2.2. Показатели эффективной деятельности Нижегородской таможни
Таможенные органы играют значительную роль в регулировании и контроле внешнеторговых операций. Поэтому важно обоснованно оценивать эффективность деятельности таможенных органов в развитии внешней торговли. Для этого необходима выработка методологии такой оценки.
Методология оценки эффективности деятельности таможенных органов, должна строиться на основе следующих принципов:
во-первых, моделирование во взаимосвязи потоков товаров, ресурсов, валютных и денежных средств, относящихся к внешнеторговым процессам;
во-вторых, учет влияния на экономические, социальные и экологические процессы результатов национального производства; состояния внутреннего и мировых товарных, валютных и финансовых рынков; объема, структуры и динамики внешнеэкономической деятельности; системы налогообложения;
в-третьих, ориентация на более эффективное использование бюджетных ресурсов при сопоставлении интегральных результатов и затрат, связанных с таможенным регулированием и контролем внешнеэкономической деятельности;
в-четвертых, приведение разновременных расходов и доходов, относящихся к ВЭД, к условиям их соизмеримости по экономической ценности к конкретному периоду;
в-пятых, учет влияния инфляционных и других факторов на ценность денежных средств, выступающих в качестве эффекта от таможенного регулирования и контроля ВЭД и затрат на их проведение;
в-шестых, учет и управление рисками при проведении экспортно-импортных операций, относящихся к компетенции таможенной службы.
Методика измерения количественных показателей издержек участников внешнеэкономической деятельности Нижегородской таможней. Издержки участников внешнеэкономической деятельности складываются из временных потерь, приводящих, в конечном итоге, к материальным потерям, измеряемым в денежном выражении.
Денежное выражение временных потерь дифференцируется в зависимости от конкретных условий хозяйственной деятельности каждого участника ВЭД. Возможность количественного измерения денежных потерь для участников ВЭД зависит, в том числе, от уровня взаимодействия таможенных органов и хозяйствующего субъекта.
Время, затраченное на проведение таможенных операций, регламентировано нормативно-правовыми актами. Возникновение непроизводительных издержек участников внешнеэкономической деятельности непосредственно связано с обоснованностью выставления уведомления о невыполнении условий выпуска товаров, выставлении требований о совершении определенных действий и предоставлении дополнительных документов, и, соответственно, связано с обоснованностью продления сроков выпуска товаров.
Методика расчета показателя «Обоснованности продления сроков выпуска товаров и транспортных средств».
Показатель. Обоснованность продления сроков выпуска товаров и транспортных средств.
Методика определяет порядок расчета коэффициента по определению количества декларации на товары, по которым был продлен срок выпуска товаров.
Методика расчета показателя (в %):
Кобосн. = ( ∑ * К k ) * 100 % где:
Nk – количество деклараций на товары, по которым срок выпуска товара был продлен в соответствии со статьей 196 Таможенного кодекса таможенного союза;
M – общее количество оформленных деклараций на товары;
Kk – вес значимости k поля.
При расчете показателя Кобосн. коэффициент Kk считать следующим образом:
Таблица 2.1
Расчет коэффициентов
Коэффициент Kk | Причины | Значение коэффициента |
K1 | Таможенному органу не представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и (или) иными международными договорами государств-членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров. | 1 |
K2 | Лицами не соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза, а при установлении таможенных процедур в соответствии с : п. 2 ст.202 таможенного кодекса таможенного союза – международными договорами государств-членов таможенного союза; п. 3 ст.202 таможенного кодекса таможенного союза – законодательством государств-членов таможенного союза; | 1 |
K3 | В отношении товаров не уплачены таможенные пошлины, налоги либо представлено обеспечение их уплаты в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза. | 1 |
K4 | Таможенный контроль в форме таможенного досмотра не завершен | 3 |
K5 | Таможенное оформление и таможенный контроль не проведены по причинам, не зависящим от участника ВЭД | 10 |
Периодичность расчета - ежеквартально. Расчеты осуществляются начальниками таможенных постов и должностными лицами отдела таможенных процедур и таможенного контроля Нижегородской таможни.
На основании вышеизложенного можно провести расчет данного показателя за 2011 год:
Показатель считается выполненным, если фактическое значение показателя Кобосн, достигнутое в отчетном периоде, не превышает от значения показателя, достигнутого в предыдущем периоде, на запланированную величину.
Методика расчета показателя «Снижение непроизводительных издержек участниками ВЭД».
Показатель. Снижение непроизводительных издержек участниками ВЭД
Методика определяет порядок расчета коэффициента по определению снижения непроизводительных издержек участников ВЭД в денежном выражении.
Методика расчета показателя (в рублях):
Pсумм. = ∑ P h - ∑ P 3 где:
P h – количество издержек, понесенных участниками ВЭД, выраженных в денежном выражении, за месяц предшествующий отчетному периоду.
P 3 – количество издержек, понесенных участниками ВЭД, выраженных в денежном выражении, по результатам анализа за истекший месяц в отчетном периоде.
