Тема 4. Определяющие элементы таможенного регулирования: товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, таможенная стоимость товара, страна происхождения товара
Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
Понятие таможенной стоимости товаров. Методы определения таможенной стоимости товаров
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РБ (ТН ВЭД РБ) - классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Советом Министров РБ, в разработке и дополнении участвует Государственный Таможенный Комитете РБ. ТН ВЭД РБ является расширенным белорусским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Суть классификатора состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код, который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РБ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками. Состоит из 21 раздела и 97 групп (77 группа ТН ВЭД в настоящее время зарезервирована и не используется). Действующая на сегодняшний день редакция ТН ВЭД была принята постановлением Совета Министров РБ № 829 от 25 июня 2007г.
Ответственность по определению кода ТН ВЭД возложена на декларанта (лицо, которое заявляет от своего имени в таможенной декларации сведения о товарах, необходимые для помещения их под таможенный процедура либо для иных целей, установленных законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, либо от имени которого такие сведения заявляются таможенным агентом (представителем)).
По классификации ВТО-ЮНКТАД выделяются следующие основные товарные группы:
Сельскохозяйственная продукция:
Продукция горнодобывающей промышленности:
Продукция обрабатывающей промышленности:
- черные металлы;
- химические товары-другие полуфабрикаты;
- машины и транспортное оборудование;
- текстильные изделия;
- швейные изделия;
- другие потребительские товары.
Выделяется классификация ЮНКТАД по отраслевой структуре:
Для статистики международной торговли также применяется Классификатор товаров по укрупненным экономическим группировкам (КУЭГ) ООН (Classification by Broad Economic Categories (BEC). В настоящее время действует редакция Классификатора 1989 года. Схема КУЭГ представлена в приложении Г.
Возможны четыре варианта определения кода товаров
Первый — это определение кода товара декларантом самостоятельно в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД и на основании нормативных правовых актов ГТК Республики Беларусь.
В основе второго, и самого популярного, — договорные отношения заинтересованного лица (или декларанта) с таможенным агентом. При наличии такого договора таможенный агент не только определяет код товара по ТН ВЭД РБ, руководствуясьпостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2007 г. № 829 «О Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности», но и представляет документы к таможенному оформлению.
При невозможности самостоятельно определить код товара в соответствии с ТН ВЭД или отказе таможенного агента в оказании услуги по классификации товара заинтересованное лицо может использовать третий вариант, то есть обратиться в Минскую центральную таможню для получения предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД.
Порядок получения предварительного решения о классификации товара по ТН ВЭД регулируется гл. 4 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) и постановлением ГТК Республики Беларусь от 18 августа 2006 г. № 64 (с изм. от 14 июня 2007 г.) «О некоторых вопросах заполнения предварительного решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь». Преимущество выдаваемого таможней предварительного решения перед самостоятельной классификацией либо классификацией товара таможенным агентом заключается в том, что оно представляет собой документ, имеющий юридическую силу. В силу ст. 30 ТК им руководствуются и таможенный орган, и декларант при производстве таможенного оформления товаров.
Вместе с тем, при обращении в таможню с целью получения предварительного решения о классификации товара следует учитывать, что решение принимается до момента представления в таможенный орган товаров для таможенного оформления и действует в течение 3 лет со дня его принятия. Срок принятия предварительного решения - 90 дней (ст. 28 ТК) со дня получения таможней запроса и представления необходимых для принятия предварительного решения информации и документов. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах» за принятие предварительного решения взимается плата в размере, эквивалентном 155 евро.
И, наконец, четвертый вариант. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2007 г. № 841 «Об утверждении Положения о порядке принятия таможенным органом решения о классификации отдельных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» утверждены перечни отдельных товаров, для классификации которых в соответствии с ТН ВЭД решение таможенных органов требуется в обязательном (!) порядке. Фактически наличие такого решения таможни является условием помещения товара под таможенный процедура. Такое решение принимается уже не Минской центральной, а той таможней, в зоне оперативной деятельности которой находится заинтересованное лицо. Решение принимается в течение 30 дней со дня получения таможней запроса и представления информации и документов и действует аналогично предварительному решению в течение трех лет со дня его принятия. Следует обратить внимание, что в отличие от предварительного решения о классификации товара данное решение принимается во время таможенного оформления и плата за его принятие законодательством не установлена.
В целях предоставления тарифных преференций для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым Республика Беларусь предоставляет тарифные преференции, Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Беларусь устанавливают условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки при определении страны происхождения таких товаров.
2. Понятие таможенной стоимости товаров. Методы определения таможенной стоимости товаров
Таможенная стоимость товара — стоимость товара,, поэтапно формируемая в процессе его продвижения от продавца к покупателю и зависящая от системы оценки перемещаемых товаров при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе».
Контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара осуществляется таможенным органом. При этом таможенный орган принимает решение о правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товара, определения величины и структуры заявленной стоимости товара.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, производится путем применения следующих методов.
Метод 1. Определение таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. При использовании данного метода за таможенную стоимость ввозимого товара принимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Беларусь.
