logo
Диплом Серобян

3.2 Характеристика проблемных вопросов, возникающих при информационном обеспечении перемещения товаров автомобильным транспортом

Согласно ст. 42 ТК ТС уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории.

Предварительная информация о ввозимых товарах может оптимизировать таможенные операции в пунктах пропуска не только в части, касающейся заблаговременного применения системы управления рисками и выборе необходимых и достаточных форм таможенного контроля прибывающего на таможенную территорию товара, но и в отношении открытия процедуры таможенного транзита.

Если представлена предварительная информация, то ее можно использовать в качестве электронной копии транзитной декларации, предоставление которой является необходимым условием подачи транзитной декларации. Однако не всегда предварительная информация может использоваться как полноценная электронная копия транзитной декларации, т.к. не содержит всех необходимых сведений о ввозимых товарах. В частности, в Кингисеппской таможне эта проблема имеет ярко выраженный характер при использовании предварительной информации на т/п МАПП Ивангород.

Основная масса товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС через МАПП Ивангород, перевозится в соответствии с Конвенцией МДП и предварительная информация об этих товарах поступает от Комиссии Европейских Сообществ (далее - КЕС).

Во всех случаях в поступающей от КЕС предварительной информации содержатся сведения о наименовании перевозчика, его адресе, номере транспортного средства, стране регистрации транспортного средства, серии и номере книжки МДП, номере ТТН, о стране отправления и стране назначения, общем весе и общем наименовании товара на английском языке (например – FLAWERS(цветы)), без разбивки товарных партий.

Остальные сведения, указанные в п. 5 Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации, утвержденной приказом ФТС России от 03.10.2008 № 1230, такие, как сведения об отправителе, получателе, количестве грузовых мест, общей стоимости груза, валюте общей стоимости, об инвойсах, о разбивке по товарам, дополнительных единицах измерения отсутствуют.

При получении предварительной информации, отправленной в рамках взаимодействия с КЕС, отсутствие сведений приводит к увеличению времени таможенного оформления транзитных деклараций должностными лицами ОТО и ТК т/п МАПП Ивангород, так как при формировании сообщения о прибытии товаров и транспортных средств приходится вручную вводить все необходимые сведения с представленных бумажных носителей в программный продукт КПС «Пункт пропуска».

Таким образом, наличие предварительной информации от КЕС не дает возможности ускорить оформление таможенной процедуры таможенного транзита, т.к. не несет в себе всех необходимых для оформления электронной копии транзитной декларации сведений.

С начала 2012 года заинтересованными лицами на таможенный пост МАПП Ивангород была предоставлена предварительная информация из следующих источников:

Портал ФТС

КЕС

Ростэк-Псков

СЗТПС

ТЛЦ

Прочие

1482

18488

2712

86

559

17

В Кингисеппской таможне в настоящий момент ведется работа по привлечению участников ВЭД к использованию информационного портала ФТС в качестве ресурса для предоставления предварительной информации. В рамках организационных встреч с представителями перевозчиков, осуществляющих наиболее интенсивную деятельность в регионе деятельности таможни, а также посредством информационных писем, доводится информация о возможности использования портала ФТС, как наиболее эффективного способа предоставления предварительной информации с целью оптимизации таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Ещё одной проблемой, связанной с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита на т/п МАПП Ивангород, является перемещение дорогостоящих грузов с использованием процедуры МДП. Анализ электронной базы данных за 2010-2012 гг. говорит о значительном увеличении числа случаев закрытия книжек МДП на границе в связи с превышением гарантии и помещения товаров под национальную процедуру. Так, в 2010 г. на т/п МАПП Ивангород было закрыто 250 книжек МДП, в 2012 г. – 330, в 2012 г. эта цифра увеличилась до 628.

При закрытии книжки МДП, на перемещаемые товары необходимо оформить транзитную декларацию, принять меры обеспечения соблюдения таможенного транзита.

На т\п МАПП Ивангород принимаются меры обеспечения уплаты таможенных платежей при таможенном транзите с использованием договора поручительства, оформляются Дополнения к договору поручительства. Это приводит к дополнительным затратам времени на проведение таможенных операций при пересечении таможенной границы.

Таким образом, говорить об упрощении процедуры оформления грузов на границе, которое является одной из основных целей применения Конвенции МДП, не приходится. Если тенденция к увеличению количества случаев перевозки товаров по книжкам МДП с превышением предела гарантии будет сохраняться в дальнейшем, необходимо решать вопрос об очередном повышении предела гарантии обеспечения книжки МДП.

Достаточно много проблем возникает при осуществлении контроля за перемещением товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием АС КТТ-2 в условиях Таможенного союза.

