1.3.1 История таможни санкт-петербурга
Надзор за торговлей в Петербурге осуществляли таможни. Слово "таможня" восходит к тюркскому слову "тамга", что значило- "клеймо" , "знак". В древней Руси тамгой называлась пошлина , взимавшаяся при наложении особого клейма на товар.
В Петербурге было две таможни- внутренняя и портовая.
Основание Петербургской таможни произошло в 1703 году. Первоначально она находилась на Троицкой площади. Здесь производились все сборы с товаров. Специальные внутренняя и портовая таможни оформились несколько позднее, с 1717 года. Окончательная же их организация завершилась лишь в 1720 году. Тогда же оформилась и Кронштадтская портовая таможня.
Первоначально купцы имели право после прохождения процедур в таможне выгружать товар даже в своих домах, что приводило к всевозможным злоупотреблениям. Позднее, в 1723 году на Троицкой площади были построены специальные таможенные склады.
В 1731 году внутренняя таможня была объединена с портовой. С 1733 года единая таможня находилась на Васильевском острове (район набережной у нынешнего Таможенного переулка). Здание новой таможни было выстроено по проекту архитектора И.Ф.Лукина. Возможно, что в разработке проекта участвовал архитектор В.П.Стасов. На фронтоне, завершающем портик, были установлены отлитые из меди фигуры Меркурия, Нептуна и Цереры (древнегреческие боги- покровители торговли, мореплавания и плодородия) В 1927 году это здание было передано Институту русской литературы Академии наук (Пушкинский дом).
В то же время (1733 год) на Васильевский остров были переведены с Петербургской стороны торговая пристань и биржа. На долгое время стрелка Васильевского острова сделалась центром внешней торговли Петербурга.
В конце XIX века в связи со строительством порта на Гутуевском острове туда же перевели и таможню. Здание таможни и таможенные склады были размещены на берегу Межевого канала.
Петербург стал крупнейшим центром внешней торговли России. В 1724 году к Петербургу уже пришло 240 иностранных кораблей. К концу петровской эпохи отсюда вывозилась половина объеме русского экспорта в Западную Европу. Вывоз товара из России вдвое превышал ввоз. При этом привозные товары, особенно виды продукции, производившиеся и в России, облагались высокой пошлиной- до 50-70%. С товаров, не производившихся в стране, взималась пошлина лишь в 10%. На русские товары устанавливалась пошлина в 3%.
В целях всемерного развития экспортной торговли и поддержки престижа русских купцов правительство вводило при таможне строгую маркировку товаров: пеньки, льна и прочих. Однако, эти меры не всегда достигали цели; обман имел место нередко как со стороны русских, так и иностранных купцов.
В первые годы деятельности таможни всеми делами в ней ведали выборные представители петербургского купечества. В 1716 году была учреждена Коммерц-коллегия, ведавшая всеми торговыми делами. с 1720 года был учрежден постоянный штат должностных лиц: оберцольнеров и цольнеров, различных досмотрщиков; впрочем представители петербургского купечества привлекались к таможенным делам и после этого. Штат служащих Петербургской таможни уже в конце 20-х годов состоял из 153 человек. Таким он оставался и в середине XVIII века. Неоднократная сдача в первой половине XVIII века казной таможенных сборов на откуп частным лицам отрицательно сказывалась на деятельности таможни: открывалась возможность нарушать государственные интересы в целях частной наживы.
Однако, несмотря на ряд причин, тормозящих развитие внутренней и внешней торговли столицы, торговая жизнь города и его порта уже в середине XVIII века достигли такого уровня, что Петербург занял по сумме торговых оборотов первое место в стране.
- 1 Таможенные органы
- 1.2 Общая характеристика структуры
- 1.3 Санкт-петербургская таможня
- 1.3.1 История таможни санкт-петербурга
- 1.3.2 Таможенное оформление автомобильных грузов
- 1.3.3 Таможенное оформление железнодорожных грузов
- 1.3.4 Руководство санкт-петербургской таможни и отделы
- 1.3.5 Права сотрудников таможенного органа
- 1.3.6 Обязанности сотрудника таможенного органа
- 1.4 Должности сотрудников таможенных органов
- 1.5 Подготовка кадров для таможенных органов
- 1.7 Оптимальная численность штатного состава таможен
- 1.8 Технологии управления развитием
- 2 Кадровый потенциал таможенных органов
- На усиление влияния кадрового потенциала на эффективность деятельности таможенных органов
- Реализация принципов кадровой политики по направлениям
- Развитием кадрового потенциала таможенных органов
- 2.1 Развитие таможенной системы
- 2.2 Таможенная система советского периода
- 2.3 Анализ развития кадрового потенциала