Данный метод определения таможенной стоимости может применяться только при выполнении следующих условий:
представления декларантом документов, подтверждающих факт внешнеторговой сделки купли-продажи в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь;
отсутствия в отношении прав покупателя по распоряжению приобретенным им товаром каких-либо ограничений, за исключением установленных законодательством Республики Беларусь и связанных с географическим регионом, в пределах которого купленный товар может быть объектом новых сделок купли-продажи;
—продажа товара или его цена не должна быть поставлена в зависимость от каких-либо условий или встречных обязательств сторон внешнеторговой сделки, расходы по исполнению которой не могут быть исчислены при определении таможенной стоимости товара;
—никакая часть прибыли от последующих продаж, передачи другим лицам или использования декларантом товара, приобретенного им в собственность по внешнеторговой сделке, не должна поступать прямо или косвенно в распоряжение лица, выступившего в такой сделке в роли продавца, за исключением случая, когда такая часть прибыли может быть документально подтверждена и отдельно исчислена, что позволяет включить ее в таможенную стоимость; .:
—стороны внешнеторговой сделки купли-продажи не являются взаимозависимыми лицами либо взаимозависимость покупателя с продавцом не повлияла на цену сделки.
При определений таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты:
—транспортные и иные расходы, связанные с доставкой товаров от места отправления из страны вывоза до места ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь (включая расходы по их страхованию и погрузочно-разгрузочным работам, стоимость транспортировки);
—-брокерские вознаграждения и комиссионные платежи лицам, выступившим в качестве посредников продавца;
—стоимость контейнеров и иной многооборотной тары, которые в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
—расходы, связанные с упаковкой ввозимого товара, включающие стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке этого товара; ,-. _
—соответствующая часть стоимости следующих товаров, работ и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем продавцу бесплатно либо по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей оцениваемого товара (включая предоставление покупателем оборудования в аренду продавцу, выполнение продавцом заказа по чертежам или лекалам покупателя);
—лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
—величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Республики Беларусь.
Метод 2. Определение таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами. При использовании метода в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами. При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по. следующим признакам:
—физические характеристики;
—качество и репутация на рынке;
—страна происхождения;
—производитель.
Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных.
Для того чтобы отвечать критерию идентичности, сравниваемые товары обязательно должны быть произведены в той же стране, что и товары, подлежащие оценке.
Товары, произведенные различными лицами в одной и той же стране, могут рассматриваться как идентичные только в том случае, если у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары.
Метод 3. Определение таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами. Под однородными товарами понимаются товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товара учитываются следующие признаки: — качество, наличие товарного знака и репутация товаров на рынке; —страна происхождения; —производитель.
Товары не считаются однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены после ввоза в Республику Беларусь.
Метод 4. Определение таможенной стоимости на основе вычитания стоимости. Определение таможенной стоимости товара по методу оценки на основе вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Республики Беларусь без изменения своего первоначального состояния.
При использовании данного метода в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории Республики Беларусь не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
Из единицы товара вычитаются следующие компоненты: расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль; суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и иных платежей; обычные расходы, понесенные в Республике Беларусь на транспортировку, страхование.
Метод 5. Определение таможенной стоимости на основе сложения стоимости. При использовании метода оценки на основе сложения стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения: стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара, общих затрат, характерных для продажи в Республике Беларусь из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, страхование; прибыли, получаемой экспортером.
Метод 6. Резервный метод определения таможенной стоимости. Если таможенная стоимость не может быть определена в результате последовательного применения первых пяти методов, то она определяется определяется путем применения .данного метода. Сюда относятся договора аренды или найма, реимпорт товаров после ремонта или модификации, а также это касается случаев, если идентичные или однородные товары не ввозятся, изготовитель не известен и т.п.
При определении таможенной стоимости можно использовать ценовую информацию: прейскуранты, каталоги, биржевые котировки, статистические .чанные В качестве основы для определения таможенной стоимости по резервному методу не могут быть использованы цена товара на внутреннем рынке Республики Беларусь; цена товара, поставляемою из страны его вывоза в третьи страны, цена на внутреннем рынке Республики Беларусь на товары отечественного происхождения, произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара
- Тема 1. Сущность таможенного дела
- 8Таможенное дело как ключевое звено внешнеэкономической деятельности
- 8Таможенное дело как ключевое звено внешнеэкономической деятельности
- Тема 2. Структура таможенного дела
- 2. Понятие и принципы таможенной политики
- 4 Сущность и порядок таможенного оформления
- 5. Таможенный контроль
- Сроки проведения отдельных операций таможенного контроля
- Представление документов и сведений, необходимых для таможенного контроля
- Тема 3. Организация таможенного дела
- 4 Таможенная территория и таможенная граница
- Тема 4. Определяющие элементы таможенного регулирования: товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, таможенная стоимость товара, страна происхождения товара
- Тема 5. Таможенная политика
- 1 Понятие и принципы таможенной политики
- 1. Таможенные процедуры: порядок, сущность, классификация
- 2. Порядок помещения товаров под таможенные процедуры
- Тема 7: таможенное оформление
- Таможенное декларирование
- 4. Особенности таможенного декларирования товаров физическими лицами
- Таможенное декларирование
- Права и обязанности декларанта
- 4. Особенности таможенного декларирования товаров физическими лицами
- Тема 8: перемещение товаров через таможенную границу
- Основные положения о перемещении товаров через таможенную границу
- Тема 9. Таможенный контроль
- Тема 10. Валютный контроль
- Валютный контроль внешнеторговых операций
- 3. Обеспечение уплаты таможенных платежей. Условия и порядок применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей