logo
11-12-2014_20-28-39 / лекции электронка

4 Таможенная территория и таможенная граница

Под таможенной территорией понимается государственная территория, т.е. часть земного шара, которая принадлежит государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство.

На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это означает, что основу правовой процедуры таможенной территории, как и государственной территории, составляет суверенитет государства.

На таможенной территории в полном объеме действуют единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Однако понятие таможенной территории не совпадает с понятием государственной территории. В ряде случаев из таможенной территории могут исключаться участки государственной территории и, наоборот, включаться участки, находящиеся за пределами государственной границы.

Составными частями таможенной территории являются: сухопутная территория РБ, внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Сухопутной территорией РБ является вся суша, находящаяся в пределах ее границ.

К внутренним водам относятся: воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат Республике Беларусь.

Правовое регулирование водной территории нашего государства закреплено в Водном кодексе РБ. Водная территория включает в себя белорусскую часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, а также внутренние воды РБ.

Воздушную территорию РБ составляет ее воздушное пространство, находящееся в пределах ее сухопутных и водных границ, причем высотный предел воздушного пространства практически не устанавливается, но не касается космоса.

В таможенную территорию не входят отдельные участки государственной территории: свободные таможенные зоны и свободные склады, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными законодательными актами РБ по таможенному делу.

Свободная таможенная зона — территория в границах свободной экономической зоны, определенная в соответствии с законодательством, в пределах которой резидентом свободной экономической зоны могут размещаться иностранные товары, помещенные под таможенный процедура свободной таможенной зоны, а также отечественные товары.

Свободная таможенная зона как территория, на которой действует таможенный процедура свободной таможенной зоны, создается по решению Президента РБ, принимаемому по совместному представлению Государственного таможенного комитета РБ и Министерства внешних экономических связей РБ, согласованному с Министерством экономики РБ, Министерством финансов РБ, Национальным банком РБ, а также местными Советами депутатов.

Порядок рассмотрения обращения о создании свободной таможенной зоны определяется совместно Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Министерством внешних экономических связей РБ.

Под свободным таможенным складом понимается закрытое помещение или открытая площадка, в пределах которых иностранные товары также размещаются без применения мер тарифного и нетарифного регулирования.

Свободный склад как помещение или иное место, где действует таможенный процедура свободного склада, может учреждаться при наличии лицензии Государственного таможенного комитета РБ.

Территории государства являются таможенной границей. Таможенная граница совпадает с Государственной границей РБ.

Государственная граница представляет собой реальную линию на местности и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной границы.

Республика Беларусь является государством, имеющим четыре типа Государственной границы, общая протяженность которых составляет более 3,5 тыс. км.

  1. Участок границы с Республикой Польша (ок. 398 км).

  2. Участки Государственной границы с государствами, не вошедшими в СНГ - Литовской Республикой и Латвийской Республикой (ок. 850 км).

  3. Участок границы с государством-участником СНГ Украиной составляет 1084 км.

4 Участок границы между государствами-участниками Союзного государства (Республика Беларусь и Российская Федерация) составляет около 1300 км.

Полномочиями в сфере установления государственной границы наделены Министерство иностранных дел, Государственный комитет пограничных войск, Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров РБ, кроме этого Комиссия РБ по делимитации и демаркации государственной границы и белорусская часть комиссий по демаркации государственной границы РБ с сопредельными государствами.

5 Объекты перемещения через таможенные границы: товары и транспортные средства

Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров и транспортных средств.

Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Ввоз в Республику Беларусь и вывоз из РБ отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены с целью обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния РБ и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов белорусских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов РБ на основании актов законодательства РБ и международных договоров РБ.

Указанные товары и транспортные средства подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы территории Республики Беларусь либо возврату на территорию РБ, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорами РБ.

Нормативные правовые акты РБ, устанавливающие ограничения, указанные в части первой настоящей статьи, подлежат обязательному опубликованию.

Вывоз или возврат товаров и транспортных средств производится лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет.

