4. Таможенная политика, цели и направления
Таможенная политика - это комплекс политико-правовых, экономических, организационных и иных мер государственного регулирования внешней торговли, а также мер по защите национальной экономики и решению ее фискальных задач.
Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма и иных форм международного взаимодействия, т.е. всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов государства.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.
Протекционизм предусматривает увеличение уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров, результатом чего является сокращение импорта в страну и, следовательно, ограничение иностранной конкуренции.
Политика свободной торговли (фритредерство) достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо их полной отмены. Фритредерство - политика временная, зачастую просто вынужденная, необходимая в тех случаях, когда, например, важно удовлетворить внутренний спрос за счет импортных товаров. Так, в нашей стране либерализация ВЭД начала 1990-х гг. не могла бы реально состояться без устранения тарифных и нетарифных барьеров на открытых границах. В условиях тотального дефицита крайне необходимо было наполнить внутренний рынок страны дешевым импортным товаром. Такие цели были достигнуты в течение полутора - двух лет именно благодаря политике свободной торговли. После того как предпринимательские структуры наладили внешнеэкономические связи с иностранными партнерами, Россия перешла к протекционистской таможенной политике.
В современной ситуации таможенная политика призвана обеспечить "тонкую" настройку всего механизма регулирования импорта и экспорта на всех уровнях управления, нацелить сто на интересы отечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым торговым сообществом.
Таможенная политика России в первую очередь должна обеспечивать наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, а также участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулированию развития национальной экономики.
5. Таможенное право как комплексная отрасль российского права.
Таможенное право представляет собой самостоятельную отрасль российского права. Потребность в данной отрасли связана с необходимостью для каждого государства осуществлять внешнеэкономическую деятельность, ввозить товары и услуги, в которых оно нуждается, и, наоборот, вывозить предметы экспорта за пределы страны. Таможенное право России как отрасль - это совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также таможенного оформления и контроля, таможенных платежей, таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Характерной особенностью таможенного права является то, что это комплексная система норм. Нормы и правовые институты системы таможенного права имеют различную правовую природу, так как привнесены из разных отраслей российского права. Так, например: - из административного права заимствован таможенный контроль, представляющий собой разновидность государственного контроля, обязанность осуществления которого возложена на таможенные органы как федеральные органы исполнительной власти РФ: - из уголовного - преступления в области таможенного дела как разновидность уголовно наказуемых деянии. Предметом таможенного права являются таможенные правоотношения, т.е. отношения, возникающие в процессе осуществления таможенного дела. Преобладающим методом регулирования таможенного права является императивный. Данный метод основан на властных предписаниях и принудительном обеспечении их исполнения. Так же используются тарифный и нетарифный методы регулирования, составляющие собственно метод таможенного права. Тарифный метод представляет собой регулирование ввоза товаров на территорию РФ с помощью увеличения либо уменьшения размеров таможенной пошлины. Нетарифный включает в себя более широкий набор средств регулирования, в том числе и установление платежей (налогов), напрямую не зависящих от размера таможенной пошлины, однако также направленных на защиту' российских производителей товаров и пополнение бюджета (НДС. акциз).
- 4. Таможенная политика, цели и направления
- 6. Таможенно-правовые нормы и таможенно-правовые отношения.
- 7. Система таможенного права, принципы и критерии ее построения.
- 8. Источники таможенного права, их классификация и краткая характеристика.
- 9. Понятие и виды субъектов таможенного права. Общие и специальные субъекты.
- 10.Таможенные органы как субъекты таможенного права: понятие, правовой статус, виды, краткая характеристика, принципы построения взаимоотношений.
- 11.Организации таможенной службы.
- 12. Основные функции таможенных органов.
- 17.Понятие нарушения таможенных правил и общие принципы привлечения к ответственности за их совершение.
- 18. Виды нарушений таможенных правил и их классификация.
- 19. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.
- 20. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 21. Понятие таможенного оформления и его виды.
- 22. Цели, язык, место и время производства таможенного оформления (тк тс).
- 23. Предварительные операции: понятие, назначение, виды.
- 26. Основное таможенное оформление (декларирование): понятие, функции, формы.
- 27. Таможенный контроль: понятие, виды и формы осуществления.
- 29. Декларант, его права и обязанности.
- 30. Таможенный представитель и иные участники таможенного оформления.
- 32. Таможенно-тарифное регулирование: понятие и правовая основа.
- 35.Понятие, виды и общий порядок уплаты таможенных платежей.
- 36. Таможенная пошлина: понятие, виды, функции и способы исчисления.
- 37. Специальные, антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины.
- 38. Общий порядок уплаты таможенных платежей. Тарифные льготы и преференции.
- 39. Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и некоторые особенности их применения.
- 40. Особенности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическими лицами.
- 41. Правоохранительная деятельность как форма реализации компе¬тенции таможенных органов и ее основные направления.
- 42. Контроль за деятельностью таможенных органов (ведомственный контроль, судебный контроль и прокурорский надзор).
- 43.Международное сотрудничество в области таможенного дела.
- 44.Таможенная статистика
- 45. Таможенный союз: понятие, правовая природа.
- 46. Органы Таможенного Союза
- 47.Акты Таможенного союза