1.2 Объект, предмет и метод экономики таможенного дела
Объект исследования ЭТД – таможенная служба, образующая систему со сложной социально-экономической и организационно-технической структурой и осуществляющая реализацию таможенного дела.
К экономическим ресурсам таможенной системы относятся затрачиваемые в ней труд, природные ресурсы, средства производства, денежные средства, информационные ресурсы, время. При рациональном применении экономические ресурсы таможенного дела обеспечивают получение результата – экономического блага. Характеристика их использования описывается производственной функцией:
Y=f(x1,x2… xn), где Y- объем производства, x1,x2…xn- затраченные производственные ресурсы.
Под экономически благами, создаваемыми в таможенном деле понимаются таможенные работы и таможенные услуги.
Работа – целесообразная деятельность человека, существование которой представляет собой полезный результат, требующий оценки и оплаты.
Услуга – вид деятельности, создающий полезный результат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий определенную общественную потребность.
К таможенным работам и услугам относятся:
- взимание таможенных платежей, контроль правильности исчисления и своевременности их уплаты;
- таможенное оформление и таможенный контроль;
- обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;
- классификационное решение по коду товара в соответствии с ТН ВЭД России;
- осуществление валютного контроля и др.
Таможенные работы и услуги в современных условиях характеризуются:
1. Полезностью – субъективной оценкой натуральных свойств блага данным лицом в данный момент времени;
2. Экономической ценностью, определяемой их полезностью и редкостью;
3. Затратами физических, интеллектуальных или денежных ресурсов, производимыми с целью выполнения работ и оказания услуг.
На объект ЭТД распространяется в модифицированном виде действие общих экономических принципов и законов курса экономической теории: принцип ограниченности ресурсов, принцип разделения труда, принцип максимизирующего поведения экономического агента, закон возвышения потребностей, закон возрастания альтернативных издержек, закон убывающей доходности, закон убывающей предельной полезности экономических благ, законы спроса и предложения.
Предметом ЭТД является изучение экономических отношений в процессе использования ресурсов таможенной службы при выполнении таможенных работ и оказании таможенных услуг; выявление закономерностей функционирования и развития экономических объектов, процессов и отношений в таможенной сфере во всем многообразии их связей и зависимостей.
Специфика предмета ЭТД обуславливает специфику методологии и методов исследования.
Методология включает в себя общий подход, исследование предмета, структуры, места науки в общей системе знаний, ее метода, выработку принципов создания новых, целесообразных методов. Существует взаимосвязь предмета и метода науки: предмет науки предопределяет соответствующий метод исследования, а метод формирует предмет.
Метод- способ достижения цели. Метод науки отражает уже познанные законы изучаемой области и одновременно выступает средством последующего познания, т.е. является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Поэтому в ЭТД должны использоваться различные методы, прежде всего, методы (анализ, синтез) и законы (тождества, противоречия) формальной логики.
Тема 2 Место таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД.
2.1 Механизм государственного регулирования ВЭД
2.2 Структура, экономические задачи и роль таможенных органов РФ в развитии национальной экономики
2.1 Механизм государственного регулирования ВЭД
ВЭД в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.
Государственное регулирование ВЭД – комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства в лице его органов на экономические отношения участников ВЭД в соответствии с национально-государственными интересами, целями, задачами.
Цели государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации и Таможенном союзе:
- формирование благоприятного правового климата для ВЭД хозяйствующих субъектов;
- стимулирование осуществления хозяйствующими субъектами внешнеэкономических сделок по приоритетным направлениям;
- координация участия страны в международном разделении и кооперировании производства;
- регулирование экономических отношений на межстрановом и региональном уровнях.
К методам государственного регулирования ВЭД относятся административно-правовые (законодательное обеспечение ВЭД) и экономические (воздействие на хозяйствующих субъектов путем регулирования внутренних цен и тарифов, валютного курса, других финансовых параметров)
Инструментами регулирования ВЭД являются таможенный тариф, нетарифные ограничения, налоговые льготы и субсидии. Объектами являются ее участники – физические и юридические лица, осуществляющие ВЭД. Субъекты государственного регулирования ВЭД представлены федеральными (Президент РФ, ЗС РФ, ЦБ РФ, МинЭкономРазвитие) и региональными органами управления (администрации субъектов РФ).
Важной составной частью механизма государственного регулирования ВЭД является таможенное дело.
Таможенная политика – система осуществляемых в национальных интересах мер воздействия на поведение участников ВЭД в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики и других задач экономической политики.
Содержание таможенной политики определяется следующими факторами:
1. Политическими (государственная политика, внутренняя, внешняя, социальная);
2. Экономическими (темпы роста ВВП, состояние финансовой, кредитно-банковской систем, размеры и структура экспорта и импорта);
3. Социальными (социальное положение населения страны, уровень безработицы).
Таможенная политика способствует развитию национальной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство. Она реализуется в процессе взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов. По направлениям деятельности в составе таможенной политики можно выделить:
- таможенно-тарифную политику;
- политику совершенствования таможенного контроля;
- политику платежных технологий;
- политику таможенных процедур;
- кадровую политику таможенной службы;
- политику противодействия распространению коррупции в таможенных структурах, и др.
Реализация государственной таможенной политики включает в себя применение экономических и нетарифных мер регулирования внешней торговли.
К экономическим мерам относятся:
- тарифные меры (таможенные пошлины);
- фискальные меры (НДС, акцизы, таможенные сборы);
- экономические меры поддержки экспортеров – субсидирование и дотации;
- контроль над ценами (система минимальных цен);
- защитные меры (антидемпинговые, компенсационные пошлины, специальные защитные меры: дополнительные импортные пошлины, отзыв торговых уступок).
К нетарифным мерам регулирования внешней торговли относят:
- административные меры – запреты и ограничения экспорта/импорта (в т.ч. эмбарго), лицензирование, квотирование, государственная монополия на торговлю отдельными видами товаров);
- технические барьеры в торговле и системы их подтверждения – требования по безопасности товаров и услуг, нормы здравоохранения, фитосанитарные, ветеринарные нормы, требования к упаковке, маркировке и составу сопроводительной документации, порядок сертификации товаров).
Таможенная политика реализуется в таможенно-тарифном регулировании ВЭД, которое включает в себя различные виды тарифов и пошлин, методологию исчисления таможенных платежей, условия предоставления тарифных льгот, в т.ч. предоставление тарифных преференций для товаров из развивающихся стран.
- Экономика таможенного дела учебно-методический комплекс челябинск
- Тема 1 Предмет и метод экономики таможенного дела (этд)
- 1.1 Экономика таможенного дела как наука
- Экономика таможенного дела как наука
- 1.2 Объект, предмет и метод экономики таможенного дела
- Структура, экономические задачи и роль таможенных органов рф в развитии национальной экономики
- 3.2Таможенные платежи. Фтс России как администратор доходов федерального бюджета
- 4.2. Концентрация и специализация в таможенном деле
- Процесс планирования. Методы плановых расчетов
- 6.1 Кадровый потенциал тд
- 6.2. Планирование штатной численности кадров
- 6.3. Оплата труда в таможенных органах