При невозможности или в случае неосуществления немедленного вывоза или возврата товары и транспортные средства передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Республики Беларусь. Предельный срок хранения таких товаров и транспортных средств на указанных складах составляет трое суток.

На ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз с этой территории товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения в интересах экономической политики, выполнения международных обязательств РБ, защиты экономической основы суверенитета РБ, защиты внутреннего потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы белорусских лиц акции иностранных государств и их союзов и по иным достаточно важным основаниям в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорами РБ.

При установлении указанных ограничений выпуск подпадающих под их действие товаров и транспортных средств производится таможенными органами РБ только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства Республики Беларусь и международными договорами РБ.

Нормативные правовые акты РБ, устанавливающие ограничения, указанные в части первой настоящей статьи, подлежат обязательному опубликованию.

Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными органами РБ не возмещаются.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РБ производится в соответствии с таможенными процедурами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

  1. Осуществления внешнеторговых операций в таможенном деле.

Внешнеторговая политика РБ осуществляется в целях создания благоприятных условий для резидентов РБ - участников внешнеторговой деятельности, производителей и потребителей товаров, заказчиков и исполнителей услуг.

Отношения РБ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе Конституции РБ, настоящего Закона, иного законодательства РБ, а также общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе принципов суверенного равенства государств, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения международных обязательств, принятых Республикой Беларусь, а также недискриминации и взаимности.

Республика Беларусь в соответствии с Конституцией РБ и нормами международного права может на добровольной основе участвовать в зонах свободной торговли, таможенных союзах, иных межгосударственных образованиях.

Правом на осуществление внешнеторговой деятельности обладают все резиденты и нерезиденты РБ, а также Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством РБ, международным и иностранным правом.

В отношении внешней торговли с конкретным государством (группой государств) Президент РБ может принять решение о применении любых методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Президент РБ может предоставить Правительству РБ право на принятие решений о применении методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отнесенных настоящим Законом к компетенции Президента РБ.

При разработке проекта нормативного правового акта РБ, затрагивающего порядок осуществления внешнеторговой деятельности, нормотворческим органом (должностным лицом) в соответствии с законодательством может быть принято решение о публичном обсуждении проекта такого нормативного правового акта, в том числе по инициативе государственного органа РБ, ответственного за его разработку.

Нормативные правовые акты в области внешнеторговой деятельности, затрагивающие порядок осуществления внешнеторговой деятельности, подлежат официальному опубликованию в соответствии с законодательством.

Основным методом регулирования внешней торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка РБ, является таможенно-тарифное регулирование.

Меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами устанавливаются Президентом РБ или по его поручению Правительством РБ путем введения количественных и (или) иных ограничений внешней торговли товарами исходя из интересов экономической политики РБ (меры экономической политики) или по основаниям неэкономического характера.

При принятии решения о введении квоты на внешнюю торговлю товарами Президент РБ или по его поручению Правительство РБ определяют метод и порядок распределения квоты. Распределение квоты осуществляется исходя из принципов равноправия участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации и положения на рынке.

Право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров может ограничиваться путем закрепления за государством исключительного права на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров, которое реализуется уполномоченными Президентом РБ государственными органами, организациями, гражданами РБ.

Перечень отдельных видов товаров, на осуществление внешней торговли которыми предоставляется исключительное право, определяется Президентом РБ или по его поручению Правительством РБ.

Внешняя торговля отдельными видами товаров в соответствии с законодательством РБ может осуществляться только на основании лицензий.

Лицензирование внешней торговли отдельными видами товаров устанавливается:

Перечни видов товаров, подлежащих лицензированию, порядок лицензирования, государственные органы РБ, уполномоченные выдавать соответствующие лицензии, определяются Президентом РБ или по его поручению Правительством РБ.

В целях защиты экономических интересов РБ при осуществлении внешней торговли товарами могут применяться меры по ограничению импорта товаров посредством введения антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных мер в соответствии с законодательством.

