соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:
- сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;
- инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров.
В соответствии с п. 4 настоящей статьи распределение стоимости использованных при производстве оцениваемых товаров предметов может осуществляться путем отнесения всей этой стоимости к таможенной стоимости первой партии товаров или к таможенной стоимости иного определенного декларантом количества товаров, которое не может быть меньше количества декларируемых товаров. Такое распределение должно производиться способом, применимым к конкретным обстоятельствам, в зависимости от имеющихся у декларанта документов и в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
При этом стоимостью указанных предметов признаются расходы по их приобретению, если покупатель приобрел эти предметы у продавца, не являющегося взаимосвязанным лицом с покупателем, либо расходы по их изготовлению, если предметы произведены покупателем или лицом, являющимся взаимосвязанным лицом с покупателем. Если указанные предметы ранее использовались покупателем, независимо от того, были ли они приобретены или произведены этим покупателем, исходная цена их приобретения или производства подлежит уменьшению в целях получения (определения) стоимости этих предметов с учетом их использования;
- материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;
- проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением РФ, и необходимых для производства оцениваемых товаров.
В отношении предоставленных покупателем товаров и услуг, указанных в предыдущем абзаце, которые были приобретены или арендованы покупателем, дополнительные начисления производятся в части, касающейся затрат на их приобретение или аренду (п. 5 комментируемой статьи).
3. Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в РФ), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам.
4. Любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.
5. Расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ.
6. Расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ.
7. Расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.
Приведенный перечень дополнительных начислений к цене сделки с ввозимыми товарами является исчерпывающим. Это значит, что какие-либо иные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за импортируемые товары, за исключением рассмотренных выше, не производятся (п. 3 ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе").
Рассмотренные дополнительные начисления, подлежащие включению в таможенную стоимость, отражаются в соответствующих графах декларации таможенной стоимости (ДТС), подаваемой к грузовой таможенной декларации (ГТД) и являющейся неотъемлемой частью последней <*>.
--------------------------------
<*> Формы бланков декларации таможенной стоимости и Инструкция о порядке заполнения декларации таможенной стоимости были утверждены Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 988. В утвержденной этим Приказом форме ДТС-1 (используется при определении таможенной стоимости по первому методу; для иных случаев предусмотрена форма ДТС-2) дополнительные начисления к цене сделки указываются в графах 13 - 18.
Дополнительные начисления должны производиться при выполнении общего правила, закрепленного в п. 3 ст. 12 настоящего Закона о том, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Это требование конкретизировано в п. 2 ст. 19.1 настоящего Закона, согласно которому дополнительные начисления к цене сделки с ввозимыми товарами производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.
Статья 20. Метод по стоимости сделки с идентичными товарами
Комментарий к статье 20
Комментируемая статья содержит правила определения таможенной стоимости с использованием метода по стоимости сделки с идентичными товарами. Это второй метод определения таможенной стоимости, применимый только в тех случаях, когда не выполняются условия применения первого и основного метода - по стоимости сделки с ввозимыми товарами (п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 20 настоящего Закона).
В рамках рассматриваемого метода за основу для определения таможенной стоимости конкретных перемещаемых через таможенную границу РФ товаров берется таможенная стоимость других, идентичных с оцениваемыми, товаров.
Понятие идентичных товаров раскрыто в подп. 3 п. 1 ст. 5 новой редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" следующим образом: идентичные товары - это товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для отказа в рассмотрении таких товаров как идентичных, если в остальном товары соответствуют требованиям, установленным указанным пунктом.
Товары не считаются идентичными, если они произведены не в той же стране, что и оцениваемые товары, или если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены (выполнены) в РФ.
Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда идентичные товары того же производителя не выявлены на таможенной территории РФ.
Приведенное определение идентичных товаров не претерпело кардинальных изменений по сравнению с закрепленным в ст. 20 прежней редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" и в полной мере соответствует значению, в котором рассматриваемый термин используется в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ.
Понятие идентичных товаров используется также в законодательстве РФ о налогах и сборах. Согласно п. 6 ст. 40 НК РФ идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки; при этом, в частности, учитываются физические характеристики товаров, их качество, репутация на рынке, страна происхождения и производитель; незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться. Как и при использовании ценовой информации об идентичных товарах для определения таможенной стоимости и расчета подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, рыночная цена идентичных товаров используется налоговыми органами для целей исчисления налогов, если в соответствии с законодательством РФ в этих целях не может быть использована цена товаров, подлежащих налогообложению, указанная сторонами сделки.
