logo
ФЗ о таможенном тарифе

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Цели Закона и сфера его применения

Комментарий к статье 1

В комментируемой статье определяются цели и пространственные пределы правового регулирования таможенно-тарифных отношений.

Закон РФ "О таможенном тарифе" устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации, представляющего собой свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с принятой Товарной номенклатурой и действующих в отношении товаров, которые перемещаются через таможенную границу (ст. 2 комментируемого Закона).

Необходимость четкой правовой регламентации таможенно-тарифного механизма обусловлена по крайней мере двумя обстоятельствами.

Первое обстоятельство связано с тем, что таможенное регулирование вообще и таможенно-тарифное регулирование в частности вторгается в сферу частно-экономических интересов участников внешнеэкономической деятельности, заставляет корректировать те или иные направления внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов.

Второе связано с "внешней" направленностью таможенно-тарифной политики, создающей для государства обязательства международно-правового характера, нуждающиеся в четкой правовой регламентации.

Правовые нормы, регулирующие общественные отношения в таможенно-тарифной сфере, представлены предписаниями:

- устанавливающими общий порядок государственного регулирования внешнеторговой деятельности и основные начала таможенно-тарифного механизма (например, ст. ст. 71, 74 Конституции РФ, соответствующие статьи Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Закона РФ "О таможенном тарифе", Таможенного кодекса РФ, ряда международных договоров и соглашений);

- "задающими" основные параметры таможенно-тарифного регулирования (ставки таможенных пошлин, их дифференциация в зависимости от страны происхождения товара, таможенно-тарифные льготы и т.д.).

Принимая конкретную форму выражения, упомянутые нормы составляют два основных блока источников права:

1) внутреннее таможенное законодательство;

2) международные договоры и соглашения, касающиеся таможенно-тарифного регулирования.

Правовые источники таможенно-тарифного регулирования составляют единую целостную систему, элементы (составные части) которой находятся в отношениях субординации и иерархической подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования внешнеторговой деятельности. Основными принципами построения системы источников права, регулирующих таможенно-тарифные отношения, являются конституционность, законность и приоритет международно-правовой нормы.

Конституционность в данном случае означает строгое соответствие всех правовых источников таможенно-тарифного регулирования положениям и принципам, закрепленным в Конституции РФ.

Законность предполагает обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитие которых принимались данные подзаконные акты. В случае нарушения этого требования подзаконные акты в установленном порядке могут быть признаны ничтожными, то есть никогда не действовавшими.

Наконец, принцип приоритета международного права означает, что в случае возникновения противоречия между нормой внутреннего (национального) законодательства и предписанием, установленным в международном договоре, будет действовать международно-правовая норма. Этот важный принцип производен от нормы, содержащейся в п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Избежать несоответствия внутреннего таможенного законодательства действующим положениям международных договоров помогает предварительный контроль за принимаемыми в таможенной сфере нормативными правовыми актами. В случае возникновения противоречия между заключаемым международным договором и ранее принятым актом внутреннего законодательства следует внести изменения во внутреннее законодательство.

Место таможенного тарифа в механизме государственного регулирования внешней торговли определено Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <*>. В случае перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров в качестве основных методов государственного регулирования используются таможенно-тарифный и нетарифный методы.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Суть таможенно-тарифного регулирования закреплена в ст. 19 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности": "В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины". В том же Законе в ст. 20 содержится характеристика нетарифного метода регулирование внешней торговли товарами, предполагающего использование таких инструментов, как количественные ограничения (квотирование), лицензирование, исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.

На современном этапе государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не столько административными запретами и ограничениями, сколько путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия.

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование представляет собой экономический метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которого лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. В целях таможенно-тарифного регулирования используется богатый арсенал инструментов - ставки таможенных пошлин, таможенная товарная номенклатура, порядок определения страны происхождения товара и расчета (установления) таможенной стоимости, система льгот и преференций по таможенному обложению и др.

В отличие от инструментов нетарифного регулирования, позволяющих государству осуществлять непосредственное вмешательство в процесс внешнеторгового обмена, таможенно-тарифные инструменты воздействуют на объект внешнеторговой политики косвенно, через ценовой фактор.

Таможенные пошлины выступают в качестве стоимостного ограничителя импортных (экспортных) операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.

В пункте 1 комментируемой статьи определены основные цели таможенного тарифа.

Одной из них названа рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию, то есть рационализация товарной структуры российского импорта. Под рационализацией имеется в виду, что таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики, снижаются или полностью отменяются; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин, то есть их повышения, в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.

Стимулирование развития национальной экономики осуществляется и через защиту экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим параметрам и затратам на производство продукции значительно превосходят отечественных производителей. Это объясняет высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и внутреннем рынках. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность - чрезмерный импорт затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

Другой целью Закона РФ "О таможенном тарифе" названо поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса России <*>. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в Россию валютных ресурсов.

--------------------------------

<*> Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и обязательств данной страны применительно к зарубежным странам, возникшее в результате осуществления внешнеэкономической деятельности. Расчетный баланс охватывает требования и обязательства в денежном выражении независимо от того, когда наступают платежи по ним, в отличие от платежного баланса, который включает только произведенные в течение определенного периода платежи.

Использование таможенных пошлин призвано также содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации, что также является одной из основных целей таможенного тарифа. Одна из важнейших задач развития российского экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередь машинно-технической.

