logo
диплом Медков ТД(ДФ)

Динамика перечислений таможенных платежей в доход

федерального бюджета в 2006 – 2012 годах

Динамика перечислений таможенных платежей при импорте и экспорте товаров в доход федерального бюджета в 2006 – 2012 годах

Структура таможенных платежей, перечисленных

в федеральный бюджет в 2012 году

Контроль за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей,

администрирование взыскания задолженности, обеспечения уплаты таможенных платежей

Общая сумма льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2012 году, составила 475,2 млрд. рублей (в 2011 году – 436,2 млрд. рублей).

Наибольшая доля предоставленных льгот по уплате таможенных платежей приходилась на товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции – 38,3% (182,2 млрд. рублей) и товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимые с этой территории – 31,5% (149,9 млрд. рублей).

Иные виды льгот по уплате таможенных пошлин, налогов были предоставлены в отношении следующих видов товаров:

14,8% (70,1 млрд. рублей) – ввозимых (вывозимых) в рамках отдельных международных договоров;

7,4% (35,0 млрд. рублей) – ввозимых для реабилитации инвалидов, изделий медицинской техники, линз и оправ для очков, а также сырья и комплектующих для их производства;

3,6% (17,1 млрд. рублей) – технологического оборудования, аналогов которого не производится в Российской Федерации;

3% (14,3 млрд. рублей) – вывозимых судовых запасов и ввозимой продукции морского промысла;

1,4% (6,6 млрд. рублей) – других товаров, в том числе ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Магаданской области и вывозимых из нее, возимых в качестве вклада иностранных инвесторов в уставные (складочные) капиталы предприятиями с иностранными инвестициями, ввозимых в качестве технической, гуманитарной помощи.

Общая сумма задолженности участников ВЭД по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами составила по состоянию на 1 января 2013 года 52 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 23,4 млрд. рублей, по пеням – 28,6 млрд. рублей. За 2012 год общая сумма задолженности уменьшилась на 9 млрд. рублей (с 61 млрд. рублей до 52 млрд. рублей), в том числе по таможенным платежам – на 3,4 млрд. рублей, по пеням – на 5,6 млрд. рублей.

Сумма выявленной таможенными органами задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012 году составила 15,5 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 13,4 млрд. рублей, по пеням – 2,1 млрд. рублей.

Сумма погашенной задолженности по таможенным платежам и пеням в 2012 году составила 11,5 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 10,8 млрд. рублей, по пеням – 0,7 млрд. рублей.

В 2012 году таможенными органами была признана безнадежной к взысканию и списана задолженность на общую сумму 10,6 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 4 млрд. рублей, по пеням – 6,6 млрд. рублей. Сумма исключенной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012 году составила 2,5 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 2,1 млрд. рублей, по пеням – 0,4 млрд. рублей.

В 2012 году участники ВЭД продолжали активно использовать банковские гарантии в качестве способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенными органами были приняты банковские гарантии на сумму 112 млрд. рублей, что на 6,8 % меньше суммы принятых банковских гарантий в 2011 году, вследствие более широкого применения поручительства как способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Наибольшая доля в структуре видов обязательств, обеспечиваемых банковскими гарантиями, приходилась на обеспечение обязательств по использованию акцизных марок в соответствии с их назначением (63,8 %). При этом участники ВЭД имеют широкую возможность выбора гарантов, поскольку гарантами перед таможенными органами имели право выступать по состоянию на 1 января 2013 года 200 банков и 13 страховых организаций (на 1 января 2012 года – 179 банков и 11 страховых организаций).

Таким образом, в рамках Таможенного союза реализована политика в сфере унификации механизма применения косвенных налогов на единой таможенной территории, т. е. сформирован общий правовой контур. Что же касается продвижения идеи единой согласованной налоговой политики, как одного из условий создания Единого экономического пространства, то эти вопросы, несмотря на их длительное обсуждение, остаются в ведении национальных законодательств и обеспечивают сугубо внутренние интересы. Устранение таможенных барьеров приводит к тому, что практически единственным косвенным регулятором экономической деятельности субъектов хозяйствования на единой таможенной территории и препятствием к свободному перемещению товаров, работ и услуг остаются налоги. Установление налоговых платежей по-прежнему находится в компетенции органов государственного управления национальной экономикой и обеспечивает в первую очередь фискальные интересы каждого отдельного государства, несмотря на то, что открытость границ создает режим налоговой конкуренции и неравенство условий для товаропроизводителей.