При использовании второго метода крайне важна правильная оценка каждого критерия идентичности товаров. Товары признаются идентичными только при одновременном соответствии следующим критериям:
- физические характеристики (для разных товаров они различны, например, длина, ширина, высота, плотность, толщина, технические характеристики);
- качество товаров (совокупность потребительских свойств товаров в соответствии с их функциональным назначением);
- репутация товаров. Репутацию товаров на рынке можно определить как сложившееся мнение, оценку потребителем потребительских свойств (качества) товаров, в том числе в соотношении с его ценой. Высокая репутация обеспечивает устойчивое положение товаров на рынке, стабильный спрос у потребителя и соответственно свидетельствует о более высокой цене товаров. Рассматриваемый показатель не является статичным. Одновременно с этим товары, положительно себя зарекомендовавшие и успешно продаваемые на рынке в течение продолжительного периода времени, определенно имеют более высокую репутацию (и соответственно более высокую цену) на рынке. Данный критерий носит оценочный характер и подлежит тщательному изучению в каждом конкретном случае.
Репутация товаров учитывается и влияет на возможность применения и других методов таможенной оценки - по стоимости сделки с однородными товарами, метода вычитания, резервного метода. В качестве примера товаров, не соотносимых по критерию репутации у потребителя, могут быть названы товары торговой марки "Predator" в сравнении с товарами торговой марки "Samsung"; мониторы для персональных компьютеров торговых марок "Mandex" и "Hewlett-Packard" (в Обзоре правоприменительной практики рассмотрения жалоб на решения о корректировке таможенной стоимости <*> ФТС России было указано, что товары марок "Samsung" и "Hewlett-Packard" широко известны массовому российскому потребителю и имеют более высокую репутацию на рынке, в связи с чем ценовая информация о таких товаров не может служить основой для определения таможенной стоимости товаров марок "Predator" и "Mandex").
--------------------------------
<*> Письмо ФТС России от 30.03.2005 N 01-06/9713.
Следующим шагом, после подбора идентичных товаров, является проверка выполнения условий применения метода по стоимости сделки с идентичными товарами. Пунктами 1, 2 ст. 20 Закона РФ "О таможенном тарифе" в качестве таких условий установлены:
1) идентичные товары проданы на экспорт в РФ. Это означает, что за основу для определения таможенной стоимости не может быть взята стоимость сделки с товарами, хотя бы и соответствующими критериям идентичности, но:
- ввезенными в РФ не для продажи (например, временный ввоз экспонатов, выставочных товаров, ввоз с целью переработки);
- проданными для экспорта в иную, чем РФ, страну;
2) идентичные товары ввезены в РФ в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые.
Формулируя это условие, законодатель отказался от фиксированного показателя, закрепленного в подп. "б" п. 2 ст. 20 Закона РФ "О таможенном тарифе" в прежней редакции ("ввезены одновременно с оцениваемыми или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров"). Не установлен такой фиксированный показатель и в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ. И это вполне оправданно: стоимость одних товаров может не подвергаться значительным колебаниям в течение довольно продолжительного периода времени, стоимость же других (представляется, что таких большинство) меняется каждый месяц или даже чаще, в этой связи установить один общий показатель для всего многообразия видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вряд ли целесообразно.
Таким образом, для выполнения данного условия необходимо исходить из характера и специфики оцениваемых (и соответственно идентичных) товаров, уровня цен на них применительно к периоду ввоза и др., т.е. период времени должен быть "соответствующим" с точки зрения рыночных конъюнктурных условий;
3) идентичные товары проданы на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном, ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые. Снижение продажной цены товаров при покупке большими партиями по сравнению с ценой этих же товаров при покупке в меньших количествах - распространенная мировая практика. В этой связи рассматриваемое условие направлено на обеспечение максимально возможного соответствия цены сделки с идентичными товарами цене сделки с ввозимыми товарами с учетом таких факторов, влияющих на цену, как:
- коммерческий уровень продажи;
- количество проданных товаров.
Если не выявлено продаж идентичных товаров на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах, при условии проведения корректировки такой стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне и (или) в количестве.
Такая корректировка проводится на основе сведений, подтверждающих обоснованность и точность этой корректировки, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. Данное положение в полной мере соответствует общему требованию о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности сведений, используемых для определения таможенной стоимости (п. 3 ст. 12 новой редакции Закона РФ "О таможенном тарифе"). При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с идентичными товарами не применим.
В комментарии ВТО к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ указано, что условием корректировки вследствие разных коммерческих уровней и (или) разных количеств, независимо от того, повлечет ли такая корректировка увеличение или уменьшение стоимости, является наличие доказательства разумности и точности корректировки. В качестве такого доказательства может рассматриваться, например, действующий каталог цен, содержащий информацию о ценах, относящихся к разным уровням или количествам. Так, если оцениваемые товары состоят из поставок 10 единиц, а идентичные товары были поставлены в количестве 500 единиц, и известно, что продавцом предоставлены скидки, обусловленные количеством продаваемых товаров, корректировка может быть осуществлена с использованием каталога цен продавца, из которого выбирается цена, применяемая к продаже 10 единиц. При этом не должно быть сомнений, что каталог цен применительно к разным количествам товаров составлен добросовестно;
4) таможенная стоимость идентичных товаров была определена и принята таможенным органом по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Целесообразность данного условия очевидна: таможенная стоимость товаров, определенная по методу, отличному от первого, все в большей степени носит приблизительный, "теоретический" характер. Каждое последующее использование такой стоимости в целях таможенной оценки других товаров имело бы следствием принятие в качестве таможенной стоимости величины, не отражающей действительную цену товаров по конкретной внешнеторговой сделке.
Подобрав идентичные товары и проверив выполнение условий применения второго метода определения таможенной стоимости, необходимо установить уровень расходов в связи с перевозкой товаров, подлежащих включению в таможенную стоимость, при продажах оцениваемых и идентичных товаров. Это расходы:
- по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;
- по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;
- на страхование в связи с международной перевозкой товаров.
Значительная разница в таких расходах, обусловленная различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта, должна быть учтена, и таможенная стоимость соответствующим образом скорректирована. Отметим, что такая корректировка также должна осуществляться с соблюдением требования о документальном подтверждении, достоверности и количественной определенности сведений, используемых для определения таможенной стоимости.
Важное правило, направленное на обеспечение соблюдения прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, закреплено в п. 4 комментируемой статьи. Согласно указанному пункту, если имеется ценовая информация по нескольким товарам, отвечающим критериям идентичности, и в каждом случае выполняются условия применения метода по стоимости сделки с идентичными товарами, для определения таможенной стоимости должна применяться самая низкая из таких стоимостей.
Статья 21. Метод по стоимости сделки с однородными товарами
Комментарий к статье 21
Метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами - третий метод, регламентированный ст. 21 Закона РФ "О таможенном тарифе", применяется только в тех случаях, когда таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров не может быть определена ни по первому методу (не выполняются условия его применения, установленные в ст. ст. 19, 19.1 Закона), ни по второму методу (отсутствует ценовая информация о стоимости идентичных товаров либо не выполняются условия применения метода по стоимости сделки с идентичными товарами).
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 5 новой редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" однородными признаются товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. Коммерчески взаимозаменяемые товары можно определить как группу товаров, близких по потребительским свойствам, удовлетворяющих в основном одинаковые потребности и сравнимых по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака.
Товары могут быть признаны однородными только при выполнении всех перечисленных критериев в совокупности.
Не считаются однородными товары, произведенные в иной стране, чем оцениваемые товары, а также если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены (выполнены) в РФ. Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда однородные товары того же производителя не выявлены на таможенной территории РФ.
В Соглашении о применении статьи VII ГАТТ используется термин "similar good's", точный перевод которого "похожие, подобные товары". Юридическое наполнение закрепившегося в российском законодательстве понятия однородных товаров в целом соответствует названному термину.
Понятие однородных товаров в значении, аналогичном рассмотренному выше, используется также в законодательстве РФ о налогах и сборах (п. 7 ст. 40 НК РФ). Как и при использовании ценовой информации об однородных товарах для определения таможенной стоимости и расчета подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, рыночная цена однородных товаров используется налоговыми органами для целей исчисления налогов, если в соответствии с законодательством РФ в этих целях не могут быть использованы цена товаров, подлежащих налогообложению, указанная сторонами сделки, и рыночная цена идентичных товаров.
Методология таможенной оценки на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами аналогична методологии таможенной оценки на основе предыдущего метода - по стоимости сделки с идентичными товарами (см. комментарий к ст. 20 настоящего Закона). Схематично она может быть представлена следующим образом.
I. Подбор однородных товаров, соответствующих критериям, заложенным в Законе РФ "О таможенном тарифе" (подп. 4 п. 1 ст. 5, ст. 21).
II. Проверка соблюдения условий применения метода, установленных в ст. 21 Закона:
- однородные товары проданы на экспорт в РФ;
- однородные товары вывезены в РФ в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары;
- однородные товары проданы на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном, ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые. Если не выявлено продаж однородных товаров на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах, при условии проведения корректировки такой стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне и (или) в количестве;
- таможенная стоимость однородных товаров была принята таможенным органом по первому методу.