АС КТТ-2 представляет собой централизованную систему. В качестве центрального звена АС КТТ-2, осуществляющего обработку данных, выступает совокупность семи региональных центров, функционирующих на уровне РТУ, и одного федерального центра, функционирующего на уровне ГНИВЦ ФТС России. Информационная база данных АС КТТ-2 представляет собой логически единый (объединенный) информационный ресурс, содержащий сведения о перевозках товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, который является составной частью единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов.

Однако штатные программные средства, используемые при использовании АС КТТ-2 действуют только на территории Российской Федерации. В связи с этим возникает ряд проблем, касающихся информационного взаимодействия таможенных органов стран–участниц Таможенного союза при контроле за перевозками товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита.

Так, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, в КПС «Транзитные операции» формируется ЭКТД. Если таможенным органом назначения является белорусский или казахский таможенный орган, то данная информация конвертируется и попадает в штатные программные средства, используемые данными таможенными органами. Таким образом, при поступлении товаров в место доставки, электронное уведомление о его прибытии находится в базе данных таможенного органа назначения. После завершения таможенной процедуры таможенного транзита электронное подтверждение доставки товаров также конвертируется и попадает в КПС «Транзитные операции», после чего ЭКТД можно считать снятой с контроля.

Однако, если, после отправки ЭКТД в единый логический информационный ресурс АС КТТ-2 и присвоения ей статуса «Товары выпущены», производится корректировка таможенного органа назначения, то информация о поступлении товаров и завершении процедуры таможенного транзита, произведенном установленным порядком, в КПС «Транзитные операции» уже не поступает.

Наиболее часто данная проблема возникает при корректировках ЭКТД, оформленных на т/п ЖДПП Ивангород на товары, следующие в Республику Казахстан. Это связано не только с техническими ошибками должностных лиц таможенного поста при внесении кода таможенного органа назначения, но и с тем, что в справочниках НСИ, при их несвоевременном обновлении, часто присутствуют неактуальные коды таможенных органов назначения в соответствии с железнодорожными станциями назначения, указанными в документах.

Для снятия с контроля транзитных документов, по которым в базе данных отсутствует подтверждение о поступлении товаров в таможню назначения, должностным лицам ОКТТ необходимо убедиться, в первую очередь, в отсутствии факта недоставки товаров.

Если в результате телефонных переговоров с должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан, куда был направлен товар, выясняется, что товар доставлен и таможенная процедура таможенного транзита завершена, в данный таможенный орган направляется официальный запрос о письменном подтверждении поступления товаров. После получения положительного ответа, данная транзитная декларация снимается с контроля.

Если учесть, что сроки обработки данных запросов и поступления ответов из казахских таможенных органов довольно велики, то некоторые транзитные документы числятся неснятыми с контроля в течение одного-двух месяцев после истечения срока доставки.

Следует отметить, что, несмотря на поступление официальной информации о доставке товаров, в электронной базе данных такие транзитные декларации снять с контроля не представляется возможным.

В этой связи также необходимо отметить, что электронные подтверждения поступления товаров из таможенных органов Республики Казахстан в очень большом количестве случаев поступают с большим опозданием, несмотря на то, что завершение таможенного транзита производилось без нарушения сроков доставки товаров. Это связано с техническими особенностями взаимодействия информационных систем, используемых в таможенных органах Казахстана и Российской Федерации.

По моему мнению данную проблему можно устранить, согласовав между тремя государствами разработку и внедрение единого программного продукта для обеспечения функций контроля за перевозками товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита на всей территории Таможенного союза.

Существенные трудности при осуществлении контроля за доставкой товаров в Кингисеппскую таможню, как таможню назначения, вызывают некоторые особенности помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенными органами Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Так, неоднократно наблюдались случаи, когда на товары, следующие из третьих стран по книжкам МДП, белорусские и казахские таможенные органы оформляли еще и транзитную декларацию при помещении данных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

В результате, при поступлении товаров на т/п Ямбургский, завершение процедуры таможенного транзита производилось по книжкам МДП, а электронные копии транзитных деклараций на эти же товары в КПС «Транзитные операции» остаются как не снятые с контроля.

При завершении таможенной процедуры таможенного транзита на т/п Усть-Лужский неоднократно были выявлены случаи, когда по одной книжке МДП, на одном транспортном средстве осуществлялась перевозка товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта. В нарушение требований п. 5 ст. 215 ТК ТС должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан в ЭКТД внесены сведения об экспортных товарах, как о товарах, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.

В этой связи актуальным становится вопрос достоверности сведений, содержащихся в едином информационном логическом ресурсе при формировании статистической отчетности о количестве перемещаемых товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита.

С учетом вышеизложенного, на мой взгляд, необходимо более тесное взаимодействие таможенных служб государств-участников Таможенного союза для возможности озвучивания проблемных вопросов, возникающих при осуществлении таможенной деятельности каждого из государств, выработки путей решения этих проблем, согласования отдельных положений национального законодательства с целью единообразного применения норм таможенного законодательства Таможенного союза.