Для возможности определения издержек участников ВЭД в денежном выражении необходимо получить от них информацию о материальных затратах на непроизводительные издержки за определенный промежуток времени. В этом случае, сравнивая количественные временные показатели и показатели денежных затрат (при условии расчета за одинаковый временной отрезок) можно получить величину экономии денежных средств за промежуток времени, который получен в результате оптимизации временных издержек процесса таможенного контроля.
Методика показателя «объем таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет». Значение контрольного показателя рассчитывается на основании данных макроэкономического развития Российской Федерации, разрабатываемых Минэкономразвития России. ФТС России согласовывает расчетные показатели с Минфином России. Значение контрольного показателя включает в себя суммы, подлежащие перечислению таможенными органами по видам налогов и иных платежей.
Контрольное задание по перечислению налогов таможенными органами на предстоящий год утверждается законом о федеральном бюджете.
Значение контрольного показателя на долгосрочную перспективу рассчитывается в условиях действующего уровня налогообложения. После уточнения данных макроэкономического развития Российской Федерации, разрабатываемых Минэкономразвития России, значение контрольного показателя может уточняться. На основании закона о федеральном бюджете ФТС России разрабатывает ежемесячные контрольные задания по перечислению таможенных платежей для региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России. В целях обеспечения безусловного исполнения закона о федеральном бюджете возможна корректировка контрольного задания, устанавливаемого таможенным органам, в зависимости от оперативного анализа поступления таможенных платежей по данному региону.
Таблица 2.2
Суммы плановых заданий, установленных таможенным органам Приволжского региона, и фактически перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей
Таможня | январь-декабрь 2011 года | ||
Фактическое исполнение, млн. руб. | Контрольное задание, млн. руб. | Процент выполнения, % | |
Башкортостанская | 14 327 | 14 290 | 100 |
Татарстанская | 15 223 | 12 953 | 117,1 |
Нижегородская | 26 678 | 22 987 | 116,05 |
Оренбургская | 9 643 | 7 672 | 125,3 |
Пермская | 8 471 | 6 832 | 124,01 |
Самарская | 22 400 | 20 097 | 111,6 |
Саратовская | 10 834 | 8 629 | 125,6 |
Ульяновская | 3 711 | 3 352 | 110,9 |
Приволжская оперативная таможня | 0,38 |
|
|
Итого по ПТУ | 111 292 | 96 816 | 114,6 |
Рис. 2.1. Суммы плановых заданий за 2011 год
По данным таблицы видно, что процент выполнения по перечислению в федеральный бюджет выполняет на 125,3 % Оренбургская и Саратовская таможни. Третье место занимает Нижегородская таможня, что составляет 116, 05 % фактического выполнения.
По данным таблицы 2.1. можно привести пример расчета показателя перечисления в федеральный бюджет, который рассчитывается следующим образом:
где:
Пфакт – объем таможенных и иных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, млрд. рублей;
Пплан – контрольный показатель по перечислению таможенных и иных платежей, ежегодно устанавливаемый Минфином России для ФТС России на основании закона о федеральном бюджете, млрд. рублей
Таблица 2.3
Сумма фактически перечисленных в бюджет Приволжским таможенным управлением таможенных и иных платежей
Вид платежа | Январь-декабрь 2011 года | ||
План (млн.руб.) | Факт (млн.руб.) | Выполнение, % | |
Федеральный бюджет | 96 816 | 111 292 | 115 |
в том числе: |
|
|
|
Вывозная пошлина | 43 699 | 53 008 | 121 |
Ввозная пошлина | 9 650 | 10 947 | 113 |
Акциз при импорте | 66 | 111 | 169 |
НДС | 41 269 | 44 592 | 108 |
Сборы и иные платежи | 2 133 | 2 634 | 124 |
Рис.2.2. Платежи за 2011 год, млн.руб.
Рис.2.3. Платежи за 2011 год в процентах
Таблица 2.4
Сведения об исполнении лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 01.01.2012 г., руб.
Наименование ТО | Бюджетные ассигнования, за исключение капитальных вложений | Кассовое исполнение, за исключение капитальных вложений 12 месяцев | Факт. % использования средств |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПОТ | 139 609 793 | 139 609 295 | 1 |
Саратовская | 319 926 347 | 319 668 300 | 1 |
Башкортостанская | 295 606 600 | 295 340 264 | 1 |
Нижегородская | 569 703 015 | 567 657 177 | 1 |
Оренбургская | 707 907 600 | 704 473 452 | 1 |
Самарская | 501 173 424 | 498 612 155 | 1 |
ПТТП | 27 882 400 | 27 614 419 | 1 |
Татарстанская | 343 960 644 | 340 137 453 | 1 |
Ульяновская | 296 185 970 | 292 843 836 | 1 |
Пермская | 331 936 679 | 327 747 215 | 1 |
ПТУ | 438 055 428 | 434 095 794 | 1 |
ВСЕГО по региону | 3 971 947 900 | 3 947 799 359 | 1 |
Рис. 2.4. Кассовое исполнение, за исключение капитальных вложений 12 месяцев
За 2011 год в федеральный бюджет перечислено:
Всего – 23 245,774 млн. руб., в том числе по импорту – 13 508,185 млн. руб., по экспорту – 9 399,191 млн. руб. Задолженность составила 338,398 млн.руб.