В настоящее время в товарной структуре российского экспорта сохраняется сырьевая направленность с преобладанием энергоносителей. Основными экспортными товарами по-прежнему остаются сырая нефть и природный газ. На товарную структуру импорта существенное влияние оказывают последствия происходившего в течение ряда лет снижения объемов производства внутри страны, в том числе производства продовольственных товаров. Как следствие, наблюдался стабильный рост объемов закупок продовольствия за рубежом.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности должно привести к прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной продукции. "Важнейшими задачами в области обеспечения экономической безопасности, - отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300 <*>) - является опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, неуклонное расширение рынка наукоемкой продукции". Для этого должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и поддержки развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170.

Задачей таможенного тарифа в Законе названа защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят отечественных производителей. Этим объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и внутреннем рынке. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития рыночной экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность - чрезмерный импорт затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации закреплено, что "обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства". При этом особо отмечается необходимость усилить защиту интересов отечественных производителей "в условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг".

Наконец, еще одной задачей таможенного тарифа является обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. Это задача не только таможенно-тарифной политики, но и внешнеторговой политики в целом. Внешнеторговое законодательство нацелено на активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством. Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере развивается по трем основным направлениям:

- взаимодействие со странами СНГ;

- сотрудничество со странами "дальнего зарубежья";

- участие в работе международных организаций (Всемирной таможенной организации и др.).

Необходимость международно-правового сотрудничества в таможенной области продиктована также сложностью современных таможенных тарифов, существованием многочисленных обременительных таможенных формальностей, препятствующих развитию международной торговли.

В п. 4 ст. 1 Таможенного кодекса РФ закреплено, что Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой. Унификация национальных таможенно-правовых систем создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (раздел IV) в качестве важнейших задач во внешнеэкономической сфере названы следующие:

- создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

- расширение рынков сбыта российской продукции;

- формирование единого экономического пространства с государствами-участниками СНГ.

В пункте 2 комментируемой статьи устанавливаются пространственные пределы действия Закона РФ "О таможенном тарифе". Ими являются таможенные границы Российской Федерации. Таможенная граница представляет собой границу таможенной территории, и с ее помощью устанавливаются пространственные пределы суверенитета государства в таможенной сфере, территориальные пределы действия таможенного законодательства. В статье 5 того же Закона таможенная граница определяется как граница таможенной территории. Более полное определение таможенной границы дано в пункте 4 статьи 2 Таможенного кодекса РФ. Таможенная граница может совпадать с Государственной границей Российской Федерации <*>, а может от нее отличаться (искусственные острова, установки и сооружения и др.).

--------------------------------

<*> Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594).

Таким образом, нормы Закона РФ "О таможенном тарифе" действуют на российской таможенной территории, то есть на территории, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ст. 5 комментируемого Закона).

В комментируемом Законе упоминается принцип единства таможенной территории. Принцип единства таможенной территории производен от правовых норм, содержащихся в ст. ст. 8 и 74 Конституции РФ, где закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности; содержится запрет на установление внутренних таможенных границ, а также в статье 71 (п. "ж"), в которой установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации. Впоследствии этот принцип был определен в качестве одного из принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").

Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ.

Законодатель в Таможенном кодексе РФ при определении понятия таможенной территории также попутно закрепляет принцип единства таможенной территории РФ (п. 1 ст. 2): "Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации".

Таможенный кодекс РФ (ст. 2) определяет понятие таможенной территории через описание ее частей и закрепляет норму, по которой таможенная территория РФ включает также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение соответствует п. 2 ст. 67 Конституции РФ, в соответствии с которым Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Необходимо отметить, что эта норма развита и в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <*>, а также в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" <**>. В статье 5 Закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ среди прав, которые Российская Федерация осуществляет на континентальном шельфе <***>, названо "исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности".

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

<**> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.

<***> Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (ст. 1).

В пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ закреплено, что Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне <*>.

--------------------------------

<*> Под исключительной экономической зоной Российской Федерации понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", международными договорами и нормами международного права (ст. 1).

Статус прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (Россия ратифицировала эту Конвенцию в 1997 году) <*>. Согласно ст. 33 Конвенции в зоне, прилежащей к территориальному морю и называемой прилежащей зоной <**>, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1013.

<**> Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

б) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Принципу единства таможенной территории не противоречит создание на отдельных территориях Российской Федерации так называемых особых экономических зон с установлением для этих территорий особых моделей таможенного регулирования (Федеральные законы от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").

Специальными правовыми актами может устанавливаться таможенный статус территорий, международно-правовой режим которых остается неурегулированным. Так, в письме ГТК России от 8 ноября 1995 г. N 01-13/15822 сообщается, что временно, до определения правового режима Каспийского моря, продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная там российскими судами или судами, арендованными (зафрахтованными) российскими лицами, при ввозе на сухопутную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежит таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения и не облагается ввозными таможенными пошлинами и налогами, взимание которых возложено на таможенные органы.

Особо следует остановиться на определении таможенной территории государств, вошедших в состав таможенного союза, который является международно-правовым инструментом согласования таможенной политики группой стран, заключивших соответствующий договор. В статье XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общей (единой) таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами - не членами таможенного союза (внешний аспект).

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" определяет таможенный союз как единую таможенную территорию, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 этого Федерального закона. При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами (п. 25 ст. 2).