III. Корректировка стоимости сделки с однородными товарами с целью учета значительной разницы в расходах, обусловленных различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта:
- по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;
- по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;
- на страхование в связи с международной перевозкой товаров.
IV. Если выявлено более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетом проведенных корректировок), для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
Статья 22. Метод вычитания
Комментарий к статье 22
Новая редакция ст. 22 Закона РФ "О таможенном тарифе" заметно отличается от своей прежней редакции: законодатель детально и четко определил методологию таможенной оценки товаров по методу вычитания (четвертый метод). Это очень важно. Данный метод довольно сложный, "трудоемкий" в применении, поскольку предусматривает подбор, анализ и расчет таможенной стоимости на основе информации о продаже оцениваемых, идентичных или однородных товаров, осуществление определенных вычетов из цены, взятой за основу для определения таможенной стоимости, корректировку на стоимость, добавленную в результате переработки товаров и т.д. Каждая из таких операций должна основываться на количественно определенной и документально подтвержденной достоверной информации. На практике данный метод применяется редко ввиду отсутствия в таможенных органах информации, необходимой для его применения.
Закон РФ "О таможенном тарифе" определяет случаи (п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 22), когда таможенная стоимость может быть определена по методу вычитания:
- если таможенная стоимость не может быть определена с использованием предыдущих методов (по стоимости сделок с ввозимыми, идентичными или однородными товарами - первый - третий методы) ввиду невыполнения их условий либо отсутствия информации о стоимости сделок с идентичными и однородными товарами; и
- декларант не заявляет об изменении порядка последовательного применения методов вычитания и сложения стоимости (четвертый и пятый методы). Эти методы в качестве исключения из общего правила могут быть применены в обратном порядке. Изменение последовательного применения методов четвертого и пятого допускается только по заявлению декларанта, таможенный орган при самостоятельном определении таможенной стоимости должен применять все методы таможенной оценки последовательно (см. подробнее комментарий к п. 2 ст. 12 настоящего Закона).
Основой для определения таможенной стоимости по методу вычитания может служить цена единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров, по которой эти товары продаются уже на территории РФ.
Понятия идентичных и однородных товаров используются в настоящей статье в том же значении, как они определены в ст. 5 (подп. 3, 4 п. 1) и употребляются в ст. ст. 20, 21 Закона (см. комментарий к названным статьям).
В качестве условий применения в целях таможенной оценки по методу вычитания цены единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров при их продаже на рынке РФ Законом РФ "О таможенном тарифе" установлены:
1. Оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются в РФ в том же состоянии, в котором они были ввезены в РФ.
Данное условие соответствует общему положению об определении таможенной стоимости ввозимых товаров на основе их стоимости на момент ввоза, пересечения таможенной границы РФ и предполагает, что по общему правилу за основу для определения таможенной стоимости по методу вычитания не может быть взята цена единицы товаров (оцениваемых, идентичных или однородных), проданных на рынке РФ после переработки, т.е. в измененном, переработанном состоянии.
Вместе с тем в соответствии с п. 4 комментируемой статьи, если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в РФ в том же состоянии, в каком они были ввезены на ее таможенную территорию, по заявлению декларанта таможенная стоимость товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой они продаются после их переработки (обработки), при условии вычета стоимости, добавленной в результате переработки (обработки). Такие вычеты производятся на основе объективных и поддающихся количественному определению данных, относящихся к стоимости переработки (обработки). Требование о количественной определенности, достоверности и документальном подтверждении предъявляется ко всем сведениям, используемым при определении таможенной стоимости. Данное требование закреплено в п. 3 ст. 12 Закона РФ "О таможенном тарифе" и конкретизировано в иных его статьях (п. 7 ст. 19, п. 2 ст. 19.1, п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 21).
Цена единицы товаров, по которой они продаются после их переработки (обработки), не может использоваться как основа для определения таможенной стоимости, если:
- в результате дальнейшей переработки (обработки) ввезенные товары теряют свои индивидуальные признаки, за исключением случаев, когда, несмотря на потерю товарами своих индивидуальных признаков, величина стоимости, добавленной в результате переработки (обработки), может быть точно определена;
- ввезенные товары составляют незначительную часть в товарах, продаваемых на внутреннем рынке РФ, и по этой причине стоимость ввезенных товаров не может оказать существенного влияния на стоимость продаваемых товаров.
Возможность применения цены единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров при их продаже после переработки (обработки) определяется в каждом конкретном случае в зависимости от конкретных обстоятельств.
2. За основу таможенной стоимости, определяемой по методу вычитания, принимается цена единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров при их продаже наибольшим совокупным количеством.
Это условие означает, что должна подбираться цена, по которой наибольшее число единиц оцениваемых, идентичных или однородных товаров было продано на первом после импорта коммерческом уровне.
Для наглядности рассматриваемое условие можно иллюстрировать следующими примерами, приведенными в комментарии ВТО к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ.
Товары продаются по каталогу цен, в котором предусмотрены льготные цены за единицу продукции при покупках, производимых в больших количествах
┌─────────────┬────────┬──────────────────┬─────────────────────┐
│ проданное │цена за │ количество │ общее количество, │
│ количество │единицу │ продаж │ проданное по каждой │
│ │ │ │ цене за единицу │
├─────────────┼────────┼──────────────────┼─────────────────────┤
│1 - 10 шт. │ 100 │10 продаж по 5 шт.│ 65 │
│ │ │ │ │
│ │ │5 продаж по 3 шт. │ │
│ │ │ │ │
│11 - 25 шт. │ 95 │5 продаж по 11 шт.│ 55 │
│ │ │ │ │
│более 25 шт. │ 90 │1 продажа 30 шт. │ │
│ │ │ │ │
│ │ │1 продажа 50 шт. │ 80 │
└─────────────┴────────┴──────────────────┴─────────────────────┘
Наибольшее совокупное количество товаров, проданных по одной из обозначенных в таблице цен, - 80, поэтому цена за единицу продукции в наибольшем совокупном количестве - 90.
Другой пример. Осуществляются две продажи: 500 штук по цене 95 денежных единиц каждая и 400 штук по цене 90 денежных единиц каждая. В этом случае наибольшее число проданных по определенной цене единиц - 500, поэтому цена за единицу продукции в наибольшем совокупном количестве составляет - 95.
И, наконец, третий пример представляет ситуацию, когда разные количества товаров продаются по разным ценам:
┌────────────────────────────────────────────────────┐
│ (a) Продажи │
├────────────────────────────┬───────────────────────┤
│ Проданное количество │ Цена за единицу │
│────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 40 шт. │ 100 │
│────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 30 шт. │ 90 │
├────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 15 шт. │ 100 │
├────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 50 шт. │ 95 │
├────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 25 шт. │ 105 │
├────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 35 шт. │ 90 │
├────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 5 шт. │ 100 │
│────────────────────────────┴───────────────────────┤
│ (b) Итого │
├────────────────────────────┬───────────────────────┤
│ Общее проданное количество │ Цена за единицу │
├────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 65 │ 90 │
├────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 50 │ 95 │
├────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 60 │ 100 │
├────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 25 │ 105 │
└────────────────────────────┴───────────────────────┘
В этом примере наибольшее число единиц товаров, проданных по определенной цене, составляет 65, соответственно цена за единицу наибольшего совокупного количества - 90.
3. Основой для определения таможенной стоимости по методу вычитания может служить цена единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров при их продаже в РФ между невзаимосвязанными лицами.
Понятие взаимосвязанных лиц раскрыто в подп. 2 п. 1 ст. 5 настоящего Закона. Это лица, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:
если они являются сотрудниками (служащими) или руководителями организаций друг друга;
если они являются деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют с целью извлечения прибыли и совместно несут риски, связанные с возможными убытками;
если они являются работодателем и работником;
если какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или являются номинальным держателем пяти или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц;
если одно из них прямо или косвенно контролирует другое;
если оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;
если вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;
если они являются родственниками.
Тот факт, что лица связаны в осуществлении своей деятельности таким образом, что одно из них является независимо от использованного обозначения единственным агентом, единственным дистрибьютором или единственным пользователем по договору коммерческой концессии другого, не может служить основанием для признания указанных лиц взаимосвязанными, если данные лица не отвечают ни одному из вышеперечисленных условий.
В зависимости от применяемого метода таможенной оценки выяснению подлежит наличие взаимосвязи непосредственно между участниками внешнеторговой сделки: иностранной стороной (продавцом) и российской стороной (покупателем) - при применении первого метода; либо между сторонами сделки по продаже товаров (оцениваемых, идентичных или однородных), совершаемой уже на территории РФ, т.е. между продавцом и покупателем на российском рынке, - при применении четвертого метода определения таможенной стоимости.
4. Оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются в РФ в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществляется ввоз оцениваемых товаров на таможенную территорию РФ. Для выполнения этого условия в целях таможенной оценки должна рассматриваться цена товаров на наиболее близкую к моменту ввоза на таможенную территорию РФ дату. Рассматриваемое условие применения четвертого метода содержит в себе оценочный критерий, устанавливаемый в каждом конкретном случае правоприменителем с учетом конкретных обстоятельств и специфики товаров, таможенная стоимость которых должны быть определена (см. пункт 2 комментария к ст. 20 настоящего Закона).
Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что, если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в РФ в тот же или соответствующий ему период времени, в который оцениваемые товары пересекали таможенную границу РФ, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой соответственно оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются в РФ в количестве, достаточном для установления цены за единицу такого товара, в том же состоянии, в котором они были ввезены, на самую раннюю дату по отношению ко дню пересечения оцениваемыми товарами таможенной границы РФ, но не позднее чем по истечении 90 дней после этого дня.
Подобрав цену единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров, соответствующую рассмотренным выше условиям, для определения таможенной стоимости из нее необходимо произвести вычеты (отсюда само название - метод вычитания) следующих сумм:
а) вознаграждений агенту (посреднику), обычно выплачиваемых или подлежащих выплате, либо надбавок к цене, обычно производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в РФ товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран.
Сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов (включая расходы по реализации товаров) рассматривается как надбавка к цене товара, покрывающая указанные расходы, а также обеспечивающая получение прибыли в связи с продажей ввезенных товаров того же класса или вида.
Сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов учитывается в целом и определяется на основе информации, предоставленной декларантом, если сведения о прибыли и коммерческих и управленческих расходах сопоставимы со сведениями, имеющими место при продажах в РФ товаров того же класса или вида. Если сведения, используемые декларантом, не сопоставимы с имеющимися в распоряжении таможенного органа сведениями о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов при продажах товаров того же класса или вида в РФ, таможенный орган может определить сумму прибыли и коммерческих и управленческих расходов на основе имеющихся у него сведений.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 5 настоящего Закона товары того же класса или вида - это товары, относящиеся к одной группе или к ряду товаров, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности, включая идентичные или однородные товары. В целях таможенной оценки товаров по методу вычитания может использоваться информация о продажах товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран (в отличие от метода сложения - пятый метод, в рамках которого допускается использование информации только о товарах того же класса и вида, произведенных в той же стране, что и оцениваемые). Вопрос о том, являются ли оцениваемые товары и товары, с которыми они сравниваются, товарами того же класса или вида, должен решаться отдельно в каждом конкретном случае с учетом соответствующих обстоятельств. При этом рассматриваются продажи в РФ, возможно, более узкой группы или ряда ввезенных товаров того же класса или вида, включая оцениваемые, в отношении которых может быть предоставлена информация;
б) обычных расходов на осуществленные на таможенной территории РФ перевозку (транспортировку), страхование, а также связанных с такими операциями расходов в РФ;
в) таможенных пошлин, налогов, сборов, а также установленных в соответствии с законодательством РФ налогов, подлежащих уплате в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ или с их продажей на этой территории, включая налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы.
Указанные выше расходы, понесенные в связи с продажей оцениваемых, идентичных или однородных товаров на территории РФ, необходимо должны быть исключены (вычтены) из цены единицы товаров, принимаемой за основу для определения таможенной стоимости, поскольку таким образом цену товаров при продаже на внутреннем рынке РФ можно "приблизить" к цене товаров на момент их ввоза, пересечения таможенной границы РФ.
Расчеты таможенной стоимости по методу вычитания производятся с учетом нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета в РФ (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе").
Статья 23. Метод сложения
Комментарий к статье 23
В случаях, когда таможенная стоимость товаров:
- не может быть определена по стоимости сделок с ввозимыми, идентичными или однородными товарами и по методу вычитания (первый - четвертый методы); или
- не может быть определена по стоимости сделок с ввозимыми, идентичными или однородными товарами (первый - третий методы) и декларант меняет порядок последовательного применения методов вычитания (четвертый) и сложения (пятый) на обратный (см. подробнее комментарий к ст. 12 настоящего Закона);
- то она определяется по методу сложения.
В новой редакции ст. 23 Закона РФ "О таможенном тарифе" подробно регламентирован порядок определения таможенной стоимости по методу сложения. Основой для таможенной оценки по данному методу служит расчетная стоимость. В Соглашении о применении статьи VII ГАТТ рассматриваемый метод так и называется "computed value method" - метод расчетной стоимости.