На основании данных показателей можно рассчитать долю таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных платежей в федеральный бюджет, %.
где:
Sпз – сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, погашенная в отчетном периоде в результате исполнения плательщиками обязанности по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами с нарушением установленных нормативными документами сроков, млрд. рублей;
SПфб – сумма таможенных платежей и пеней, перечисленных в федеральный бюджет за отчетный период, млрд. рублей.
Как видно коэффициент составил 1,45 %, планируется снижение значения показателя до уровня не более 1,15% за счет осуществления постоянного мониторинга за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств участниками ВЭД в доходную часть федерального бюджета и своевременного реагирования на возникающие нарушения со стороны участников ВЭД требований, установленных законодательством Российской Федерации.
За январь месяц 2012 года в Федеральный бюджет перечислено 1 438,392 млн. руб., в том числе таможенных платежей, взимаемых при импорте товаров 1 210,144 млн. руб., что составило 134,13 % от установленного показателя.
Таблица 2.5
Товарооборот в зоне деятельности Приволжского таможенного управления по странам за январь-декабрь 2011 года, млн. дол. США
Оборот | Сумма, млн.дол.США |
Внешнеторговый оборот ПТУ в т.ч: | 32775,7 |
Страны дальнего зарубежья | 26380,4 |
Страны СНГ | 6395,3 |
В 2011 году внешнеторговый оборот в зоне деятельности Приволжского таможенного управления (ПТУ) составил 32 млрд. 775,7 млн. долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 24,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 26 млрд. 380,4 млн. долларов США (увеличение на 39,6%), со странами СНГ – 6 млрд. 395,3 млн. долларов США (снижение на 14,7%).
Экспорт в зоне деятельности Приволжского таможенного управления в 2011 году составил 23 млрд. 801,2 млн. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 27,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 19 млрд. 280,3 млн. долларов США (увеличение на 47%), в страны СНГ – 4 млрд. 520,9 млн. долларов США (снижение на 18,5%).
Импорт в 2011 году составил 8 млрд. 974,5 млн. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 16,1%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 7 млрд. 100,1 млн. долларов США (увеличение на 22,8%), из стран СНГ – 1 млрд. 874,4 млн. долларов США (снижение на 3,8%).
Таблица 2.6
Ведущие торговые партнеры при экспорте и импорте от стоимости объема экспорта Приволжского Таможенного Управления за 2011 год
Страна | Процент |
Китай | 7.92% |
Украина | 7.27% |
Финляндия | 5.59% |
Турция | 5.52% |
Соединенные штаты | 5.14% |
Индия | 5.06% |
Казахстан | 4.89% |
Нидерланды | 4.59% |
Италия | 3.45% |
Польша | 2.97% |
Латвия | 2.82% |
Бразилия | 2.31% |
Швеция | 2.20% |
Азербайджан | 2.08% |
Бельгия | 2.07% |
Германия | 2.06% |
Ведущими торговыми партнерами региона при импорте являлись: | |
Германия | 20.52% |
Украина | 8.70% |
Китай | 7.40% |
Италия | 7.29% |
Узбекистан | 6.26% |
Казахстан | 5.01% |
Соединенные штаты | 4.77% |
Япония | 3.17% |
Франция | 2.82% |
Турция | 2.36% |
Австрия | 2.10% |
Экспортно-импортные операции в 2011 году в зоне деятельности Приволжского таможенного управления осуществлялись с торговыми партнерами из 162 стран. Основными торговыми партнерами были страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте составила 80,5%, в том числе в экспорте – 81%, в импорте – 79,1%.
Нижегородская таможня — одна из самых крупных в системе таможенных органов Приволжского региона. Таможня занимает лидирующие позиции по объемам внешнеторговых операций (19% во внешнеторговом обороте ПФО), количеству перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей (24% в объеме перечисленных в бюджет таможенными органами ПФО), оформленных деклараций на товары (30% в общем количестве деклараций региона), количеству участников ВЭД (26%).
- Тема 40а: «Анализ влияния таможенных пошлин на доходы федерального бюджета»
- Глава 1 Теоретические основы деятельности таможенных органов по взиманию таможенных пошлин
- 1.1.Сущность деятельности таможенных органов в структуре Правительства рф
- 1.2. Деятельность рту и таможен по взиманию таможенных пошлин
- Глава 2. Анализ деятельности Нижегородской таможни Приволжского таможенного управления
- 2.1. Характеристика функций таможенных органов
- 2.2. Показатели эффективной деятельности Нижегородской таможни
- Внешняя торговля в регионе деятельности Нижегородской таможни
- 2.3. Анализ изменений во внешнеэкономической деятельности при вступлении в вто
- Глава 3 Пути совершенствования деятельности таможенных органов
- 3.1. Анализ деятельности фтс в 2013 году
- 3.2. Влияние таможенных пошлин на доходы федерального бюджета
- Заключение
- Динамика перечислений таможенных платежей в доход
- Список литературы
- Динамика перечислений таможенных платежей в доход