В соответствии с таможенным законодательством РБ могут устанавливаться требования о ввозе отдельных видов товаров и транспортных средств на таможенную территорию РБ или вывозе отдельных видов товаров и транспортных средств с таможенной территории РБ через определенный пункт пропуска через Государственную границу РБ и об их перемещении по определенным маршрутам.

В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности на территории РБ действует система сбора, обработки, хранения и распространения внешнеторговой информации.

Порядок сбора, обработки, хранения и распространения внешнеторговой информации, а также источники и порядок финансирования системы внешнеторговой информации определяются в соответствии с законодательством Правительством РБ, если иное не установлено Президентом РБ.

Участники внешнеторговой деятельности имеют право на получение в соответствии с законодательством информации, необходимой для осуществления этой деятельности, при условии, что такая информация не содержит сведений, составляющих государственные секреты, или иных охраняемых законодательством сведений.

Правительство РБ в целях обеспечения экономических интересов РБ, создания благоприятных условий для доступа резидентов РБ на рынки других государств и в соответствии с обязательствами, принятыми Республикой Беларусь по международным договорам, осуществляет мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе:

7.Сущность, цели, механизмы и инструменты таможенного тарифного регулирования экономики РБ

Таможенное тарифное регулирование - это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РБ.

В законе прямо установлено, что основным методом регулирования внешней торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка РБ, является таможенно-тарифное регулирование.

Основная функция тарифного регулирования - защита внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия конкуренции со стороны иностранных товаров.

Основными целями таможенного тарифа являются:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в РБ;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РБ;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РБ;

- защита экономики РБ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции РБ в мировую экономику.

Под тарифным регулированием внешнеэкономической деятельности следует понимать совокупность экономических (тарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые так или иначе призваны способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, а также обеспечивать источник пополнения доходной части государственного бюджета.

Под таможенным тарифом понимается свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РБ, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РБ.

Под таможенными платежами в Республике Беларусь понимаются налоги, сборы (пошлины), взимаемые в республиканский бюджет таможенными органами.

Таможенная пошлина - это обязательный платеж в республиканский бюджет, взимаемый таможенными органами РБ в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ.

В соответствии с Законом о таможенном тарифе, ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу РБ, видов сделок и других факторов.

Ставки таможенных пошлин, за исключением утвержденных Президентом РБ, устанавливаются (изменяются) Советом Министров РБ в целях выполнения международных договоров РБ, в иных случаях - Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.

Закон наделяет Президента РБ исключительным правом устанавливать нулевые ставки таможенных пошлин, то есть полностью освобождать субъектов от уплаты таможенных платежей. Данная норма позволяет не только эффективно регулировать экономические отношения, но и активно влиять на социальную сферу.

Тарифные методы являются основой экономического регулирования внешнеэкономической деятельности и позволяют сокращать нерациональный импорт и выравнивать сальдо торгового баланса государства. Таможенные пошлины являются основой тарифных методов. В последнее время наравне с таможенными пошлинами и другие таможенные платежи (налог на добавленную стоимость, акцизы и сборы, взимаемые при таможенном оформлении) занимают достойное место в регулировании внешнеэкономической деятельности.

Основными элементами системы таможенного тарифного регулирования являются таможенные платежи, таможенные процедуры, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РБ, страна происхождения товара и его таможенная стоимость.

Осуществляя воздействие на экономику посредством таможенного тарифного регулирования, государство преследует решение задач:

• достижение равновесия во внешнеэкономической деятельности (выравнивание сальдо торгового баланса государства);

• обеспечение пополнения доходов бюджета;

• обеспечение регулирования спроса и предложения;

• обеспечение экономической безопасности государства;

• достижение устойчивого экономического роста;

• обеспечение защиты интересов отечественных товаропроизводителей;

• достижение стабильности цен на импортируемые и производимые отечественные товары.

Важным элементом таможенного регулирования государственных органов выступает система отношений по контролю поступлений таможенных платежей в бюджет, которая состоит из таможенного контроля и таможенного оформления.