Расчетная стоимость представляет собой сумму следующих компонентов:
1) расходы по изготовлению или приобретению материалов и расходы на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых товаров. В данный вид расходов включаются:
а) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами; расходы на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
б) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:
- сырья, материалов и комплектующих, являющихся составной частью ввозимых товаров;
- инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;
- материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;
- проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением РФ, и необходимых для производства оцениваемых товаров. Стоимость проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) на территории РФ и необходимых для производства оцениваемых товаров, включается в пределах, оплаченных производителем.
Перечисленные выше расходы определяются на основе сведений о производстве оцениваемых товаров, представленных их производителем или от его имени. Основой указанных выше сведений являются коммерческие счета производителя товаров при условии, если такие счета соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, принятым в установленном порядке в стране производства оцениваемых товаров.
Повторный учет одних и тех же показателей не допускается.
Термином "общепринятые принципы бухгалтерского учета" обозначена система правил бухгалтерского учета, принятая в установленном порядке в соответствующий период в соответствующей стране (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Таможенная оценка по методу сложения осуществляется с учетом правил бухгалтерского учета, принятых в установленном порядке в стране производства оцениваемых товаров;
2) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентные той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза в РФ.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 5 настоящего Закона товары того же класса или вида - это товары, относящиеся к одной группе или к ряду товаров, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности, включая идентичные или однородные товары. В целях таможенной оценки товаров по методу сложения может использоваться информация только о товарах того же класса и вида, произведенных в той же стране, что и оцениваемые (в отличие от метода вычитания, в рамках которого допускается использование информации о продажах товаров того же класса или вида, ввезенных из других стран). Вопрос о том, относятся ли товары к одному классу или виду, должен решаться отдельно в каждом конкретном случае с учетом соответствующих обстоятельств. При этом рассматриваются продажи в РФ, возможно, более узкой группы или ряда ввезенных товаров того же класса или вида, включая оцениваемые, в отношении которых может быть предоставлена информация.
Суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов учитываются в целом и определяются на основе сведений, представленных производителем или от его имени. Проверка документов и сведений, представленных производителем или от его имени, может производиться таможенными органами РФ в соответствии с международными договорами РФ и нормами международного права (п. 5 комментируемой статьи).
Если представленные производителем сведения не соответствуют имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениям о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов, которые обычно получают при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, произведенные в стране экспорта оцениваемых товаров для вывоза в РФ, то расчет суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов может быть осуществлен на основе соответствующих сведений, полученных из других источников. Если для расчета суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов используются имеющиеся у таможенного органа сведения о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов, то по заявлению декларанта таможенный орган обязан предоставить произведенные на их основе расчеты и указать источник таких сведений.
Как видно из рассмотренных правил применения метода сложения, он основывается на информации, которой располагает производитель товаров. В этой связи на практике данный метод применяется крайне редко, поскольку производители отказываются предоставлять такую информацию контрагенту по внешнеторговой сделке и таможенным органам РФ как содержащую коммерческую тайну, а истребование ее невозможно, так как производитель товаров находится вне юрисдикции РФ. В п. 5 настоящей статьи прямо установлено, что таможенные органы не вправе требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для подтверждения расчетной стоимости. В комментарии ВТО к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ отмечено, что использование метода расчетной стоимости по большей части ограничено случаями, когда покупатель и продавец взаимосвязаны и производитель готов предоставить органам власти страны импорта необходимую информацию об издержках производства и при необходимости ее подтвердить;
3) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;
4) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;
5) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.
Статья 24. Резервный метод
Комментарий к статье 24
Шестой (и последний) метод определения таможенной стоимости называется резервным. Само название данного метода и порядок определения таможенной стоимости с его помощью, регламентированный ст. 24 Закона РФ "О таможенном тарифе", характеризуют его содержание. В определенном смысле это метод, если не исключительный, то "запасной", применяемый только в тех случаях, когда в целях таможенной оценки не может быть применен ни один из предыдущих методов (не выполняются установленные Законом условия применения методов либо отсутствует документально подтвержденная информация для их применения) (п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 24 настоящего Закона). В Соглашении о применении статьи VII ГАТТ для обозначения рассматриваемого метода вообще не используется какой-либо специальный термин, в ст. 7 Соглашения указано, что если таможенная стоимость импортируемых товаров не может быть определена согласно положениям статей 2 - 6 включительно (регламентируют предыдущие методы), то таможенная стоимость должна быть определена путем использования разумных способов, совместимых с принципами и общими положениями Соглашения и статьи VII ГАТТ 1994 года, на основе данных, имеющихся в стране импорта.
Особенность резервного метода состоит в том, что он не предусматривает какой-либо самостоятельной основы для определения таможенной стоимости, а базируется на предыдущих методах, допуская их гибкое использование. Это означает, что в рамках резервного метода таможенная стоимость рассчитывается по одному из предыдущих методов, применяемых гибко, т.е. с отступлением от некоторых критериев и условий применения этих методов, установленных Законом РФ "О таможенном тарифе". В частности, допускается следующее:
1) за основу для определения таможенной стоимости товаров может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в стране иной, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары;
2) при определении таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделок с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных ст. 20 или ст. 21 Закона требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары;
3) за основу для определения таможенной стоимости товаров может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная по второму (по стоимости сделки с идентичными товарами) и по третьему (по стоимости сделки с однородными товарами) методам;
4) при определении таможенной стоимости товаров на основе метода вычитания допускается отклонение от установленного п. 3 ст. 22 Закона срока.
Данный перечень не является исчерпывающим, а приводится в Законе в качестве иллюстрации гибкого применения методов таможенной оценки.
Согласно п. 3 комментируемой статьи в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров по резервному методу не могут быть использованы:
1) цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза);
2) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
3) цена на внутреннем рынке РФ на товары, произведенные в РФ;
4) иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со ст. 23 настоящего Закона;
5) цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;
6) произвольные или фиктивные стоимости;
7) минимальные таможенные стоимости.
Определение таможенной стоимости по резервному методу должно базироваться на реальных, обоснованных данных. Обязательным требованием является также обеспечение максимально возможного подобия товаров. Это означает, что при рассмотрении предполагаемых аналогов для сравнения стоимости сначала подбирают идентичные товары, затем однородные, а при их отсутствии - товары того же класса или вида. Необходимым условием применения рассматриваемого метода является использование в качестве основы для определения таможенной стоимости информации, содержащей точное описание товаров: их коммерческие наименования, сведения о фирме-изготовителе, материале, технических параметрах и прочих характеристиках, которые влияют на стоимость товаров данного вида. Например, в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров - DVD-проигрывателей не может быть взята информация о DVD-проигрывателях, имеющих существенные конструктивные отличия, различные технические характеристики и параметры, влияющие на их стоимость (поддержка разных форматов, выполнение определенных функций, дополнительные возможности, качество, репутация у потребителя) <*>.
--------------------------------
<*> Примеры приведены в Обзоре практики рассмотрения жалоб на решения о корректировке таможенной стоимости, направленном письмом ФТС России от 30.03.2005 N 01-06/9713.
При определении таможенной стоимости по шестому методу в качестве базы для таможенной оценки могут использоваться ценовые данные из нейтральных источников информации. Это ценовая информация, представляемая из независимых, незаинтересованных источников, чем обеспечивается ее объективность, достоверность, соответствие реальным ценам на товары, сложившимся на открытом рынке.
К числу нейтральных источников информации относятся, например, издания, в том числе специализированные печатные издания, содержащие подробное описание конкретного товара и четкое определение структуры цены; каталоги независимых фирм типа Евротакс, ОТТО; публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты цен на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам; ценовые справочники, в частности, информационные бюллетени "Справочник цен мирового рынка", "Цены российского и мирового рынков", подготовленные Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом, другие издания - "Конъюнктура рынков", "Цена дайджест", "Маркетинговый обзор", "Метал-прайс" и т.п.; биржевые котировки цен; информация интернет-ресурсов (прежде всего информация интернет-сайтов производителя оцениваемых товаров, его официальных дилеров, известных крупных поставщиков, осуществляющих реализацию товаров на территории РФ).
Информация названных источников может использоваться в целях таможенной оценки товаров только при соблюдении общих требований ко всем исходным ценовым данным, применяемым для определения таможенной стоимости, а именно: наличие точного описания товара; обеспечение максимально возможного подобия товаров; определение таможенной стоимости на основе реальных, обоснованных ценовых данных, использование которых не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации; также должны учитываться базовые, исходные условия конкретных сделок для выполнения требований по составу затрат, являющихся структурными компонентами таможенной стоимости.
- Комментарий (постатейный) к закону российской федерации
- Используемые сокращения
- Новая редакция Закона рф "о таможенном тарифе" и развитие российского таможенного права
- Российская федерация закон о таможенном тарифе
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Сезонные и особые пошлины
- Раздел III. Таможенная стоимость товаров
- Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию российской федерации
- Раздел V. Определение страны происхождения товара
- Раздел VI. Тарифные льготы
- Раздел VII. Заключительные положения