То есть таможенный союз представляет собой более высокий уровень экономического сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании внешней торговли с третьими странами. Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на таможенных территориях стран - членов союза.

В настоящее время происходит формирование многостороннего таможенного союза с участием государств-членов СНГ: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Наряду с этим, развивается двусторонний российско-белорусский таможенный союз, правовой базой которого является Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года <*>.

--------------------------------

<*> Бюллетень международных договоров. 1995. N 10.

Государства-участники таможенного союза исходят из того, что основополагающим принципом такого экономического объединения является наличие единой таможенной территории. В Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (ст. 1) устанавливается, что формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

- отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

- установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

- формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями.

Говоря о Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, необходимо упомянуть также о решении Экономического Суда СНГ N 01-1/2-97 "О толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года", которое было принято в г. Минске 15 сентября 1997 года <*>. В этом решении указывается, что Соглашением о Таможенном союзе от 6 января 1995 года установлен правовой режим, в соответствии с которым образована единая таможенная территория и отменен таможенный контроль при перемещении товаров между государствами-участниками. Национальным законодательством государств-участников режим единой таможенной территории распространен как в отношении товаров, происходящих с территорий государств-участников Таможенного союза, так и в отношении товаров, происходящих с территории третьих стран, но выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации. Движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит.

--------------------------------

<*> Российская газета. 1997. 5 ноября.

Наличие "таможенного пространства Союза Беларуси и России" не упраздняет существование национальных таможенных территорий государств-участников Союза, а это значит, что действие комментируемого Закона распространятся в настоящее время только на таможенную территорию Российской Федерации.

Статья 2. Таможенный тариф

Комментарий к статье 2

В пункте 1 комментируемой статьи содержится определение таможенного тарифа как формы систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от конкретного вида товара, перемещаемого через таможенную границу. Таможенный тариф представляет собой систематизированную роспись всех товаров, на которые установлены ввозные и вывозные таможенные пошлины, с указанием размера обложения - ставки таможенной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами - товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин.

Слово "тариф" берет свое происхождение от названия небольшого города Тарифы, расположенного близ Гибралтарского пролива. Во время своего владычества над проливом арабы взимали в Тарифе сбор со всех судов, проходивших через пролив. Величина такого сбора рассчитывалась по особой таблице в соответствии с качеством и количеством груза. Впоследствии, как отмечается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово "тариф" вошло во всеобщее употребление.

Еще в начале ХХ века в ряде стран существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов. Так, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5%, в Индии такая ставка составляла 3,5%, а в Египте - 8% и т.д. Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин ставятся в зависимость от вида товара, его позиции в товарной номенклатуре, используемой в таможенных целях.

Благодаря возможности дифференцировать ставки таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара, таможенный тариф стал использоваться и как эффективный инструмент внешнеторговой политики. Появляются простые (одноколонные) и сложные (многоколонные) тарифы.

Простой таможенный тариф содержит для каждого товара лишь одну ставку таможенной пошлины, применяемую вне зависимости от страны происхождения. Что же касается сложного таможенного тарифа, то в нем для каждого товара в зависимости от различных торгово-политических режимов устанавливаются две или более ставок таможенных пошлин. Простой таможенный тариф иначе называют одноколонным, а сложный - многоколонным.

Поскольку простые таможенные тарифы не обеспечивают должной маневренности на торговых переговорах, в современных условиях они практически повсеместно уступили место сложным таможенным тарифам.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

а) базовые - ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Иначе такие ставки называют минимальными;

б) преференциальные - эти ставки, как видно из названия, представляют собой разновидность льготных ставок таможенной пошлины, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Раньше преференциальные ставки обычно даровались метрополией своим колониям. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами. В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой внешнеторговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется, как правило, на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые). В Российской Федерации в настоящий момент величина преференциальных ставок составляет 3/4 от базовых ставок;

в) максимальные - по этим ставкам рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие из всех остальных государств (т.е. государств, в отношении которых данная страна не предоставила ни режима наибольшего благоприятствования, ни преференциального режима. Иногда эти ставки называют еще генеральными или общими.

Следует заметить, что иногда в сложном тарифе некоторые виды перечисленных ставок (базовые, преференциальные или максимальные) могут не выделяться в отдельную колонку. В этом случае в правовом акте, устанавливающем правила применения таможенного тарифа и (или) в пояснениях к самому таможенному тарифу может быть указано, что для товаров, происходящих из государств, перечисленных в особом списке, ставка таможенной пошлины изменяется в установленное количество раз.

По своей правовой природе сложные таможенные тарифы могут быть автономными и автономно-конвенционными.

Автономные тарифы содержат ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом (парламентом или правительством) данной страны. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами - внешнеторговыми партнерами. Автономно-конвенционные тарифы наряду с автономными ставками содержат также и конвенционные (договорные) ставки. Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые указаны в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной таможенной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком действия соответствующего международного договора (соглашения).

Между уровнем экономического развития страны и ставками ввозных пошлин в таможенном тарифе существует определенная закономерность. Обычно, чем выше экономический уровень экономического развития страны, тем ниже ставки таможенных пошлин, так как по общему правилу страна, имеющая конкурентоспособную промышленность, не нуждается в дополнительной ее защите с помощью таможенного обложения.

Пункт 2 комментируемой статьи посвящен товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, являющейся структурным элементом таможенного тарифа.

Каждый товар, включенный в Таможенный тариф, должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, которому соответствует определенная строка тарифа с указанием ставки таможенной пошлины. Идентифицированный таким образом товар в соответствии с заранее установленными правилами может включаться в более широкие видовые и родовые группы, а также в разделы схожих по каким-либо признакам товаров.

Группировка товаров в таможенных тарифах - это не только техническая, но и торгово-политическая задача. Долгое время в различных странах существовали собственные национальные системы классификации товаров в таможенных целях. В "старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов.

До начала XIX века ассортимент товаров международной торговли был относительно узок, поэтому проблема группировки описаний товаров в таможенных целях отсутствовала.

С развитием внешней торговли и внешнеэкономических связей со всей очевидностью проявилась необходимость унификации принципов классификации товаров в таможенных тарифах. В 1950 году в рамках Совета таможенного сотрудничества (ныне эта международная организация называется Всемирной таможенной организацией) была разработана Брюссельская товарная номенклатура - Конвенция о Номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах (Брюссель, 15 декабря 1950 года). В 1983 году под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), вступившей в силу с 1 января 1988 года. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372 <*>). Для России Конвенция вступила в силу с 1 января 1997 года.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1619.

Процедура определения места товара в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности имеет важное экономическое и правовое значение. Во-первых, от места нахождения товара в таможенном тарифе, т.е. его товарной позиции, зависит величина ставки таможенной пошлины, а следовательно, уровень таможенного обложения товара. Во-вторых, товарная номенклатура используется при определении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе нетарифных: лицензирования, квотирования, исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер. В-третьих, товарная номенклатура - основа ведения таможенной статистики, которая позволяет проводить анализ внешнеторгового оборота и на его основе разрабатывать перспективные мероприятия таможенной политики и внешнеторговой политики. Перечисленные функции товарной номенклатуры закреплены в п. 2 ст. 39 Таможенного кодекса РФ, а также в п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 года N 148 "О Таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 1036.

Законодательство, в соответствии с комментируемым пунктом 2 статьи 2 Закона РФ "О таможенном тарифе" и п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса РФ закрепив за Правительством РФ полномочия по определению Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России), устанавливает основной принцип создания и развития товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров в таможенных целях.

ТН ВЭД России представляет собой национальную производную Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) - международной многоцелевой классификационной системы, используемой для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д. <*>.

--------------------------------

<*> Текст Международной конвенции о ГС был опубликован: Таможенные ведомости. 1996. N 8. С. 73 - 84.

Другой международно-правовой основой ТН ВЭД России является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). 3 ноября 1995 года в Москве было подписано Соглашение о единой Товарной номенклатуре Содружества Независимых Государств <*>.

--------------------------------

<*> Бюллетень международных договоров. 1996. N 3.

Как это закреплено в ст. 1 Соглашения, ТН ВЭД СНГ применяется в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствования ведения статистического учета и обмена статистической информацией.

С 1 января 1997 года действует второе издание ТН ВЭД СНГ, которое было подготовлено Государственным таможенным комитетом РФ на основании ст. 2 Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г., в связи с вступлением в силу с 1 января 1996 г. новой редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров - международной основы ТН ВЭД СНГ. Второе издание ТН ВЭД СНГ было утверждено Советом руководителей таможенных служб Содружества.

С 1 апреля 2000 года длина кодового обозначения товара, применяемого в ТН ВЭД, составляет 10 цифровых знаков. Первые шесть знаков соответствуют кодовому обозначению, принятому в номенклатуре ГС. 7-й и 8-й знаки - это дополнительная детализация номенклатуры ГС, предпринятая в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза. Таким образом, первые восемь знаков ТН ВЭД соответствуют коду товара согласно Комбинированной номенклатуре Европейского Союза. 9-й знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. Наконец, 10-й знак ТН ВЭД России - нововведение Таможенного тарифа, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148. Суть его состоит в том, что теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

Итак, ТН ВЭД России представляет собой развитие ТН ВЭД СНГ в интересах России на десятом знаке кодового обозначения. При этом 9-значная ТН ВЭД СНГ сохраняется в качестве международной основы 10-значной ТН ВЭД России, что, в свою очередь, не нарушает обязательств Российской Федерации по Международной конвенции о Гармонизированной системе и Соглашению о единой ТН ВЭД СНГ <*>.

--------------------------------

<*> Разъяснения Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России // Экономика и жизнь. 2000. N 16. С. 27.

Для определения кода товара используют три составные части ТН ВЭД России:

1) собственно номенклатурную часть;

2) примечания к разделам и группам;

3) основные правила интерпретации ТН ВЭД.

Кроме того, могут быть использованы и другие источники: сборники классификационных решений, алфавитный указатель, различные пояснения и т.д. В письме ГТК России от 17 октября 2000 года N 01-06/29921 "О пояснениях к ТН ВЭД СНГ" таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности, декларанты и другие заинтересованные лица были проинформированы о выпуске нескольких томов Пояснений к ТН ВЭД СНГ - одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение товарной номенклатуры.

Составной частью в структуру ТН ВЭД входят Основные правила интерпретации. Существует шесть таких правил. Руководствуясь первыми пятью правилами, определяют товарную позицию (первые 4 знака). В соответствии с шестым правилом находят субпозицию (5-й и 6-й разряды) и подсубпозицию (7 - 10-й разряды десятичного кода товара).

