2.2 Эффективность современной нормативно-правовой базы по таможенному регулированию в Российской Федерации
Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вступил в силу с 29 декабря 2010 г. (кроме отдельных положений с иными сроками вступления в силу).
Поскольку основным документом, регулирующим таможенные отношения России, Белоруссии, Казахстана, стал Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), Федеральный закон предназначен для уточнения применения ТК ТС в России и урегулирует порядка 300 отсылочных норм, содержащихся в ТК ТС.
В этой связи с вступлением Федерального закона в силу утрачивает силу Таможенный кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» регламентирует, в частности:
- основные принципы ввоза товаров в РФ, вывоза товаров из РФ, перевозки товаров по территории РФ под таможенным контролем;
- порядок декларирования товаров и применения иных таможенных процедур;
- правила определения страны происхождения товара и классификации товаров по ТН ВЭД ТС;
- основания корректировки таможенной стоимости без проведения дополнительной проверки;
- порядок проведения таможенного контроля (система управления рисками, таможенный осмотр и досмотр, таможенные проверки и т.п.);
- порядок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр (так называемая процедура ex officio);
- порядок уплаты, возврата и принудительного взыскания таможенных платежей;
- порядок обжалования решений, действий и бездействия таможенных органов и их сотрудников Халипов С.В. Таможенное дело: учебник. 7-е изд., перераб. и доп.. - М., Зерцало-М, 2011. - С. 44..
Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» также устанавливаются требования к уполномоченным экономическим операторам, таможенным перевозчикам, представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и другим участникам.
При этом компании, применяющие специальные упрощенные процедуры по ТК РФ (временное хранение на собственном складе, предварительное декларирование и пр.), вправе пользоваться такими льготами и после 29 декабря 2010 г. Для этого необходимо было до 31 декабря 2010 г. письменно информировать ФТС России о своем согласии получить статус уполномоченного экономического оператора.
Новым стало законодательное закрепление электронного декларирования товаров. При этом электронная форма становится основной, с 2014 г. таможенная декларация на бумажном носителе может быть подана только в ограниченных случаях.
Также Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» упростил ввоз и вывоз сложного многокомпонентного оборудования: по единому коду ТН ВЭД ТС, различными товарными партиями, в течение 1 года с возможностью продления до 3 лет, с подачей одной итоговой декларации.
Впервые законодательно установлена возможность однократного представления правоустанавливающих документов декларанта товаров до и во время подачи таможенной декларации и законодательно ограничен их перечень (схоже с процедурой регистрации участника ВЭД в таможенном органе, ранее ничем не регулировавшейся).
По заявлению декларанта товары могут быть выпущены при отсутствии лицензий, сертификатов и подобных документов, но с ограничениями по их использованию. Также установлены четкие основания для отказа в удовлетворении такого заявления.
Упрощен ввоз научных и коммерческих образцов товаров для демонстрации на выставках, тестирования и подобных целей.
Сокращен срок и перечень документов, необходимых для экспорта товаров за пределы Таможенного союза.
Негативным моментом является то, что Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» усложняет свободное перемещение товаров внутри Таможенного союза, предоставляя российским таможенным органам право требовать подтверждения происхождения и выпуска товаров. С таким требованием участник ВЭД может столкнуться как на границе РФ, так и внутри страны Халипов С.В. Таможенное дело: учебник. 7-е изд., перераб. и доп.. - М., Зерцало-М, 2011. - С. 44..
Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержит также бланкетные нормы и делегирует регулирование отдельных таможенных отношений Правительству РФ и ФТС России, которые должны принять соответствующие акты. Предполагается также, что для полноценного функционирования Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» будут отменены противоречащие ему подзаконные акты.
- Введение
- 1. Теоретические основы и сущность формирования нормативно-правовой базы по вопросам таможенного регулирования в Российской Федерации
- 1.1 Система нормативных документов, регулирующих таможенно-тарифную деятельность в Российской Федерации
- 1.2 Формирование нормативно-правовой базы таможенного регулирования за рубежом
- 2. Практическое применение нормативных документов по таможенно-тарифному регулированию и их дальнейшее развитие в Российской Федерации
- 2.1 Влияние факторов внешней и внутренней среды на формирование нормативно-правовой базы таможенного регулирования
- 2.2 Эффективность современной нормативно-правовой базы по таможенному регулированию в Российской Федерации
- Заключение
- Тема 1.3. Таможенный тариф – инструмент таможенно-тарифного регулирования
- 32. Таможенно-тарифное регулирование: понятие и правовая основа.
- 2. Понятие таможенно-тарифного регулирования
- Вопрос 14. Таможенно-тарифное регулирование в составе таможенного дела. Таможенный тариф : понятие, цели, элементы.
- Основы таможенно - тарифного регулирования
- 23.Система нормативных документов, регулирующих таможенно-тарифную деятельность в Российской Федерации.
- Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе
- 2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования