logo
Анализ влияния таможенных пошлин и налогов на рост розничных цен по овощам и фруктам

1.1 Ввозная таможенная пошлина. Порядок исчисления и экономическое значение

Согласно ст.318 Таможенного кодекса одним из видов таможенных платежей является таможенная пошлина, уплачиваемая при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, - при ввозе товаров на таможенную территорию либо вывозе товаров с таможенной территории. Таможенный кодекс РФ от 23.05.2003 № 61-ФЗ

Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе или вывозе товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Субъектом (налогоплательщиком) является декларант. Это лицо, заявляющее от собственного имени для таможенного оформления, перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства.

Декларантом может быть: лицо, непосредственно перемещающее товары, или таможенный брокер.

Объектом налога (таможенной пошлины) являются товары, транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ.

Таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер.

таможенная пошлина налог цена

В мировой практике в зависимости от направленности перемещения товаров таможенные пошлины подразделяются на: импортные (ввозные), экспортные (вывозные), транзитные.

Основную часть таможенных пошлин практически во всех странах мира, в том числе и в России, составляют импортные (ввозные) пошлины. Импортные пошлины устанавливаются на ввозимые в Россию товары и предназначены для решения следующих задач:

защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечение условий для эффективной интеграции российской Федерации в мировую экономику;

оптимизация соотношения между экспортом и импортом с позиций требований платежного и торгового балансов страны;

рационализация структуры ввозимых на территорию России товаров;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в российской Федерации;

пополнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

Ввозная таможенная пошлина - таможенная пошлина, которой облагается ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Взимание ввозной таможенной пошлины также предусмотрено Законом "О таможенном тарифе Российской Федерации".

Ввозные пошлины представляют собой разницу между более высокими издержками производителей соответствующих товаров в условиях РФ и относительно низкими мировыми ценами, определяемыми издержками основных производителей таких товаров, поставляющих их на мировой рынок и обладающих устойчивыми конкурентными преимуществами в области производства этих товаров, что позволяет производить их с более низкими издержками.

Ставки ввозной таможенной пошлины содержатся в Таможенном тарифе Российской Федерации.

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара.

Если товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях России с которой действует режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применяются ставки, в установленном Правительством РФ размере согласно таможенному тарифу размере и называется базовой.

Для товаров, произведенных в наименее развитых странах, устанавливается нулевая ставка ввозной таможенной пошлины, при условии, что они вошли в перечень товаров, на которые распространяются преференции. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: учеб. пособие / С.В. Асламов. - Чита: ЧитГУ, 2009. - 224 с.

Для товаров, произведенных в развивающихся странах, устанавливается ставка ввозной пошлины, равная 75 % от базовой ставки. Льготная ставка действует только для товаров, вошедших в перечень товаров, на которые распространяются преференции для развивающихся и наименее развитых стран.

Тарифные преференции в виде освобождения от уплаты пошлины в отношении товаров из стран, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз, предоставляются при наличии сертификата формы "СТ-1", а также при выполнении правил прямой отгрузки и непосредственной закупки.

Большинство развивающихся стран входят в список стран, для которых в торгово-политическом отношении установлен режим наиболее благоприятствуемой нации, поэтому при отсутствии сертификата формы "А" и при условии, что страна происхождения определена на основании других методов и документов, таможенная пошлина исчисляется по базовой ставке.

Информация о стране происхождения товаров может содержаться в различных документах: в сертификате происхождения; в документах по маркировке груза; в коммерческом счете; во внешнеторговой документации и т.д.

Ставки ввозных таможенных пошлин удваиваются, если страной происхождения товара является страна, в торгово-политических отношениях с которой не применяется режим наибольшего благоприятствования (РНБ).

Не облагаются ввозными таможенными пошлинами товары, происходящие из государств - бывших участников СССР, с которыми заключены двусторонние соглашения о свободной торговле. Это - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

В России применяются следующие виды ставок пошлин:

адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

На основании Федерального закона "О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" в целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и сезонные. Федерал. закон от 8.12.2003 г. № 165-ФЗ.

Антидемпинговая пошлина применяется в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Антидемпинговая пошлина действует в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара.

Специальная таможенная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов.

В случае введения специальных защитных мер на срок более чем один год условия их применения (объем импортной квоты, ставка специальной пошлины) рассматриваются Правительством Российской Федерации в течение указанного срока для определения возможности их смягчения в целях адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям.

В случае если срок действия специальных защитных мер превышает три года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены.

Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.

Сезонная пошлина применяется в целях оперативного регулирования ввоза отдельных товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. В Российской Федерации сезонная пошлина устанавливаются Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать шести месяцев в году.

Начисление, уплата и взимание пошлины на товар производится в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных платежей принимаются таможенная стоимость и их количество либо только количество товаров. В соответствии с п.1 ст.324 Таможенного кодекса таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин.

Исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в российской валюте - рублях и копейках. Однако законодатель допускает осуществление расчетов по таможенным платежам и в иностранной валюте, эквивалентной сумме начисленных таможенных пошлин и налогов в российской валюте. В таких случаях для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты. При пересчете валюты иностранного государства применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Таможенный кодекс РФ, ст. 324 - 326.

При исчислении таможенных пошлин, полученные суммы нередко оказываются громоздкими и требуют округления. Сумма, подлежащая уплате таможенной пошлины всегда округляется по математическим правилам округления до второго знака после запятой.

Ранее были рассмотрены общие положения, касающиеся исчисления таможенных пошлин, однако законодателем установлены различные формулы и правила исчисления таможенной пошлины, в зависимости от вида ставки.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, производится по следующей формуле (1). Напомним, что адвалорные ставки начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров:

(1)

где

Сп - сумма таможенной пошлины, исчисленная по адвалорной ставке;

Тс - таможенная стоимость товара, руб.;

ПА - адвалорная ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по следующей формуле (2). Напомним, что специфические ставки начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров:

(2)

где

Сп - сумма таможенной пошлины, исчисленная по специфической (твердой) ставке;

Вт - количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении;

Пс - специфическая ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара;

Ке - курс евро, установленный Центральным банком РФ на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в евро за единицу физического количества, или по комбинированным ставкам (со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара), в качестве основы исчисления таможенных платежей используется масса товара - это упаковка, которая неотделима от товара до его употребления и в которой товар представляется для розничной продажи. Внутренняя упаковка входит в физическое количество товара если его единица измерения по ТН ВЭД РФ основная, то есть килограммы.

При применении комбинированной ставки ("ПА" в процентах (адвалорная ставка), но не менее "Пс" в евро за количество товара (специфическая ставка) сначала исчисляется сумма таможенных пошлин по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости по формуле, а затем исчисляется сумма таможенной пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара. Полученные в ходе вычисления суммы сравниваются. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных сумм. При исчислении таможенной пошлины по комбинированной ставке в процентах плюс в евро за количество, тогда участником внешнеэкономической деятельности уплачивается общая сумма исчисленных сумм таможенной пошлины.

При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать их экономическую природу и выполняемые ими функции.

Для определения размера пошлин по любому товару (или группе товаров) необходимо определить национальные и интернациональные издержки и цены товара на внешнем и внутреннем рынках.

Практически для расчета пошлин могут быть использованы национальные и мировые цены. Пошлины определяются на основе разницы между мировыми и национальными ценами или в соответствии с этими разницами. Эти пошлины выполняют стабилизирующую функцию, выравнивая условия конкуренции для товаров импортных и отечественного производства и не создавая преимуществ для тех или других.

Ввозные пошлины могут быть установлены выше разницы между национальными и мировыми ценами. В этом случае пошлины будут выполнять протекционистскую функцию, и ограничивать допуск на отечественный рынок импортных товаров, а при высоком уровне пошлинного барьера - практически запрещать этот ввоз.

Наконец, ввозные пошлины могут быть установлены ниже разницы между национальными и мировыми ценами. Такие пошлины создают более широкие возможности для импорта товаров и их можно рассматривать как стимулирующие в определенных пределах импорт товаров.

Система таможенных пошлин призвана всемерно содействовать целям и задачам развития внешнеэкономической деятельности. При этом возможны такие ситуации, когда система пошлин, на первый взгляд по отдельно взятым критериям соответствует интересам страны, но по другим критериям противоречит им и наносит ущерб, а в целом оказывает негативное воздействие на социально-экономическое состояние страны или отдельного ее региона. Новиков В.Е. Голяшева Т.П. Таможенные пошлины: методология обоснования и расчеты: Монография. - М.: РИО РТА, 2000. - 104с.

Ввозные пошлины оказывают влияние на уровень и динамику национальных цен. Широко распространено мнение, что уровень пошлин оказывает прямое влияние на уровень национальных цен, что между ними существует прямая пропорциональная зависимость: снижение пошлин приводит к снижению внутренних цен, а повышение их - к росту цен.

На самом деле между таможенными ввозными пошлинами и ценами существуют весьма сложные связи и количественные зависимости.

Во-первых, ввозные пошлины являются тем элементом, который служит базой для расчета косвенных налогов, например НДС, и других элементов цены. Эти элементы цены изменяются, как правило, прямо пропорционально изменению ставок ввозных пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменением пошлин и изменением этих элементов цены могут быть нарушены: при благоприятном для продавцов соотношении между спросом и предложением рост цен может опередить рост ставок пошлин и прочих элементов цены, базой для расчета которой являются пошлины; при превышении предложения над спросом рост внутренних цен может быть минимальным и не обеспечить зависящих от пошлин элементов цены пропорционально росту пошлин. Следовательно, зависимость между изменением пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, но она не всегда принимает форму прямой пропорциональности.

Во-вторых, ввозные пошлины влияют на объемы импорта и национального производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.

Например, некоторые товары могут не производиться в стране и потребность в них обеспечивается исключительно за счет импорта. Уровень пошлин и их изменение влияют на размеры импорта и соответственно на баланс спроса и предложения конкретного товара на Российском рынке. Но в большинстве случаев импортируемый товар производится также и на национальных предприятиях внутри страны. Таможенные пошлины влияют на спрос и предложение двояко: они регулируют масштабы ввоза и вместе с тем оказывают влияние на динамику внутреннего производства. При оценке влияния ввозных пошлин на внутренние цены надо принимать оба эти фактора.

В-третьих, уровень пошлин оказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя тем самым влияние эффекта масштаба производства (единичного, мелко-, средне-, крупносерийного или массового) на динамику внутренних издержек. Этот фактор имеет исключительно большое значение при оценке влияния пошлин на состояние внутреннего производства и его эффективность, от которых, в конечном счете, зависят национальные издержки и цены.

Влияние ввозных пошлин на внутренние цены определяется не только общим уровнем этих пошлин, но и их оптимальностью: система пошлин должна способствовать развитию и повышению конкурентоспособности и эффективности внутренней экономики, что и должно обеспечить наиболее благоприятные для национальной экономики и потребителей страны внутренние цены. Уровень и динамика внутренних цен будут определяться состоянием и эффективностью национальной экономики. Уровень пошлин может рассматриваться в качестве одного из факторов, содействующих достижению этой эффективности.