Особое значение в практике таможенно-тарифного регулирования имеет классификация товаров, то есть определение в отношении товара его классификационного кода (классификационных кодов) по ТН ВЭД (ст. 40 Таможенного кодекса РФ). Иными словами, классификация товаров - это отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России к конкретным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанным в ТН ВЭД и соответствующим им цифровым кодам.

Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (ФТС России), принимает решения о классификации отдельных видов товаров и обеспечивает опубликование указанных решений (как правило, в виде писем "О классификации товара", "Разъяснения по классификации отдельных товаров" и т.п.).

Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными (п. 5 ст. 40 Таможенного кодекса РФ). Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 Таможенного кодекса.

ФТС России и иные таможенные органы, определяемые этой службой, по запросу заинтересованного лица могут принимать предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара.

Форма и порядок принятия предварительного решения о классификации товаров определены Приказом ГТК России от 22 августа 2003 года N 920 <*>.

--------------------------------

<*> Российская газета. 23.09.2003.

Предварительное решение выдается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул, модификацию.

Получение предварительного решения о классификации товаров служит упрощению таможенного оформления (заинтересованное лицо может заранее уточнить у таможенного органа классификацию товара по предстоящей сделке), а также ускорению таможенного оформления (получив заранее информацию о необходимых документах и проверив документы на их соответствие - все это значительно ускоряет процесс таможенного оформления).

Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов Российской Федерации и действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено (ст. 43 Таможенного кодекса РФ).

В пункте 3 комментируемой статьи устанавливается возможность применения таможенного тарифа в отношении как ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, так и вывоза товаров с этой территории. Иными словами, в нем закреплено существование в России импортного и экспортного таможенного тарифов, предполагающих взимание ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Как известно, в зависимости от объекта обложения таможенные пошлины могут быть разделены на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и провозные (транзитные) <*>.

--------------------------------

<*> Транзитные пошлины в настоящее время практически нигде не применяются (за исключением небольшого числа развивающихся стран). Исторически они использовались в фискальных, а также в политических целях (как средство давления на соседние государства).

Важнейшую роль в таможенно-тарифном регулировании играют импортные пошлины, осуществляющие фискальную и регулятивную функции. Экспортные пошлины, взимаемые с товаров при их вывозе за границу, используются в современной мировой торговой практике крайне редко. Экспортные пошлины могут применяться в фискальных целях, для выравнивания низких внутренних цен и более высоких цен на внешнем рынке, с целью сохранения национальных ресурсов (в этом случае с помощью экспортной пошлины может быть сокращен до известного предела вывоз того или иного товара). Экспортные пошлины обычно применяют развивающиеся страны.

В п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 21 мая 1993 года N 5005-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" <*> предполагалось ограничить срок применения в Российской Федерации вывозных пошлин до 1 января 1996 года. Однако с наступлением этого срока экспортные пошлины продолжали взиматься. Они обеспечивали больше половины поступлений таможенных платежей. Принятым в конце 1995 года Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспортная пошлина была "восстановлена в правах" (ст. 14): "В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации (...), в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины". Но уже 1 апреля 1996 года было принято Постановление Правительства РФ N 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет" <**>, в котором предусматривалась отмена с 1 апреля 1996 года вывозных таможенных пошлин на все товары, за исключением нефти и газового конденсата (п. 1), а с 1 июля 1996 года предусматривалось производить экспорт нефти, включая газовый конденсат, также без взимания вывозной таможенной пошлины (п. 2). Во исполнение этого Постановления Правительства РФ был издан Приказ ГТК России от 30 апреля 1996 года N 261 "О ставках вывозных таможенных пошлин" <***>, в котором подтверждено прекращение взимания с 1 июля 1996 года экспортных пошлин в отношении всех товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.

--------------------------------

<*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 23. Ст. 822.

<**> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1990.

<***> Таможенные ведомости. 1996. N 7.

Вывозные таможенные пошлины были восстановлены Постановлением Правительства РФ от 4 января 1999 года N 17 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации" <*>. Как отмечалось в преамбуле упомянутого Постановления Правительства РФ, решение о возобновлении взимания вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров было принято в соответствии со статьей 3 Закона РФ "О таможенном тарифе", статьями 13 и 14 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 308.

Основная цель обложения экспортными пошлинами - пополнить доходную часть федерального бюджета и сдержать вывоз сырья (в первую очередь нефти и нефтепродуктов).

В связи с постоянным ростом мировых цен на нефть, нефтепродукты, некоторые другие виды сырья, вывоз которых облагается таможенными пошлинами, ставки пошлин на эти товары изменялись очень часто. В результате накопилось большое количество постановлений Правительства РФ, которыми вводятся ставки вывозных таможенных пошлин. В настоящий момент ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о таможенном союзе, систематизированы и содержатся в приложении к Приказу ГТК России от 6 августа 2003 г. N 865 "О ставках вывозных таможенных пошлин" <*>.

--------------------------------

<*> Таможенные ведомости. 2003. N 9 (извлечения).

Статья 3. Ставки таможенных пошлин и порядок их установления

Комментарий к статье 3

В статье 3 комментируемого Закона определяется порядок установления ставки таможенной пошлины - одного из важнейших элементов таможенного обложения. Под ставкой обычно понимается величина начислений на единицу измерения облагаемой базы, представляющей собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта обложения таможенной пошлиной.

