2.1. Анализ системы управления таможенного органа
В Российской Федерации таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и паратарифного (сверх-тарифного) регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации [1].
Функции государства в области таможенного дела в Российской Федерации (РФ) возложены на централизованную систему российских таможенных органов – Федеральную таможенную службу России (ФТС России). Данная система, в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», состоит из: федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ФТС России), возглавляемого Центральным аппаратом ФТС России (ЦА ФТС России); ему подчиненных региональных таможенных управлений (РТУ); подчиненных РТУ таможен; таможенных постов, контролируемых таможнями [1].
Понятие «таможенное дело» включает в себя широкий спектр экономических и юридических аспектов, так или иначе затрагивающих ВЭД. В этой связи таможенное дело также характеризуют как сферу профессиональной деятельности, состоящую из следующих её видов: применение таможенных процедур, взимание таможенных платежей и осуществление таможенного контроля; правоохранительная, управленческая, информационно-аналитическая и научно-исследовательская деятельность [9, с. 33].
Таможенное дело находится в процессе непрерывного развития. К факторам этого развития относятся:
интеграция российской экономики в мирохозяйственные связи;
членство России в международных экономических организациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО, Женева), Всемирная таможенная организация (ВТаО, Брюссель), Таможенный союз Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС);
масштабы и характер деятельности экспорто- и импортоориентированных отечественных хозяйствующих субъектов;
всемерное содействие государства развитию внешнеторговой деятельности [6, с. 63].
Таможенное дело как сфера профессиональной деятельности регулируется, в первую очередь, таможенной политикой государства. Данный вывод следует из сопоставления определений терминов «таможенное дело» и «таможенная политика». Определение первого из них было нами представлено в данной статье выше. Определение второго наиболее удачно, на наш взгляд, дано учеными РТА, считающими что: таможенная политика – это «система экономических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутренних и внешнеэкономических интересов Российской Федерации» [15, с. 64]. Иначе говоря, таможенная политика (ТП) представляет собой систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач [19, с. 51].
Итак, еще раз обратимся к определению понятия «таможенное дело». Согласно этому определению таможенное дело представляет собой совокупность инструментов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД, т.е. совокупность инструментов обеспечения соблюдения положений таможенной политики, если принять во внимание дефиницию последней.
Не может вызывать сомнения, что государственные экономические и иные таможенно-правовые меры по регулированию внешней торговли, т.е. меры таможенной политики, могут подвергаться изменениям в зависимости от вносимых во внешнеторговую политику государства корректировок, обусловленных развитием мирохозяйственных интеграционных процессов, участником которых является государство.
Изменение же мер регулирования ВЭД, безусловно, влечёт за собой и изменение состава инструментов обеспечения соблюдения этих мер, в чем и выражается регулирующее воздействие таможенной политики на таможенное дело. Итак, трактуя систему управления в таможне как особую систему управления таможенными органами, модель этой системы применительно к таможенным органам Российской Федерации будет выглядеть как показано на рисунке 2.1.1.
Рис. 2.1.1 Модель системы управления таможенными органами РФ
Данная модель показывает, что к основным элементам системы управления таможенными органами РФ относятся:
процесс управления таможенными органами, представляющий собой упорядоченную непрерывную цепь взаимосвязанных и согласованных функций (действий), выполняемых управленческим аппаратом таможенных органов с помощью соответствующего механизма управления;
механизм управления таможенными органами как совокупность законов, принципов, методов, форм, средств и организационных структур управления, а также правовых норм таможенного законодательства Таможенного союза, таможенного и иного законодательства Российской Федерации, целей и задач, определяемых внешнеторговой политикой Российской Федерации с учетом актов межгосударственного регулирования международной торговли, с помощью которых реализуется процесс целенаправленного воздействия на объект управления, в качестве которого выступают таможенные органы [1];
механизм обратного связи и совершенствования системы управления, предназначенный для осуществления изменений внутри этой системы по мере развития объекта управления [25, с. 67].
Принимая во внимание, какие задачи ставятся перед таможенной службой России на современном этапе (отчасти названные в приведенном выше определении понятия «таможенное дело»), а также исходя из содержания модели особой системы управления таможенными органами РФ, перечень требований, предъявляемых к управлению ими, ранее сформулированный О. Павловой [21, с. 22] и дополненный нами, может быть изложен в следующем виде:
работа в одном направлении и обеспечение решения задач, поставленных Правительством Российской Федерации;
обеспечение соблюдения решений и рекомендаций международных конвенций и межгосударственных договоров, заключенных Российской Федерацией;
соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации;
обеспечение достижения единодействия всех структур таможенных органов, соответственно и их сотрудников;
реализация требовательного подхода к формированию управленческого персонала таможенных органов;
способность системы управления таможенными органами к самосовершенствованию.
Совершенствование системы управления таможенными органами неразрывно связано с развитием таможенного дела, которому присуща особенность, заключающаяся в том, что таможенное дело играет роль как объекта управления, так и системы управления. Если в первом случае ведут речь об управлении таможенным делом, выражающемся в установлении, изменении или прекращении использования тех или иных мер таможенного регулирования ВЭД, то во втором – о таможенном деле как одном из институтов администрирования внешнеэкономической деятельности
- Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы диагности системы управления организацией
- 1.1. Сущность диагностики и ее роль в системе управления организацией
- 1.2. Особенности системы управления в таможенных органах
- Глава 2. Диагностика системы управления таможенной организации
- 2.1. Анализ системы управления таможенного органа
- 2.2. Роль государственных стандартов при диагностике системы управления таможенной службой
- Глава 3. Разработка комплексной диагностики системы управления таможенного органа
- 3.1. Технологии диагностики системы управления таможенного органа
- 3.2. Создание сценарной модели диагностики системы управления таможенного органа
- Заключение
- Список использованных источников