В пункте 1 комментируемой статьи закрепляется принцип единства ставок таможенных пошлин, который означает, что, во-первых, ставки едины на всей таможенной территории Российской Федерации, а во-вторых, не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов.

Принцип единства таможенных пошлин может быть нарушен только в случаях, непосредственно предусмотренных Законом РФ "О таможенном тарифе". Примером таких исключений являются случаи предоставления тарифных льгот, предусмотренные в разделе VI Закона РФ "О таможенном тарифе" (ст. ст. 34 - 37).

Принцип единства ставок таможенных пошлин производен от основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, таких как:

- единство внешнеторговой политики;

- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- единство таможенной территории Российской Федерации;

- равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация (ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности") <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

В пункте 2 статьи 3 комментируемого Закона право определять ставки ввозных таможенных пошлин закреплено за Правительством РФ. Данная норма является развитием положений Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <*>, закрепляющих полномочия Правительства РФ в сфере экономики и внешней политики, в соответствии с которыми Правительство РФ "осуществляет общее руководство таможенным делом" (ст. 14), а также "осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности" (ст. 21). Закрепленные в комментируемой статье полномочия Правительства РФ по установлению ставок таможенных пошлин соответствуют нормам, содержащимся в п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в соответствии с которыми Правительство РФ "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение", "устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом".

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Действующий импортный тариф утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" <*>.

--------------------------------

<*> РГ. 01.12.2001 (специальный выпуск).

Строка Таможенного тарифа РФ состоит из следующих основных элементов:

а) код ТН ВЭД;

б) наименование позиции;

в) основная (килограмм) и дополнительные единицы измерения (литры, метры, штуки, пары и т.д.) <*>;

--------------------------------

<*> Таблица единиц измерения в Таможенном тарифе РФ - составная часть самого Таможенного тарифа РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830.

г) ставка ввозной таможенной пошлины.

Ставка ввозной таможенной пошлины может устанавливаться на неопределенный срок, то есть вплоть до принятия нового постановления Правительства РФ, отменяющего или изменяющего данную ставку, либо на ограниченный срок, определяемый в постановлении Правительства РФ, устанавливающем ставку таможенной пошлины. Правительство РФ может принять специальное постановление о введении временных (срочных) ставок ввозных таможенных пошлин.

По способу определения ставки (т.е. установленного количественного параметра для расчета подлежащей уплате суммы таможенной пошлины) делятся на адвалорные, специфические и комбинированные (см. комментарий к ст. 4 Закона "О таможенном тарифе").

В целях упрочения механизма таможенно-тарифного регулирования и обеспечения предсказуемости и стабильности внешнеторговой и таможенной политики Российской Федерации Правительство РФ наложило на себя самоограничения на изменение в отдельных случаях ставок ввозных таможенных пошлин. Так, в Постановлении Правительства РФ от 22 октября 1997 года N 1347 "Вопросы таможенно-тарифной политики" <*> устанавливается, что: 1) ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары, систематизируемые в соответствии с ТН ВЭД, не могут изменяться чаще, чем один раз в 6 месяцев; 2) единовременное изменение ставок ввозных таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов (для адвалорных видов ставок) или эквивалентного абсолютного значения для специфических видов ставок или специфических составляющих комбинированных видов ставок ввозных таможенных пошлин.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4998.

В последнее время в практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности наметилась негативная тенденция "обхода" норм, предусматривающих упомянутые ограничения полномочий Правительства РФ по изменению ставок ввозных таможенных пошлин (см., например, п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2003 года N 417, п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 августа 2002 года N 642 и др.).

Полномочия Правительства РФ по установлению ставок таможенных пошлин могут быть ограничены также связыванием таможенных пошлин, под которым понимается принятие в рамках международного договора (соглашения) обязательств по максимальному уровню пошлин. Так, в соответствии с решением N 11 Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации "О работе над общим Таможенным тарифом государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Москва, 28 апреля 1998 года) <*> был утвержден Перечень товаров, по которым совпадают ставки ввозных таможенных пошлин государств, перечисленных в качестве основы Общего таможенного тарифа государств-участников Таможенного союза, а также принято решение связывать ставки ввозных таможенных пошлин по указанным позициям сроком на 6 месяцев, начиная со дня подписания упомянутого решения. При этом все изменения и дополнения ставок ввозных таможенных пошлин Общего таможенного тарифа должны осуществляться в соответствии с Положением "О порядке принятия решений по вопросам реализации соглашений о Таможенном союзе", утвержденным решением Межгосударственного Совета от 31 декабря 1996 года <**> и Положением "О порядке внесения в правительства государств - участников Таможенного союза проектов постановлений и распоряжений по вопросам, затрагивающим положения соглашений о Таможенном союзе", утвержденного решением Межгосударственного Совета от 22 октября 1997 года <***>.

--------------------------------

<*> Российская газета (Экономический союз). 1998. 12 мая.

<**> Российская газета (Экономический союз). 1997. 1 февраля.

<***> Бюллетень развития интеграции. 1997. N 3.

Изменение ставок импортных пошлин производится Правительством РФ на основании совместного мотивированного представления Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства иностранных дел РФ, подготовленного с участием иных заинтересованных министерств и ведомств.

В Таможенном тарифе РФ содержатся базовые ставки, под которыми понимаются ставки ввозных таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТН ВЭД на товары, происходящие из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ).

Определение режима наиболее благоприятствуемой нации (режима наибольшего благоприятствования) содержится в статье I ГАТТ: "В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом... любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон".

Российская Федерация, не являясь участницей ГАТТ, устанавливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубежными странами, как правило, в двусторонних торговых договорах и соглашениях. Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет РНБ, содержится в приложении 1 к Приказу ГТК России от 25 декабря 2003 года N 1539 "О предоставлении тарифных преференций" <*>. В этом перечне поименовано свыше 125 государств.

--------------------------------

<*> Таможенные ведомости. 2004. N 3 (извлечение).

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, базовые ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое (так называемые максимальные ставки), за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) в соответствии со ст. ст. 34 - 37 Закона РФ "О таможенном тарифе".

В упомянутых статьях предусматривается, в частности, что в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей национальной системой преференций Российской Федерации (свыше 105 государств), применяются ставки в размере 75% базовой ставки (Постановление Правительства РФ от 11 апреля 1996 года N 413 <*>). Существует отдельный перечень наименее развитых стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации (свыше 45 государств). В отношении товаров, происходящих из этих государств, применяется режим беспошлинного ввоза. (Подробнее о тарифных льготах (преференциях) см. комментарий к разделу Закона РФ "О таможенном тарифе".)

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1895.

Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 112-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" <*> в текст комментируемой статьи была включена норма, существенным образом изменившая ранее существовавший механизм расчета таможенной пошлины. Отныне в отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают РНБ (ранее в подобных случаях применялась максимальная ставка, т.е. базовая ставка, увеличенная вдвое).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3123.

Новая редакция статьи 3 Закона "О таможенном тарифе" содержит оговорку о том, что правило о применении ставки РНБ к товарам, страна происхождения которых не установлена, не применяется "к случаям, предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации". О том, какие случаи имеет в виду законодатель, разъясняется в письме ФТС России от 19 августа 2005 года N 01-06/28668 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" <*>. В качестве такого исключения следует применять нормы, установленные подпунктом 1 пункта 2 статьи 38 Таможенного кодекса РФ, в соответствии с которыми в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим РНБ, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.

--------------------------------

<*> Таможенные ведомости. 2005. N 10.

В пункте 3 комментируемой статьи за Правительством РФ закрепляются полномочия по установлению ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются. При этом, учитывая особую фискальную значимость сырой нефти (товара, классифицируемого по товарной позиции 2709 по ТН ВЭД), устанавливается (п. 4 комментируемой статьи) особый порядок установления Правительством РФ ставок вывозных таможенных пошлин на этот товар.

Основная цель обложения вывозными таможенными пошлинами - пополнить доходную часть федерального бюджета и, в известной степени, сдержать вывоз сырья.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации.

В связи с постоянным ростом мировых цен на нефть, нефтепродукты, некоторые другие виды сырья, вывоз которых облагается таможенными пошлинами, нестабильностью конъюнктуры соответствующих товарных рынков ставки таможенных пошлин на эти товары изменяются очень часто. В результате "накопилось" большое количество нормативных правовых актов, которыми вводятся ставки вывозных таможенных пошлин. На сегодняшний день действует несколько десятков постановлений Правительства РФ, утверждающих ставки вывозных таможенных пошлин. В тексты данных постановлений Правительства РФ вследствие колебаний ценовой и общеэкономической конъюнктуры периодически вносятся изменения, в результате чего и участники внешнеэкономической деятельности, и таможенные органы испытывают серьезные затруднения при работе с такой нестабильной нормативно-правовой базой (особенно при определении, с какого числа и какие ставки применяются).

Правительство РФ может принять решение и о временном неприменении ставок вывозных пошлин на конкретные товары (например, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1999 года N 1461 "О временном неприменении ставки вывозной таможенной пошлины на алюминий необработанный").

В условиях подобной нестабильности нормативно-правовой базы таможенно-тарифного регулирования экспортных поставок особую ценность приобретает проблема систематизации законодательства. Приказом ГТК России от 6 августа 2003 года N 865 "О ставках вывозных таможенных пошлин" <*> в качестве самостоятельного правового акта был издан свод вывозных таможенных пошлин. В преамбуле этого акта перечислены все действующие постановления Правительства РФ, которыми вводились вывозные таможенные пошлины. В приложении к Приказу ГТК России от 6 августа 2003 года N 865 содержится исчерпывающий перечень товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, а также сами ставки таких пошлин. Предполагается, что все последующие изменения ставок вывозных таможенных пошлин будут вноситься в текст упомянутого Приказа ГТК России.

--------------------------------

<*> Таможенные ведомости. 2003. N 9 (извлечение).

Статья 4. Виды ставок пошлин

Комментарий к статье 4

В статье 4 комментируемого Закона приводится классификация ставок таможенных пошлин.

По способу определения ставки таможенной пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорная ставка (ad valorem) устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

Адвалорные ставки используются как в импортном тарифе, так и при обложении вывозными таможенными пошлинами.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, производится по формуле 1:

Там. пошл. = Там. ст-ть x Ст,

где

Там. пошл. - сумма таможенной пошлины;

Там. ст-ть - таможенная стоимость товара (в руб.);

Ст - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара (адвалорная ставка).

При использовании формул расчета подлежащих уплате сумм таможенных пошлин необходимо учитывать нормы, содержащиеся в главе 28 Таможенного кодекса РФ и определяющие порядок исчисления таможенных платежей.

Согласно п. 1 ст. 325 Таможенного кодекса РФ, для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных следующими статьями Таможенного кодекса РФ:

- статьей 150 (выпуск товаров до подачи таможенной декларации);

- статьей 312 (применение ставок таможенных пошлин и порядок их уплаты при перемещении товаров трубопроводным транспортом);

- пунктом 1 статьи 327 (исчисление таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений).

В соответствии с п. 3 ст. 324 Таможенного кодекса РФ исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин производится в валюте Российской Федерации.

В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Банком России для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом (ст. 326 Таможенного кодекса РФ).

Подлежащая уплате сумма таможенной пошлины при ее исчислении округляется по правилам округления до второго знака после запятой.

Специфическая ставка таможенной пошлины взимается с веса, объема, штуки товара. Как это закреплено в комментируемой статье, специфические ставки начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Сумма таможенной пошлины, рассчитываемой по специфической ставке, не зависит от цены товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимого с этой территории. Поступления в бюджет от взимания таможенных пошлин, рассчитываемых по специфическим ставкам, не уменьшаются в случае резкого падения товарных цен. Кроме того, использование специфических ставок таможенных пошлин позволяет бороться с уклонением от уплаты таможенных платежей путем занижения контрактных цен на импортные и экспортные товары.

В Российской Федерации размер специфических ставок устанавливается в евро.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по специфическим ставкам, производится по формуле 2:

Там. пошл. = Вт x Ст x К,

где

Там. пошл. - сумма таможенной пошлины;

Вт - количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении;

Ст - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара;

К - курс евро, установленный Банком России на день принятия таможенной декларации.

В международной таможенно-тарифной практике в отношении отдельных товарных позиций применяется комбинированный (смешанный) способ таможенного обложения, предполагающий использование как адвалорных, так и специфических ставок таможенной пошлины.

Основой для исчисления таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по комбинированным ставкам, является таможенная стоимость товара и (или) количество товара в натуральном выражении.

В зависимости от содержащихся в таможенном тарифе специальных указаний при расчете таможенной пошлины по комбинированной ставке адвалорная и специфическая компоненты могут складываться (кумулятивная комбинированная ставка) либо взиматься та из них, которая имеет наибольшую величину (альтернативная комбинированная ставка).

При применении комбинированной ставки "С1 в процентах, но не менее С2 в евро за количество товара" (например, 10%, но не менее 3 евро за 1 шт.) сначала исчисляется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости по формуле 1, а затем исчисляется размер таможенной пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара по формуле 2. Для определения суммы таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из двух полученных величин.

При исчислении таможенной пошлины по комбинированной ставке "С1 в процентах плюс С2 в евро за количество товара" рассчитывается таможенная пошлина сначала по адвалорной ставке по формуле 1, а затем по специфической ставке по формуле 2. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, обе полученные величины складываются (письмо ГТК России от 27 декабря 2000 года N 01-06/38024 "О направлении Методических указаний о порядке применения таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации").

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара, в качестве основы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, то есть упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи (Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 года N 830).

Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Комментарий к статье 5

В статье 5 содержатся определения основных понятий, используемых в Законе РФ "О таможенном тарифе".

Федеральным законом от 8 ноября 2005 года N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" <*> данная статья была изложена в новой редакции. Основная цель внесенных в понятийный аппарат Закона изменений - максимально приблизить его к терминологии, используемой в документах ГАТТ/ВТО. В первую очередь это касается терминологии, используемой при определении таможенной стоимости ("взаимосвязанные лица", "идентичные товары", "однородные товары", товары того же класса или вида", "общепринятые принципы бухгалтерского учета").

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4625.

В новой редакции статьи 5 Закона РФ "О таможенном тарифе" содержится также определение таможенной пошлины, учитывающее изменения в Налоговом кодексе РФ, исключившие таможенную пошлину и таможенные сборы из системы налогов и сборов Российской Федерации.

Определяя таможенную пошлину, законодатель выделяет следующие ее характеристики:

- платеж имеет обязательный характер;

- поступает в федеральный бюджет;

- взимается таможенными органами;

- уплачивается при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации;

- целью взимания таможенной пошлины является таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Понятие "таможенная пошлина" включает ввозные и вывозные таможенные пошлины. Сезонные пошлины, предусмотренные статьей 6 комментируемого Закона, поглощаются понятием "ввозные таможенные пошлины".

При этом антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, названные в ст. 7 "особыми пошлинами", не являются разновидностями таможенной пошлины. Если таможенные пошлины являются инструментами таможенно-тарифного регулирования, то особые пошлины применяются как средства нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенные пошлины, в том числе сезонные пошлины, взимаются в соответствии с актами таможенного законодательства - Таможенным кодексом РФ и Законом РФ "О таможенном тарифе"; нормативно-правовой базой для взимания особых пошлин является Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 26-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" <*>. Отмечая различия в правовой природе таможенных и особых пошлин, а также их разные функции в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности, необходимо отметить и то, что в соответствии с п. 3 ст. 318 Таможенного кодекса РФ специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом РФ для взимания ввозной таможенной пошлины.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.